Последний борт

Пишет starshoi, 25.11.2018 01:58

Не так давно прочитал на «Риске» ( https://www.risk.ru/blog/215345 ) о первом и последнем спуске на параплане Л.Мартынова с пика Коммунизма в 1991-м году, и меня как будто ударило током. «А ведь у меня есть фотокадры этого полёта, и не только полёта!». В июле-августе того года довелось мне стать участником программы «Три семитысячника СССР» в составе команды, персональный состав которой можно посмотреть на фотографиях в тексте. Раньше я считал, что ничего особенного, чем можно поделиться с читателями «Риска» об этом месяце, проведённом на Памире, нет. Но вот после прочитанного о последнем полёте (до распада СССР) и небольшой переоценке временем я оцифровал слайды того восхождения и рискну рассказать .

1991-й год. В Союзе натуральная голодуха. Зарплаты платили, но купить на них почти ничего было нельзя. В магазинах - очереди, почти всё - по талонам. И в этих условиях восемь «смелых» умудряются найти деньги на поездку в МАЛ на Памир на целый месяц при её стоимости 2500 рублей на человека (при зарплате 150-200р.). Эта сумма была последним условием, кроме огромного желания, нужной физподготовки и права допуска на восхождения 5-й категории трудности по альпинизму.
Сейчас уже точно трудно сказать, знали ли мы накануне сборов о трагедии на «Сковороде» пика Ленина при землетрясении в 1990-м году. Скорее, что-то знали. Но тогда в г. Ош, на базе МАЛа, старший тренер, Ю. Беркович, (на фото №2 второй слева) нам объяснял, что первое восхождение на пик Ленина мы должны совершить через скалы Липкина прежде всего потому, что это спортивно, престижно. А чужие палатки, верёвки, тропёжки и пр. – совсем не наш случай. И с нашей амбициозной программой (3-и по 7000+) другого варианта на «самом лёгком» семитысячнике просто не может быть. Такой подход определённым образом развеивал некоторые наши сомнения, нас окрылял и «звал» на спортивные «подвиги». Ботинки были ещё те, однослойный вибрам. Кошки – от ВЦСПС. Одежда от «культур -мультур». Плюс бензин и примусы «Шмель». Но мы были «дети эпохи», и на огромное желание поймать свою спортивную «жар-птицу» нам жаловаться совершенно не приходилось.

Вам осталось только посмотреть подборку фото МАЛа и склонов пика Коммунизма в 1991-м году. На людей, параплан, горы. За качество отдельных изображений просьба не ругать. Было давно, и были не на курорте.

Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №1 В пути на Ачик -Таш.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №2 Наша команда. 91-й год.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №3 МАЛ.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир)№4 Скоро на пик Ленина.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир)№5 Теперь пора на «Москвина».
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №6 Летим.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир)№7 Просто Памир.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №8 Заход на посадку.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №9 Охрана на месте.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №10 Вершина как в сказке.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №11 Лагерные будни.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир)№12 Паёк - дело святое.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир)№13 Обсуждение планов.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №14 Пора бы и наверх.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир)
№15 День второй по маршруту Бородкина. В.- 5500м.
№ 16 Взлетел!
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №17 Параплан уходит в небо.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир)
№ 18 А «Корженева», 7105м, где-то «внизу.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №19 …Ни лифт, ни вертолёт.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №20 До плато ещё далеко.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир)
№21 До пика Кирова на 6400м ещё не менее метров 300 по высоте.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №22 Памирское плато, 6100 метров.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №23 Ну и холодина.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №24 Притяжение высоты. Так близко и так далеко.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №25 Второй день на 6800м, п. Душанбе. Погоды нет.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №26 Народ улетает на Ачик- Таш.
Последний борт (Альпинизм, альпинизм, библиотека, параплан, памир) №27 Последний борт.

До вершины в тот август мы не дошли. После трёх дней подъёма по маршруту Бородкина, и двух - в ожидании погодного окна в районе вершины п. Душанбе на 6800м начальство нас из-за неблагоприятных прогнозов развернуло вниз. Нам, к счастью, никого не пришлось спасать. И нас никто не спасал. На «Москвина» после ещё четырёх дней томительного ожидания в лагере погодное окно мы всё же «поймали» и сходили «Корженеву» с двумя ночёвками. Общий результат сезона – «два по семь из трёх». Но фотки, по иронии случая, сохранились только эти.
И последнее. Тогда мы не знали и не могли знать, что вертолёт, который в снежном августе 1991-го года увозил с поляны Москвина нас, лагерный инвентарь и продукты, будет последним, улетающим из самого высокогорного района страны под названием СССР. С тех пор бывшие республики превратились в страны. Вершинам поменяли названия. Изменились правила восхождений и пересечения вновь созданных государственных границ. Много чего изменилось.
И только высота этой красивой и суровой вершины не подчинилась человеческим прихотям и по-прежнему она – 7495 метров. Ну а фотографии, надеюсь,
кому-то согреют душу.
Автор А.Тузлуков

Источник: Собственный рассказ

Спасибо, ностальгию мою потешили.

Спасибо!
Первыми, еще в 1986г, такой проект сделала команда Валерия Хрищатого, он привез своих молодых бойцов на Москвина, после п.Ленина, они сходили и Корженевскую и Коммунизма. К сожалению, у них на Корженевской погиб парень на 6700 улетел направо.
Поэтому особой огласки что можно ходить по 3 семитысячника в сезон, не было.

Простите, не соглашусь. Я из Алма-Аты, у нас очень многие так ходили. Например, в 87-м я был на Ленина через Раздельную, потом Корженевскую по Маркелову, Коммунизма через Хохлова (шибко хотелось Беззубкина, но не пустили, другая группа пошла). У нас человек 25-30 тогда сходили на 3 горы, причем на Корженевскую по 4 маршрутам, Коммунизма по 2. Кое-кто потом еще раз на Корженевскую сбегал. И это не казалось чем-то из ряда вон. Официальная экспа Казклуба (Ю.С. Попенко).

Я и не спорю, казахи всегда были сильные ребята. Но рассказал как было, я был, да и не я один, свидетелем общения Хрищатого и Эльчибекова. Мы после этого Ашотыча раскручивали закинуть на обратном пути нас под Ленина...но денег на вертушку уже не было...
Добавлю речь шла о новоявленных высотниках...молодых одним словом...
Извиняюсь, что немного исказил историю...

Сергей! Это у Свердловска улетел парень...

Да спутал...
Помню что в этом месте был подобный срыв в 1985г Гульнева из Караганды.
Да это был Логинов А.Н. Свердловск...08.08 1986г.
Светлая память....

Большое спасибо что нашли время!
И меня накрывает и сердце бьется чаще когда на Риске выкладывают старые фотографии... И время и люди были иными и про это надо рассказывать- что бы знали , верили что и они не с другой планеты прилетели. И у нас есть Славная история- однозначно есть чем гордится.

На фото 15 высота 5100.20 и 21 5300.

А в 1980 три по семь сделали таджики и узбеки!

Три Горы в 80-м сходила также пара тренеров МАЛ'а, причем Корженеву по Добровольскому. А в качестве "разминки" перед этим еще и пятерку на Сулоева.
А вообще-то, в те времена подобные "достижения" считались у нас нормой.

А в 1983 сколько тренеров МАЛ'а сходило 3 и более (Хомутов, например,4)? Причем включая Победу!

Даже я, вылечил всех больных и два успел сделать в 1980м. - Ленина и Корженеву. Ашот не хотел пускать, мол пусть больными занимается, Но Шура Путинцев и Британец настояли, и чтоб по 5б, по Буданову. Остальные все по 3 сделали. Золотое время было. Опять, спасибо за пост

Спасибо, что поделились этими кадрами!

Знаете, я как-то не задумывался, что наши 90-е - это уже "древние кадры". Но ведь действительно, вроде уже больше 20 лет прошло... А тогда для нас "древними" были 60-е-70-е. А уж 30-е-50-е - и вовсе доисторическими.

А мы в 91-м во время путча шли траверс Шатров. Из-за погоды (уже началась зима, в какие-то годы она приходила туда в августе) прошли только через западный. С севера МАЛ те годы не работал, так что узнали мы новости, только пустившись с баянкольских ледников (через перевал Карлытау) до шахт, где вроде бы добывали золото. Там в попутной вахтовке нам и казали что-то вроде "а у вас в Москве путч. Горбачева сняли". Следующий попутчик "Горбачева уже обратно поставили". Ну и т.д.

В 1990 на параплане с Коммунизма слетел Виктор Грищенко. Точно не знаю с какой точки стартовал, но мы его приземление встречали у озера на Москвина.

Вот это да... Оказывается Вы с Витей были знакомы... Какой маленький шарик...

В наше время мы шутили: "Врут, что в СССР 50000 альпинистов. От силы сто. Куда не предешь- одни знакомые лица!" Конечно, постоянно пересекаясь, все знали всех: от Аграновских на Камчатке, до Степы Кулева в Калининграде.

00. Тогда ж по горам вроде много народа ходило, пересекались часто то на чемпионатах, то в экспедициях.

Жаль, что автор не выдал свои имя-фамилию. Давно это было. Я был вторым тренером в этом мероприятии (на ф.4 и 13 в белых шортах). Но могу немного пояснить, что это была за программа. Идея была Анатолия Бычкова (спорткомитет РСФСР) - дать возможность людям выбраться на высоту, а не ставить рекорды скорости прохождения или количества гор за раз. Поэтому сравнивать с, например, командой казахов - не корректно. В нашей группе был Юра из Воронежа, трое ребят из Полтавы, один из Курска, еще один - не помню. Может автор подскажет. Никто никого до выезда не знал (кроме полтавцев), какая у них подготовка к высоте - неизвестно. 1-разряд и кмсы. Участник из Курска только что вернулся с 6-ки на Ушбе. На Ленина ему было хуже всех, потом успешно влился. Так что 2 из 3 -х для всех - это был неплохой результат. С Коммунизма нас "начальство" не возвращало, и прогноза погоды не было. Я был руководителем и решил, Беркович одобрил. Погода не очень, но сейчас в такую многие ходят. Мы были не готовы. А над горой нависла какая-то зловещая синева. Вовремя спустились - начался снегопад на несколько дней. Больше с участниками в горах или по жизни не пересекались.

Риск - уникальная площадка. Даже Сдобников появился. Рад!

"Поэтому сравнивать с, например, командой казахов - не корректно"

Евгений Сдобников, Если это обо мне, то прошу прощения если обидел. Я ни в коем случае не пытался кого-то с кем-то сравнивать, и до сих пор считаю, что даже один семитысячник- это отличный результат серьезной работы.

Из песни слов не выкинешь, ходили 3 по 7 и казахи и много кто еще (кстати, я и большинство из нашей экспы тоже первый раз на высоте были, но нам легче, мы же все-таки рядом с горами жили). Однако это никак не преуменьшает достижения автора. За рассказ и за фото- большое спасибо!

Никаких обид! Жаль, если меня так поняли. Я просто пояснил, какие цели были у той поездки и состав. У людей не было своих команд. Другим способом тогда на высоту они бы не попали.

Еще Леня Боровик из Томска был у вас.
Мы, кстати, тоже в тот год три из трех сходили, но с вашими не пересекались. И фотки, прыгнувшего с вершины Леши Мартынова, у меня тоже где-то были.

Прямо возвращение в молодость. Снимки потрясающие. Спасибо автору.

Спасибо всем за эмоциональные и положительные отзывы к моей фотоэкскурсии в 91-й год. Если честно, так много и не ожидал. Мне пришлось изрядно попотеть, чтобы извлечь эти кадры почти из небытия. Вижу, что не зря.
Отдельно для Е. Сдобникова. Рассказ подписан. Я на фото №14 крайний справа. А еще через пару-тройку лет мы с Вами случайно виделись в Москве, зимой, где-то в Ю.Бутово на лыжне "памяти...". Нас там было трое.
А решение вернуться с 6800м он (Е.С.) принял абсолютно верное. В тех условиях ни одна команда не стала рисковать.

Был не прав дважды. Фамилию увидел намного позже, чем написал комментарий. Не там искал. Всегда ожидаю, что у любого nick-name есть нормальные Имя-Фамилия в профиле. Но все реже это встречаю. Про каждый день в горах - помню как сейчас. А другие моменты иногда мне нужно напоминать. И конечно про Битцу вспомнил.

Летом 1982 года совершил восхождения в Памирe на три горы выше 7000 метров (Пик Ленина, Пик Корженевскoй, Пик Сомони) словацкий альпинист и горнолыжник Пaвол Райтар. Через 19 дней!

Большинство комментов про успехи казахов,узбеков,таджиков, маловцев не иначе как набить себе цену.
Автору спасибо за рассказ. Снимаю шляпу перед вами, вашей командой, вы сделали то, что многие не могли себе позволить.