Пишет Редакция сайта, 29.11.2018 05:39

Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Шайтанхана по центральному контрфорсу Северо-Западной стены (Альпинизм, премия, горы, номинация, мы в обществе, crystal peak, каравшин)

Иван Темерев, Егор Суздальцев, Антон Кашевник и Тимур Алдын-Херель прошли новую линию по центральному контрфорсу Северо-Западной стены Шайтанханы в Каравшине, Киргизия. О том, как это было, Риску в видео-интервью рассказывают Иван и Егор.

Информация о маршруте:
Каравшин, Шайтанхана (Котина), 4521 м, по центральному контрфорсу Северо-Западной стены, 6А
Гиссаро-Алай, Кравшин;
Характер маршрута – скальный; перепад высот – 1321 м; протяженность маршрута – 1500 м; средняя крутизна маршрута – 56°; средняя крутизна стенной части – 65°; сложность участков: V к. сл. – 267 м, VI к. сл. – 522 м, А1 – 8 м, А2 – 8м.
Время прохождения: 27 часов, 2,5 дня (+8 часов на спуск)
Выход на маршрут: 8-00, 22 июля

О восхождении на Риск.ру
Лето, Каравшин, благодать

Обзор района
Пик Шайтанхана, он же пик Котина (4521м), расположен в непосредственной близости от стандартного места для базового лагеря в ущелье Карасу. Первые восхождения на вершину датируются 1988 годом прошлого века – самым началом освоения района Каравшин. Гребень Шайтанхана-Кыркчилта-Одессы – классическая композиция для фотографий большинства посещающих район туристов и альпинистов. В базе данных ФАР есть только 4 классифицированных маршрута на Шайтанхану: Южный гребень (Иголкин 4А, 1990г), Северный гребень (Васильков 4Б. 1988г), Северо-Восточная стена (Максимов 5А, 1988г), Правая часть Восточной стены (Портянко 5Б, 1988г). Оба стеновых маршрута ходятся из соседнего ущелья – Аксу. Шайтанхана с запада освоена мало: в российском классификаторе нет ни одного маршрута с этой стороны.

Описание маршрута
Подход под начало маршрута: от базового лагеря в ущелье Карасу по тропе в сторону п. Одессы до второй крупноблочной осыпи, забирать налево вверх вдоль осыпи, ориентируясь на кулуар, выводящий на верхний ярус. Подняться по кулуару (держаться левой стороны) к началу маршрута. R0-R1 Начало маршрута на травянистой полке. Наклонные плиты, движение направо к основанию большого внутреннего угла, идущего через первый бастион.
R1-R3 По внутреннему углу. Сложное лазание. В конце участка угол прерывается небольшой стенкой.
R3-R4 По плите направо в следующий внутренний угол. Продолжается движение по внутреннему углу.
R4-R5 Угол начинает заворачивать налево в обход нависания.
R5-R6 Уходим налево за угол во широкой щели в которую переходит внутренний угол. Далее по плите на хорошую горизонтальную полку.
R6-R7 По наклонной полке уходим налево, много свободнолежащих камней.
R7-R8 Вертикальная стенка, скалы разрушенные. Выходим на полку; есть выложенная площадка под палатку.
R8-R9 Прямо вверх по вертикальной трещине. Сложное лазание. Трещина выводит на гребень ведущий к основанию второго скального бастиона.
R9-R10 Скальное ребро, заканчивается небольшой стенкой.
R10-R11 Скальный гребень.
R11-R12 Лазание по наклонным плитам.
R12-R13 Движение по наклонным плитам. Выходим на горизонтальную полку шириной 1,5 метра.
R13-R14 Простые скалы. Движение по наклонным плитам.
R14-R15 Движение по наклонным плитам. Слева идет большой внутренний угол с обилием живых камней. Придерживаемся правой стенки.
R15-R16 Вертикальная глухая трещина. В конце участка небольшая стенка.
R16-R17 Рельеф стягивает налево во внутренний угол. Движемся по правой его стенке.
R17-R18 Угол заканчивается мокрым камином с сильно разрушенными стенками. Аккуратное лазание.
R18-R19 Камин выводит на хорошие полки. Очень простое лазание.
R19-R20 Начало третьего скального бастиона. Наклонная плита.
R20-R21 Скальная стенка. Зацепы – вертикальные щипки, плохие зацепки под ноги, сложное лазание.
R21-R22 Сложное лазание по вертикальным трещинам. В конце участка большой живой блок. Под ним смещаемся траверсом направо на ИТО. Станция на ребре.
R22-R23 Серия параллельных вертикальных трещин. Лазание по щипкам. В начала участка движемся забирая влево, далее прямо вверх. Стенка заканчивается небольшой полочкой.
R23-R24 Движение по наклонным плитам.
R24-R25 Направо за угол в основание большого камина. Далее в обход полки снова налево за угол в скальную выемку в обход пробки в камине.
R25-R26 Снова возвращаемся в камин, камин заканчивается вертикальной пещерой. В конце участка уходим направо.
R26-R27 Вертикальная стенка, сложное лазание.
R27-R28 Прямо вверх, на небольшую скальную полку на гребне.
R28-R29 По монолитному отколу забирая направо под карниз. Левая стенка немного подвисает. Карниз проходим на ИТО. Далее большое скальное поле.
R29-R30 Одновременное движение по полке сначала направо, потом в направлении гребня.
R30-R31 Скальная стенка выводящая на гребень
R31-R33 Движение по широкому скальному гребню, простое лазание. Гребень разрушен.
R33-R34 Справа от гребня широкий камин. Много свободнолежащих блоков.
R34-R35 Одновременное движение под снежно-ледовый взлет.
R35-R36 Двигаясь направо, пересекаем снежный кулуар. Далее по скальной стенке к основанию вершинного гребня.
R36-R37 Гребень, выводящий на вершину.

Линия маршрута

Тактические действия команды
21 июля: Иван Темерев и Антон Кашевник, взяв с собой основную часть «железа» и 3 верёвки, подошли под начало маршрута, наметили линию и в 18.00 приступили к обработке первых верёвок, в этот день лидировал Темерев. Чуть позже подошёл Егор Суздальцев, поднёс ещё одну верёвку, пустые бутылки и занялся вопросом поиска и набора воды на маршрут. К 20.00 было пройдено 150 метров (R0-R5), необходимое количество воды было набрано и лежало под маршрутом. После обработки все участники спустились в базовый лагерь.

22 июля: Подошли всей командой под маршрут, распределили груз и снаряжение и, в 7.30, начали подъём по перилам. Далее – хорошее лазание с удобной страховкой. На R8 встретилась удобная полка, выложенная под палатку, на ней мы обнаружили контрольный тур с запиской команды Альперина от 1988 года – это было единственное место со следами жизнедеятельности человека, за весь подъём. R9 – окончание первого бастиона, далее до R11 – гребень с подлазами. За этот день команда прошла до полки R13. Ночёвка хорошая: лежачая, без палатки (погода позволяла). До 17 часов лидировал Иван Темерев, далее – Егор Суздальцев.

23 июля: Выше ночёвки – участок простых скал, далее рельеф усложняется: лазание интересное и разнообразное. Второй бастион заканчивается на R19. Порода третьего бастиона более разрушенная, местами приходится вставать на ИТО, чтобы не уронить на страхующего «перья». Ночёвка на пологих скалах с большими полками. Первым весь день работал Егор Суздальцев.

24 июля: Продолжение движения к вершине. Простые скалы и гребень, выводящий на вершину. Лазание не сложное – в основном, встречаются участки IV-V категории. Непосредственно под вершиной есть ледовый кулуар, для пересечения кулуара потребуются кошки для первого. Скалы справа от кулуара пригодны для лазания и страховки. Первым весь день работал Тимур Алдын-Херель.