Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены)

Пишет Алекс Кузмицкий, 21.05.2019 01:13

По горячим следам, небольшой фотоитог 3-х недель ски-сейла на яхте в Северной Норвегии. Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур)

Ски-сейлинг - это скитур/фрирайд с использованием яхты, как средства попадания к интересующим местам. Далеко не новая штука, этим еще Нансен занимался. Но именно в наш век этот вид бэккантри стал доступен практически любому райдеру. Основные места где это есть: Камчатка, Норвегия, Исландия, Гренландия, Канада, Аляска и Антарктида.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Наш кэп, Никита Бабан-Луценко, профессионал и, что не менее важно для работы в тесном и сложном формате экспедиционного ски-сейлинга - добрый и чуткий человек. С ним всем нам было чрезвычайно комфортно.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) То же самое можно сказать про старпома Сашу Ерышева (слева) и конечно же про шэфа, Саню Толчева.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Это третий раз (и третий регион), где Snow Sense устраивает ски-сейлинг. Опыт накоплен и есть отменное понимание как-куда-что и зачем.

И очень помогает наш собственный яхтенный опыт, как самостоятельных шкиперов. Можно общаться с командой на одном языке, а когда нужно, и помогать им в переходах, планировании, швартовках и т.п.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Ски-сейлинг лично для меня это в первую очередь приключение и свобода.

План маршрута и программы естественно есть, но реально почти каждая вторая локация которую катаешь, - это просто "увидел-подошел-катнул")). То есть, если видна гора и она нравится, то нет никаких ограничений - идешь к ней и смотришь есть ли высадка и т.п. Если есть - landing и «погнали».

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Прикасаясь к морю - ощущаешь свободу...

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) В Норвегии две трети гор, видимых с моря можно катать!

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Причем, подъем даже в начале мая почти везде сразу от воды, ну максимум пару сотен метров пройти.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Проблема норвежского ски-сейлинга не в том, где и что катнуть, с этим вообще нет проблем, а скорее, что выбрать, - в богатстве выбора. Глаза буквально разбегаются.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Многие суперсочные локации, даже если они доступны с дороги, реально не катнешь если живешь где-нибудь в Свольвере или Тромсе, потому что ехать 2.5-3 часа на машине в одну сторону. А на лодке совсем другой коленкор - твой дом всегда с тобой. Пришел с вечера в необходимую точку и на завтра раненько уже скитуришь на гору.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Именно поэтому одно не заменяет другое. Тут, в Северной Норвегии, нужно катать и с колес, и с воды.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Снег улучшался с каждой неделей. Чем ближе к маю, тем фановей катание.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Настоящее весеннее катание. Когда даже при +15 градусах едет и скользит - «огонь».

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Вариативность маршрутов - от и до. Например, есть гайдбук посвященный безопасным маршрутам в Норвегии (более 100 локаций), а есть напротив, кому «пожестче».

Вообще скитурно-фрирайдерных путеводителей по разным районам больше десятка. И не только на норвежском. Это говорит о том количестве районов и маршрутов, которое здесь существует в принципе.

Чтобы дать некоторое представление, район Тромсе (то что мы называем «Тромсе»), это на самом деле 6-7 разных катальных районов, просто Тромсе и Люнгенские Альпы - самые известные из них.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) За месяц катания в регионе (включая и наземный Лофотенский этап) мы ни разу не использовали альпинистское снаряжение, хотя, при желании, можно с ледников или steep-skiing вообще не вылезать.

Следующей весной будем делать несколько программ ориентированных именно для любителей этих радостей.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Счастливое лицо Паши Николаева после катания)). У нас, пару недель подряд (пока погода звенела) были точно такие же у всех.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Сушка вещей и особенно ботинок - тонкая тема для любого сейлинг-бэккантри (именно тут обычно полный «провал»). На стандартных чартерных лодках это целая проблема. Но если лодка грамотная и подготовлена для Арктики (Петр и Аврора из этого числа), то на ней обязательно есть сушильный шкаф для обуви и одежды.

Но, все же, без «куриц»-сушилок жизнь была бы иной))) Мы по антарктической традиции просто ставили удлинитель от генератора и сушили боты под козырьком «спрей-худа». Утром - сухие и теплые боты.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Во второй половине дня, покатав, выдвигались в следующую локацию, найти что-то интересненькое на следующий день.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Каждый кворум уникален, все разные, со своим характером.

Не знаю почему, но именно на самый длинный и сложный сейлинг из Нарвика в Тромсе (9 дней) записались ребята-зажигалки, все как на подбор. Они и вахты стояли и именно с ними паруса ставили.

Почти никаких телефонов / тамагоч и интернета, напротив - человеческое общение и много. Было круто! А то все чаще ребята приезжают из города, но так и остается в телефоне, грустно (общее наблюдение про последние пару-тройку лет, безотносительно сейлингов).

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Рыбалка - по необходимости)). Нужна треска и сайда на обед? Находишь баночку, закидываешь снасти и вот она, родимая... И это непередаваемое ощущение, когда закидываемый пилькер весом 500 г. ударяется сверху в рыбу...

«Тащи багор» - фраза очень хорошо характеризующая происходящее.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Сразу же и малосолка и уха и конечно же свежие суши и сашими! Спасибо шэфу, который тут же это готовил просто в промышленных количествах.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Экстремальное купание в Северном море (грех быть на 70-й параллели и не искупаться).

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Чем еще хороша Северная Норвегия, так это тем, что всюду есть рыбацкие причалы, понтоны, причальные стенки. За все время мы стояли на якоре лишь пару раз от силы, в остальных же случаях были тихие уютные рыбацкие стоянки. Без качки, ветра и ночных якорных вахт. Для полноценного отдыха после катания - идеал.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Алик Фельдман на носу нашего корабля. Замечательный человек и фотограф. Значительная часть фотографий в этом репортаже - его авторства.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Релакс после катания, во время перехода - неотъемлемая часть всего процесса. С погодой нам везло весь апрель, почти не было ильного ветра, так что наслаждались спокойным морем день за днем.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) На многих весенних фото Лофотен & Тромсе может показаться что снега почти нет, но это далеко не так. Снега хватает.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Даже сейчас, когда мы покидаем район (середина мая), в горах 1.5-2 метра снега, а на ледниках 3-4. Недаром локалы считают именно май лучшим месяцем для скитура. Лавинная опасность сходит на нет, снега еще много, людей уже мало, а световой день приближается к 24 часам!

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур)Из интересных моментов касающихся гор и нашего их восприятия. Привычный вид на горы «снизу вверх» - это не про Норвегию. Основные пейзажи которые ты видишь и которые остаются в памяти - сверху вниз!

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Логичные простые заходы позволяют попадать наверх очень быстро и дальше ты весь день проводишь над рельефом. И эти виды - просто фантастические!

Они и вспоминаются первыми, когда упоминается Норвегия.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Хорошее настроение, компания, виды, рыбалка, необычный ракурс на горы и поиск своих маршрутов - это и есть ски-сейл при первом приближении.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Ну и хорошая весенняя каталка, естественно.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Скитур (и последующие спуски) по полоскам мха и лишайников - лишь добавляет изюма в происходящее. Когда еще на подъеме высматриваешь проходы-проезды, подсыпаешь туда снежка, намечаешь снежные мосты...

Нижние «выкатные» части спусков лично для меня самые любимые. Да, не круто, но зато очень разнообразно и интересно!

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Но, альпийские поля с морем на фоне - это основной рельеф который катают в Норвегии (узкие крутые кулуары - опционально).

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) За три ски-сейлинга от Лофотен до Северного Тромсе (до Финмарка) мы с Сергеем Лавренко и ребятами исходили и искатали регион очень неплохо. Серега был моим ассистентом всю Норвегию.

Подробно намечены маршруты-локации-проекты и то, что хочется реализовать (а хочется ой как много). Теперь осталось вернутся сюда следующей весной. И трех недель уже точно не хватит. Поэтому - приедем на долго.

Сейлинг-бэккантри в Норвегии (Тромсе, Нарвик и Лофотены, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, норвегия, гиды, ски-сейлинг, snow sense, скитур) Послевкусие от Северной Норвегии очень насыщенное и приятно-терпкое. С устричными нотками.