Фотоотчет о детском походе по Сванетии

Пишет SRomanenkov, 19.06.2019 11:20

Фотоотчет о детском походе по Сванетии (Туризм, грузия, сванетия, местия, Ушгули, детский поход, семейный туризм, ушба, шхара, адиши)
Чуть меньше года назад, летом 2018 года, сходили в интересный детский поход по Сванетии. Возможно, кому-то пригодится информация перед новым сезоном, поэтому выкладываю небольшой фото отчет сюда.

Первый отрезок маршрута проходил из Мазери в Местию, под склонами Ушбы. Второй - из селения Адиши в Ушгули с потрясающими видами на Безенгийскую стену.

Всего нас собралось 26 человек. Половину группы составили дети возрастом от 6 месяцев до 11 лет.

За неделю похода прошли следующую нитку: пос. Мазери - р. Гуличала - пер. Гули (н/к, 2960) - г. Местия - пос. Адиши (на машине) - р. Адишчала - пер. Чхундери (н/к, 2723) - р. Халде - пер. Лагем (1А, 3031) - р. Ингури - оз. Нуамкуам - пер. Вахушти (3107 м) - траверс в. 3152 - Чубедиши (3015) до пер. Загар (1А) - община Ушгули.

Схема маршрута
Часть группы приехала в Грузию на машинах. Поход по Сванетии стал для нас самой спортивной частью большого путешествия.

Всего через 5 минут после съезда с трассы Зугдиди - Местия открывается шикарный вид на плотину Ингурской ГЭС. Ее дамба высотой 271 метр - самая большая на Кавказе.
Дорога в Сванетию идет по долине реки Ингури. Местами скалы нависают над трассой, а склоны ущелья круто уходят вверх. По пути встречается пара живописных водопадов, где можно охладиться в жару и набрать чистой питьевой воды.
Первой вершиной, встретившей нас в Сванетии, стала скальная башня Южной Ушбы, которую прекрасно видно с трассы.
В Местии мы встретили друзей, накануне прилетевших в Тбилиси и переехавших в Зугдиди на ночном поезде. Город с прошлого визита в 2013 году сильно преобразился. Реставрируются башни, открываются новые кафе и гостевые дома, с улиц исчез мусор. Сейчас Местия и вся Сванетия переживает настоящий туристический бум.

Оставив свои машины прямо на центральной площади, загрузились в микроавтобус и отправились в Мазери к началу маршрута.
Водитель довез нас прямо до начала тропы к перевалу Гули. Отсюда открывается отличный вид на вершину Лайла (4009) - высшую точку Сванетского хребта.
Пропуска в пограничную зону на треккинговые маршруты оформлять не нужно. Они требуются только, если вы планируете выход на вершины и перевалы в ГКХ или в непосредственной близости от границы.

Тропа к перевалу большая и натоптанная. Пастухи регулярно гоняют вдоль нее стада коров. В планах на ходовой вечер часик пройти вверх по долине подальше от села и встать лагерем.
Вершина Южной Ушбы спряталась за облаками изредка показывая свои гребни и стены.
Палатки поставили на широком и ровном лугу примерно в получасе ходьбы ниже развалин деревни Гули. Для детей здесь простор и раздолье. Воду можно набрать внизу у реки, до которой 10 минут хода по склону с кустарником.

Через какое-то время к нам подъехал верхом пастух, гнавший стадо вниз. Сначала общение было добродушным, а дети попросили у него лошадь и начали катать друг-друга. Но спустя какое-то время он сказал, что земля здесь его и мы должны оплатить установку палаток. Мы, понимая, что это не правда, и пастух просто решил заработать, платить отказались. Да и он вроде как согласился, что брать деньги с детской группы нехорошо.

Ночью погода испортилась. Начался сильный дождь.
Утром двое участников группы обнаружили пропажу большой суммы денег и телефона, неосмотрительно оставленных в клапане рюкзаков под тентом палатки.  Для нас это стало неприятной новостью. И дело тут не в ценности украденного, а в том, что такое в принципе возможно. Будучи до этого в Сванетии 2009 и 2013 годах и испытав на себе местное гостеприимство, думали, что криминальные истории остались в 90х-2000х годах. Как потом выяснилось, деньги ночью пропали и у группы ночевавшей выше у развалин Гули.

Понимали, что надежды вернуть украденное практически нет. Но замалчивать историю было бы неправильно по отношению к следующим группам. Поэтому небольшой компанией мы спустились в Мазери, нашли отделение полиции и рассказали о случившемся. Полицейские заверили, что история с кражей у них за последние годы - первая. К  сожалению, официальные процедуры требовали от потерпевших поездки в Местию и работы со следователями в течении нескольких дней. Что означало для них пропуск части запланированного маршрута. Поэтому писать заявление мы не стали, но передали полицию всю информацию, включая фотографию вчерашнего пастуха. И оставили контакты для связи, если будут вопросы.

Позже, осенью, от знакомых из Грузии пришла информация, что за воровство "нашего" пастуха задержали пограничники.

В это время наша группа сняла лагерь и поднялась к развалинам Гули. Здесь есть источник питьевой воды и большой навес со столами и скамейками, где можно укрыться от дождя. А рядом хорошие места под палатки.

Дождь, начавшийся ночью, с небольшими перерывами продолжал накрапывать.
Наконец мы все собрались вместе. Сытно пообедали и вышли в направлении перевала Гули. Тропа поднимается серпантином по травянистым склонам. До развилки к леднику Гули она хорошо набита, выше временами теряется и часто разветвляется. Но общее направление подъема здесь однозначно.

Для навигации мы пользовались приложением для телефона Osmand. Все тропы в нем отрисованы, а функция построения пеших маршрутов показывает расстояние, набор и ориентировочное время до заданной точки.
На подъеме немного растянулись и перемешались с участниками соседней школьно-студенческой группой из Петербурга.

Планируя маршрут, опасались что могут быть сложности у детей с акклиматизацией. Высота перевала Гули под 3000 м. На деле ни каких проблем не было и дети первыми выбрались на седловину.
Чуть ниже седловины есть озеро с водой и ровные площадки. Но мутная вода нам не понравилась, решили начинать спуск в сторону Местии.

Приспустившись по хорошей, но скользкой после дождя тропе, через час вышли к чистому ручью. На берегу которого отличные места для лагеря.
Утром снова дождь. Дождавшись небольшого просвета, собрали лагерь и вышли. Тропа траверсирует крутые травянистые склоны в направлении водораздельного гребня, на котором развилка в сторону Местии и озер Корульди.
Идти в такую погоду к озерам не было смысла. Да и мы изрядно промокли и подмерзли. На гребне ливневый дождь сопровождался пронизывающим ветром. Видно было, как в трехстах метрах выше на склоны ложится свежий снег.

Боясь переохладиться и заболеть, забились в пастуший деревянный домик - балаган. Где перекусили, пододели теплую и сухую одежду и продолжили спуск.

К нашему приходу в Местии выглянуло солнце
Заселившись в уютный хостел на главной площади, отправились гулять по вечернему городу.

Некоторые башни в Местии переделаны в платные музеи. Но при желании можно найти и пустую башню. Подняться на самый верх и полюбоваться ночными огнями.

Обычно сванские башни пятиэтажные. В полу каждого следующего этажа проем, куда ведет приставная деревянная лестница. Внутри абсолютная темень, окна только на верхних этажах. Дети остались в восторге от такого "аттракциона".
Следующим утром на микроавтобусе выдвинулись в сторону Адиши.

Дорога Местия - Ушгули сейчас активно строится. Пока же нормальное покрытие только до поворота к Адиши. На легковом автомобиле выше соваться не стоит.

В Адиши есть несколько гостевых домов для туристов, но небольшое село сильно разрушено.
На выходе из Адиши находится старая церковь с сохранившимися фресками.

Отойдя от Адиши, на берегу чистого ручейка устроились на обед.

Многие трекеры начинают маршрут в Ушгули не из Адиши, а от станции нового горнолыжного курорта Тетнульди. В отличие от Адиши туда ведет хорошая бетонная дорога. А вниз к в долину Адишчалы спускается хорошая видовая тропа.
За пару переходов с места обеда дошли до традиционного места брода реки Адишчала. Утром перейти на противоположную сторону можно без проблем, но вечером воды много и переправа выглядит совсем не детской.

В 150 метрах от реки в небольшом лесочке хорошие места для палаток и чистый ручей. От реки и места ночевки отличные виды на вершины ГКХ и мощный Адишский ледопад.
Вечером удалось пробежаться по зеленым холмам в сторону Тетнульда и полюбоваться выглядывающими из-за отрога вершинами Безенгийской стены.
Ледник Лаардад (Адиши) стремительно тает. Это заметно по гигантским выносам боковых морен.
Вечером любовались звездами. Современные приложения для телефонов, подсказывающие названия созвездий на небе, делает это занятие еще более увлекательным.
К утру небо снова затянуло. Пошел дождь. В такую погоду идти к перевалу или под ледопад желания нет.

Самые мотивированные набрали грибов. Остальная группа рада пообщаться и просто поваляться в палатках.
Если есть желание сходить посмотреть на ледопад, то делать это нужно вдоль правого берега Адишчалы. Берег со стороны перевала Чхундери труднопроходим из-за густых зарослей кустарника.
Утро порадовало солнцем и отличными видами.
На панораме слева - направо: Тетнульд - Адишский ледопад - Катын - Лакуца - Джангитау Западная.
Ледяная вода на переправе помогает проснуться!
Детей переносим верхом на себе. А кто-то переезжает на лошади с джигитом, дежурящим у переправы.
Утро дарит сказочные виды!
Подъем к перевалу Чхундери идет по отличной широкой тропе. Спустя переход проходим видовую стоянку под 1-2 палатки. Редом течет ручей.
Ледник Лаардад остается внизу.
Открываются виды на кавказские пятитысячники - Джангитау и Шхару.
Глядя на окружающие нас рододендроны, понимаешь что без тропы здесь было бы сложно.  Мы заметили, что рододендронами поросли в основном западные склоны хребтов, тогда как на восточных трава и цветы.
На перевал Чхундери из долины Адишчалы поднялись за 3 коротких перехода.
Весь поход по Сванетии нас сопровождали собаки. Причем они постоянно менялись, передавая нас из лап в лапы.
С перевала Чхундери вокруг открываются шикарные виды. А ровная вершина хребта позволяет в удовольствие пробежаться.
Напротив спусковой тропы с Чхундери есть старый мост через реку Халде. Он обозначен на картах OSM. Сразу за рекой остановились на обед.
В августе вся Сванетия цветет. Луга пестрят красками. Очень много черники, встречается малина и смородина.
Подойдя под крутой взлет перевала Лагем, остановились на ночлег. Скучать не давали небольшой запас чачи и гитара.

Чачу лучше брать не магазинную, а домашнюю. Она вкуснее и дешевле.
Тропа на Лагем идет по крутому склону, поросшему рододендроном. Подниматься особенно нелегко юным участникам группы. Приходится пробираться сквозь заросли ростом с себя.
С перевала открываются виды на Ушбу и Чатын.
Дети, как всегда, в лидерах группы.
На наш взгляд, с перевала Лагем лучший вид на Безенгийскую стену. Параллельный перевал Каррета находится ближе к ледникам и оттуда нет такого обзора.
Прогулялись за пейзажами на вершинку в гребне.
Безенгийская стена от Катына до Шхары
Спусковая тропа небольшая, крутая и местами теряется в высокой траве. В дождь спускаться здесь нужно особенно осторожно.
В долине Ингури довольно многолюдно. Здесь гуляет много туристов, приехавших в Ушгули и желающих посмотреть ближе на Шхару.

Шхара Главная (5193 м) на закате.

На ночевку остановились сразу за мостом через Ингури на ее левом берегу. Недалеко от моста есть источник вкусного нарзана. А на противоположном берегу палатка с холодным пивом.

Приготовить и разложить завтрак на 26 ртов - нелегкое дело.
Массив Шхары от Южной до Главной вершины.
К озеру Нуамкуам из долины Ингури поднимается небольшая но хорошая тропка.
Озеро Нуамкуам - одно из самых живописных мест Сванетии. На дне бьют ключи, воду можно пить.
От озера обалденные виды на массив Шхары.
Наша команда с новой собакой :)
Юнные участники похода маршрут проехали на мамах верхом
От озера поднимаемся в направлении перевала Вахушти и гребня Сванетского хребта
Отсюда прекрасно видны скальные стены Айламы (4546 м)
С перевала Вахушти (1А, 3107) уходим по живописному широкому гребню в сторону перевала Загар.
Очень кстати встретили небольшое озерцо, где отдохнули и пообедали. Дети рады любому водоему.
Местами гребень сужается. Появляются выходы скал. Но особой сложности это не добавляет. Скорее становится еще интересней и красивей.
Позади огромной стеной стоит Шхара
Перед спуском к Загару встретили Веронику Сорокину с другом, идущих во встречном направлении. Она нам помогла информацией перед первой поездкой в Сванетию зимой 2009 года.

На зеленом отроге ниже гребня стоит новая, но очень живописная церквушка.
Спустившись на седловину автомобильного перевала Загар, вышли на дорогу. И весело пошли в сторону Ушгули.

Не доходя порядка 4х километров до села, остановились на ночевку в зеленой долине бокового притока с отличными видами на Сванетский хребет и вершину Дадиаши (3535).
Утром спустились в Ушгули. От самых домов открывается отличный вид на горные вершины.
Сюда цивилизация добралась в меньшей мере, чем в Местию. Многие башни и дома сохранились в первозданном виде.
Классический пейзаж с церковью Ламария (девы Марии) на фоне вершин Шхары.
Вид из окна башни в Чажаши на долину Ингури
Село Чажаши общины Ушгули находится под охраной Юнеско. Здесь сохранилось множество башен и церквей, построенных с 8 по 13 век.
На улицах средневековая обстановка.
Из Ушгули мы вернулись в Местию. Загрузились в наши машины и умчались вниз к Черному морю.

На прощание вновь полюбовались красавицей Ушбой.
За поддержку спасибо друзьям из Спорт-Марафона