Факел Прошлой осенью, или малоизвестный Крым в Золотую осень!

Пишет SARMATS, 15.04.2018 21:00

Сначала я хотел написать «неизвестный Крым», а осень по обычным грамматическим правилам.
Потом передумал (ответы ниже, хоть слабая, а всё же интрига).

Так вот, очень давно, а точнее в январе 2013 года, мы с другом Серёгой (которого большинство знают, как «Терр»), шутя создали Клуб любителей Восхождений, Вина и всего Прекрасного (КВВП – сокращённо). Для вполне понятных, отображённых в его названии целей.
Там же придумали программу «Малоизвестный Крым». Но, наша «малоизвестность» касалась альпинизма. Тот коллектив жив и поныне, и, не спеша, прибавляется энтузиастами.

Так вот, пора совершать новые "малоизвестные" подвиги», а я за старое не отчитался!

Совсем давно, в книге "Альпы в Крыму" я увидел общую фотографию вот этого массива:
Факел Прошлой осенью, или малоизвестный Крым в Золотую осень! (Альпинизм, Сюрюю-Кая, первопроход, пугачев, лапшин, Большой каньон)

А та стена, у начала моего альпинизма, выглядела так:
Сююрю-Кая, эпохи 1968 года.

Сююрю-Кая (820 м)  — скальный выступ горы Орлиный залет, напротив входа в Большой каньон Крыма в 3,5 км к югу-юго-востоку от села Соколиное (Бахчисарайский район).
С крымско-татарского «острая скала».

Вот с моим напарником Мишей, что из Алушты, активным участником нашего Клуба, на его боевой Ниве мы выехали в село Соколиное.

Далее почти по хронологии с иллюстрациями и короткими репликами.
Главное: мы выехали – прикоснуться к исторической горе!

Итак - мы поехали!

Дорога шла через Ай-Петри.
Вид на Ялту.

Это Караголь. Осенний. Узнали?

Это впечатляет всех, но, непонятно что же Это? И я тоже не знаю!

Вот и начались Соколиные приключения.

Посмотрели на гору издали.
Сююрю. Вид из Соколиного.

Посмотрели вблизи.
Сююрю, вид с дороги.

Ну и пошли…

Долго бродили по лесу.

Почти попали под маршрут. Гора имеет нижний пояс. Весьма крутой. «Рубить» его в лоб не имеет смысла, тем более, что мы настроились на простое, нечто народно-популярное.
О само'й технической части маршрута кратко:
Камин на R1

Начало участка R3

Участок R5

Тройка – она и есть тройка, что о ней рассказывать…

А вот эмоциональная часть – полный восторг!
Налево – Так! Гора Бойка.

Направо – Так! Большой каньон. Вид сверху.

А в целом – Так! На маршруте.

Вот такая получилась тройка с гордым названием «Факел»!

Факелом маршрут назван не от красок осени, так что, читайте дальше…
Сююрю. Техническая нитка маршрута.

Для таких, как мы – описание, склонным к созерцанию – ещё картинки.

ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Район восхождения – Крым. Северная часть Главной гряды, Крымских гор. Бахчисарайский район.
2. Вершина Сююрю-Кая, Юго-Восточная стена, (820 м).
3. Маршрут «Факел». Предполагаемая категория сложности: 3Б.
4. Перепад высот стенной части маршрута – 220 м;
5. Средняя крутизна маршрута – 65°.
6. Забито (использовано) крючьев:
скальных закладных элементов френдов шлямбурных
15 3 9 0
Оставленного снаряжения – нет.
7. Ходовых часов – 3 ч, спуск в день выхода на вершину.
8. Количество ночевок: нет.
9. Участники: Пугачёв Сергей Александрович, МС, инстр - мет. II кат.
Лапшин Михаил Сергеевич, КМС.
10. Выход на маршрут и на вершину: 27 октября 2017 г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Маршрут на Сююрю-Каю из села Соколиного идет сначала по дороге с. Соколиное-Ялта до домика лесника, оттуда через поляны, затем через лес, в направлении небольшого водораздела. Маршрут начинается левее по ходу от скального мыса в левой части восточной части стены.
R0-R1: 6 м V; 12 м IV; 27 м III, 65°;
Пройдя невысокий контрфорс в левой части, по крутым травяным полкам выходим под нависающую стенку. В правой её части – станция на якорях. Короткий вертикальный участок 5-6 м. После – движение слева вдоль большого камина. Выход на большую травянистую террасу. Станция на дереве.
R1-R2: 8 м IV+, 35 м II, 55°;
Стоять у сосны под вертикальной стенкой для защиты от случайных камней. Движение слева по вертикальной стенке. Переходящей в щель. Далее по склону. Выход на большую террасу под основной частью стены. Станция на небольшом можжевельнике, левее явного камина, ограничивающего слева главную стенную часть.
R2-R3: 45 м, III- IV, 60°;
Со станции по наклонным монолитным стенкам вдоль камина - движение вверх. Якорная станция.
R3-R4: 43 м, III- IV, 65°;
От станции вправо, через камин-кулуар и выход на плиты ближе к центральной части стены. Станция на сосне.
R4-R5: 45 м, III- IV, 70°;
От станции вверх по слегка нависающей трещине с небольшим карнизом (камалоты, якоря). Далее – вверх вправо на большую группу сосен.
R5-R6: 40 м, II-III, 55°;
Вверх через группу небольших сосен в направлении явного и характерного отщепа. По ходу движения небольшие стенки неявные внутренние уголки. Вершина! Петля на большой камень.
Спуск на юг (влево) по каменистому склону, по туристскому пути. Далее через лес на автодорогу.

Впечатления и рекомендации:

Маршрут для ознакомления с данным массивом и районом.
На маршруте необходимы: якоря, закладки, камалоты примерно 5-6 шт. Петли для страховки за деревья.
Не рекомендуется группам, осваивающим впервые данную категорию. Необходима осторожность при страховке – есть живые камни.

Лапшин Михаил. Вершина. Вид на Каньон.

Пугачёв Сергей. Вершина. Вид с факелом.

Обалдевший местный мужик с миниэкскурсией, с которым мы встретились на вершине, сказал, что за свои 55 лет людей с «этой» стороны он видит впервые. Ещё на вершине есть странная табличка, но, об этом в другой раз.
Вот пока всё. С маршрутом – всё.

А так не-е-т!

После спуска с горы, мы взахлёб гоняли по Соколиному и её окрестностям.
Орлиный залёт из Соколиного.

Хотели заехать на Бойку. Вовремя одумались, в смысле затормозили и не без труда развернулись, иначе, не было бы у нас автомобильного «завтра».
То ли неизданный Левитан, то ли «Грачи прилетели»?
Так мне увиделось. А для нашей нивы – мини препятствие.

И решили мы взять автореванш – «подъехать» под следующий маршрут, хотя нас убеждали этого не делать.
Но! Мы же ого-го. То есть мы ещё и альпинисты..!

День третий, (первым был вечер приезда).

Ну, сказано – выехано!
И снова при подъёме два местных охотника, запивающих дичь у придорожной полянки, посмотрели на нас с удивлённой усмешкой: «Вы куда!? Прид…ки! Там же кроме лесозаготовительных ГАЗ 66-х никто не ездит!!

А ехали мы, я не сказал, под Орлиный залёт.

Здесь – пауза…

А когда мы через сутки (набрав больше двухсот с гаком метров (этот набор - как вся Шаан-Кая), возвращались обратно, они смотрели на нас с другим выражением лица. А может и не они.

Миха измеряет глубину колеи.

И здесь хватило, может ума, может осторожности, тормознуть и стать на стоянку.
Кстати: проезжавший мимо нас лесовоз стал и долго ремонтировался. Но, мы не ухмылялись, мы – готовились.
Дальше – пешком. Но, всё равно поэтично. Лёгкая дымка, шелест листьев, пронзительно-звенящая тишина!
Грибы мы есть не стали.

И собирать их тоже не стали.

И вообще лезть мы никуда не стали (хотя и вышли со снаряжением).
А ограничились мы «глубокой разведкой» и посещением пещеры-грота Данильча-Коба, в верхней части обрыва г. Седам-Кая (это просто часть Орлиного залёта, или наоборот. Туристы разберутся, а альпинисты к таким тонкостям – толерантны).

Данильча-Коба вход. Стоянка древнего человека.

Был бы древним – сам бы пожил. Хорошо там!

Ну, а потом мы залезли на Седам-Каю, а спустились через Барскую поляну.
То есть, восхождение таки состоялось, и мы спасли свою саморепутацию, и сохранили само-довольные лица, попутно с-аккумулировав желание вернуться ещё.

Теперь о "неизвестности" почти всё.

Машинка наша, Нива, изрядно поэксплуатированная и не без труда найденная на спуске (сильно помогли «смартовые» навигаторы и, даже компас и альтиметр, встроенные в часы), на подъёме сказала было нет, крякнув шрузами и дифференцилами. Однако, Миша, внятно проконсультировавшись в телефонном режиме, подлез под кузов и «уговорил» её доехать до самого дома, с последующим ремонтом.

Ялта – жемчужина побережья.

Тоже Ялта. Ночная. Путь из Каньона. Путь - Домой!

А вскоре, Золотая Осень кончилась.

И я сказал: «До свидания!» гостеприимной Алуште и своему напарнику!