Ледолазание в Тызыле

Пишет Aliev, 01.03.2018 15:20

Ледолазание в Тызыле (Ледолазание/drytoolling, замерзшие водопады, первопролазы)
Небольшая компания любителей лазания по замерзшим водопадам провела неделю в ущелье Тызыл, боковом ответвлении Баксанского ущелья. По результатам поездки я принял решение написать небольшой ознакомительный отчет-описание этого живописного и ледолазно-перспективного уголка Северного Кавказа.

Ущелье Тызыл начали осваивать ледолазы из Ставропольского края прошлой зимой 2016-2017гг. Из того, что может предложить этот район, на данный момент здесь пройдено не более 20-25% потенциальных линий. Данная статья не претендует на то, что это будет полное и всеобъемлющее описание. Задача состоит всего лишь в том, чтобы познакомить читателей risk.ru с новым и очень перспективным местом, которое может привлечь любителей каскадного ледолазания, а также предоставить базовую информацию для тех, кто соберется в этот район.

Как добирались
По ущелью Тызыл проложена дорога, которая поддерживается в довольно приемлемом состоянии. Однако, для проезда по этой дороге необходим автомобиль с проходимостью немного большей, чем средняя, например Нива. Мы были на Nissan X-Trail. Актуальное состояние дороги и возможности нашей машины позволили проехать до заброшенной турбазы "Тызыл". От этого места дальше по ущелью можно проехать максимум пару км. Дальше дорога размыта. Выше по ущелье есть продолжение дороги, но следов того, что по ней ездят, мы не обнаружили.
Чтобы попасть в ущелье Тызыл, необходимо на баксанском кольце повернуть в сторону поселка Эльбрус и двигаться по Баксанской долине до поворота на поселок Кенделен. Свернув, и проехав поселок, попадаем непосредственно в долину.

Где жили
После рассмотрения всех возможностей, среди которых были поиск жилья в поселке Кенделен и аренда жилья в Тырнаузе, решили что далеко ездить каждый день мы не хотим и остановились на варианте остановки в коше, который представляет собой небольшой каменный домик.

В доме есть пара топчанов, стол, лавки и, самое главное, печка-буржуйка. Кош использовали как кают-компанию, кухню и избу-сушильню. Спать в коше не очень хотелось, так как дрова в печке прогорали достаточно быстро и после этого в доме становилось холодновато. Так что спать уходили в палатку, которую поставили рядом с кошем.
По информации от знакомых, есть еще один кош с печкой, напротив т/б "Тызыл".

Кош напротив т/б "Тызыл"

Мы в этот кош не заходили, так что по его состоянию ничего сказать не можем. Однако нами были замечены свежие следы от автомобиля, которые шли в направлении этого коша.

Сама т/б "Тызыл" - это пара двухэтажных корпусов, в довольно жалком состоянии.

т/б "Тызыл"

Где лазали
Прошлогодние прохождения ледолазов Ставропольского края частично описаны в группе VK. Особо хочется выделить эту, эту и эту линии.
Информация также приведена здесь.
Замерзшие и не замерзшие этой зимой (но потенциально готовые к этому) сосульки располагаются в основном по склонам ущелья с северной ориентацией и разбросаны по всему протяжению долины. Чаще всего это какие-то отдельные сосульки, к каждой из которых может вести свой собственный путь подхода. Но также также места, где несколько сосулек сконцентрировано в целый сектор. И поднявшись вверх по склону, можно подойти к началу сразу нескольких линий.

Зима на Кавказе выдалась довольно теплой. Мой предварительный ежедневный мониторинг погоды на метеосайте по Кенделену давал повод для неутешительных предположений, что не видать нам льда - показывали плюсовую температуру. "Вести с полей" тоже давали противоречивую информацию.

Потому в день заезда было решено проехаться по ущелью с целью осмотра. И был припасен план Б - переезд в Мидаграбин, уж там то лед мы могли найти гарантированно. К счастью, перезжать никуда не пришлось. Льда хоть и было меньше, чем в прошлую холодную зиму, но его количество было признано достаточным для того, чтобы остаться.
Поэтому оставшееся после рекогносцировки время было решено посвятить сектору Галерея. Тем более, что в этом году в верхней его части столб сросся, в отличие от прошлого года. В итоге пролезли пару каскадов, с подходом по полкам между ними.

После лазания поехали заселяться в кош и ставить лагерь.

На другой день мы решили разделиться. Я с Женей Рубцовой решил сходить "классику района" - нитку, с которой в прошлом году началось ледолазание в Тызыле - массив Штора. Массив состоит из серии трех каскадов, с пологими переходами между ними. Причем каскады замерзают столбами, каждый сложнее и длиннее предыдущего.
Для подхода под Штору пришлось потратить некоторое время на преодоление водной преграды, но мы справились, кинув в речку пару бревен. Плавника в русле реки достаточно много, так что со стройматериалом проблем не возникло.
Первый каскад в этом году подкачал. Подойдя под него, я посмотрел-посмотрел и принял решение обойти его по скалам.

Облаз тоже доставил некоторое удовольствие, так как никаких железок для скал мы не брали, поволноваться пришлось. Все обошлось благополучно, и мы подошли под вторую ступень. Издалека она тоже не внушала оптимизма. Но с более близкого расстояния стало понятно, что опора у столба есть, сверху прикреплен он тоже неплохо, диаметром она была тоже вполне неплоха, а то что издалека казалось просвечивающими через лед скалами в верхней части - это всего лишь грязный лед. Грязный, но достаточно толстый, чтобы лезть.

Пролез, выбрал напарницу и выпустил ее вперед на подлаз к следующему столбу. Следующий столб никаких сомнений не вызвал, оказался поплотнее предыдущего, не таким ажурным, но при его прохождении пришлось потратить усилий уже побольше. Однако старания увенчались успехом.

Спускались уже в темноте.

А в это время Женя Херасков и Саша Козлов предприняли вылазку на массив, который мы условно назвали Дальним из Ближних. Это массив самый крайний из тех, под которые можно подъехать на машине. Начинать подъем от дороги лучше всего от моста, переводящего дорогу с орографически левого берега на правый. Подход под сектор занял около часа.

Походив, побродив и изучив варианты, с сожалением отметили, что у одной из самых вкусных линий (на фотке нарисована зеленым цветом) совсем немного не наросло начало, а начать правее и подойти по полке к основной части водопада тоже не получается. Поэтому парни пролезли небольшую новую нитку (на фотке в центре). Вышло метров 30 подлаза по простому рельефу "стенка-полка" и затем 20 метров вертикального льда.

На третий день пребывания в районе вся компания опять выдвинулась на Дальний Ближний. Я с Женей Рубцовой повторил вчерашнюю линию парней. А Саня Козлов с Жекой Херасковым предприняли попытку повторить линию, пройденную в прошлом году Андреем Шопиным. Линию, при отсутствии официального названия от автора, так условно и назвали - "Столб Шопина".

Ребята пролезли подлаз, подошли по полке к основанию столба. Жека начал лезть собственно столб, закрутил бур, в считанные секунды промок под текущей водой, помялся-потоптался - и принял благоразумное решение не лезть дальше.
На этом первая половина нашего пребывания в Тызыле завершилась.

Следующий день был назначен днем отдыха. Однако это было условно. От т/б "Тызыл" дальше по ущелью просматривался еще один сектор с сосульками. Естественно, появилось желание разведать его. Тем более, что по словам Жени Хераскова, по тем соулькам точно еще никто не лазал. Появился шанс стать первопроходцами! Какой клаймер устоит перед такой перспективой?!

Но было понятно, что находится он далеко и на подход под него придется потратить существенно большее время чем обычно. Поэтому мы приняли решение, что "день отдыха" мы потратим на подход под этот новый сектор и установку промежуточного лагеря.
Новый сектор находился в боковом ответвлении Тызыла - ущелье реки Психя. На переход от т/б Тызыл, куда мы доехали машиной и там же ее оставили, до места установки лагеря мы потратили около полутора часов. Причем, сначала поднимались по ущелью, затем решили приспуститься до места, где ручей еще был не замерзший (чтобы избежать топки воды), и чтобы были места для установки палаток.

На утро пятого дня в Тызыле мы выдвинулись от промежуточного лагеря вверх по склону ущелья. Потратив полтора часа времени, подошли в сектор. Он оправдал наши ожидания. Полазать было где.

Полезли в первую очередь те линии, которые показались самыми безопасными и логичными. Я с Евгенией пролез нитку, которую потом, особо не напрягая фантазию, назвал "Два столба" (см ниже общую фотку с нитками). Сделали три участка - простой подлаз под первый столб (ledy's first - выпустил вперед напарницу), затем собственно первый столб с последующим простым подлазом в основание второго столба. Ну и второй столб, с последующим вылазом по глине и мху за перегиб до дерева. Как и в случае со Шторой, второй ключ оказался посложнее первого.

Жека с Саней в этот день бахнули сразу 2 линии. Сначала "Ступень". Простой подлаз, затем стенка. А после этого пролезли "Страшный сон". Тоже вышло 2 участка, но в этот раз примерно равноценных, верхний немного сложнее нижнего.

Нитки маршрутов на массиве в ущелье реки Психя

Шестой день нашего приключения получился не таким удачным, как предыдущий. Я с напарницей застолбил линию, которую потом назвали "Мужской день", так как это был как раз День Защитников Отечества, 23 февраля. Опять простой подлаз, снова Евгения лидирует. Затем я лезу столб, с последующим простым подлазом до стенки. Показалось, что стенка будет вполне по силам Жене, выпускаю ее вперед. Опять же, это уже пятый день лазания, должен уже прийти некий разлаз (не путать с приходом). И она с успехом справляется, пролезая и стенку и последующий простой участок до дерева.
Парням к этому времени однозначно логичных и безопасных вариантов уже не осталось, зима подкачала и многие потенциальные линии этого сектора были не в лучших кондициях. Поэтому им пришлось пробовать сомнительные. Начав параллельно с нами, парни пролезли простой участок. Потом Жека сунулся сначала на один вариант, затем на другой. Оба они ему не понравились. И они с Сашей спустились вниз и дождались нашего спуска.

В этот же день мы спустились, сняли промежуточный лагерь и вернулись в наш базовый кош. А на следующее утро мы покинули Тызыл, увезя с собой массу впечатлений и твердое желание обязательно вернуться и продолжить освоение этого удивительного района.

Напоследок еще фоток, в нагрузку.

При подготовке к поездке и написании этой статьи я усиленно консультировался и пользовался материалами, предоставленными Женей Херасковым, Дмитрием Нагорным и Андреем Шопиным, за что им отдельное спасибо.

В общем, могу порекомендовать ущелье Тызыл всем, кто любит лазать по технически интересным замерзшим водопадам. Для себя отметил фишку района, которую раньше в такой концентрации нигде не встречал - наличие замерзших в различных конфигурациях ледяных столбов.