Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Байлян-Баши соло!

Пишет Редакция сайта, 30.11.2018 11:37

Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Байлян-Баши соло! (Альпинизм, премия, горы, номинация, мы в обществе, crystal peak, ала-арча, первопроход)

В этом году у нас несколько солистов в разных номинациях. В категории "Восхождение года" таких номинанта два. Среди них соло Никита Балабанова на ала-арчинскую вершину Байлян-Баши.

Предоставим слово самому Никите…

Байлян-Баши (4700 м) по кулуарам Северо-Западной стены, ор. 5Б, 700м V+, M6, 80°.

Информация о маршруте
«Изначально была идея лезть на Свободную Корею, не скажу куда, – всегда есть шанс ещё попробовать :)))
Но подойдя к линии заранее, чтоб просмотреть, понял, что льда очень мало и местами это, возможно, вообще снег. Якориться и лезть с несколькими ночёвками не хотелось, поэтому решил лезть на Байлян. Эту линию я присмотрел лет 5 назад и с тех пор никак не удавалось начать. Там лёд выглядел пожирнее, плюс я уже ходил Мансурова, и знал, что там точно можно спуститься. На месте оказалось, что во многих местах лед – не лед, а снег либо тонкий лед. Но это было предсказуемо, если брать во внимание месяц восхождения – октябрь! В любом случае маршрут очень прикольный и достаточно равномерный. Думаю, если ходить его зимой или в начале весны, то не будет проблем ни с толщиной льда, ни с разрушенными скалами верха.

Восхождение совершено 5-10 октября 2018 года.

Вид на Корею и Байлян за день до восхождения

Из Коронской вышел в 4.00. Долго подходил, так как на леднике ближе к Медвежьему углу всегда больше снега, и часто приходилось в неоднозначных местах зондировать, так как одному по леднику ходить – плохая примета. Хотя в целом если двигаться справа под стенами Кореи и Симагина, то все достаточно безопасно. Лезть начал в 7.30. На ночевке был в 20.00. На следующий день начал лезть в 7.30, на вершине был чуть позже 13.00. Получилось примерно 18 ходовых часов до верха, и 40 из хижины в хижину.

Описание маршрута

Начало маршрута левее начала маршрута Мансурова. Подойти к бергу по крутому снежному склону. Берг перелазить чуть правее и ниже основания скального контрфорса маршрута Кузьменко».

R0-R1 50 м 80°. Перелезть бергшрунд и по разлому бергшрунда до перегиба-выполаживания (15м 80°), далее по льду, прижимаясь к скалам слева (25м 50-60°). Станция на льду.
R1-R2 55 м М4 60°. Продолжать движение по льду в направлении левой системы кулуаров (правая система - маршрут “Дорога домой” 5бз) (20м 60°). В середине веревки кулуар пересекается первой скальной стенкой. Лазание не очень сложное, на уровне М4, но скалы типа бараньих лбов, зализанные совсем. Страховаться получалось только короткими 10см бурами в каемках между выходами скал (20м М4). Думаю, зимой этот участок покрыт нормальным слоем льда, и с прохождением проблем не должно быть. Дальше долаз по более пологому льду (15м 50°) под ледовую стеночку. Станция на льду.
R2-R3 55 м 70°. От станции вверх по крутой ледовой стенке (15м 70-75°), дальше по более пологому льду вверх по кулуару (40м 55-60°). Станция на льду.
R3-R4 55 м М5 60°. От станции вверх по льду (30м 60°). Здесь хороший лед заканчивается. И кулуар упирается во вторую скальную ступень. По ее центральной части проходит тонкий ледовый ручеек, который, кажется, легко облазится по льду в правой части ступени. На самом деле льда там нет. Есть просто тонкий слой рыхлого снега на бараньих лбах. Я конечно же думал “зашарить” справа и пожалел :)) Скалы не крутые (60гр. примерно), но очень зализанные, с плохими ногами и сложной страховкой. (15м М5). Посередине участка в выступающем блоке забил закладку. Дальше снова по льду вверх по кулуару. Станция на льду.
R4-R5 55 м М5+М6 75°. От станции немного по льду (10м 60°) и по по правому углу с ручейком через выходы скал. Лед 70-75°, микст м4-м5 около 20м. В зависимости от глубины льда, можно крутить буры, можно временами страховаться в стенках угла. Выход на выполаживание (60гр.) и по нему под третью скальную ступень. Это ключевое место. Скалы отвесные, но очень зализанные, с глухими щелями. На всей ширине кулуара угадывается три угла, по которым можно лезть. Я выбрал средний вариант, что-то типа угла-камина. Там казалось рельеф наименее глухой. 15-20м М5+М6. Страховка бедная, идут якоря и очень редко средние и мелкие камы. За 3-4м до конца скал оставил большой титановый швеллер с большим же ухом, чтоб было видно и удобно вщелкиваться)). Сразу за перегибом скал станция на льду.
R5-R6 55 м М4 60°. Дальше по тонкому льду с постоянными выходами скал. Станция на льду или на скалах борта.
R6-R7 55 м М5 60°. По льду с выходами скал (20м М4 60°), далее выход на скалы левого борта кулуара и по заснеженным скалам до конца кулуара (20м М4-М5). Здесь кулуар заканчивается и упирается в скальную стенку. Читается, что по ней (есть крутой залитый льдом угол) можно попасть на снежное поле выше. Но туда лезть не надо. Влево метров на 15 до самого гребня уходит заснеженная рампа-полка. Я пошел по ней, и таким образом попал на гребень. Станция на скалах. Очень много живья.
Вечерело, поэтому на этой же рампе прямо рядом с гребнем вытоптал продольную “полку” где-то 150*40см, сделал горизонтальные перила, настелил остатки веревок на полку и залез ногами в рюкзак. Изначально планировал лезть до вершины нонстопом и ночью уже при любых раскладах дюльферять по Мансурову. Но гребень, на который я попал, довольно кривой и очень разрушенный. Оптимальный путь в темноте не очевиден, что-то выронить без проблем, да и подустал после целого дня шарахания по тонкому льду. Решил пересидеть до утра :)
R7-R8 100 м III-IV. От станции, когда рассвело, увидел что скалы разрушенные, но не сложные. Собрал все веревки и полез так. Лазание троечное, местами четверочное, но идет короткими уступами. Перед первой достаточно высокой стенкой остановился, чтоб сделать станцию. Пролез около 100м.
R8-R9 V M4 55 м. По разрушенному гребню с короткими трудными стенками до снежного поля. Это то поле, которое было видно с R7 в предыдущий день. Снег крутой, под ним лед. По левому краю поля, страхуясь за скалы, до явной бреши в гребне. С нее перелезть на левую по ходу движения сторону гребня и по нему вверх-влево по заледенелым скалам (несколько движений М4) до полочки. Станция на скалах в основании крутой стенки.
R9-R10 V+ M5 R 55 м. От станции вверх по стенке (10м V+), далее можно продолжать по гребню либо траверсом влево в микстовый желоб. Я выбрал желоб, так как погода уже испортилась и шел сильный снег - не хотелось лезть руками. В желобе очень разрушенные скалы залитые льдом. Знал бы заранее, полез бы по гребню однозначно)) По желобу 15-20м (М4-М5) и обратно вправо на гребень. На гребне через монолитную скальную стенку (IV-V) и снова по заснеженным и обледенелым разрушенным скалам. Здесь явный гребень пропадает и вариантов пути много, но все они одинаково сыпучие)). Станция на скалах.
R10-R11 55 м 65°. М4 R. Слева от станции нашел тонкий, но лед, и полез по нему, пока он не закончился. Дальше снова по разрушенным скалам до вершинного гребня. Станция на блоке на гребне.
R11-R12 50 м II-III. От выхода на гребень прогулялся на вершину, об чем потом пожалел, так как погода окончательно испортилась и нормально не видно было, куда дюльферять))

На вершине был в начале второго дня. Спускался по маршруту Мансурова. Теперь там везде, где станции на скалах, есть петли с оттяжечными карабинами. Переживал, что веревка не сдернется, а погода совсем плохая была. Решил оставлять карабины, чтоб наверняка. Одна станция на вершинном гребне, одна на седловине между Байляном и Симагина (место выше ключа Мансурова), и еще на веревку ниже, уже где лед начинается, одна станция на выходе скал. В остальных местах пользовался проушинами, а когда погода стало совсем-совсем плохой и по Мансурову начали сходить пылевые лавины, начал делать выкруты. Потому что дырка проушины моментально забивалась снегом. Берг перелез в 8 вечера. К этому времени в Медвежьем углу как всегда снега намело глубже чем по колено, и я неспешно поковылял на Коронскую. В хижине был в 21.30.

На вопросы Риск.ру отвечает Никита Балабанов

- Расскажи в нескольких словах о себе, неформально.
Почти все свободное время в течение года я провожу в горах и стараюсь ходить максимальное количество маршрутов и вершин, которые развивают меня как восходителя, делают меня быстрее, сильнее и выносливее. В горах я с детства, со школы лазаю по скалам, хожу в горные походы. С первого я курса стал более серьезно заниматься альпинизмом, ездить по лагерям. В наших горах в большинстве популярных районов я побывал, потом мы с товарищами начали расширять географию, ездить в другие большие горы, в Гималаи. Там сходили в свое время достаточно много маршрутов свих и чужих, на шести- и семитысячники, я и сейчас стараюсь там частенько бывать. Расширяю географию: Южная Америка, Пакистан. Стараюсь побольше проводить времени в местах, где еще не был.

- Ты ходишь в командах разного численного состава, но тяготеешь к маленьким. Почему?
Да, действительно, мне приходится ходить с группами с разным количеством участников. Но стараюсь ходить, если что-то сложное или интересное, в двойках или тройках, для меня это наиболее интересный вариант: малая группа на большой горе, на сложной линии (максимум энтропии). В случае успеха такое восхождение для меня более ценное. И есть всегда прагматичная сторона: гораздо проще в наше время организовать экспедиции далеко на большую гору вдвоем или втроем, чем собирать кучу народу.

- А соло – это вершина пищевой альпинистской цепочки?
Я не считаю, что соло-восхождения круче, чем весь другой альпинизм. В этом сезоне все соло-маршруты, которые мне довелось ходить, а их было не мало, это была вынужденная мера, потому что-либо напарников не было, либо они болели, а я не хотел терять погодные окна, был в приемлемой форме, и пробовал сходить. Тем не менее соло-восхождение мне очень нравится, я, как и многие, рассматриваю альпинизм не просто как физическую активность, а как своего рода шахматы, где ты думаешь наперед, рассчитываешь, думаешь о тактическом плане. В этом вопросе соло-восхождение прикольнее: ты делаешь все сам, и результат более ценный, если что-то идет не так, ты ни на кого не сваливаешь, точно знаешь, что это твое достижение или твоя ошибка, и проще извлекать из этого обратную связь.

- Какое снаряжение берёшь с собой на соло-восхождение? Что-то на случай, если нужно будет отступить?
Вопрос выбора снаряжения напрямую связан с маршрутом, по закладным берешь все то же самое, если планируешь сам себя страховать. По технике страховки: время от времени я пользуюсь разными специальными девайсами вроде перепиленный gri-gri, reverso или silent partner'а. Но на Байляне это была импровизация, я пользовался старой проверенной схемой с стременами, и никаких «приблуд» не было.

На случай, если придется сходить с маршрута раньше времени: на Байляне шлямбурного набора, ввиду того, что это лишний вес, у меня не было. При желании маршрут позволял уйти по пути подъема почти везде, пришлось бы оставить какое-то количество железа. Визуально казалось, что лед достаточно толстый, чтобы уйти на выкрутах, но в реальности это не везде получилось бы сделать, но на якорях точно можно.

- Расскажи о маршруте – почему именно эта гора? Как выбирал линию? Самый сложный участок маршрута? Или линия получилась равномерная?
Идея лезть на Байлян была спонтанной, потому что изначально я планировал попробовать возможно новую линию, возможно несколько линий на Корею. Но в том месте, где я нарисовал для себя новую линию, когда я подошел, понял, что льда оказалось не очень много, то есть было видно, что он тонкий и много где прерывается на скалах. Стало понятно, что соло будет долгим, а у меня не было желания лезть много дней, хотелось попробовать нон-стопом или за максимально короткое время, и я приступил к плану «Б». Эту линию на Байлян я присмотрел еще в 2014 году, когда мы собирались ехать в Ала-Арчу в конце зимы-начале весны, это был один из вариантов первопрохода. Я на нее смотрел давно, и когда Сережа Дашкевич залез рядом на маршрут «дорога домой» я понял, что очень прикольная линия может получиться немного слева. Маршрут достаточно равномерный, бОльшая часть веревок средней сложности, максимальный на уровне м4, иногда м5, много тонкого льда, достаточно крутого, шаровых веревок совсем нет, но есть выделяющее место: возможно зимой там условия лучше, но осенью льда практически нет и там такой желоб, где зимой лед есть, но когда его нет, то там скалы очень зализанные и глухие, очень проблематичная страховка и при этом лазание уровня м6.

- Что для тебя Ала-Арча? Ты много ходил в этом районе? Расскажи. Ты согласен, что это кузница мастеров?
Я несколько раз был в Ала-Арче, ходил много классических линий, популярных пятерок. Мне здесь очень нравится, реально крутое место, я его сравниваю с Шамони, только где канаток и людей нет, это одна из причин, почему мне это нравится. Район компактный и это очень круто, сложные линии можно ходить каждый день, если форма позволяет. Поэтому можно сказать, что люди, которые выросли в этом районе, действительно высококвалифицированные, потому что есть возможность ходить много за короткий промежуток времени с короткими походами.

- В этом году у альпинистов бывшего СССР немного в копилке сильных первопрохождений. С чем бы ты это связал?

Да, возможно в этом сезоне не так много громких первопрохождений, но, мне кажется, основные тренды последнего сезона у нас такие же, как и везде: хождение малыми группами сложных линий на большие объекты. Тут не может быть четкой закономерности, это всегда высокий уровень энтропии. В каком-то сезоне может быть несколько успешных попыток, в каком-то много сильных команд, но ни одной успешной попытки просто потому, что хождение на большие маршруты, на большие стены в олимпийском стиле это всегда куча неизвестных, и успех зависит не только от субъективной составляющей.

- Какими были твои приоритеты в этом сезоне?
В этом сезоне у меня в числе основных приоритетов было максимально быстрое хождение: высокая скорость и большая высота на больших объектах, поэтому я много времени уделял аэробной составляющей, много длинных маршрутов быстрого лазания соло и работа над одновременными движениями двойки почти по любому рельефу, до очень высоких сложностей. Основная поездка этого сезона была на Хан была идея попробовать залезть в двойке северную стену макс быстро. Акклиматизация прошла гладко, но потом мой напарник заболел, и пришлось ходить по классике: без перил соло. То есть я попробовал пройти весь маршрут максимально быстро.

- Ещё говорят, что высотно-технический класс альпинизма умирает. Ты готов с этим согласиться?
Я не думаю, что высотно-технический класс умирает. Да, действительно, сравнивая с былыми временами, массовость абсолютно не та, поэтому закон больших чисел или переходы количественных измерений в качественные тут не работает. Тем не менее я для себя глобальной проблемы не чувствую, что этой массовости нет у нас, потому что я общаюсь с альпинистами из разных стран, практически со всего мира. Куча друзей и напарников, тоже много и иностранцев, и у многих людей есть очень классные идеи, классные проекты, много мотивированного народа, поэтому я думаю, что в ближайшие годы будут прохождение других линий, даже на самые большие горы.

- Что ты ощущаешь, когда находишься в горах один?
Да ничего особенного не ощущаю, как я уже говорил, мне нравится хождение соло, потому что ты все делаешь самостоятельно, все решения на тебе, и ты понимаешь, что ни на кого ты эту ответственность переложить не можешь, и возможности поменять лидера нет. После прохождения сложных линий в таком формате, когда ты уже ходишь в группе, то ты понимаешь, что твои возможности значительно шире, чем ты думаешь.