Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали..

Пишет Парфёнов Александр, 28.09.2019 06:22

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

По приезду в Ош мы 3 дня мы потратили на восполнение запасов подкожного жира, комплексную тренировку печени и прочтение сотен страниц книг, так необходимых для поддержание джентельменского( безматерного) разговора в платформе во время восхождения.Основной предлог всего этого безобразия был дождаться Антона со сборов в Фанах, где он между прочим был начальником лагеря. Встречаемся по плану в Мургабе. Мы едем в Мургаб из Оша, лухури, на джипе, со всем скарбом, Антон же, с личкой и частью сублемути добирается через весь Таджикистан с Фанов на перекладных.
Наше знакомство с Таджикистаном началось с гостеприимного пограничника- памирца, который вместо того чтобы строить нам бюрократические препоны и давить солидностью выполняемой им миссии просто взял и напоил нас чаем с конфетами.
Мургаб- одноэтажный городишко, среди характерной для средней Азии пустынной местности, в котором, как ни странно, преобладает киргизское население.

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

Мы остановились в отеле, который держит мать директора нашей фирмы-туроператора.Мест в номерах нам не хватило и нас разместили прямо за дастарханом (или на). И к лучшему, поближе к чаю с печеньками. Видимо, сейчас максимальный наплыв туристов: слышится английская, немецкая речь, невольно вспоминаются строчки песни: «Куда вас(-то) сударь занесло?»
Весь день провели за чтением книг и распитием декалитров чая.Вечером приехал Антоха. Всем нам было что рассказать, чай заменили на вино, как водится меж хорошими людьми, а вино на коньяк.
В 5 утра за нами заехал джип, и мы отправились к своей 6,5- тысячной мечте. Я морально приготовился быть неумолимым в торге с водителем за последние километры пути, но торговаться не пришлось. Паренек Абдераим довёз нас почти до ледника, дальше мы уже сами решили, что дороги нет, как ни бодрись.По GPS нам остаётся 6 км до вершины))

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

Поляна, на которой мы расположились, в конец развеяла наши представления о труднодоступном уголке: мы обнаружили несколько костровищ и битую бутылку из-под виски. Видимо для нас, россиян это экспедиционный район, а местные бывает сюда ездят и не с экспедиционными целями. Че им, у них штатная машина УАЗ или ГАЗ-66.

Домик переехал южнее

Ещё на подъезде, примерно с расстояния 20 км мы увидели правильную пирамиду Маркса, по которой проложили 3 «6Б» команды экстра-класса. Наша Северо-восточная стена Энгельса тоже не лыком вышита: 6Б Чуновкина, 6Б Ефимова, 6А Агафонова, 6А Жилина, а за меридиональным ответвлением, - ещё одна 6Б Гааса. Итого, шесть маршрутов высшей категории сложности на двоих основоположников марксизма.
По планам, мы идём на акклиматизационный выход на Тбилисского ГУ с двумя ночёвками, затем отдыхаем два дня и на 9 дней на стену. Тбилисского ГУ по разным источникам 3Б или 4А.
За первый день выхода на Тбилисского ГУ мы добрались до перевальной седловины. По дороге нам попались первые люди,- группа туристов НГУ, выходящая из похода 5й К.С. Радостно встретить земляков на краю земли, в самой южном альпинистском районе бывшего Союза.
Заночевали под перевалом в ледовой мульде на отметке 5300, там же где ночевали 41 год назад альпинисты под тренерством С.Н. Кургина, по их описанию мы идём на вершину. Весь следующий день шли гребень, изобилующий жандармами, которые не обойти. Тактической ошибкой было взять одну верёвку на 4х.
Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

На ночёвку пришлось встать под последним жандармом на 5840.Чтобы воткнуть нашу небольшую палатку мы вырубили нишу в снежно-ледовом склоне и расширили полкой утрамбовав освободившийся снег.5850.. после этой ночёвки, да ещё прогулявшись на вершину, можно считать что акклиматизация готова.

На следующий день, вечер застал нас уже на подходе к лагерю.Всё- таки гостеприимная, сказочная местность. Идём по вечернему холодку вдоль горного ручья, по поляне разбегаются суслики с огромными меховыми ж@пами, в закатном мареве горят вершины гор- шеститысячников, кое-где рушатся и съезжают лавинами ледяные торосы, пахнет полынью, чебрецом и ромашкой.
В 60,70,80 был пик освоения района, и сюда приехали советские люди: сильные, решительные в брезентовых анораках, самошитых пуховках, не конкистадоры,- хозяева земли. Построили дороги, разбили альплагерь.Кое- где и сейчас проступает дорога, накатанная их ГАЗ-66ми.

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

Памирцы с теплом вспоминают то время..Как всегда, при освоении неизведанного есть место подвигу.В этом районе пройдены десятки сложнейших маршрутов, за каждым своя история, своя драма. Сейчас, спустившись с Энгельса я понимаю, что нельзя сходить такую гору в штатном режиме, не выходя за грань. Мне интересно воображать о чём думали тогда эти люди, отправляясь со своим нехитрым скарбом, в галошах под лазание, с палатками-памирками на такую стену, какая у каждого была мотивация, были ли конфликты в команде, и как они решались руководителем,- ведь на маршрутах такой сложности дисциплина должна быть железная.
Монтаж..Мы стоим под Северо-восточной стеной Энгельса, в часе от начала подъёма по склону под бергами. Всматриваемся в 18-кратный бинокль, выданный нам Н.Н.Захаровым с напутствиями, в систему щелей на стене, в закатных лучах она особенно контрастна.
Справа и слева наш маршрут поджимают маршруты Ефимова и Непомнящего. Хочешь что-то своё- приходится лавировать между, по серии косых трещин и зеркал. Проход через пояс нависающих рыжих скал, как я понял, один,- им воспользовались до нас обе команды. Далее, через пояс кварцевых скал вроде просматривается вертикальная полоса,- скорее всего широкая трещина. Вершинная башня нависает до самого выхода на гребень на отметке 6350-6400, но оставляет простор для творчества: по ней веером расходятся какие-то внутренние углы, кулуары.
А наша задача завтрашнего дня пройти целиком ледовый взлёт, километр набора, 1300м.
протяженностью,-это 1,5 Барбера с баулами суммарным весом 80 кг!

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

…Проснулись по будильнику «Воспоминания и о былой любви» Киша в два ночи. Вылезли из платформы, установленной на камне, кипятим реактор. С вечера ещё не похолодало, с вершин, расположенных между ТбГУ и Энгельса продолжает лететь лёд.

Всё делаем споро, движения уверенны,- люблю такое настроение решимости, - все сомнения позади.Сейчас команда должна работать как единый организм: первый лезет, вешает перила, второй собирает всё кроме станций, передаёт на верёвке первому, вешает перила для 3,4 номера. Первый номер практически не останавливается.
На преодоление кулуаров, бергов и снежно-ледового склона нам потребовалось 14 часов. Платформу поставили на ледовом пьедестале под скалой.

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

Организм напрочь обезвожен: на обед не останавливались, - рельеф не располагал.И всё время ждали что вот-вот должно начать лететь со стены,- Латок 1 выдрессировал, торопились.
Эта ночь чуть было не положила конец нашему мероприятию. Поужинав, начали укладываться спать. Слава полез с одного края платформы в другой ко входу,не завешенному баулами и верёвками, чтобы выполнить вечерний моцион, по дороге наступил на трубу , ближнюю к стене и она лопнула по стыку. Дно мигом превратилось из плоскости в мешок, мы- в нём. Оглядевшись, выдохнули,- мы по-прежнему в платформе , ткань дна и армирующая сетка выдержала наши тушки.Перспектива очень не очень: мы висим в «мешке» на высоте километра от земли. Видимо, прилетевший зимой на Корее камень сделал маленькую забоину на торце трубы, по ней и лопнуло. Подумав над положением, решаем сделать шину из армированного скотча и закрутить ещё один бур посередине с оттяжкой для того, чтобы разгрузить дефектный стык. Выполнив ремонт дома, мы начали обсуждать перспективы: как лезть 6Б, являясь собственниками аварийного жилья. Прозвучало первое предложение сдюльферять. Я предлагаю переспать с этой проблемой. Во-первых, пройдёт состояние аффекта от «ночного полёта», а во вторых..во вторых надо мне что-то придумать чтобы продолжить восхождение: ставить платформу над полками или не разбирать её и тащить крылом за спиной..

Утро вечера несомненно мудренее. Проснувшись, Лёха предложил, не разбирая шину, упаковывать платформу в баул так, с максимальным габаритом 2м! И на каждой ночёвке делать дополнительную точку и оттяжки к каждому краю дефектного стыка. Да, намучались мы потом с такой мачтой, но получили возможность продолжить восхождение.
Второй день работать досталось опять мне: миксты. Микстовый рельеф,- на мой взгляд,- это самое сложное в технике альпинизма, но умение лазить его с инструментами даёт однозначные преимущества как в скорости, так и всепогодности. Не то чтобы я любил и умел это делать, просто имею больше опыта таких маршрутов.Наше дело телячье,-обс@раемся, но лезем.

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

Кое-где корка на стене толщиной 3-4 см, а где-то пришлось пролезть по ручейку в трещине под 3й кам. Полки сильно заснежены, чтобы выбраться на положилово, приходится сначала его откопать. Рельеф, который снизу казался простым тянет на пятёрочный, - нет, не будет здесь халявы! Ну ничё, завтра сменимся с Лёхой, встану на баул, отдохну.
..Сменились.Третий день лезет Лёха.Ему досталось снежно-ледовое поле с участком тонкой натёчки на скале, затем верёвки по залитым льдом внутренним углам. По углам без вариантов-ИТО.При том чтобы положить точку в щель, надо её откопать.Иногда, откапывая, валишь на себя снежный карниз, килограмм так 50.

К концу дня долезли до отметки 5760.Погода начала портиться, пока ставили платформу- окончательно испортилась.Пошли снежные лавины, собираясь понемногу c 600 метров стены, они набирают вес и силу, так что сдёргивает с крюконог.

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

"Под грозной бронёй ты не ведаешь ран"- в сиверовских мембранках ощущение сухости и комфорта не покидало нас даже в самую суровую погоду

Эта ночь нам готовила «сюрприз»,- всё отведённое для сна время мы держали потолокногами, чтобы крыша не порвалась под массой скапливающегося снега.Интересно, а каков этот материал на истирание? Вдруг крышу попросту протрёт снежной крупой? Об этом лучше не думать.
Наступило утро. Стало ясно что лавины если и ослабели, то чуть-чуть. При таких условиях двигаться вверх невозможно. Принимаем решение, - сегодня день вынужденной отсидки.
Пытаемся отдыхать, начинаем экономить пищу и газ.Весь день провели за обсуждением литературы и музыки.Антон, большой поклонник творчества В. Цоя провёл нам лекцию на тему : «Цой и его уникальное место в русской рок-культуре на рубеже 80-90х». Лёхавспомнил что-то из старика Хема, кажется что писать нужно пьяным, а редактировать, - трезвым.( не могу позволить себе этого, но, надо попробовать)
В ожидании погоды просидели два дня.За это время подъели изрядно наш продуктовый запас, и, что самое главное, сожгли много газа, так как на ночёвке не было льда, зато в обилии был снег. Если топить снег расход существенно увеличивается.
На 3й день непогоды (6й день от начала работы) нам всё-таки удалось начать работу, но не с самого утра, так как лавины стихли лишь к 10.

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

За этот день мы прошли 4 верёвки и всего 90 метров по вертикали, достигнув отметки 5840-5850. И без того плохой рельеф, практически не имеющий вертикальных составляющих ещё и обледенел. Прежде чем поставить точку приходится сначала найти, откопать из-под снега щель, вычистить лёд, только затем сделать шаг.

Вечером устроили консилиум по демократическим принципам.
Что имеем:
1)Впереди ещё 500-550 метров стены и 1,5 дня спуска.
2) Вновь обещают ухудшение погоды с ураганным ветром, как раз к тому моменту, как мы выйдем на гребень.
3) Сожгли 2 баллона газа, остался один.
4) Антон подморозил ноги(рецидив), не чувствует несколько пальцев.
5) Запаса еды на 3-4 дня, при скорости ориентировочно 100 метров по вертикали в день.
6) Из положительного: мой оптимизм и уверенность в успехе(но какова будет цена этого успеха?).
Демократическим большинством решаем завтра дюльферять.

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)
Монтаж..Идём по долине, по очереди озираясь на непокорившуюся гору..
Размышляя над причинами неуспеха, вспоминаются слова Алеса Чезена, которого мы встретили под Латоком 1 в прошлом году: «Вы, русские, всегда идёте до конца, любой ценой,- я этого не понимаю. Весь мир ходит по- другому: оставляя место для смелой попытки, риска, мы постоянно оцениваем критерии, составляющие безопасность: собственные силы, сложность маршрута, погодные условия, объективную опасность. И в любой момент готовы «отскочить», - не повезло в этом году, приедем в следующем.»
Так вот в этом конкретном случае, оценивая обстановку, мы поняли, что агрументов «против» накопилось критическое множество, учитывая опыт, стаж команды. Повернуть, оставив за собой право остаться целым, выжить, чтобы когда-нибудь вернуться, было самым разумным решением...
Не знаю кому как, а я полюбил Памир!

Ч2.Энгельса.Были.Видели.Щупали.. (Альпинизм)

Наша команда благодарит компанию Sivera за предоставленную одежду и снаряжение,в которой на маршруте нам было сухо и тепло, Федерацию альпинизма России и компанию Redfox за крышу над головой в этой и многих последующих экспах, региональные федерации и Красноярского края и г.Новосибирска за посильную финансовую помощь, а так же компанию Silayagod за витамины!

И до встречи в Горах!

Да с погодой не повезло...
Зато какие места, горы, стены посмотрели...
Будет повод вернуться...
Маршрут Гааса...последний раз его узбеки ходили в 91г. (второе прохождение)на Союз.

Похоже в конце августа там начинается осень:похолодало на глазах,даже в лагере.Когда в 20х числах ходили ТбГУ погода шептала.Но..без акклема тоже нельзя.

В этом году необычно холодно там было всё лето.

Оказывается третье прохождение Гааса...после Хацкевича....

"Вид на север, на центральный Памир.Туристы где-то там находили пик Революции, возможно пирамида в правом краю кадра"

Это вид с ТбГУ на восток-юго-восток. Слева на переднем плане пик Янгеля, внизу ледник и ущелье Касвир. Вдали слева Ваханский хребет Памира с несколькими 6-тысячниками. Вдали справа Гиндукуш, а пирамида в нём, похоже -- Kohe Baba Tangi 6513 м. Если верить Гуглоземле, то в идеальную погоду в кадре по центру высовывались бы Батура и Ракапоши (до них по прямой около 200 км).

...

Александр,ты прав,просто есть обе фотки,в эту и в ту стороны,с пирамидами)Приеду домоц,-заменю

зачОтно!

Вот так выглядит пирамида с тропы, выше кишлака Зунг. Снимал "Сменой" через бинокль, казалось, что гора не дальше 10 км. от Афганской границы, а перед границей располагался отряд наших вертолетчиков. Это было в 1983 году.

Саня, ты как поэт положил слова на музыку. Надо вам скидываться на такие поездки, чтобы было потом почитать.
А у Славяна глаза какие то грустные)

Маршрут, которого нет в классификаторе, пройденный командой СКА-18 (рук. Соколов Г.А., тренер Шевченко Н.А.). Первое место в очном Чемпионате ВС СССР по альпинизму, 1985 год.

Ну..как нет..,.Я сейчас не у компа,но эта линия сейчас на ФАРе Антона Агафонова или Жилина.

Эти фото из отчета Жилина. Линия Александра Агафонова (не Антона, это ошибка на сайте ФАР) идет левее, по явно выраженному бастиону. Ходили с ним первопроход в 91-ом на очной вооруженке, как раз во время путча. Юра Ермачек на маленький радиоприемник услышал сообщение о ГКЧП и что у нас теперь президент Янаев. Расстроились, конечно, потом батарейки у Юры сели и мы только после спуска узнали, что ГКЧП уже нет.

С классификаторами много странных вещей, на Сев.ст. где маршрут Гааса, на старых схемах нарисован еще и маршрут Хацкевича...которого нет в классификаторе, а есть по Юж. ст.

Ракурс похож на Северную стену,снежное поле один-в-один,Гаас там.Маршрут А.Агафонова и тот что прорисовали,Г.А.Соколова на северо-восточной

Пардон, наверное небольшое спрямление, это как вариант прошло.
Вот кстати схемы маршрутов от Копылова на Энгельса.

Пик ТГУ - Таджикского Государственного Университета.
С попыткой вас, зачОООт!

Насчет ТбГУ - был неправ...

Есть ТГУ и ТбГУ, на Тбилисского ГУ всего две 3Б,одну из них,по гребню,мы и ходили

ТГУ находится южнее Маркса, посередине гребня от него к пику Таджикистан. Наши ребята из сборной Буревестника (тренеры Александрова и Кузнецова) ее 6-ку в 82-м по ВЮВ стене ходили, мы в наблюдателях сидели. Удивительной красоты вершина, да и весь район в целом.

Очень круто! Представляю реальный масштаб.

Разумное решение для этой стены и района в целом. А, гору вы еще сходите. Удачи.

Замечательные рассказ и фото!

Молодцы, давно туда альпинисты не ездили, да еще и такую крутую линию задумали. Надеюсь, еще сможете ее завершить.

Красота!
Крутая попытка. И грамотное решение.
Со спуском!
Саня, обозначь состав команды, пожалуйста. По фото и именам не все узнаются.

Я писал в превью перед выездом про каждого с фотками, решил не повторяться)До Энгельса добрались: Лежнев Антон(Барнаул), Вячеслав Тимофеев(Красноярск), Сухарев Алексей(Новосибирск), Парфёнов Александр(в данный момент между Новосибирском и Красноярском))

Принял! Спасибо!
Превью не видел.
Мужиков всех с возвращением!

Крутая гора!
Спасибо за рассказ!

Красивая и выдающаяся гора, на вид вовсе не хуже чем столь популярный нынче Маттер..
Хороший рассказ, спасибо!

Ну Вы сравнили. Энгельса и Маттерхорн. Высоты гляньте.

Сравнивать Матерхорн с этими вершинами жесть. Там протяженность маршрутов, высота, суровость, да о чем речь. 4 б грузинская утрет нос матеру, по полной.

Когда-то, в далёком 85-м, я был капитаном команды СКА-18. Мы были молоды,в достаточной степени безумны, грезили новыми маршрутами и тд. В качестве объекта восхождения мы выбрали маршрут на пик Энгельса по правому контрфорсу северной стены. Это была классная авантюра.
И мы сходили, сходили этот маршрут, который из-за нашего разгильдяйства не подали на классификацию...Через несколько лет он занял первое место в чемпионате СССР в классе высотно-технических восхождений (маршрут Агафонова).
Зачем написал? Не знаю, Просто зацепили мысли о детстве-молодости, нашей наивности о совершенстве мира...

Глеб, если ваша линия на фото, выложенном Григоренко, верна, то это скорее маршрут Жилина, он и занял первое место на Союзе в 91 году. А мы с Агафоновым пролезли левее и нам дали только второе место, хотя наш маршрут был покруче.

Вот как! На чемпионате ВС нам дали второе место, а первое москвичам за маршрут, который потом стал то ли 4Б, то ли 5А. А когда Ебургу дали первое место за наш маршрут, совсем расстроился. Перестал следить за этим потрясающим горным узлом.
Сейчас мне смешны эти страсти прошедших лет, гонки за местами и тд.
А маршрут слева... О! Он великолепен. Наша команда к нему была просто не готова. Ничуть не проще, а может один из самых сложных на стене. Он железно заслуживал первого места.
Очень жаль, что вы чуть-чуть тогда опоздали.

Москвичи были Шейнов и Володин, их вообще в конец списка отодвинули, за просрочку контр.срока...они что-то серъезное тоже на Энгельса лезли...и в непогоду попали...
Третье место отдали СКА-11....если речь идет о 1985г. Чемп.ВС в ущ.Шабой.

Да мы и не опаздывали, у нас все по плану было - в соседнем ущелье Шабой было начало очной вооруженки, поучаствовали в открытии, оттуда вернулись в Ниспар. Наши товарищи - Жилин и Ко стартовали на Россию на день раньше, но для нас это было неважно. Мы понимали, что маршрут слева гораздо круче, мне кажется, вообще впервые лезли высотную гору с платформой (до этого в СССР платформы применяли только на Аксу, а мы вообще с ней до этого не лазали).

Глеб, мы тогда были первыми на очных соревнованиях, а отдали золото команде Джибраева (ЛенВО), за маршрут пройденный вне рамок чемпионата и в другом районе (вроде "Парус"). Такое было судейство... Если бы тогда с нами был Коля Шевченко- такого бы не случилось. Кстати, команда УрВО, так и считает, что они были вторыми, получив бронзу.

Боюсь развести срачь,но я помню прецендент совсем недавнего времени,когда на ЧР снежно-ледовая 5Б победила техническую 6Б,на признанный во всем мире бигвольный объект.

Москвичи в том Чемпионате лезли в одно время с нами по маршруту Чуновкина, мы их видели и слышали.

Да были времена...

На Энгельса по Чуновкина в тот год ходила сборная четверка: москвичи Шеинов и Володин и наша двойка из СКА-!5, Володя Неделькин и Коля Козловский. Маршрут дался им тяжко, вернулись они в лагерь, когда официально чемпионат закончился и большая часть народу съехала. Только мы и москвичи оставались ждать своих.

В 91 году , наша команда Узбекистана, прошла марщрут Гааса за 6 дней, 5 дней до вершины день на спуск. С погодой повезло. В это же время там проходил чемпионат Вооруженных сил и за восхождением все следили ,как по телевизору у многих была оптика, практически как на соревнованиях все видели где находится команды. Когда спустились , нас поздравляли как победителей чемпионата СССР. На сутки опередили всех, еще и на спуске помогали спустить пострадавшего с другой команды.
Но когда в Москве распределяли места дали только третье, с присвоением звания мастеров спорта. Последние присвоения.Союз кончился.