Турсборы в Актру. 1975 год.

Пишет lorinson, 14.05.2019 11:08

А вы помните свои турсборы?

Фото. На перевале Нижне-Шавлинский

Люди всегда стремились в горы ради познания и самопознания, ради саморазвития и еще много для чего. И для многих первый шаг в горы – это туристские сборы. Здесь молодежь приобретает первые навыки. А задача туристского актива и ветеранов состоит в том, чтобы научить, передать накопленный опыт. Тренировочный процесс проходит обычно там, где есть все формы рельефа, чтобы получить необходимые знания. На Алтае долина Актру идеально подходит для таких туристских сборов. После сборов отсюда можно удачно спланировать дальнейшие походы любой категории сложности. Сейчас, к сожалению, клубы редко стали проводить такие турсборы. Но раньше их было много, поэтому и подготовленных туристов было больше. Наставники учили не только безопасности, техническим приемам, тактике походов, но и показывали красоту гор.

А сейчас предлагаю налить чашечку чая, сесть поудобнее, и с помощью «машины времени» - дневника руководителя сборов на Алтае, посмотреть, как это было в далеком 1975 году.

Сборы Алтай 1975 год. Дневник Позднякова Вячеслава Леонидовича

31 июля. Вчера выехали из Горно-Алтайска, проехали по Чуйскому тракту 400км и сегодня приехали в поселок Курай. Так называемые сборы начались.
Турсборы в Актру. 1975 год. (Горный туризм)

О, как мы шли! Молодежь сгоряча рванула вперед по дороге, пошли в обгон. Ладно, бежите, потом на вас посмотрим. Первая остановка была через р. Актру. Повалились, как подкошенные по свисту, полоскались в речке, утирали пот. Потом картина изменилась, мы пошли впереди, молодежь растянулась сзади. Подъем крутой. Но какой вид впереди – маленькое озерцо, долина расширяется и впереди во всей красе - горы. От места обеда до альплагеря дошли довольно быстро, вопреки нашим ожиданиям. Сходили, отметились, спросили, где встать. Долго шарились по лагерям, вернулись и пошли в старый наш лагерь, где могила с надписью «он пререкался с инструктором».

Лагерь в целом оборудован капитально: стол, два дощатых помоста под палатки, столик посудный, вешалка для кружек и ложек.

1 августа. Утром встали, сделали легкую зарядку. Хотели договориться с М.В.Троновым о лекции, но он куда-то уехал на лошади. Человеку уже 84 года, а он ходит по горам, ледникам, ездит верхом. О Тронове мы знали еще из книги «Горный Алтай» 1971 г выпуска. Я его узнал еще на подходе к базе, он шел с палкой к бане. Ребят отправили в экспедицию за грибами, дали им маленький рюкзачок, объяснили, как правильно собирать грибы. Мы с Лешей производили денежные расчеты, а в это время Виктор Русский лазил по кустам со своим «телевиком» и делал жанровые съемки. После расчетов решил посмотреть наш дальнейший путь. Со мной вызвались Миша и Саша. Мы быстро собрались, а в это время вернулись ребята без грибов.
Взяли ледорубы, и вышли на тропу. Тропа хорошая. Открывается отличный вид на Кара-Таш и ледник Малый Актру. Иду быстро, парни от меня ни на шаг не отстают. Наш путь сворачивает вправо, тропа круто поднимается вверх, лес кончается и впереди появляется белый язык ледника Б. Актру. Он наползает на огромные «лбы» и сваливается с них влево. Полюбовавшись горами, повернули вниз в лагерь.
Турсборы в Актру. 1975 год. (Горный туризм)

После обеда у нас были занятия «Узлы». Расположились на камушках, учились вязать простые и самые необходимые узлы.

На второе число у нас был намечен маршрут на перевал Учитель, чтобы определить дальнейший маршрут группы Решетова. Подъем крутой, группа растягивается. Фотографии «Осыпной шлейф долины реки Актру» в книге «Горный Алтай» был видимо, сделан с этого склона. Много цветов, лук, смородина. Перед перевалом снежники, бежит ручей, который потом уходит под камни и появляется снова лишь у метеостанции. Взошли на перевал и увидели палатку немного выше седловины. Оказалось, что там студенты нашего университета, которых засылают сюда на неделю, на практику для ведения метеонаблюдений. Очень скучают по людям, и наше появление их обрадовало, сразу поставили чай.

Через некоторое время на перевале появились двое. Когда подошли ближе, в одном из них узнал Тронова. На нем простое одеяние, штиблеты, палка в руках. Немного пообщавшись, стали спускаться вниз. По пути с Решетовым обсуждали его маршрут. Он решил идти не своим маршрутом, а со мной. Договорились, что сделаем совместную заброску дров под наш перевал Актру.
На спуске с перевала устроили занятия «способы задержания на снежном склоне». Все с удовольствием разгонялись по склону, глиссировали, а потом, поднимая веер снега, задерживались, врубались.

3 августа. Сегодня поднялись рано, позавтракали и отправились вверх на ледник Большой Актру. На границе леса сделали заготовку дров, набили рюкзаки и пошли дальше. Обошли «лбы» справа. За «лбами» тропа идет по морене, часто теряется, появляется снова. Спустились на ледник и краем его пошли вверх к Голубому озеру. И сотворит же природа такую красоту. Озеро не голубое, а какого-то радостного цвета, и отражение в нем гор было бы сказочным, если бы не легкая рябь. Мы с Витей шли медленно, впитывая в себя эту красоту, а остальные сбежали к воде. Вскоре начались соревнования по «блинам по воде» и Саша Решетников оказался здесь вне конкуренции. Его «блины» маленько не долетали до того берега.
Без двадцати два поднялись на морену, определились с местом для нашего будущего лагеря. Взяв репшнур на всякий случай, мы отправились в разведку.
Турсборы в Актру. 1975 год. (Горный туризм)

Ледник открытый, некоторые трещины еще затянуты желтоватым снегом, но есть хорошие обходы. Добрались до скал слева по ходу, тут трещины уже большие. Свернули направо, решив взять в лоб взлет ледника, покрытый снегом. Внизу под снегом вода, на подъеме скользко. И вдруг, шедший впереди Леха остановился. Ясно обозначился край трещины, очень широкой, забитой снегом. Снизу эти трещины не просматривались. После прощупывания, решили обойти это место справа, где редкие неширокие трещины. Наметив свой путь среди трещин, повернули назад. Перекусив, сложили дрова, прикрыли их пленкой, написали записку и двинулись вниз. При этом устроив занятие «преодоление трещин и страховка при этом».

Придя в лагерь, мы его не узнали – дорожки обложены камнем, чисто выметены, столик накрыт салфеткой, стоят в баночке цветы и котел чая со смородиной. Молодцы дежурные.
На следующий день проснулись от дроби дождя. Дождь не переставал весь день, и чтобы этот день не выпал из нашего расписания, занимались учебным процессом.
Турсборы в Актру. 1975 год. (Горный туризм)

5 августа у нас были намечены скальные занятия и способы страховки на скале. Все это должны были отработать при подъеме на вершину Купол трех озер и спуске.

Подъем на Купол делали по водопаду. Поднимались медленно, соблюдая все меры предосторожности, делая замечания на все ошибки. Вид сверху открывается замечательный – ледники и вершины, припорошенные свежим снегом. Выбрались из каньона водопада влево на площадку, на которой старые следы большого лагеря, какие-то циклопические сооружения из камней. Отдохнули на большом камушке, полюбовались окружающим видом и пошли на Купол через болотинку влево. Поднялись на последний взлет перед вершиной по снегу. С юга наползала черная туча, закрыла все небо. Пока подтягивались остальные, наблюдали долину с многочисленными озерами красивого бирюзового цвета, далеко внизу к Курайской степи виден лес.
Подошли остальные, и в это время резко похолодало, подуло, посыпала крупа. Пока разбирали веревки, оглянулся – вершина скрылась в сплошной белой мути, полетел снег крупными хлопьями, и все скрылось с глаз. О восхождении нельзя было, и думать, надо спускаться. Связки быстро пошли вниз. На снежнике начались неприятности. Пока шли вверх, снег свежий еще держал, теперь же при спуске вниз, хотя склон совсем некрутой, снег сползал, обнажая мокрый лед. Ниже видимость улучшилась, но снег продолжал валить. Впереди маячила шеренга в залепленных снегом, штормовках. Когда стали спускаться к водопаду, облачность вдруг рассеялась, появилось солнце. «Ну что вернемся?» - раздались голоса. Возвращаться не было смысла, и снова стали спускаться.
Долго еще надо ходить и учить, чтобы все начали делать всё правильно. Нужно следить буквально за каждым шагом.
Раздался резкий свист. Навстречу нам по нашей тропе поднимались люди. Остановились переждать, пока они уйдут из-под нее. Старик, идущий впереди, сказал. Что мы идем по трудному пути, на Купол ходят другим кулуаром.
Турсборы в Актру. 1975 год. (Горный туризм)

Спустившись вниз, сели отдохнуть у подножия водопада. Рядом заиграла радуга. Водяная пыль, пронизываемая лучами заходящего солнца, будто легкая, прозрачная, цветная занавеска, бежала по стене. Это редчайшее зрелище, бегущая волнами радуга. Фотографы наши перепортили много пленки, снимая это.
Сидели мы так до самого конца игры света и только потом побежали в лагерь.

6 августа. Ночь проспали хорошо, а к утру снова зашумел дождь по палаткам. Но делать нечего, сегодня намечен выход под перевал Актру. Долго колотил по спине дежурного Саши Решетникова, даже гудело у него внутри, пока он зашевелился. Почти час еще проспали спокойно, пока готовился завтрак. Меня тревожили лишь капли дождя, барабанившие по палатке. Завтрак готов, но подъем затянулся. Долго уговаривал девушек, даже покатался поперек их конверта, но кроме визга и писка не добился ничего. Помог Витя Русский. Конверт вместе с содержимым мы стали сворачивать в рулон. Снова визг и писк, и только после этой процедуры «прекрасная половина человечества» начала подъем.

Турсборы в Актру. 1975 год. (Горный туризм)

После завтрака началась подготовка к выходу. Развешали и раздали продукты и общественное снаряжение из расчета 18 кг на мужика и 10 кг на женщину. Дождь прекратился, но солнышко редко показывается, и пришлось палатку сушить на тропе. В 12 часов сделали перекус-обед и вышли наверх.

Всех отправили сначала сфотографироваться у могилы с надписью «Он пререкался с инструктором». Потом спокойно покурили, дали «мальцам» фору двадцать минут и только после этого пошли догонять. Дошли до Голубого озера без происшествий, разбили лагерь. Хорошо он смотрится на фоне озера.

7 августа. Подъем был намечен на 4 утра. Проснулся, выглянул и озера не увидел в тумане. Только в седьмом часу появилось озеро и склон. Быстро выскочил, развел огонь, разбудил решетовцев. Стали подниматься, собираться, но снова затянуло, и пошел снег. Просидели целый день, высматривая погоду. Рюкзаки были уложены, все готовы, ходили в обвязках, но тщетно. Просвет появился в четвертом часу, но это нам уже было ни к чему, времени на спуск нам бы не хватило с нашими темпами, а ночевать уж лучше здесь на Голубом озере с дровами, чем неизвестно где на снегу.

Турсборы в Актру. 1975 год. (Горный туризм)

8 августа. В девять утра вышли в сторону перевала. Сначала подъем хороший, но потом пошел снег, и стало труднее подниматься. Свежий снег закрыл мостики, небольшие трещины. К шести часам дошли до перевала Актру, написали записку, но спускаться не дала опять непогода. Спуск совершенно не проглядывается, решили разбить лагерь. Поставили наши две большие палатки и Леху с «мальцами» забрали к себе. Долго укладывались в тесноте, но после укладки даже осталось место и мы вскипятили котелок чаю прямо в палатке , на щепочках, которые нес Санька Кожевников. Какое это блаженство – описать нельзя.

9 августа. Ветер, но ясно. Холодно. Начали спуск с перевала. Связали две веревки, мою и Решетова, и стали спускать первым Леху, он в пуховке, будет принимать внизу остальных. Веревок не хватило, пришлось надвязывать репшнур. Вслед за этим начали спускать «мальцов». Девочки в это время сидели в палатке, грелись. Палатка освещается солнцем, поэтому в ней тепло. Спуск делали по-спортивному, так как склон не слишком крут, но как следствие неопытности, все спускали снег со склона, скользили, падали. Нина не удержалась, носом вниз съехала и Леша ее поймал. Последним к Лехе спустился я, смаркировали веревки, обогнули скалку и вниз стали спускаться глиссируя. Перекусив, пошли дальше. Ледник закрытый, шли на вытянутых веревках, провалился всего два раза. Снег такой, что ледорубом не прощупывается ничего, только на буграх трещин чувствуется твердость. Спустились благополучно на открытый ледник и пошли по центральной его части, как по асфальту. Потом перешли на крайнюю морену и по ней спустились до самого языка ледника. Дальше пошли по ручью Правый Маашей. Быстро темнело, а мы шли медленно. Таня набила мозоль и отставала. Ее сопровождали Русский и Решетов. Уже почти в полной темноте, мои ребята заметили на правом берегу ручья вывороченное, обложенное камнями дерево. Откуда оно там взялось, так как до границы леса еще далековато. Немного ниже, на хорошей площадке стали лагерем, распилили это бревно, сварили на нем ужин и завалились спать.

10 августа. Утром быстро собрались и пошли вниз до языка ледника Центральный Маашей. Спустившись вниз, провели занятие "Переправа через горные реки».
Турсборы в Актру. 1975 год. (Горный туризм)

После занятия пошли дальше. Посыпал дождь, и мы под клеенками шли какое-то время. Не доходя 4 км до озера Маашей стали лагерем. Тут и позавтракали. На сегодня решили сделать дневку, так как все мокрое и приустали с этим перевалом Актру. Места красивые, стали попадаться грибы. И хотя погода не улучшилась, выход на озеро не отложили. Рыбак Миша долго сидел на берегу озера и пытался поймать рыбку, остальные стояли за его спиной, мокли и действовали на нервы рыбаку. Рыбы не было, поэтому решили удариться за грибами, где нам больше повезло.

11 августа. После вчерашнего дождя ночью ударил мороз, утром ясно. Вода замерзла, все после подъема жмутся к костру. Когда до нас дошло солнышко, все засверкало, отогрело, и вся площадь перед лагерем моментально превратилось в «барахолку». Все срочно просушивались. Такие картины мог бы изобразить только Верещагин, никто другой. И описывать Лева Толстой, жаль, что его с нами нет. Пропадают литературные изображения, маленькой, но довольно существенной части нашей жизни. Кто моется в ледяной воде, вызывая сочувственные взгляды, кто устроил парикмахерскую, кто пропитывает обувь, изучает фотоаппаратуру под руководством Русского Виктора, переписывают песни. Молодежь демонстрирует костяные основы своего организма до мельчайших подробностей. О, что скажут родители, когда их дети вернутся домой.
После перекуса двигаемся дальше к перевалу Нижне-Шавлинскому.

Турсборы в Актру. 1975 год. (Горный туризм)

12 августа. Сегодня взяли перевал, дошли до озерка на границе леса. Вниз к Шавлинскому озеру спускаться не стали, так как склон крутой и нужно искать место удобного спуска. А Татьяна идти не может – распухла нога.
На следующий день спустились вниз и встали лагерем.

14 августа. Сегодня группа из пяти человек пошла на перевал Орбита. Перевал не смотрится, но поднялись на него быстро, меньше чем за 50 минут. Сфотографировали панораму, взяли записки и за 8 минут спустились вниз. В хорошем настроении пошли в лагерь. «Красавица» и «Сказка» неописуемо красивы, чем ниже, тем величественнее их панорама и озера Верхне-Шавлинского. Прошли эту «Швейцарию» и отпустили пацанов в лагерь. Сами с Виктором полюбовались и пошли дальше, наслаждаясь красотами этого места.
Весь следующий день отдыхали на озере, рыбачили в его верховье, поймав 5 хариусов, собирали грибы. И только на следующий день отправились вниз в Чибит.

Фотографии любезно предоставлены Кожевниковой Верой Викторовной из архива ее мужа Александра.