Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018.

Пишет dimaleks, 28.09.2018 14:36

Знаете, откуда пошло название страны Кения? Это название священной горы, расположенной прямо на экваторе – горы Кения. Об этом географическом факте говорят указатели (хоть и слегка потрепанные временем и слонами), которые можно увидеть при восхождении на гору. Пересечь экватор, да еще и пешком – волнительное скажу я вам занятие.

Это вторая по высоте гора в Африке. Подъем на самую вершину доступен только альпинистам, хотя, говорят, технически подъем не очень сложный. А вот на пик Ленана (4985 м.) можно подняться без использования веревок и карабинов. Существует ряд трекинговых маршрутов, как популярных, так и не очень. Из основных можно выделить Naro Moru, Nanyuki, Chogoria.
Моя нитка маршрута Nanyuki выглядела так:
Nairobi – Nanyuki – ночевка Sirimon Gate – Old Moses Camp – ночевка 3700 – ночевка Shipton’s Camp – пик Lenana

И обратный путь через Naro Moru:

пик Lenana – Shipton’s Camp – Western Terminal – ночевка Two Tarns – Naro Moru River Lodge – Met Station – Naro Moru Gate – Naro Moru – Karatina – Nairobi

Итак, начну свой дневник.

День 1. Акклиматизация

Национальный парк Longonot прекрасно подходит для загородной прогулки, а заодно и акклиматизации перед предстоящим восхождением на пик Lenana. Высота вулкана Longonot равна 2780 метров. Вокруг кратера есть кольцевой маршрут, начинающийся с 2560 м.
Вход в национальный парк платный (26 долларов США на человека по состоянию на март 2018).Маршрут легкий, понятный. Где-то даже сделаны ступени для подъема. Можно встретить животных или интересные растения. Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)По дороге можно посетить озеро Naivasha и доехать до озера Nakuru. Посмотреть животных, покататься на лодке.

День 2. Дорога до Nanyuki

Важный момент, где купить газ для горелок в Найроби. Второй важный момент: оставить в отеле все ненужные вещи. Отель Safi Hotels предоставляет подобные услуги совершенно бесплатно.
Автовокзал матату (местное название маршруток) до Nanyuki расположен на углу River road и Accra road. Достаточно сказать таксисту Uber фразу “Чайный домик” и он все поймет.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Историю о Чайном домике можно прочитать в полной версии отчета о путешествии по Кении

Проезд до Nanyuki стоит около 5 баксов (450 кенийских шиллингов по курсу на март 2018) за билет и 1 доллар США за багаж. Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Дорога занимает 3-4 часа, в зависимости от трафика, количества остановок на посадку и выгрузку пассажиров. Городок Nanyuki – провинциальная нищая дыра в кенийской Африке. Делать там совершенно нечего, да и не стоит там задерживаться белому человеку. Купить воды и продуктов можно в одном из супермаркетов, например, напротив автовокзала, через дорогу.Там же пасутся таксисты. Торгуются охотно. До ворот парка Sirimon Gate ехать 25 километров. Цена в марте 2018 была сторгована до 12 долларов США. Дорога сперва идет по асфальту, потом сворачивает на грейдер.
Оплата входных билетов в парк возможна только пластиковыми картами! Или же через банк в городке Nanyuki, но это потеря как минимум одного дня, учитывая скорость и время работы местных банков. Важно иметь при себе несколько различных карт, т.к. некоторые могут не работать на терминале.
Кроме 150 долларов США за 3 дня пребывания в парке не платите ничего! Вам будут предлагать и размещения в лоджах и всевозможные опции сопровождения. Не платите ничего!!! Говорите честно, не знаю, где и как буду останавливаться, проживание буду оплачивать на месте. У меня своя палатка.
Лодж у Sirimon Gate стоит 80 баксов в сутки. Вмещает 6 человек. Есть душ, туалет. Кухня, газ и вся необходимая посуда. Тепло от камина, первые малярийные комары, жужжащие над ухом, полоски теней от падающего в саванну оранжевого солнца…а может то были полоски зебры, что с любопытством заглядывала ко мне в окно…не помню…провалился в сон.

День 3. Первые шаги.
6 утра. За окном уже бушевали сочные краски восхода на фоне серого неба. Было немного прохладно. Природа просыпалась, оживали звуки, появился легкий ветерок. Набросил рюкзак на плечи и сделали тот самый первый шаг, что разделяет простое путешествие от начала горного треккинга.
Тропа уводила меня все дальше и дальше от цивилизации…хотя стоп, там была не тропа, а полноценная асфальтированная дорога. Так что, цивилизация преследовала меня еще 9 километров, ровно до лагеря Old Moses Camp. При желании, можно добраться до лагеря Old Moses Camp на такси.Солнце светит, бабочки летают, жужжат мухи Це-Це – в общем, обычная африканская идиллия. То там, то тут шныряют обезьяны, зебры и антилопы куду разбегаются по кустам, как только ты приближаешься настолько близко, что металлический лязг треккинговых палок по асфальту начинает их пугать. Огромные птицы слетают с веток, едва заметив объектив твоего фотоаппарата. И, наконец, открываются первые виды гор. Их заснеженные шапки служат хорошим ориентиром. Удобно. Впрочем, куда тут сворачивать?До лагеря Old Moses Camp дошел за 3 часа (расстояние 9 км). Отдохнул, перекусил, пообщался с местным рейнжером и отправился дальше по направлению у Shipton’s Camp – базовому лагерю, откуда начинается восхождение на пик Ленана, если вы идете этим маршрутом. Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка) Изначально отказавшись от ночевки в лоджах в пользу палатки, я искал тихое спокойное место, недалеко от воды и желательно не слишком высоко забираться в первый день. Такое место я обнаружил в 5,5 км. от лагеря Old Moses Camp, на берегу реки Liki на тропе в сторону Shipton’s Camp.Если по порядку, то сперва, от лагеря Old Moses Camp начинается неспешный подъем по тропе, которая берет свое начало чуть ниже самого лагеря, и до развилки. Указатели четко обозначают направление.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Места есть под 4-5 палаток. Навес, скамейка, вода и мобильный интернет чуть выше на пригорке, собственно, куда и продолжается тропа до Shipton’s Camp.
Лагерь разбит на 3700 м. Ужин, отдых, спать.

День 4. Базовый лагерь. Shipton’s Camp

Спалось хорошо. Все-таки палатки The North Face умеет делать на славу. Мое снаряжение Было тепло, спокойно и уютно. Под утро слегка подморозило все вокруг, но куда же без этого в горах. Позавтракал, собрал вещи, начал подъем.
Сперва по склонам, холмам и болотам, потом преодолел небольшую каменную преграду, а потом вышел в ущелье. Или вошел :)) Внизу шумит река, унося эхом перекаты воды и всплески. Вокруг красота – ни души! Тропа стала похожа на нормальную треккинговую. Сразу появилось ощущение похода. Добавилось бодрости в походке, улыбка стала еще шире. Ускорил шаг, подтянулся. А вдалеке уже четко вырисовывались снежные абрисы гор.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Да, что там вдалеке! Вокруг природа словно изменилась. Появились эндемики, удивительные растения. Цветовая палитра была настолько инопланетной, что на некоторое время начал забывать про горы и цель своего похода. Уж больно заманчиво было разбить лагерь посреди этого “иноземного” великолепия, широко открыть вход палатки, лечь и погрузиться в цветочный гипноз.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Похолодало, повеяло снегами гор. Пришлось утеплиться. Заодно сделал привал. Попил горячего чайку, перекусил энергетическим батончиком. И снова в путь…Путь становился все более угрюмым, в ущелье бесились ветра, а холод гор давал понять, что африканского тепла ждать не придется. Растительность почти пропала. Все больше и больше стало появляться в окружении скал, массивов гор.Общий путь от места ночевки 8 км. Дошел до лагеря Shipton’s Camp. Последние метров сто идет довольно агрессивный подъем. Лагерь оборудованный. Поставить палатку стоит 10 долларов США. Можно разместиться внизу, в лагере KWS, он не организованный, без удобств, да и лишние 100 м. по вертикали в день восхождения не самый удачный выбор для лагеря.
Мне восхождение понравилось. Очень мягкий, спокойный подъем. Напролом не лезешь. Аккуратно обходишь траверсом препятствия. Группа, что прошла утром, оставила неплохие следы, потому подниматься было проще и GPS я вообще отключил. В некоторых местах след обрывался, но общее направление было понятно, поэтому заблудиться не пришлось. Снег действительно не мешал подъему. Погода была солнечной и снег искрился, был таким пушистым, чистым и теплым. Взошел на вершину за 3 часа. Остановки не делал, только на съемку, да и то, это не занимало много времени. В горы перестал брать фотоаппарат, в целях экономии веса. Вся съемка на айфон.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)На вершине провел около получаса. Была сотовая связь, ну и слабый, но устойчивый сигнал интернета. В этот день у отца был День Рождения. Поздравил, отправил фото. Спуск вниз был чуть сложнее, т.к. снег уже подтаял и скользил под ногами. Пару раз это подтвердили не только мои глаза, но и моя задница, а в довершении – локоть. Но все обошлось и я благополучно вернулся в лагерь Shipton’s Camp, где-то в районе 13-00. Перекусил, отдохнул, сменил одежду, собрал палатку и…решил не возвращаться в Old Moses Camp, а исследовать тропу в сторону Western Terminal. Понимал, что до Naro Moru River Lodge я не успею дойти до темноты, но по карте было много ручьев и озер, а значит – есть вода, а что еще надо? Ровную площадку под палатку всегда найти можно. И я двинулся в путь…
GPS навигатор обещал, что дольше 4 км. с перепадами 350 метром он меня сегодня мучать уже не будет. Собственно, по цифрам так оно и получилось в итоге, но по физическим трудозатратам, технической сложности маршрута и состоянием тропы (точнее отсутствием) не совпадало даже близко. Сразу скажу, маршрут тяжелый, особенно, если снег или плохие погодные условия. На пути не просто подъемы и спуски, а 2 полноценных перевала с набором 300 метров и аналогичным спуском, жесткой сыпухой при нескончаемых подъемах 30-35 градусов, а в довершении – морена ледника, каменные преграды, ну и немного полазить по скалам :)) правда, уже почти в конце маршрута у подножья Arthur’s Seat.

Сперва, я поднялся над лагерем Shipton’s Camp по уже известной мне тропе
Затем преодолел две сыпухи с уклоном 30-35-градусов, чтобы набрать 300 метров и добраться до перевала в районе Western Terminal.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)На верху виднеется перевал…Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Вид с Western TerminalВосхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)Вид с перевала в обратную от Shipton’s Camp сторону. Спуск с перевала с левой стороны по мелкой сыпухе, по склону вниз, в основание морены ледника.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Вид на спуске с перевала. 300 м вниз.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка) Переход по камням на морену ледника и спуск справа по “языку” по ходу движения вниз.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
На этом фото видно, что слева от “языка” ледника идет тропа вниз (почти по середине кадра). Фото сделано из долины, зажатой горными массивами. Два озера, есть стоянки для палаток.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Следующий подъем. До перевала 200 метров вверх. Сыпуха, завалы камней, тропа не расчищена, но попадаются хорошие участки. Интуитивно можно “прочертить” плавный траверс “лесенкой”. Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Увеличенная фотография, виден спуск с первого перевала по снегу на верхушку морены.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Вид со второго перевала “по другую сторону”. Слева вверху виднеется тропа – туда держу путь.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Седло Артура. Проход справа от него. Тропа очевидная + скалы, по которым временами надо карабкаться. Видны следы свежих обвалов.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Последний участок пути. За этой каменной “горкой” – озеро – конечный пункт маршрута.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
На сегодня все!

Мне было тяжело, но не настолько, чтобы я повернул назад или разбил палатку, не дойдя до кемпинга Two Tarns. Это просто ровная площадка на берегу водоема, не более того.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Да, было тяжело, но мы за тем и идем в горы, разве нет? Испытания себя на прочность в совокупности с красотой природы. Труднодоступной красоты. Маршрут тяжелый, особенно, учитывая утреннее восхождение на 5000 м. Но он был пройден. И если бы был еще один час в запасе или я пошел бы уже с фонариком, то еще через час от кемпинга Two Tarns оказался бы в нормальном кемпинге Naro Moru River Lodge, в который я, естественно дошел на следующий день утром, и который оказался абсолютно пустой. Заходи, живи, отдыхай.

Но это будет уже завтра. А пока ужин, отдых и сон. Оно того стоило! Правда!

День 6. Путь домой

На утро обнаружил палатку, покрытую прочным слоем инея. Да, тут высоко.
В идеале, обладая временем и не жалея денег (напомню, что каждый день пребывания в национальном парке обходится в 50 долларов США) можно было бы сделать круг от Two Tarns до кемпинга Austrian Hut, обойдя пик Ленана с другой стороны и спуститься до Minto’s hut (4297 м.), переночевать там и вернуться по маршруту Chogoria. Это было бы 2 дополнительных дня, но судя по вчерашнему моему маршруту, виды и сложность треккинга были бы очень интересными.

Об этом я мечтал, плавно спускаясь в долину, где уже виднелся внизу Naro Moru River Lodge.
От места моей ночевки у Two Tarns до ворот Naro Moru Gate мне предстояло пройти 25 км. На это ушел почти весь световой день. И почти все силы, что оставались в запасе. Желание остановиться и переночевать по пути, разбив длинный, занудный, грязный, болотистый, каменный, кривой, душный маршрут на два отрезка было столь сильным, что зуб крошился.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Я где-то читал, что это самый простой и самый классический туристический маршрут, используемый, как правило, для спуска. Но во время сезона дождей он может быть несколько заболочен, и потому тяжелым для его прохождения. На деле оказалось, что тропа настолько ужасна для похода, что я предпочел бы еще раз взойти на пик Ленана, чем вернуться и повторить спуск по маршруту Naro Moru.Сперва еще было ничего. Особенно, первый час после Naro Moru River Lodge. И даже когда тропа превратилась в лабиринт речных протоков, где-то сухих, где-то заболоченных, где-то откровенно с водой. Когда путь стал похож на хаотичные перепрыгивания и обходы воды, грязи и болот, когда с каждым шагом (а ведь это все время вниз! ни одного ровного участка, блин, да и не одного подъема) ты ни на мгновение не приближаешься, а только видишь однообразные, поросшие травой или мхом кочки, камни, трухлявые пни или редкие деревья, когда…Это отнимает очень много сил. И на спуске не легче, чем на подъеме.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)

Последние метры, когда вдали показалась Met Station – метеорологическая станция, работающая в автономном режиме, я уже не шел, а полз.Восхождение на пик Ленана (4985 м), Кения март, 2018. (Горный туризм, Найроби, африка)
Ближайшая остановка, которая оказалась совершенно пустым, но уютным лоджем – Met Station Lodge (3030 м.) была настолько кстати, что первые полчаса я просто валялся на кровати и балдел, вытянув ноги. Потом перекусил, собрался с силами и…оставалось 9 км. по асфальтированной дороге до ворот Naro Moru Gate.В итоге дошел. Неспешно, с остановками каждые 3 км. Доплатил 52 доллара США за лишний день пребывания в парке, попросил рейнжера вызвать мне такси до городка Naro Moru (обошлось в 15 долларов). В принципе, если после восхождения вернуться в Old Moses Camp, то можно уложиться в 3 дня. Даже успеть вернуться в Найроби, если вызвать такси в Old Moses Camp и успеть на вечернюю лошадь до столицы. Но в тех краях, вокруг пика Lenana есть где погулять и что посмотреть,. Если мне повезет попасть в те края еще раз, то я непременно останусь на 2-3 дня дополнительно, сделаю вокруг вершины круговой маршрут, а может быть даже займусь полноценным альпинистским восхождением на пик Батиан.

Далее я поехал в Танзанию, чтобы взобраться на Килиманджаро, но это уже совсем другая история :) Если интересно, о ней можно прочитать здесь Восхождение на Килиманджаро (5895 м.)