Одинокая связка

Пишет Александр Черноусов, 11.08.2018 18:27

Одинокая связка (Альпинизм)

Это было здорово, моя первая вершина - г. Фишт, да еще не по самому простому пути! Захватывающий скалолазный маршрут по гребню: с обеих сторон сотни метров пропасти! Спасибо за опыт нашим тренерам из турклуба и секции скалолазания! Мы обнялись на высоте 2861 м, поздравили друг друга и в шутку сказали: "Ну, что следующая вершина - Эльбрус?!". Для нас на тот момент эта цель была нереальной, готовиться надо к ней не один год.

Спустились в город, занялись повседневными делами, но мысль об Эльбрусе не оставляла меня! Стал читать много отчётов, описаний и понял, что восхождение нам под силу. Воодушевленный и окрыленный устроился на подработку чистить крыши Петербурга, тоже первый интересный опыт, закупаюсь по-немногу снаряжением недостающим. Вместе с этим готовлюсь физически, бегаю, тренируюсь технически, продолжаю читать описания восхождений, и вот февраль... Убили московских туристов, взорвали канатку, нашли бомбу в Терсколе. Приэльбрусье закрыли. Ну, думаем, к июлю откроют доступ туристам. Март, апрель, май… КТО (контртеррористическая операция) все еще не отменяют. Обидно, так близки к мечте, пора брать билеты, были мысли уже и не брать, но взяли, думаем, приедем, если не пустят, то сходим еще куда-нибудь. В начале июня нахожу свежие отчеты о восхождении, есть доступ к Эльбрусу с севера со стороны Карачаево-Черкессии через аул Хурзук! Это шанс, переделываю план похода, остается меньше дней на подход и восхождение (обратно билеты уже взял). С юга планировал обратный спуск по канаткам, а с севера придется дольше спускаться. Распечатал карту, фотографии, собираемся, готовимся к отъезду.

Отъезд
Ура! Диплом в руках! Три дня до отъезда, три дня до мечты! Вдохновленные занимались приготовлениями. Также зарядила теплая прощальная встреча с друзьями из скалолазной секции. Все: и ребята, и тренер, желали успеха, жалели, что больше не будем заниматься вместе - мы разъезжались трудиться по стране. Крайнюю ночь перед отъездом мы собирались до 5 утра! Ух! Мой друг говорит, что путешествие начинается с поезда! Так и есть! В поезде дошиваем палатке снежную юбку. Начало июля - снега будет много!

День первый. (2 июля 2011 г.). Джилы Су
Путешествия, приключения - это так захватывает! Впереди неизвестность, и она завораживает! За окном проносились леса, поля... "Так необъятна и широка наша страна!", - звучало в голове, столько мест, где ещё не бывал!
Ранее утро, станция, таксисты, проходим их мимо, нам они не по карману. Перед самим автобусом нас перехватил таксист, сделал предложение от которого мы не смогли отказаться. Низкую цену он объяснил тем, что мы прошли мимо тех таксистов и тем более собрались ехать на автобусе. Уже через три часа под байки водителя мы приехали в аул, где начнётся наша пешая часть маршрута. Мы планировали оказаться здесь вечером, в итоге сэкономили день! Водитель показал нам "метеорит", под него оборудовали почетное место. Думаю все-таки он с Эльбруса прилетел - лавовая пробка, уж очень большой метеорит. Расплатились, экипировались, в путь.
Одинокая связка (Альпинизм)

Приключения начинаются! Местные удивленно смотрят, видимо - давно туристов не было. Идем по извилистой дороге, очень часто пересекая горную реку, около десяти мостов прошли! Погода вначале была солнечной и тёплой. Но стала меняться как в Петербурге: то солнечно и тепло, то налетят тучи, закроют солнце, станет холодно и дождливо. Поэтому пока горная погода нам привычна, акклиматизация засчитана автоматом!

Приключения не заставили себя ждать. Нас подбросили на несколько километров на лесовозе. Вот это аттракцион!!! Мы стоим, держась одной рукой за перилину, другой - за рюкзак, успеваем еще увернуться от пролетающих мимо веток деревьев. А вокруг -красота! Проносятся мимо склоны, скалы, деревья, мосты, речка бурлящая и журчащая. Приехали, благодарим, выходим, предлагаем что-то из своих продуктов. "Спасибо, не надо, у нас все есть" - говорят они. Благодарим сердечно и прощаемся.

И тут я обнаруживаю отсутствие дуг от палатки, они были прикреплены сбоку рюкзака... "Может внутрь рюкзака убрал, посмотри!" - говорит Леха. "Нет, точно помню, что крепил. Когда ехали, ничего не выпадало. Значит упали, когда шли..."Настроение у меня падает до нуля. Под вопросом весь поход. Да ещё Лёха только их купил, даже не опробовал. Решаем искать дуги. Подходим к нашим уже знакомым, они скоро поедут обратно. Оставляем рюкзаки, доезжаем до места окончания пешей части маршрута и легкой трусцой налегке бросаемся на поиски. Я в надежде, что найдем, проверяю все закоулки. А вот мужики ремонтируют мост, может они видели! Нет, не видели... Когда пришли к магазинчику от которого стартовали, я потерял всякую надежду. Темнее тучи я двинулся обратно. Друг приободряет меня, успокаивает. Говорит, что закрепим палатку на трекинговых палках. Пробуем их поставить, теоретически нормально, но мне настроения не прибавляет. Доходим до рюкзаков, снова все перебираем, тщетно. Лёха говорит: "улыбнись, все будет хорошо!" -"не улыбнусь, пока дуги не верну"-отвечаю я. Идём, я хмур, друг уговаривает радоваться, не грустить. Собирались ночевать на леднике, думаем теперь рыть пещеру для ночёвки. Погода все также меняется: то лето, то осень. Вот развилка, недалеко дом, решаем спросить, где наша тропа. Я остаюсь с рюкзаками, друг идет спрашивать, как вдруг, едет буханка, Леха возвращается, они уж точно знают куда идти. Я даже не успел поздороваться с водителем, как он протягивает какой-то продолговатый черный мешочек. В недоумении смотрю на него. Секундная пауза. Это Ваше? И я начинаю понимать, что это наши дуги!!! Это чудо! Это спасение! Благодарим сердечно, спрашиваем как, откуда у них они оказались! Местные нашли, передали нам, - отвечает водитель, - места нет, кидайте хотя бы рюкзаки, довезем!Оказалось, везут украинскую группу к тем же летникам, и идут они тоже на Эльбрус! На легке мы двинулись вперед.

Я и дома пробовал жевать иголки сосновые, полезно для зубов. А тут увидели зеленые шишки, попробовали, приготовившись к горькому вкусу, одновременно, смотря друг на друга, воскликнули:"сладкие!". Проходим мимо источников нарзанов, пробуем, интересно, необычно!Заходим в долину нарзанов КЧР Джилы Су - в переводе теплая вода. Действительно в любое время года температура одинаковая! Уже виднеются с-з отроги Эльбруса. Сначала даже не верится что это Он. Кажется, что просто снежный склон перевала. Мы ещё долго гадали Эльбрус или нет, пока не спросили в летниках.

Вдруг частые смены погоды закончились, начался горизонтальный холодный дождь, ветер с Эльбруса, похолодало градусов на десять. Я в куртке, друг в одной флиске, остальные вещи остались в рюкзаках. предлагаю ему по очереди надевать мою ветровку. Он не в какую - хотя бы кто-то будет сухой, а так оба промокнем! Дождь такой, что не видно уже через сто метров. В итоге прибежали к летникам. Ставим палатку, друг греется, ложится спать, замерз, продрог. готовлю ужин, чай. Леха проснулся, согрелся, кушает, пьёт чай. Дождь закончился.

Мы вышли из-под навеса летника. А вокруг красота! Недалеко поляна ярко желтых цветочков, с такими четкими границами, будто кто посадил. Оказывается такие полянки говорят о наличии нарзанов. Подходит к нам украинский гид, знакомимся ближе, зовут Славой, весёлый парень, альпинист. Роста среднего, крепок, в синей мембранной куртке. Говорит большие едки у нас, можно в два раза меньше брать! В горах на каждом грамме экономят. Ну что ж, учтем на будущее! А вообще, это индивидуально. Со Славой группа из семи человек, знакомимся. Одному мужичку лет 50! Говорит лет двадцать назад ходил в походы, решил на пенсии повторить. "Берите орехи ребят, жалко ведь выбрасывать" - Слава сказал ему оставить орехи без скорлупы, а он боится не успеть все расколоть. Борьба за каждый грамм!!! Давайте поможем - отозвались мы. После очистки орехов, мы пробовали нарзаны, дикие, необорудованные. Уф, какая вонь - это сероводородные! Быстро запиваем менее концентрированным нарзаном. Природная минералка прямо из недр!
Высота 2500 метров, карачаевский Джилы СУ, завтра перевал Балк-Баши 3700 м. С удовлетворением от увиденных склонов Эльбруса и перевыполненного плана ложимся спать. Впереди неизвестность и труд! Впереди приключения!
Одинокая связка (Альпинизм)

День второй. (3 июля). Перевал. Горная болезнь.
За утро в походе отвечаю я - люблю пораньше встать, встретить рассвет. Так и в этом походе. Готовлю завтрак пока друг ещё спит. Украинская группа тоже собирается. Договорились идти вместе. Мы завтракаем, собираем палатку, рюкзаки, пьем нарзаны и решаем не ждать наших славянских братьев. Времени у нас мало, надо как можно ближе подойти к северному приюту. С таким настроем бросаемся на покорение перевала. Я уже знаю, что покорить вершины, перевалы нельзя, это они покоряют нас. Если они дадут возможность прикоснуться к себе, побыть наверху, то Вы счастливый человек, вы достигли цели благодаря благосклонности гор. Поэтому предыдущее выражение некорректно, мы бросились к достижению цели: взойти на перевал, погостить и спуститься с него. Ведь спуск самый опасный этап восхождения. 80% случаев гибели альпинистов происходят на спуске. Цель достигнута - вершина, перевал - как следствие отсутствие мотивации, усталость, гипоксия, - все увеличивает риск несчастного случая.

Сразу вверх. Тяжелый первый подъем, сердце колотится. Первый переход 40 мин, второй – 30 мин, дальше идем по 20, привалы по 15-20 мин, тяжело! Я, конечно, и планировал ломовой поход, но такое напряжение себе я не представлял. Вывод один: мало тренировался! Не знаю сколько весят рюкзаки, но думаю не меньше 30 кг. Что хоть понабрали с собой? Вроде все нужное! Даже отроги Эльбруса говорят нам, что будет не так просто, как казалось! Очень плохо. Мысли в голове: "Чтобы ещё раз я пошёл в поход?!". Очень трудно! Очень крутой склон. Ходьба серпантином не помогает. Проще в лоб идти - шагов меньше, а также тяжко. Травянистый склон постепенно начинает сменяться каменистым.

Очередной привал. Фух, можно отдохнуть, посмотреть хоть на то, ради чего пришли. А то все под ноги. Поют птички, пищат суслики. Внизу плывут облака. Вдаль уходит долина, по которой мы поднялись. Горы как на картинах художников. Лепота! Мгновение и тишина... Интересно почему все замолкло: и звери, и птицы, и кажется, ветер стал тише. Поднимаем глаза в небо, а там хищная птица. Высоко, не видно с земли какая, но размах крыльев метра под 3.
Одинокая связка (Альпинизм)Одинокая связка (Альпинизм)

Привал окончен. Не замечаем, как идем уже по крупной сыпухе. Вдруг видим памятную табличку о погибших здесь туристах. Почтили память. Надеваем каски, сыпуха неживая, но безопасность на первом месте. Уже долго идем по широкому гребню. Несколько раз нас путали туры, думали, что это наш перевал. Ведь когда идёшь на перевал, ты видишь его вдали, не знаешь, что там за ним, интрига сохраняется до самого крайнего шага. И ты в этом походе не вернешься больше в ту долину, из которой поднялся, не увидишь тех склонов с причудливыми формами, все это остаётся позади, в прошлом. Впереди все новое, интересное. Поход похож на жизнь, где перевалы это трудности и препятствия, встречающиеся на пути. Если ты их преодолеешь, то выйдешь на новый этап, а если нет, то так и будешь в той же самой долине. Может даже тебе и хорошо в этой долине, но развития нет, потому что вокруг одни те же не пройденные перевалы, и ты будешь сталкиваться с одними и теми же проблемами, пока не решишь их.

Облако поднимается из долины, периодически закрывая перевал. По распечатанной фотографии так и не поняли, где наш перевал. Так уж похожи друг на друга скалы вдалеке. Идём уже не особо, набирая высоту и вот он перевал! Вот новая долина! Мы решили, преодолели эту проблему! Хотя только наполовину - еще спуск. Мы обнимаемся, радуемся, цель достигнута! И уже почти забыт этот трудный подъём, точнее стало легче от достижения цели. Вдалеке видны выложенные в круг камни - ветрозащита для палаток."Ну что, останемся ночевать там?" говорю я. "Нет давай, по-максимуму пройдем до вечера по маршруту!" - сказал Лёха. "Конечно, я думаю найдём место для стоянки в долине!" Здесь с жильем проблем нет, тем более что дуги от палатки на месте! Снимаю видеопанораму, с юга откуда пришли поднимаются облака и закрывают Эльбрус, каменистые и травянистые ландшафты. С севера снежник не очень большой, по нему предстоит спуститься. Вдалеке серые россыпи камней чередуются с белыми полосками снежников. Здесь царство камня, снега и льда.
Одинокая связка (Альпинизм)
Достаю перевальную и праздничную шоколадку, ведь сегодня у Лехи День рождения! Поздравляю его для него это тоже рекорд высоты, связи нет поэтому от других друзей и родственников смс потом дойдут. В туре находим записку, здесь была группа 7 июня сборная из разных городов, может коммерческая.
Отдохнув, мы начинаем спуск, ставим новую цель - как можно ниже спуститься. Хотя так не хочется терять высоту. Несколько десятков метров по сыпухе и мы на снежнике. Съезжаем по снегу на ногах с упором на палки, они чуть сзади. Такая техника называется глиссер. Тренировали в городе, получается быстро и весело. Наконец, спустились с перевального взлёта к местам ночевок организованных. Ещё раз решаем идти дальше, ведь солнце за облаками ещё высоко! Постепенно царство камня и снега сменяют альпийские луга. Цветочки, травушка. Выходим на морену. справа тянется ледник, была даже мысль по нему спуститься, может так быстрей. Быстро оставили эту мысль.

Время уже часам к шести. Видим красивую полянку, рядом ручеек журчит, справа по ходу движения ледник. Все ночуем здесь! Разбиваем лагерь, готовим ужин на газовой горелке - очень удобно! Лёха играет на гитаре, а мне становится плохо - болит голова, небольшой жар, чувствую, что поднялась температура, тошнота. Горная болезнь. Её проявления бывают разные, в зависимости от подготовленности организма, интенсивности нагрузок, высоты - от простуды до отека легких и мозга. В крайних случаях следует немедленно спустить как можно ниже пострадавшего. "Лёха, извини дружище,что не спою сегодня в твой день рождения!" "Конечно, ложись спать!" Пью активированный уголь и под звуки гитары засыпаю.
Одинокая связка (Альпинизм)
Ночуем на высоте примерно 3 300 метров. У нас нет с собой навигатора. Пользуемся компасом, картой, курвиметром, нитью. Также для ориентирования распечатал фотографии перевалов, ключевых поворотов, маршрута восхождения на Эльбрус. Чтобы определить где мы находимся и на какой высоте, ищем на карте ориентиры: вершины, характерный рельеф, изгибы горных рек. Также можно засечь чистое пешее время, например, от перевала, определить примерную среднюю скорость передвижения и вычислить расстояние. После этого отмерить в масштабе курвиметром или нитью расстояние на карте с учётом набора и потери высоты. Примерно мы определили высоту ночевки в районе 3300 метров.

День третий. (4 июля). Северный приют
Проснулся по обыкновению рано. Самочувствие хорошее, значит акклиматизируюсь. И спалось хорошо! Благо спальник теплый. Открываю палатку и восхищаюсь! На небе ни облачка, ярко светит солнце. И, наконец, виден сам Эльбрус, две его вершины в снежных шапках, ледники языками сползают, отодвигая в стороны камни и образуя ледопады. Да, горы - это иной мир, где расстояния обманчивы и меряются не километрами, а временем, где ты можешь рассчитывать только на себя и на друзей - скорая не приедет, не окажет помощь.

Вот она наша мечта! Эльбрус сияет, кажется, он так близко, что вот там вот пробежать и ты на вершине! Погода очень хорошая!
Интересно, что это такое на ручейке белое, неужели какой-то мусор?! Подошёл ближе, оказывается это лёд! Удивлён, потому что сейчас тепло и ночью не чувствовал мороза! Сфотографировал и не зря, напарник проснулся позже, когда лед совсем растаял. "Ух ты, какая красота!" - воскликнул Леха, высунув голову из палатки.
Одинокая связка (Альпинизм)

За завтраком с видом на Эльбрус, обсуждаем погоду. "Сегодня идеальный день для восхождения, Эльбрус открыт, вдруг такого дня больше не будет?" Решаем думать только о хорошем, ведь мысленно мы все притягиваем. И сколько еще восходителей думают о хорошей погоде! Как минимум наши украинские друзья. Так что все будет хорошо!

Собираем лагерь, упаковываем рюкзаки. Разминаемся, машем палками как казаки шашками. Ведь сегодня программа максимум дойти до приюта. Тело должно быть готово к нагрузкам. Оглядываемся - украинскую группу не видно. Вдвоем идти гораздо быстрее, но компанией побольше - веселее.

Спускаемся по альпийским лугам. Вдали виднеется ниточка горной речки. Несколько переходов и мы уже ищем сухую переправу. "Смотри, вот тут можно пройти" - с лёгкостью горной лани перепрыгнул Лёха. Давай попробую. Прыгнув на камень, начал терять равновесие и вернулся обратно на берег. "Не, пойду в другом месте поищу переправу". Надо будет рюкзак на привале пересобрать, а то я не чувствую с ним единое целое. Центр тяжести смещён. Нахожу сужение русла, большой камень и почти с той же лёгкостью в один шаг оказываюсь на другом берегу, где меня уже заждался друг. Спускаемся дальше и, наконец, выходим на плато. Спускаться больше не надо и подниматься пока тоже.

Идем по плато Ирахиксырт, сусликов – тьма! Пищат, но их совсем не видно, пытались искать, но тщетно. Это как наше русское поле: зелёная трава, только нет деревьев, и горы вокруг. Наслаждаемся погодой, видами, Эльбрус теперь предстал перед нами обеими вершинами. Конечно же фотографируемся. Других туристов пока не видели, украинских друзей не видно, догоняют. Отметиться в МЧС планировали здесь, за плато есть база. Но придётся делать крюк в несколько часов. Тем более, что по распечатанной фотографии узнаем верхний аэродром, надо решать поворачивать или идти до базы МЧС. Мы хотели отметиться для безопасности, на чрезвычайный случай, самим спокойней было бы. Ведь на Эльбрусе погибают так же часто, как на Эвересте. "Может в приюте будет мчс, там отметимся". Решаем сэкономить время, у нас его и так мало, и повернуть к аэродрому. В приюте точно кто-нибудь будет, будет известно, что мы вышли на восхождение.
Одинокая связка (Альпинизм)
Аэродром использовался немцами в годы ВОВ. Поэтому его называют немецким. Представьте, в горах, тем более под спящим вулканом, есть большая горизонтальная площадка, сделанная самой природой!Говорят, что Гитлер во время войны привозил сюда тибетских монахов.
Так приятно идти по ровной поверхности, по траве, Эльбрус сверкает белоснежной шапкой. Поют птички, пищат суслики,горы, чистейший воздух,красота! И вот подошли мы к еще одному ручью, но он находится в овраге глубиной метров 100. Так не хочется терять высоту, а потом снова набирать!Немного прошли вдоль оврага и поняли, что надо переправляться. Травяной склон по моему мнению самый опасный. Особенно если мокрый. Благо погода хорошая, сухо, но все равно пару раз упал. Спускаемся аккуратно, серпантином. Переправились и подъём. Возвращаемся на ту же высоту, но теперь уже на аэродром.

Обедаем. Думаем,успеем ли дойти до северного приюта? Решаем идти, ведь около двух дня, не оставаться же здесь? К приюту должна вести тропа. Вот, наверно, нам на этот гребень нужно взойти, узнаю я по фотографии. Начинаем подъём, навстречу нам спускаются пара мужчина и женщина, спрашивает у них, Вы из приюта, сколько идти до приюта? Говорят часов шесть ходу, вы не успеете до ночи. Мы настроены решительно, попробуем дойти, успеем!
В горах все иначе. Расстояния меряются не километрами, а часами. После равнинной жизни, офисов, машин, дорог, ты оказываешься в параллельном мире. "Мыслишь по-другому, по вертикали". Ты идёшь на своих двоих, несешь с собой жилье, еду, снаряжение. Расстояния здесь обманчивы. Погода постоянно испытывает на прочность тебя и экипировку. А красота вокруг?! "Внизу не встретишь, как не тянись, за всю свою счастливую жизнь, десятой доли таких красот и чудес!"

Снова ринулись в бой. Жаль, что никто из друзей и подруг с нами не пошли. Но вдвоем мы более мобильнее, передвижения и сборы проходят быстрее. Так и сейчас, из заявленных шести мы вычли полтора-два часа и продолжили путь. Крутой подъём, серпантин шириной 3 метра. Мы похожи на завьюченных волов или яков, петляющих по тропе. Лишь на привале удаётся насладиться окружающей панорамой. А так смотришь или на спину напарника, или под ноги на тропу. Наконец мы вышли на гребень. Здесь преобладает лунный ландшафт. Камни, сыпуха, реденькая трава. Сам гребень шириной метров 20-30. Справа открывается вид на язык белоснежного ледника, слева - на заснеженные вершины. А впереди, конечно же Эльбрус! Оставляем внизу под собой плато Ирахиксырт и аэродром. Вдруг у меня пошла кровь из носа, видимо из-за смены давления, привал, остановил кровь и пошли дальше. Пищат суслики, издалека видим одного, поднялся на задние лапы, смотрит на нас. Подходим ближе, а он спрятался от нас под туром. Постояли с фотоаппаратом, пождали пока вылезет и щелкнули его!
Одинокая связка (Альпинизм)
Наконец, вышли на лунную поляну, названную за характерный пейзаж. После нее началась крупная сыпуха из лавовых обломков. Интересно, видели гранит, известняк, а лаву впервые. Справа все также белеет ледник, из долины поднимаются облака.
Одинокая связка (Альпинизм)Одинокая связка (Альпинизм)
Решаем куда идти дальше. Слева нас обгоняет мужчина в метрах ста, хотели спросить у него какой стороне хижина, но решили не отвлекать, уж очень шустро поднимался. Подходим к снежнику через который ведёт тропа, видны следы нескольких лавин, более старых и совсем свежих. А наверху снежника видна причина лавины - от морены идёт дорожка до камня, он и сорвал лавину.
Значит периодически сыпет, хотя сыпуха выглядит устойчивой, может кто сбросил случайно. В касках мы ещё с лунной поляны, теперь надеваем фонарики на ноги и вперёд тропить! Хоть и сошла лавина, но уже тропа в снегу набита, такое оживлённое движение несмотря на КТО. Вот и сейчас встретили спускающихся вниз туристов. Прошли снежник с лавинками и вышли снова на лавовую морену. Один переход и мы у северного приюта! На часах 18.40, значит как и думали за 4 ч 20 минут поднялись с аэродрома. Высота около 3700 м.
Одинокая связка (Альпинизм)
Северный приют представляет собой несколько хижин, расположенных на морене, по краям которой сползает ледник. Домики покрыты жестью. Один домик для ночёвки круглый, остальные обычные прямоугольные. Отдельный домик это кухня. Рядом есть небольшое ледниковое озеро, оттуда берут питьевую воду. Ещё северный приют называют хижиной Олейникова. Николай Олейников основал этот приют, по сей день там хозяйничает. Причина основания не только в удобстве восхождения по пути первовосходителей, но и безопасность восхождения с юга. Ведь когда с юга альпинисты забирались, то ветер был такой силы, что нельзя было спуститься назад, и приходилось спускаться на север, где ждали не тронутая природа, ледники с трещинами и бывало, что альпинисты погибали. Николай построил хижину, в которой приютил альпинистов. Теперь здесь полноценное жильё, трудятся гиды, можно более безопасней пройти крест (восхождение на обе вершины с севера на юг или наоборот).

Сейчас хозяина мы не нашли, но познакомились с гидом Женей. Она сказала, что можно поставить палатку рядом с кухней. Еще предупредила о сильном ветре, вчера унесло туалет, целую будку! Так что нужно оставлять в палатке что-нибудь тяжёлое. Мы расспросили Женю о маршрутах на восточную и западную вершины, о трещинах и разных предосторожностях. Еще сказала, что неделю обещают хорошую погоду!
Пока ставим палатку, у нас спрашивают, с какой целью идем на вершину, спонсорский флаг? Нет. От института? Нет, просто сами, просто на вершину. Все удивлялись, да еще Леха гитару с собой взял, тут ее давно никто не слышал. Самочувствие у нас хорошее. Эльбрус теперь предстал во всей красе! Сегодня он до вечера был открыт. В приюте одни иностранцы! Немцы, датчане, финны. Вечером немного посыпал снег, как белый, молочный бисер, рождался и тут же падал на нас! Играем с Лехой на гитаре, ложимся спать, здорово!

День четвертый. (5 июля). Акклиматизационный выход

Ночью были слышны бряцанье железок, собираются очередные на восхождение. Слышен иностранный язык.
Морозное утро, восход, выхожу полюбоваться. Одетый в теплое термобелье сверху, тёплые штаны, шерстяные носки и резиновые шлепанцы, выгляжу почти по домашнему! Чтобы лучше увидеть ледник, горы и пейзажи встаю на снег и... подскальзываюсь и чуть было не скатываюсь вниз! Вчера вечером этот снег был рыхлым и мокрым, вон наши следы! А теперь он как лед, свиду снег, но твердый как лед. Я не ожидал такого поворота.
Одинокая связка (Альпинизм)
Аккуратно встал и стал любоваться. Синие горы, как на картинах Рериха. Облака внизу вдалеке. Камни, снег, лёд и ты один. Солнце наверху пытается согреть, и отчасти получается. Пока здесь тихо, ветра сильного нет и мне в тапочках достаточно комфортно. Друг проснулся. Готовим завтрак прямо рядом с палаткой. На улице, хотя улицы здесь своеобразные, снаружи есть столик со скамейками, ставим все туда. Все равно мелочь надо прижимать - ветер дает о себе знать.
Сегодня отдыхаем, акклиматизируемся. Ну как отдыхаем, по сравнению с предыдущими днями. Мы планировали штурмовой лагерь разбить под скалами Ленца на леднике 4600 м. Но Женя сказала, что можно стартовать и из приюта с 3700м. Нам понравилась такая перспектива. Не нужно ночевать на снегу, остаемся на морене, почти на земле. Конечно, раньше надо встать на восхождение. Раз так, не нужно переносить лагерь а ледник, поэтому решили сегодня сильно не напрягаться.

Позавтракали, спокойно собрались. Погода хорошая, солнечная, ветра почти нет. Надеваем кошки, снаряжение, связываемся, ведь ледник закрытый. Трещины открываются в августе, когда снег подтает. Тропа по леднику до скал видна из приюта, тянется полоской по белому снегу. Кажется все так близко Оказавшись на ней, понимаем какой она ширины - метров 40 или 50. Идем по следам, по которым будем восходить завтра, но только ночью. Ярко светит солнце, отражаясь от снега. Тут хорошо помогают очки. Связываемся. Идём мерно, самочувствие отличное! Догнали группу, несколько человек идут впереди, издалека подумали, что человеку плохо, поспешили к ним. Девушка лежит на снегу, второй сидит рядом. "Вам нужна помощь?" "Нет, спасибо! Кажется, ногу натирает, переобуваемся". Чуть выше идут другие участники. Поодиночке. Говорят нам такие: «Во, по всем правилам идут!» Да, мосты намело хорошие и вероятность провалиться мала. "С Вами гид, вы знаете, где все трещины? Мы не знаем, поэтому идём, чтобы не уйти глубоко. Вы бы тоже связались бы. А то потом ищи вас по трещинам".

Только в прошлом году участвовали в аварийном спуске туристов, которые взошли на вершину г. Фишт в 5 часов вечера, с ними были беременная женщина, и семья с грудным ребёнком!!! Слава Богу, что была хорошая погода и их не накрыло облаком. В итоге мы вешали несколько веревок, и спускали их в кромешной темноте. Но это уже другая история...

Именно потому, что решили сегодня не напрягаться, до скал Ленца не пошли. Поднялись на час вверх. И обратно спуск занял 20 минут. Идёшь, снег хрустит, немного подтаял, превращаясь в кашу.
Снега действительно столько, что не понятно, где трещины. Снег в горах летом не такой как внизу зимой. Здесь он лежит с зимы, слежался, твердый, но ещё не лёд, у него даже есть название - фирн. Он похож на натоптанную снежную тропу. Кошки хорошо в него впиваются. Попробовали даже ледобур закрепить, достаточно хорошо держится. А вот ледоруб удалось загнать только до середины. В случае срыва в трещину будем крепить веревку на ледобуре. Попробовали его повыдергивать, срывались, съезжали по склону, сидит хорошо, даже не дергается. Главное снежком присыпать, чтобы от солнца не нагревался, а то может оттаять. Постояли, полюбовались окружающими видами и пошли вниз. Обратный путь гораздо веселей.

Вернулись к приюту. Женя сказала, что зря не дошли до скал Ленца. Они находятся от 4600 до 5200. А мы поднялись примерно до 4200. У нас сегодня отдых, сказали мы ей. Если б знали что будет завтра, сегодня дошли бы до скал!
Ну что сделано, то сделано. Готовимся к завтрашнему восхождению. Отбираем нужное снаряжение.
За обедом к нам подошёл местный гид, спросил крещённые ли мы? И записал нас на листок. Оказалось сейчас в приюте находится батюшка, и хочет благословить всех, кто завтра идет на Эльбрус. В назначенное время мы вышли на улицу. Батюшка освятил ледниковую воду, читая молитвы, орошал нас, палатки приюта. Я принял это как знак, что все будет хорошо! Мы взойдем и вернёмся. Батюшка тоже завтра собирается идти.

Благословленные и умиротворенные вернулись в столовую, пили чай. Играли на гитаре.
В приюте были военные горного подразделения. Я расспрашивал про службу. Проводят девять месяцев в горах. А нам завтра на вершину! Ложимся спать то ли в шесть вечера, то ли в семь. Уснули около девяти.

День пятый. (6 июля). Восхождение.
00.30 «С утра подъем, с утра! И до вершины бой!» играло у меня в голове. На Эльбрусе хорошая погода. Готовим завтрак, варим компот из сушеных яблок, который берем с собой в термосе. Снаряжаемся. Леха берет гитару и в бой! Надеваем кошки, связываемся, одинокая связка пошла! Как оказалось, больше никто в этот день не совершал восхождений, мы были одни, наедине с горой.

2.20 выход из лагеря. Мороз, ветра нет. Идем мерно, самочувствие хорошее. Темно, слышу бряцание железок и вижу свет фонаря друга – значит, еще не провалился – идешь готовый в любой момент зарубиться или провалиться. Вешки, какие светятся отражателем, какие находим по натоптанной тропе.

4.40 на нижних скалах Ленца 4600 м. Скоро взойдет солнце и будет теплее! На скалах неожиданно поднимается ветер, дует прямо в лицо, снег залепляет очки, попадает в лицо. С другой стороны ветер надул хороший наст, и мы не шли по колено в снегу, как шли другие восходители до нас.
Одинокая связка (Альпинизм)Одинокая связка (Альпинизм)
Сначала шли по времени, 20 минут и отдых. Ветер все в лицо. От него прятались за скалами на привалах. Потом перешли на шаги, считали шаги, по двадцать вначале было нормально, а скала, что выше никак не хотела приближаться, вроде вот она, а нет, еще столько же надо пройти! Забавная игра, доберись до скалы! Вот небольшой ледовый участок, кошки ВЦСПС держат, а вот мой ледоруб ВЦСПС заточен плохо. Прошли. Дальше та же игра. За временем не наблюдаю уже давно. Эльбрус открыт, надо идти, вперед и вверх! Ветер в лицо.

Верхние скалы Ленца 5200 м. Дыхание учащенное. Ветер. Снег. И все же красота! Решаем оставить всю снарягу. Берем ледорубы и идем на восточную, а там по самочувствию и погоде – на западную вершину. Ориентир камень, вернее лава на высоте 5559 м.

10 шагов. Облокачиваюсь на ледоруб, дыхание учащенное, чувствую, что-то начинает сниться… глубокий вдох, я просыпаюсь. 10 шагов. Та же история. Будит Леха. Надо идти. Вспоминаю родных, близких, я вернусь! Дойду до вершины и вернусь! Силы на пределе. Очень тяжело. Я: «Ну что? Вниз?». Леха: «Нет, идем!». Идем. 10 шагов, дыхание как будто пробежал километр на максимум или километров 10 ускоренно. Вверх, а камень не приближается.

Снег. Ветер. Друг. Мысли, что я вернусь, я и мой друг, мы вернемся, дойдем до вершины и вернемся! Я: «Ну что? Вниз?». «Да…» - задыхаясь, ответил Леха. Я, также задыхаясь, говорю, что надо идти, давай вместе считать шаги. Хотя самому уже ничего не хочется. Хочется спать и никуда идти.
Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять. Отдыхаем.
Облокачиваемся на ледоруб, воткнутый в снег, голову на руку с ледорубом, отдышался и пошел. Стало уже тяжело идти по десять шагов. Мысли повернуть назад перемешиваются с мыслями «Мы дойдем! Мы вернемся!». Тяжелая внутренняя борьба. Сколько времени я уже не знал. Мы уже вошли в ритм 10 шагов, отдышка, 10 шагов, отдышка, 10 шагов, отдышка...
И вдруг, совершенно неожиданно, вот она вершина! Вернее кратер! Радость охватила нас обоих, из последних сил мы обнялись! Идти вверх больше не надо! Солнце приветствовало нас, и даже ветер, казалось, стал тише!
Идем искать самую высокую точку кратера, проходим жандарм за жандармом. Вот стоит пирамидка, я ее видел в отчетах! Это она! Вершина! 5621 м. Время 12.40. На обеих вершинах никого, кроме нас, Одинокая связка и Эльбрус...
Одинокая связка (Альпинизм)Одинокая связка (Альпинизм)
Мы понимали, что мы высоко, выше облаков, никто из нас двоих так высоко еще не был! Но мы еще понимали, что предстоит спуск. Пальцы без перчаток замерзают, быстро фоткаемся и идем вниз. Посмотрели на западную вершину, на тропу, идущую с юга, но нет, мало сил. Вниз.
Пробуем различные способы спуска, съезжаем, со страховкой ледорубом, на пендале, просто спускаемся. Гипоксия, голова тяжелая, идем как пьяные, ноги заплетаются. Дошли, наконец, до оставленного снаряжения. Связываемся и вниз.
Одинокая связка (Альпинизм)
Идти в связке оказалось сложней, один падает и тянет второго – отдыхаем. Чувствую, снится, тепло, дом, мама, родные, близкие. Глубокий вдох и я просыпаюсь. Идем. Снова засыпаю. Теперь будет Лёха, я весь в снегу. Он говорит, что мы оба уснули. Нельзя спать, нужно идти. Пока спускаемся, приходит понимание того, сколько прошли. Спускаться надоело, ничего не хочется, хочется сесть и уснуть… Нет! Надо идти. Бужу Леху. Идем пьяные, падаем, встаем, снова падаем, снова встаем, засыпаем, просыпаемся, идем. Когда же закончится спуск?! Когда же пойдем по горизонтали? Силы и физические, и психические на пределе. Меня тошнит, мы почти ничего не ели, поэтому ничего не выходит. Вышли на закрытый ледник. Финишная прямая. Ветер теперь в спину, помогает идти, подгоняет. Ноги заплетаются, кошка за кошку цепляется, падаю. Встаю. Иду.

Вот уже виден приют. На леднике гуляет человек. Спускаться еще много. Человек стал двигаться по направлению к нам. Это оказалась Женя! Напоила нас чаем прямо на леднике. Мы стоим шатаясь. Она помогла нам убрать снарягу и хотела даже понести рюкзак! Приготовила суп, накормила. Спасибо ей! Наконец-то, не надо никуда спускаться! Кто встречает, поздравляет с горой! Пришел теперь наш знакомый украинский гид Паша, поздравил, они сегодня до скал Ленца ходили. Мы пришли в лагерь около 17.30.
Играем на гитаре в хижине, отдыхаем. Разошлись около 12 ночи. Женя вспомнила, что ей на вершину вести людей и убежала. Понимание, что мы взошли, приходит не сразу, постепенно. А пока пора спать!
С Женей
Со Славой
Одинокая связка (Альпинизм)Одинокая связка (Альпинизм)
День шестой. (7 июля)."Грибы"
Просыпаемся от того, что палатку прижимает к земле. Сильный ветер. Собираем палатку. Дуги погнулись, но не сломались. Завтракаем и обедаем за раз, аппетит хороший. Пришла Женя с восхождения вся замученная. Она спустила клиента. Напоили ее чаем, поиграли на гитаре. Собираемся и спускаемся через «грибы» - большие камни подточенные водой у основания. Полазали. Высота 3300 м. Высотный боулдеринг получается :).
День седьмой. (8 июля). Джилысу
До обеда лазаем, играем на гитаре, поем песни! Благодать! Облака изредка проносятся мимо. Спускаемся дальше. У сезонного МЧС встречаем питерского гида, который говорит, что нас искала Женя и побежала дальше. Доходим до Джилысу – переводится, как «теплая вода» – до долины нарзанов. Там встречаем Женю, она думала, что мы уже уехали, идем на место, где ловит связь, звоним родным, заказываем трансфер на завтра. Кушаем в местном кафе, туристы только стали заезжать. КТО отменили! Напились нарзанов. Тут узнаем, что у Жени день рождения, из того, что было, собираем праздничный стол, играем на гитаре, поздравляем!
День восьмой. (9 июля). Трансфер
Встаем, собираемся. Всегда немного грустно уезжать. Такси, а именно Георгий, приехал раньше. Позавтракали, искупались в нарзановой ванне, наполнили нарзаном бутылки и термос. Пора. Нива хорошая машина. Георгий останавливается, чтобы мы попрощались с Эльбрусом. Прекрасный вид отсюда! Мы говорим до свидания, не прощай! И едем дальше! На дороге идут работы, нас пропускают. «Спасибо!»

Дальше встречаем блокпост. Проверка документов. КТО отменили, но блокпост не снят. «Не страшно? Мама с папой переживают за вас, а вы лезете сюда» - говорит один военный. «В городе страшней!» - мы ему. Другой: «А мужиков бородатых с автоматами не видели?». «Нет, не видели!». Приехали на кисловодский вокзал. Кисловодск – красивый город, жаль не успеем погулять. Едем до Пятигорска. Устраиваемся за 300 р. в сутки в пансионате. Гуляем по городу тоже красивому. Завтра поезд. Завтра домой.

Спасибо всем, кто публикует свои отчеты, рассказы о походах и восхождениях!
Спасибо Евгении, Паше, Георгию, Валентину, мужичку, который помог собрать палатку в сильный ветер, местным жителям, Министерству обороны за предоставленные берцы, всем, кто поддерживал и переживал и, конечно, Эльбрусу за то, что пустил!
Одинокая связка (Альпинизм)Одинокая связка (Альпинизм)Одинокая связка (Альпинизм)Одинокая связка (Альпинизм)