Джим Рейнолдс удивил всех фри-соло в Патагонии

Пишет robinsya, 05.04.2019 19:38

Джим Рейнолдс удивил всех фри-соло в Патагонии (Альпинизм, фитц-рой, патагония, свободное лазание, national geographic)
Фото: Роландо Гариботти / National Geographic

National Geographic интригует лидом: «Этот альпинист сумел пройти свободным лазанием без страховки самый протяжённый маршрут этого года. (И это не Алекс Хоннольд)»

Двадцатипятилетний американец поднялся на культовую вершину Патагонии и благополучно спустился, имея при себе только скальники, мешочек магнезии и своё мастерство.

Фото: Джим Рейнолдс

В январе 2019 года Джим Рейнолдс взошёл на Агуха Гийоме в массиве Фитц-Рой, используя обычное альпинистское снаряжение. Через три месяца, 21 марта, он захотел попробовать взойти на Фитц-Рой фри-соло.

Рейнолдс не просто пролез полуторакилометровый технически сложный маршрут на вершину высотой 3405 м, не пользуясь верёвкой, но и спустился вниз без использования технических средств.

Джим Рейнолдс – 25 лет, родом из Уэвервилля, штат Калифорния. Летом он работает в команде поиска и спасения в Йосемити (YOSAR), носит прямоугольные очки без оправы, исполняет Slayer на мандолине и духовно развивается, чтобы научиться орудовать деревянной самурайской катаной в сосновом лесу позади кемпинга YOSAR.

Джим Рейнолдс известен тем, что 21 октября 2017 года вместе с Брэдом Гобрайтом прошёл «Нос» на Эль-Капитане за 2 часа 19 минут 44 секунды. Предыдущий рекорд на этом маршруте (2:23:46) продержался пять лет! Правда, уже летом 2018 года Алекс Хоннольд и Томми Колдвелл прошли «Нос» менее чем за два часа.

Фото: Тэд Маккреа

Это южно-полушарное лето было первым, которое Рейнолдс провёл на остроконечных вершинах Патагонии.

«Спустя три месяца там я ощутил себя в потоке», – сказал Рейнолдс. «Я понял, что для меня это самый лучший способ самовыражения».

На прохождение ребра Afanassieff (Северо-Западное ребро) у Рейнолдса ушло 15 с половиной морально и физически изнурительных часов без права на ошибку.

Если оценивать в привычных Джиму йосемитских категориях, этот маршрут – категории 5.10c – технически гораздо проще, чем, скажем, тот же Frerider (5.13а) на Эль-Капитане. Но по факту характер лазания (протяжённость, наличие снега и льда), удаленность от цивилизации и отказ от верёвки на подъёме и спуске сделали это восхождение реальным вызовом.

Аргентинский альпинист мирового уровня и эксперт Патагонии Роландо Гариботти назвал достижение Рейнолдса «умопомрачительным»… «Мы будем говорить об этом ещё долгое время. Я не могу представить, что кто-то сможет поднять планку ещё выше».

Интересно, что Рейнолдс уже пробовал пройти северо-западное ребро Фитц-Роя неделей раньше, но послушался голоса интуиции и спустился, не достигнув цели.

Журналист National Geographic Эндрю Бишарат предлагает вспомнить фильм “Free Solo”. Если вы его смотрели, то помните, что одним из самых страшных участков для Хоннольда был не самый сложные. Самым трудным стал крутой участок на трение по плите. Пугающе небезопасно.
Такие же глухие плиты без трещин, в которые можно сунуть руку или ногу, пришлось преодолеть Рейнолдсу на маршруте Афанасьева.

На подъёме Джим оставлял метки магнезии на трудноразличимых сверху гранитных гранях, зацепках и карманах, которые ему пригодились бы на спуске.

На участках попроще он переобувался в кроссовки с надёжным протектором и строил туры из камней, чтобы не заплутать на спуске. Описание маршрута в гайдбуке он изучил вдоль и поперёк, но случайно оставил дома.

И хотя Рейнолдс взял с собой короткую верёвку и немного снаряжения на экстренный случай, обвязку и спусковуху он тоже забыл, что, в целом, сделало наличие снаряги почти бесполезным, впрочем, это он осознал уже позже.

Вблизи вершины Джим двигался по кулуару, в который то и дело летели куски льда, подтаявшие от полуденного солнца. Поскольку он был без каски, то испугался, что какая-нибудь ледышка угодит ему в голову, и он рухнет в бездну. Но вовремя заметил зацепки справа на гранитной стене. Лазание здесь было уже 5.11b и не такое надёжное. Но он справился и вскоре вылез на снежный слон, ведущий к вершине.

Фото: Джим Рейнолдс

«Находиться на вершине Фитц-Роя в одиночестве было просто невероятно», – цитирует Рейнолдса National Geographic: «Но я знал, что не смогу там провести много времени. Было уже 15:13. Мне понадобилось 6 часов 38 минут, чтобы подняться. Если бы я провел на вершине больше времени, мне пришлось бы спускаться в темноте. Я знал, что я лишь на полпути к финишу восхождения».

Спуск занял больше времени, чем подъём. Рейнолдсу постоянно приходилось возвращаться на свои следы, так как уход с пройденной линии и «срезки» могли привести к неприятностям. Когда он спустился на плиты в нижней части маршрута, была уже ночь. Свет с его налобного фонарика блуждал в темноте, он пытался найти «хлебные крошки» магнезии. Но плиты теперь были сырые, и часть магнезии просто смыло.

«Тогда я ощутил настоящий страх и неопределенность», – сказал Рейнолдс National Geographic: «Я ни мгновения не думал, но у меня было это всепоглощающее чувство, что я очень хочу выжить. Я хочу вернуться к близким людям, в своё сообщество. Я очень хотел жить».

Рейнолдс мог видеть не больше, чем на три зацепки вниз. Он даже не знал, те ли это зацепки. Спустившись, он видел следующие три. Так он и спускался. Размеренно, медленно.

С более простым рельефом, ведущим к равнине Джима разделял ещё один крутой участок 5,10b. На мгновение он подумал дюльфернуть там, так как было уже темно, а он – измотан. Он почти решился. Но затем решил, что зашёл уже слишком далеко, чтобы не попробовать спуститься так.

Сам Рейнолдс говорит, что чувствовал себя на границе безопасности, так что ему пришлось кричать в темноту, чтобы сосредоточиться на спуске и остаться максимально собранным.

Через 15,5 часов после начала восхождения Рейнолдс вернулся на землю: «Когда я спустился к подножию, я буквально сказал себе вслух: «Молодец, Джим. Молодец».».

Красная нитка - Afanasieff Ridge. Фото: Роландо Гариботти

Теперь эксперты рассуждают о том, было ли это первое по-настоящему чистое прохождение Фитц-Роя свободным лазаньем. Эту гору вообще ходили соло считанное число раз. И до сих пор восхождение Дина Поттера по маршруту «Суперканалета» в 2002 году было единственным настоящим фри-соло. Дин, кстати, называл это восхождение лучшим в жизни. Но даже он дюльферял на спуске.

Гариботти говорит о том, что восхождение Рейнолдса делает особенным его этическая чистота. Учитывать ли спуск как часть восхождения?

Ещё в 1911 Пауль Пройс писал о том, что при использовании технических средств горы превращаются в механическую игрушку. (Пройс погиб несколькими годами позже, лазая фри-соло). Ещё одной его «теоремой» была идея, что идти нужно только на те линии, по которым ты можешь безопасно спуститься.

National Geographic также ссылается на Алекса Хоннольда, который называет дюльфер после фри-соло «последней надеждой». Круче – спуститься лазаньем, пусть даже по более простому пути, или пешком.

Ну и, конечно, это восхождение вновь поднимает вопрос: каким мы хотим видеть в будущем альпинизм? Сам Гариботти, в прошлом фри-солоист, признаётся, что в молодости был под влиянием [адептов фри-соло], но считает, что молодёжь должна знать – полноценная жизнь возможна и без риска.

Джим Рейнолдс не производит впечатление адреналинового наркомана. Работая в YOSAR, он лучше, чем многие, представляет, что бывает, когда кто-то разбивается на скалах. Но как говорит он сам, страх смерти – один из сильнейших страхов в его жизни, но его любовь к лазанию – сильнее, и на компромисс он идти не готов.

В соцсетях пишут, что восхождение Рейнолдса на Фитц-Рой - это новый золотой стандарт свободного лазания. Надеюсь всё-таки, что нет. Несмотря на то, что это действительно выдающееся восхождение.