Анна Червиньска: «Денис был премилый…»

Пишет Маргарита Безуглова, 04.03.2018 23:47

Денис Урубко и Симоне Моро поют в общем альплагере российской команды, Лхоцзе, 2001 год (видео из фильма Виктора Козлова «Русский восьмитысячник»)

Одиночный выход Дениса Урубко на гору вызвал широкий резонанс мировой альпинистской общественности. Мы уже имели возможность ознакомиться с критическими настроениями. Вместе с тем, в польской прессе можно встретить немало противоположных акцентов – это слова признательности Денису, попытка уйти от оценочных суждений и объективировать историю. Посмотрим на ситуацию в этом ракурсе глазами поляков.

Из польской статьи tvn24 «Выбрался из лавины, жену не слушает, на К2 видел бананы. А вообще-то должен был стать актером»:

«У поляков Денис встретил энтузиазм и сердечность. Была весна 2001 года. В экспедицию на Лхоцзе пригласил его руководитель Петр Пустельник. Когда Урубко и его итальянский напарник Симоне Моро выбрались на гору, оказалось, что их палатка пропала. Может, лавина, а, может, вор – это осталось домыслами. В любом случае, Денис утратил экспедиционные вещи. Со своим запасным комбинезоном пришел к нему Пустельник. Урубко мог теперь продолжать восхождение. Тогда он еще не предполагал, что у него будет возможность отблагодарить поляков. Вскоре Денис помог спуститься со склона Лхоцзе изнуренной Анне Червиньской. < ... > Он запомнил жест Пустельника, выразив ему публичную благодарность много лет спустя.

Прим.: «Денис утверждает, что спас мне жизнь на Лхоцзе, хотя мне тогда казалось, что я спустилась бы и собственными силами, несмотря на огромную усталость и истощение. Он тут же сорвался с места, увидев, в каком я состоянии, ну и, в самом деле, помог мне. < ... > От первой встречи с Денисом у меня остались очень хорошие впечатления, он был премилый», – предается воспоминаниям 68-летняя Анна Червиньска, первая полька, выполнившая программу «7 Вершин» и имеющая в своем багаже 6 восьмитысячников. «Я никогда в жизни не встречала мужчину, который был бы прекраснее, чем К2», – шутит Анна, сознаваясь, что и сама «не без греха»: в 1986 году эта гора так вскружила ей голову, что гималаистка вышла из повиновения руководителю экспедиции Янушу Майеру. Ей удалось дойти только до 8200 м.
Анна Червиньска: «Денис был премилый…» (Альпинизм, к2, зимний альпинизм, экспедиции, пакистан, каракорум, горы, поляки)
Анна Червиньска, 2018 год, фото RMF
Денис Урубко, фото из личного блога

< ... > Как говорит Денис, его дом – это Россия, Казахстан и Италия. А где тут Польша? Ведь с 2015 года он является и польским гражданином. «Наш паспорт для него имеет просто практический смысл. Он нужен ему, чтобы свободно перемещаться по миру», – открыто признает обладатель «Короны Гималаев» Петр Пустельник.

Прим.: мнение Петра Пустельника об уходе Дениса из экспедиции, которое отличается своей непредвзятостью и лишено ноток осуждения, можно найти в этом посте.

Сам Урубко не прикрывался бог знает какой любовью к Польше. Объяснил это так: «В Польше у меня есть возможности развиваться. Здесь лучше атмосфера и гениальное альпинистское сообщество. Прошло время, когда мне было легче реализовать себя в Казахстане. Здесь я получил огромную поддержку своей страсти, а теперь еще и доверие».

Прим.: В 2013 году Дениса Урубко приняли в Почетные члены Польского Альпийского Клуба. Светлые воспоминания из блога Дениса:
«– Это еще не все, – усмехнулся командир команды Богуслав. – В этот вечер мы решили наградить Дениса Урубко альпинистской наградой «Первый среди равных». Так отмечаются люди, совершившие Исторические восхождения.
Я не могу ручаться за точность слов Богуслава, потому что слабо понимаю польский язык. Возникло ощущение, что кубок, которым меня наградили, выдается человеку потому что он – «молодец». Стало приятно. Я разомлел.
– Но и это еще не все, – сощурился Богуслав от удовольствия. Расплываясь улыбкой – такой, как встречал Лешку Болотова и меня в деревне под Эверестом. Даря ощущение надежности. – Сегодня здесь присутствует Воевода нашего округа пан Александр Марек Скорупа, который от лица города Вроцлава выдал Денису Урубко разрешение на работу в Польше.
Тут у меня подкосились ноги, честно говоря. Это было слишком. Что эти ребята обо мне думают! Это же чертовская ответственность! После того, как приходилось везде туго – Богуслав Магрель взял меня на работу в Польском Клубе Альпейском. И руководитель Польской провинции Дольный Шлёнск Александр Скорупа в великолепии своей официальной фигуры протягивал мне простую настоящую бумагу. Работай, парень. Велком, как говорится!»

Денис Урубко - почетный член Польского Альпийского Клуба, фото из личного блога

Напомним, что в перепалке разнообразных мнений Богуслав Магрель был одним из тех, кто горячо желал, чтобы Денис остался в экспедиции. Почитать об этом можно здесь.

< ... > Также Денис спас жизнь Марчину Качкану. Это было 15 лет назад, во время предыдущей польской зимней попытки взойти на К2. У Качкана на высоте ок. 7700 м случилась горная болезнь, он слабел с минуты на минуту. Урубко, не задумываясь, бросился на помощь и сражался за жизнь поляка. Одел больного, встегнул в перила и спустил вниз. Марчин выжил. В этом году они встретились вновь – и снова под К2.
Марчин Качкан на К2, маршрут Чесена (Басков), фев.2018, фото (с) Денис Урубко

Урубко прерывал свои экспедиции, чтобы спасать гималаистов, находящихся на грани. Потому что он не пройдет равнодушно мимо человеческой жизни. «Ни одна смерть в горах не имеет смысла», – сказал он и придерживается этого.

< ... > Через несколько лет дороги Урубко и Моро разойдутся, но в г. Лёндек-Здруй (Польша, Нижняя Силезия – прим.), на одном из горных фестивалей, он присмотрит себе нового напарника на восхождения, 30-летнего Адама Белецкого. Он увидел в нем того себя, каким он был десяток с лишним лет назад. «Пусть наша встреча и оказалась короткой, Адам был мне симпатичен. В его глазах я видел такое же дерзкое безумие, что наблюдаю в зеркале. Это было отражением, со всеми слабостями и силой, но в нем жил огонь», – вспоминал Денис в рассказе о фестивале. Вместе они будут исследовать высокие горы, отправятся на Канченджангу. Взойдет на нее только Урубко, но дружба продолжится. «Денис оказался тем партнером мечты, от которого я не только мог многому научиться, но и помочь в реализации очень амбициозных целей», – написал о нем Белецкий в своей книге».
Денис Урубко и Адам Белецкий, фото из Twitter

< ... > Для Дениса настоящая зима заканчивается с последним днем февраля. Он объявил это когда-то в своем гималайском манифесте, огласив во всеуслышание принципы, которым остается верен. < ... > На К2 того и гляди может открыться погодное окно. Часы тикают. Если полякам удастся совершить восхождение, в этом будет также заслуга Урубко. Но он не сочтет это успехом».

***

Выдержки из польской статьи newsweek.pl:

«Конечно, никто не помнит, что это поляки усиленно уговаривали Урубко принять участие в экспедиции и что именно он больше всех работал на обоих маршрутах – Чесена и Абруцци.

Что он действительно является обладателем польского паспорта, но живет в Италии, а в Польше бывает лишь время от времени.

Что трудные характеры и индивидуалистические позиции – у подавляющего большинства альпинистов, и люди, которые сейчас находятся под К2, – не исключение.

То, что он не взял с собой телефон на гору, можно интерпретировать как осознанный отказ от помощи коллег, чтобы не подвергать их опасности.
Денис Урубко на К2, фото (с) National Geographic

< ... >
Это не первый и не последний подобный случай в истории гималаизма. Артур Хайзер многократно вспоминал эпизод, когда один из коллег вышел из повиновения. Не будучи отобранным на штурм вершины, участник решил сам себя назначить и ранним утром, никого не разбудив, двинулся наверх. Через много лет Хайзер с потехой рассказывал этот случай.

В истории польского гималаизма было несколько ярких руководителей. Двое из них особенно выделялись:

Януш Курчаб – прекрасный логистик и демократ, который постоянно выносил на обсуждение с командой все идеи и смены планов, что выводило некоторых из себя.

По другую сторону стоял, безусловно, один из самых выдающихся руководителей экспедиций, которых когда-либо знала история мирового гималаизма, – Анджей Завада.

В молодости хороший альпинист с достижениями в высоких горах, со временем он направил энергию в сторону организации больших национальных экспедиций. Основоположник идеи зимнего гималаизма. Он был истинным визионером, завоевавшим беспрекословное признание не только у себя на родине, но и во всем мире.

Анджей не всегда «застегивал всё на последнюю пуговицу», но импровизировал, как настоящий джазмен. Благодаря его авторитету его решениям подчинялись «тузы» альпинизма.

Так было во время весенней экспедиции на Эверест в 1980 году. Когда Ежи Кукучка и Анджей Чок взошли на вершину по новому маршруту, по Южному гребню, Завада обозначил конец экспедиции, хотя в лагерях были наготове несколько двоек таких же сильных восходителей, настроенных идти на штурм.

Дело грозило обернуться бунтом, но никто не отважился. Потом доносились рассказы – будто бы, по мнению Завады, массовое восхождение нескольких участников могло ослабить представление о трудности маршрута. Однако это были всего лишь голоса уязвленных. Гораздо более вероятна была забота Лидера о том, чтобы не ставить под угрозу жизнь и здоровье следующих членов команды. Особенно, если учитывать, что для Завады самым главным всегда был бело-красный флаг на вершине, и неважно, кто его туда поднимет.

И только на первый взгляд противоречит этому принципу другое, противоположное решение Завады, принятое во время восхождения на Чо Ойю в 1985 году. Он согласился, чтобы Ежи Кукучка, уже под конец экспедиции (в феврале, после восхождения 21 января на Дхаулагири) присоединился к команде и, практически не оказав коллегам помощи в трудоемком строительстве лагерей, поднялся по проторенному пути на вершину.

На этот раз Завада хотел помочь поляку выиграть борьбу за «Корону Гималаев». Кукучка (Чо Ойю был его восьмым по счету восьмитысячником) соревновался с Рейнхольдом Месснером в том, кто первый взойдет на все 14 восьмитысячников.

И снова нашлись те, кто скривился, выставив в плохом свете то, что Кукучка воспользовался работой коллег. Но все подчинились решению Великого Завады.

< ... >
Получится ли у Кшиштофа Велицого – живой легенды, одного из самых выдающихся гималаистов Польши и всего мира – выдержать это испытание в амплуа руководителя так же великолепно, как он не раз выдерживал его в качестве восходителя – можно будет оценить по прошествии времени.
Мотивация команды в сложившихся обстоятельствах требует незаурядного таланта Лидера. Позволит ли погода взойти Велицкому на вершину своих организаторских способностей?..»
Кшиштоф Велицкий, фото tygodnikecho.pl

Прим.: В числе испытаний, выпавших на долю Кшиштофа Велицкого в ходе этой экспедиции, можно вспомнить спасработы на Нанга Парбат; травмы альпинистов в результате камнепада (а в это время команда осталась без врача!); проблемы некоторых участников со здоровьем (кинооператор Дарек Залусский на 10 с лишним дней был эвакуирован из базового лагеря вертолетом); смену маршрута в середине февраля; ослабление команды за счет выхода нескольких членов из ее состава (экспедицию покинули Ярослав Ботор по семейным обстоятельствам, Рафал Фроня по состоянию здоровья и Денис Урубко по идейным соображениям).