Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Кязи, «Небо января»

Пишет Редакция сайта, 28.11.2018 07:44

Авторы четвёртого в нашем списке первопроходов взошли на гору, у которой паспортов больше, чем у агента 007. Кязи, Гайкомд, Гиреч, Цей-Лоам – как её только не называют. В последние годы этот горный массив в Ингушетии переживает ренессанс и, благодаря проходящим там соревнованиям, на местных стенах появляются свежие линии.

Информация о маршруте
Кязи (Гайкомд, Гиреч, Цей-Лоам) Главная (3171 м), по центру левой части Юго-Восточной стены, 6А «Небо января», первопрохождение
Характер маршрута – скальный, перепад высот маршрута – 730 м, протяжённость всего маршрута – 1315 м, перепад высот стенной части маршрута – 629 м протяженность стенной части – 795 м, протяженность участков V к.сл. – 270 м, VI к. сл. – 365 м, А1 – 115м, А2 – 190 м, А3 – 50 м, средняя крутизна стенной части – 74°.
Использовано на маршруте: якорных крючьев – 90/63, камалотов – 81/50, около 89 ИТО на «фифах», 5 шагов ИТО на скайхуках, забито и оставлено 3 шлямбурных крюка, 2 шт. в качестве точек страховки, 1 шт. на станции с бедным рельефом, оставлен 1 якорный крюк на маятнике.
Количество ходовых часов – 19,5 ч, Дней – 2. Спуск 3 ч по маршруту 2А.
Ночёвка в палатке на полочке на стене.
Выход на маршрут – в 7:00, 28 января
Вершина – в 16:19, 29 января
Возвращение в БЛ – в 20:00, 29 января.

Команда:
Александр Жигалов
Игорь Логинов
Максим Кривошеев

Обзор района восхождения
Массив вершин Кязи (Гайкомд) расположен в Скалистом хребте Большого Кавказа, в участке хребта между реками Терек (на западе) и Асса (на востоке). Вершина Гайкомд Главный – самая высокая вершиной массива, возвышаясь над Центральной и Восточной вершинами. Ранее вершина имела название Гиреч, сейчас в классификаторе главная вершина именуется Цей-Лоам, также ее называют Кязи. По гребню скалистого хребта до вершины Гайкомд с запада проходит административная граница между Республиками Ингушетия и Северная Осетия - Алания, далее она уходит на север. Маршрут восхождения и подходы под него расположены на территории Джейрахского района республики Ингушетия.
Базовый лагерь находится от пограничного поста в 200 метрах на большой поляне. С этого года должно начаться строительство альплагеря «Кязи», который будет работать круглогодично. Наиболее удобные и комфортабельные условия для проживания около 2-х км по дороге от пограничного поста, отель «Легенды гор», база Бэйсджамперов.
Пограничные пропуска в район вершин Гайкомд не требуются, однако на заставе предупредить о своем присутствии в районе необходимо.

Сотовая связь только сети Билайн, Мегафон, а наверху и на стене - МТС, мобильный интернет. Погода в районе довольно стабильная, периоды снегопада длятся 2-3 дня, снег на маршрутах сходит очень быстро. Это стоит учитывать при длительных стенных восхождениях. Зимой, после сильных снегопадов, быть внимательнее в кулуарах и на подветренных склонах - возможен сход лавин.
Подход под маршрут около 1 часа. Двигаться в направлении южных стен вершины Гайкомд Гл. по травянистому гребню. Двигаться слева от большого кулуара между вершинами Гайкомд Гл. и Гайкомд Центр. Начало маршрута- большой откол слева.

Хребет Гайкомд сложен из осадочных пород известняка, местами метаморфизированного. Стена чередуется развальными участками с желто-белым оттенком и достаточно монолитными скалами с серым оттенком. Богата различными трещинами, щелями всевозможными кавернами, рельеф очень напоминает Крымские стены: Морчеку, Форосский Кант, Сокол. Большая часть рельефа забита землей, травой, кочками. Приходится долго очищать рельеф для установки надежных точек, а мелкая травяная пыль засоряет глаза. Верхняя часть стены довольно крутая и разрушенная, очень напоминает Ак-Каю, Кара-Каю в Безенгах и Ерыдаг в Дагестане. Порода непрочная, встречаются участки мягких меловых вкраплений. В щелях очень часто встречаются куски разрушенных скал и «живой» породы, что усложняет установку надежных точек страховки. Особое внимание нужно уделять надежности и расположениям станций.

Тактические действия команды (из отчёта команды)
В феврале 2018 г. команда Красноярского края в рамках очного Чемпионата России по альпинизму в техническом классе совершила два восхождения на вершину Гайкомд Главный.
Помимо этого, но уже в рамках снежно-ледового класса заочного чемпионата России по альпинизму, команда совершила прохождение нового маршрута на пик Гайкомд Главный по центру левой части ЮВ стены. Маршрут мы назвали «Небо января». Линия проходит между маршрутами 5Б к.т. Аюшеева, 2017г и 6А к.т. Дорро К., 2003г.

28 января 2018 г. команда вышла из базового лагеря 4:30. В 6:00 подошли под начало предполагаемой линии маршрута. Собрались, укомплектовали 2 рюкзака с палаткой, вещами, продуктами, газом в расчете на одну предполагаемую ночевку. Взяли 1,5 литра воды. В 7:06 зафиксировали работу первого на маршруте, вышли на связь с О.Б. и главным судьей. Двигались в быстром темпе, хорошо ориентировались на стене по фотографии. К обеду поднялся ветер, принес густую облачность на стену. В 13:00 были примерно на R10. В 17:00 лидер подошел к нише на R18. Через 15 мин подошли остальные участники. С помощью камней и снега сделали полочку, на которую удалось втиснуть палатку. Весь день первым работал Логинов И., вторым Жигалов А., третьим Кривошеев М.Л.

29 января 2018г в 7:00 первый начал работу на маршруте. Лидировал Жигалов А. К обеду вышли к станции R20. На станции решили сменить лидера на Логинова И. Ключевой участок R21-R22 оказался неожиданно сложным. Нависающая стенка, около 110 град, с щелью. Щель широкая, с разваленными стенками. Приходилось искать рельеф на боковых стенках щели. Применяли скайхуки на нависании и забили 2 шлямбура для промежуточной страховки. К 15:40 лидер вышел к гребню стены. В 16:19 вся команда стояла на вершине Гайкомд Главный – 3171м. Зафиксировали с помощью рации, визуального наблюдения из лагеря. Сделали несколько фото и видео съемок, поменяли записку в контрольном туре.
Около 3-х часов занял спуска по маршруту 2А.

Маршрут пройден без предварительной обработки, в альпийском лёгком стиле. Ночёвка на стене в нише с достроенной полочкой в палатке. При прохождении маршрута использовали одновременную схему передвижения, чтобы все участники постоянно были в движении и не мерзли, вися на станциях. Лидер работал в утепленных скальных туфлях, что позволяло проходить сложные участки «свободным» лазанием.

Пройденный маршрут получился сложным, трудоемким и протяженным, несмотря на высокую скорость его прохождения. Общий угол наклона стены очень высок, около 74 град. Много участков сложного лазания, как психологически, так и физически. Такие участки необходимо проходить «свободным» лазанием, имея высокий уровень подготовки, поскольку ИТО применить просто невозможно (разрушенная порода). Особое внимание необходимо уделить точкам страховки. Якорные крючья, забиты в глухие щели самым кончиком, либо установлены в каверны горизонтально. Камалоты периодически выскальзывают из кальцитных щелей. Местами приходится долго очищать рельеф для его прохождения и организации надежных точек страховки. В верхней части присутствует сложное ИТО с элементами лазания по развальным блокам на нависании. Там же забито 2 шлямбурных крюка.

Новый маршрут сложнее маршрута Дорро К., 2003г – 6А к.т., на порядок сложнее маршрута № 12 команды Санкт-Петербурга 2, который мы прошли за 10,5 часов. Маршрут Сыщикова А., 2017г - 5Б – пройден нами за 12,5 часов.

На прохождение данной линии мы затратили 19,5 ходовых часов. В связи с вышесказанным, считаем, что маршрут соответствует 6А категории трудности.

Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Кязи, «Небо января» (Альпинизм, премия, горы, номинация, мы в обществе, crystal peak, гайкомд)Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Кязи, «Небо января» (Альпинизм, премия, горы, номинация, мы в обществе, crystal peak, гайкомд)Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Кязи, «Небо января» (Альпинизм, премия, горы, номинация, мы в обществе, crystal peak, гайкомд)

Описание по участкам

Начало маршрута в 50-ти метах правее от маршрута Аюшеева Д. 2017г. Хороший ориентир – большая плита «варежка», отстающая от стены. Начинать по кулуару и далее по камину слева от нее.
R0 – R1. 50м, 40°, II. По крутому снежному кулуару вверх под нависание. Станция на полочке между двумя каминами.
R1 – R2. 40м, 60°, V. От станции вправо вверх, по правому камину, лазанием в широком распоре. Выход на полочку с кустами между «варежкой» и стеной. Станция на полочке на якорях.
R2 – R3. 20м, 75° VI, А2. Вверх по желтой крутой стенке с щелями. Сначала слегка вправо, затем забирать левее. Выход к маленькому деревцу, станция висячая.
R3 – R4. 35м, 70°, VI. Вверх влево в стенке с хорошим рельефом за перегиб. Выход к пологим скалам с травяными кочками. Станция на полочке.
R4 – R5. 40м, 50°, III. Вверх по простым скалам в направлении нависающего рыжего угла. Чередование «бараньих лбов» с кочками травы. Станция полувисячая в коротком внутреннем углу.
R5 – R6. 25м, 60° VI. По углу вверх, переход вправо. Выход на наклонную полочку. Станция на полочке во внутреннем углу под рыжим нависанием. Слева небольшой грот.
R6 – R7. 30м, 85° VI, А2. Вверх вправо по тонкой трещине под рыжим нависанием на фифах и якорях. Местами фифы ставятся на рельеф. Трещина местами глухая, заканчивается. Переход через нависание в основание камина. Станция за перегибом на естественном рельефе и якорях.
R7 – R8. 30м, 60°, V. Вправо вверх по логичному наклонному камину внутри большого внутреннего угла за перегиб стены. Неудобная станция на своих точках.
R8 – R9. 30м, 65°, V. По наклонной стенке с кочками травы вверх. Чередование «бараньих лбов» с грядками. Станция на полочке.
R9 – R10. 50м, 50°, V. По короткому внутреннему углу вверх, и далее вправо по «бараньим лбам» выход на маленькую полочку. Станция на своих точках, рельеф богатый.
R10 – R11. 30м, 60°, V. По стенке с щелью вверх влево к маленькой полочке под вертикальной стеной.
R11 – R12. 25м, 70°, V+. По крутой стенке с щелью вверх вправо в основание большого скального «пальца». По наклонным полкам вправо ко внутреннему углу. Станция на полке под углом на своих точках.
R12 – R13. 30м, 90°, VI, А2. Большой вертикальный внутренний угол, левая стенка которого нависает. Образован большим граненым скальником в виде «пальца» на общем фото. Вверх слегка вправо. Выход на маленькую полочку.
R13 – R14. 50м, 65°, IV. Вправо траверс по полочке далее вверх по внутреннему углу, чередование стенок и полок с травой. Выход на бастион по нависающую рыже-белую стенку Станция на наклонной полочке на рельефе.
R14 – R15. 50м, 80°, VI, А2. По крутой развальной стенке вверх на ИТО, за перегибом по щели влево выход на полку со снегом. Станция на полке под стенкой.
R15 – R16. 20м, 50°, III. Траверс по снежной полочке влево за угол около 20 м. Станция на полочке в основании белой стенки с черным пятном.
R16 – R17. 50м, 70°, V+, А1. С полочки вверх по стенке, сначала вправо, потом забирать влево. Местами попадается мох и кочки травы, которые усложняют лазание и страховку. Удобная станция. Станция на ребре слева.
R17 – R18. 15м, 65°, V. Влево за ребро выход к полочке. Далее вверх по углу выход к нише, станция R18 на полочке под нависанием. Место ночевки команды в палатке.
R18 – R19. 25м, 60°, VI, А1. Траверс влево по полочке и по щели около 10м. Далее через нависание вверх к основанию большого желтого внутреннего угла. Станция полувисячая.
R19 – R20. 60м, 90°, VI, А2. Большой вертикальный внутренний угол. Местами нависающий, с тонкими щелями и трещинами. Много «живых» камней. Прохождение требует внимательности, так как все, что падает вниз, попадает в остальных участников команды.
R20 – R21. 40м, 75°, VI, А1. От станции вверх продолжать по углу до белого пятна справа на стене, тут же забит шлямбур с петлей для гашения маятника. Возможно организация промежуточной станции. Далее траверс влево по щели с кочками травы и вверх в основание нависающей желто-белой стены со щелью посередине. Станция висячая. Забит и оставлен якорный крюк с карабином для гашения маятника.
R21 – R22. 50м, 110°, VI, А3. КЛЮЧЕВОЙ УЧАСТОК. Вверх по щели в нависающей стене на ИТО. Стенки щели разрушены, поэтому приходится идти по тонким нарисованным трещинам рядом с основной щелью. Из-за сильного нависания прохождение этого участка крайне медленно и трудоемко. В середине из-за бедности рельефа пришлось забить для страховки 2 шлямбурных крюка (уши скручены). Сделаны несколько шагов на дырочных скайхуках по нависанию. Выход за перегиб на полочку к ребру стены. Станция на полочке. Третий участник, уходя со станции R21 отлетел от стены на 15 м.
R22 – R23. 50м, 50°, III. По стеночке выход на ребро. По ребру, вверх, через серию наклонных стенок выход на полочку, недалеко от выхода маршрута Дорро К. – 6А. Далее небольшим маятником вниз влево около 10 м, заход снежный кулуар.
R23 – R24. 370м, 35°, I. Вверх по простому осыпному склону по направлению к вершине.
R24 – R25. 100м, 45°, I. Через нагромождения больших камней выход на вершину Гайкомд (Кязи) Главный 3171м.