Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019)

Пишет vilgeforts, 01.10.2019 18:25

Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Первоначально для похода по Непалу рассматривалось два района: Лантанг и Нижний Мустанг. Долго выбирал, поскольку в каждом районе была относительно простая вершина порядка 6700…6800 метров, которая намечалась как главная цель похода. И у каждого района были свои преимущества и недостатки. Лантанг – там более низко, но там погода более нестабильная, Нижний Мустанг – это высоко, но лучше погода, так как от всяких циклонов – муссонов защищает стена массива Аннапурны. Поэтому были нарисованы и проработаны два варианта похода, и в результате раздумий чаша весов склонилась к Нижнему Мустангу…

«Парня в горы тяни – рискни…»

29.04
Кто рано встаёт – тот в пробках не стоит. А это актуально, поскольку при выезде из Катманду можно попасть в пробку и выезжать из города часа 2, а то и дольше. Поэтому мы заказали машину на 4-30 и уже в 10 часов были в Беси-Сахаре. Там сразу же подвернулся джип, который ехал в Мананг. При заезде обратил внимание, что этот год выдался снежным: снежники, оставшиеся от зимних лавин на северных склонах массива Аннапурны лежали ниже, чем в прошлом году, а в районе Хумде джип пересёк лавинный вынос, которой лежал на дороге. Немного опередив события скажу, что этот вынос будет лежать и на обратном пути, хотя уже изрядно подтаяв под лучами непальского солнца. И к вечеру, к 18 часам мы были уже в Браге (хорошее название – запомнить легко!), где и остановились в лоджии. После заезда меня колбасило – шатало, подташнивало… то ли из-за того, что укачало с дороги, то ли из-за высоты, которую столь быстро набрали, ведь заехали мы на 3400...

Акклиматизация намечалась жёсткой, ведь походных дней мало, а планов громадьё. Поэтому хочется не бегать по тропе туда-сюда, а уйти побыстрей в горы. По опыту прошлого года, когда у меня в напарниках была девушка без высотного опыта. (её одно восхождение на Алтае на 3000 метров на высотный опыт не считается), но с большой мотивацией, смогла не только ударно акклиматизироваться: радиально 5000 на второй день в горах, ночевка на 4900 на третий, но и в дальнейшем пройти поход и взойти на 6126. Теперь же в напарниках был парень, с опытом почти 4000, и вроде как мотивированный. Поэтому акклиматизацию сделал ещё чуток пожёстче, полагая что молодой организм, сила воли и мои тайные знания в фармакологии и в этот раз помогут в акклиматизации новичку.

Сперва по плану была акклиматизация на озере под названием Айс Лейк (Ice Lake). Нужно всего лишь с легкими рюкзаками в цирк, где расположено это озеро, вернее система озёр. Там переночевать, и по возможности взобраться как можно выше и спустится в лоджию. Опа-на! И вроде бы этого должно хватить чтобы перелезть первый перевал высотой почти с Эльбрус и начать поход…

30.04
И на утро, воодушевлённые этими планами, мы с напарником двинулись вверх по тропе на Айс Лейк. Подъём по тропе чем-то напоминает подъём на Курмычи со стороны Адыл-Су – этакая задолбашка, всё вверх и вверх: вот очередной перегиб, думаешь, что там уже всё… а вот и нет! Так же когда лезешь на Курмычи, то с другой стороны во всей красе стоит ГКХ, снежные вершины от 4000 и почти до 5000, здесь же вздымается стена массива Аннапурны, с вершинами выше Кавказских примерно на 3 километра, только жаль, что главной Аннапурны не видать. И вот ещё сходство: и там, и там нету воды до самого верха… но на тропе к Айс Лейку, за полтора перехода до озера, есть домик, где можно купить чая… Ну мы и купили, хотя надо было бы набрать внизу воды по бутылке на человека: было бы что пить на переходах и заодно потренировались. По пути немного шокируем обгоняющих нас треккеров своими рюкзаками, но удачно отмазываемся, что идём с ночёвкой.

Ну вот и озеро! Чувствую себя верблюдом, который три дня шёл по пустыни и наконец достиг оазиса. И как положено верблюдам тут же освобождаемся от поклажи, пьём и едим. Тем временем погода начинает портится, намекая нам, что пора бы поставить лагерь. Проходим немного вверх, подальше от глаз людских, и в верховьях второго озера быстро ставим палатку. И как оказалось, что очень удачно, потому что сразу после постановки лагеря его накрыло волной снегопада. Тут потихоньку начинает болеть голова, у меня и напарника, что немудрено, поскольку был набран километр высоты. Так что пускаем в ход цитрамон… Снег быстро закончился, и мы переходим к дальнейшей акклиматизации – сделали два радиальных выхода по 100 метров набора в каждом, чтобы поразведать окрестности.

Приходит дурная мысль: на утро, дабы закрепить акклиматизацию, ещё сходить метров на 200 повыше и бежать вниз – что только в приступе горняжки в голову не взбредёт! А сейчас с больными головами ложимся спать.

01.05
На утро дурная мысль по поводу набрать ещё высоты пропала, а вот головная боль – нет. Так что валим вниз. Спустившись вниз к нашей лоджии вроде как оклемались, голова прошла, можно и прогуляться. Так что делаем небольшую разведку на завтрашний день, чтобы понять, как можно побыстрее пройти на начало маршрута и не мозолить глаза местному населению…

02.05
На следующее утро взяв рюкзак чувствую себя вьючным животным, на которого взвалили поклажу и вскоре погонят вверх. Как это там у Визбора: «Что ж ты стоишь на тропе, что ж ты не хочешь идти…». Смирившись с весом за спиной, мы выходим на маршрут. Первый день, как и полагается, был не напряжённый. Достаточно быстро сделали дневную норму и остановились на месте предпоследней ночевки похода прошлого года. Моя цель – уйти в горы, чтобы нас никто из местных не увидел, не оправдалась. Встретили хрупкую юную девушку в небольшой компании непальцев. Поздоровались, пообщались. Оказалась, что девушку звать Елизавета, она из Бирмингема, у неё экспедиция на гору Chulu far East, (что по-русски на Чулу самую Восточную), а это шеститысячник, и не очень-то простой – тут надо вешать верёвки, в горы ходит недавно, высотного опыта нет. Приехала в Непал потому что ценник на восхождение на эту гору дешевле, чем на Монблан… Так что мои планы на этот поход на её фоне выглядели и не такими уж и авантюрными…

Вечером избавляемся от лишнего снаряжения, прикапываем в камнях. В заброску уходят кроссовки, футболки, прочая всякая всячина и бутылка с клюквенной настойкой. С настойкой я погорячился, думал, это лишние полкило, ведь напарник не пьет, да и в ближайшие дни не захочется, но как окажется позднее, её стоило бы и потаскать!

03.05
А на утро нам предстояло набрать километр с гаком, забраться на 5000 и там переночевать, причём занести с собой весь груз. Что меня радовало: путь мне известен, ведь я был тут в прошлом году, и хорошая тропа наверх, а в зоне снега я надеялся, что портеры англичанки натоптали следы. А вот что не радовало. Во-первых – тяжелые рюкзаки, несмотря на то, что я избавился от совсем-совсем лишних вещей: кроссовок, футболки и других, которые в зоне снега не пригодятся. Во-вторых, это резкий набор высоты и отход от классической схемы акклиматизации, т.е. правил 500 и 1000 метров (как надо правильно акклиматизироваться читать тут). Но я полагал, что у меня хороший высотный опыт, как-никак привыкну к быстрому набору высоты. Ну, потошнит, ну поболит голова: закремнюсь, проблююсь, а на ночь закинусь цитрамоном – это я проходил и не раз. А про напарника думал, его что молодость, здоровье и амбиции (а также цитрамон) помогут и ему справится с горняшкой.

Начало не могло не радовать. Напарник бодро шёл впереди, а я неторопливо плёлся сзади. Думая о том, что надо было больше бегать перед походом. И что я уже не молод, чтобы скакать по горным тропкам аки молодой козлик, а приходится неторопливо ступать аки навьюченный як. Но постепенно наша скорость сравнялась, а к середине дня, когда основной набор высоты уже был сделан, я уже лидировал. На последних переходах мы вошли в зону снега. Повезло: следы были и тропить не пришлось. Последний переход перед постановкой лагеря уже идём каждый в своём темпе: я неторопливо шагаю, мечтая поскорей дойти до места и сбросить рюкзак, напарник, идя далеко в арьергарде, осуществляет уже эту мечту, порой сбрасывая рюкзак и отдыхая…

Следы вывели на место заброски экспедиции англичанки, и недалече начинаю ставить лагерь и дожидаться напарника. На ум приходит анекдот про двух быков: старого и молодого, которые решили наведаться к стаду коров… Дождавшись напарника, воздвигнув палатку и отобедав, предлагаю ему для лучшей акклиматизации взять часть груза и занести его чуток повыше. Что и было сделано.
Вечером, ночью и утром за палаткой кричали куропатки, пируя на помойке из остатков еды рядом с нашей стоянкой. По кудахтанью этих куриц я полагал, что за палаткой их собралось десяток, если не более. В общем за тентом палатки программа «Клуб путешественников» сменилась на «В мире животных».

04.05
На утро очень неспешно до заброски, взяли её и пошли ещё неспешней. Следов нет, надо тропить, идти тяжело, сложно, но можно. Иду на автомате, как навьюченный як, надо же перевалить, а вот напарник совсем скис и медленно идёт позади, ему тяжело, болит голова и всё такое… ну и мне тоже не легко. Дойдя на 5200 решили передохнуть, пообедать и поставить лагерь – тут место ровное. И в наличии живая вода: мне удалось раскопать под снегом ручей. Немного восстановив силы обедом, сходили на перевал занесли меньшую половину груза, которую прикопали на седловине. Вечером снова страдания, у меня всё банально – болит голова, а напарник, кроме головной боли, стал жаловаться и на зубную, там, где недавно поменял пломбу. Команда инвалидов, блин!

05.05
В дневнике барона Мюнхгаузена было записано: «С двух до трёх – подвиг». У нас же подвиг был с утра, когда мы шли на седловину. Подвиг продолжился на спуске, поскольку в рюкзаки была добавлена закопанная на перевале заброска. Далее он продолжался, когда мы лезли на боковую морену с тела ледника. И в заключении был маленький подвиг, когда мы тропили по гребню боковой морены до озера в низовьях кармана, где поставили лагерь, а последующую ночёвку на 5100 у озера можно за подвиг уже не считать, потому что читерски воспользовались обезболивающими от головы.

Я рассчитывал, что вечером мы будет отдыхать в тёплом кармане морены на берегу озера, но расчёт оказался ошибочным. Был снежный год и озеро было покрыто льдом, и вокруг него лежал снег. Кстати про снег. Из-за того, что снега много, солнце высоко и во второй половине дня дуют ветра на склонах снег приобретал форму кальгаспор, которые были расположены как бы ступеньками, по которым было хорошо подниматься или спускаться. Кроме того, состояние снега не могло не радовать: он был нелавиноопасным и держал мой вес (снегоступы мы не брали, потому что в прошлом году они не использовались), и это очень радовало. Конечно, идя после полудня, да ещё с большим рюкзаком, порой сильно проваливаешься, и приходится тропить, но это небольшое временное неудобство, так как уже завтра будет отнесена заброска и рюкзаки заметно облегчатся.

06.05
Наконец-то день легких рюкзаков – относим заброску на перевал! Перевал был разведан в прошлом году, поэтому и выбран для заброски. У него удачное расположение – местные через него не ходят, поэтому разграбления заброски можно не опасаться. А с другой стороны к нему ведёт достаточно пологая долина, и трудность перевала, по моей оценке, не более 1Б, так что заброску можно даже и перенести через перевал и на выполаживании прикопать, чтобы легче было снимать.

Но несмотря на то, что путь был известен, и рюкзаки были относительно легкие (отнесли заброску с ресурсом на 13 дней), и подъём по снежному покрову на склоне перевала этого года был куда приятнее прошлогоднего подъёма по сыпухе, мы небыстро на него взобрались и изрядно подустали – пока ещё не акклиматизировались, а ведь тут высоты уже за 5000.

Дома, рассматривая снимки с космоса, я полагал хороший спуск вниз с перевала. А после сбросить метров 300 и прикопать заброску. Но надежды не оправдались – плавного спуска не было, склон вниз не просматривался полностью, да и мы подустали. Поэтому оставили заброску перед началом спуска. А заодно и пообедали, чтоб восстановить силы на обратный путь.

Обратный путь оказался не таким уж и лёгким как наши рюкзаки за плечами. Мы быстро спустились в карман морены. Ну, а вот потом как-то сбились с пути по леднику и немного поплутали. И когда почти пришли домой – оставалось только набрать какие-то 50 метров в моренный карман, где был наш лагерь, так я уже подофигел. Наши утренние следы подтаяли, и предстоял муторный подъем с тропёжкой. Но напарник вроде был более бодр, и сумел затропить вверх, я ж смиренно плёлся позади.

Чувствуется усталость от высоты. Никак не можем акклиматизироваться: голова побаливает, как-то быстро устаём. Понимаю, что с графиком акклиматизации я промахнулся: не только напарник, но и я пока что не акклиматизирован, а высота ночевки 5000. Поскольку нет возможности уйти вниз, ведь в этой долине ниже-то не спустишься – река уходит в каньон. А нам далее придётся идти через перевал 5700… Так что решаю, что на завтра надо снизить темп, хоть мы и скинули значительную часть веса рюкзаков в заброску.

07.05
С утра рюкзаки порадовали нас своим весом, а дневной переход своим неспешным темпом, коротким километражем и небольшим набором высоты. Но всё равно мы плетёмся как две улитки, поскольку на 5000 особо не побегаешь, особенно если ещё мучает горняжка.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Чувствую, что настроение у напарника совсем упало. Похоже он так и не акклиматизировался, да и ещё страдает больным зубом. А ведь в этот зуб до похода он вставил новую пломбу… И на этом фоне проскальзывают мысли: «А как можно выйти к людям?». Пытаюсь уговорить его продолжить маршрут, или же хотя бы перейти следующий перевал, откуда можно выйти к людям. Так что на такой печальной ноте продолжаем маршрут.

Всё же прав был бородач Карл: «Бытие определяет сознание»

В голове уже раздумья: «А что делать-то? На треккинговую тропу мы выйдем, а вот что мне делать дальше? Ещё до самолёта в запасе более двух недель, а просто дальше гулять по низам мне не хочется. Не для того в Непал летел. И похоже с грандиозными планами придётся распрощаться…»

08.05
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
С утра льщу себя надеждой, что сегодня мы перелезем перевал и свалим пониже, чтобы отдохнуть от высоты. И хотя на спутниковом снимке после седловины идёт грандиозный ледовый разлом, думаю, что мы его удачно проскочим.
Этот перевал я планировал пройти в прошлом году, причём на подъём. Но так как при подходе к нему я углядел, что соседний перевал более технически простой, хотя и повыше, и поэтому изменил маршрут.
Перевал на подъем простой: сначала осыпной склон, на котором снег ещё не растаял и лежит в виде кальгаспор. Так что поднимаемся по ступенькам. Далее небольшой спуск вниз и выход на пологий перемётный ледник, который выводит на седловину перевала.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
На седловине, перед выходом на ледник, перед нами открывается великолепный вид на массив Чулу
И вдобавок нас встречает хороший ветер. Да, будет бодренько. Надеваемся покрепче и обвязываемся.

Выходим на седловину, иду на разведку. Из хорошего – видно, что тут спускаться можно, банальный ледовый склон, из плохого – просматриваются только две верёвки, а далее похоже надо будет думать, куда вешать верёвки. Как писал один пироманьяк: «Давненько я не брал я в руки шашек!» Тут похоже всё по-взрослому: перевал тянет по технике на 2Б, так что уж пора поработать с верёвкой.
Так что полный вперёд. Я лидирую, разведываю путь прохода, вешаю веревку, да и заодно кручу проушины под станции, пока ожидаю напарника.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Напарник же прикрывает тылы и идёт вторым – сдёргивает перила.
Перевал выдался интересный, коль не ошибаюсь, то верёвок шесть, а может семь: и просто веревки по ледовому склону, и веревки с небольшим нависанием, и горизонтальные перила – переходили из одного конца ледопада в другой… Напротив нас широкое седло перевала Торонг Ла и за ним возвышается Дхаулагири – красота! Всё хорошо, но вот только этот пронизывающий ветер, да и ещё солнышко садится, надо бы побыстрее… После верёвок вышли на ледник и лавируя между трещинами спускаемся вниз до ближайшего ровного места на морене, где и встаём на ночёвку.

09.05
С утра, не торопясь, спускаемся вниз по долине. Места тут знакомые с прошлого года. Проходим мимо ледника, который ведёт на второй перевал, который у нас должен был быть по плану.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Да, суровый тут ледопад, а мне по спутниковым снимкам и снимкам с прошлого года казалось, что тут будет поположе. Но раз уж мы его не идём, то и пугаться не стоит… Потом, где-то через неделю, я увижу его спусковой склон, который не менее суров и тогда пойму, что этот перевал похоже был бы нам не по зубам.

Но что уж локти кусать за зря. Теперь мы валим вниз полным ходом, любуясь окрестными восьмитысячниками
и порой оглядываясь на вчерашний перевал.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Напарник никак не акклиматизируется, да и страдает зубной болью… Да и у меня пока что голова болит по вечерам. Так что приспустимся немного вниз, примерно на 4900, где и сделаем полуднёвку. В прошлом году я хотел устроить на этом месте днёвку, но рядом с этим местом гуляли толпы сборщиков каргицепса. А сейчас год снежный, тропы пока что не оттаяли от снега, так что грибников можно не опасаться. А на полуднёвке думаю отдохнуть и попытаться уговорить напарника продолжить маршрут по запасному варианту…

Ура! Гречка! … Вернее полуднёвка. Лежу и отдыхаю в палатке, восстанавливая силы. Размышляю о дальнейшем пути. Придётся завтра проводить напарника до треккинговой тропы, а самому идти далее. Впереди ещё 2 недели, и надо бы погулять по округе. Так что продумываю как пройти к заброске без ледников: знакомый перевал Аммонит-Ла, ну и далее ещё перевал 1Б, тоже знакомый. Далее выхожу на трек и через Тери Ла попадаю в нужную мне долину. А там снимаю заброску и остается дня 4 на разведку окрестных ущелий и 4-5 дней на выход через Канг Ла. Хорошо бы разведать этот перевал и окрестности, есть планы на следующий год.

Договариваемся с напарником, что он ждёт меня до 24 мая, до 12-00 в Браге, в отеле, где останавливались. Если меня нет – то едет один в Беси Сахар и далее в Катманду.

10.05
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
С утра перебираю вещи, думаю, что тут может быть ненужное, без чего можно обойтись. Отдаю напарнику теперь не нужное снаряжение, большую часть аптеки и часть еды. После сборов прячу свой рюкзак в камнях.

Теперь задача – выйти к людям, желательно незамеченными, дабы избежать лишних вопросов. Путь знакомый – ходил тут в прошлом году, так что мы хитрым путём быстро спустимся вниз и в направлении каньона, ведущему к Торонг Феди…
Теперь у нас один рюкзак на двоих, несём его поочерёдно. Хорошо идти, когда нет рюкзака на спине! А вот когда он есть, то не очень, поскольку сейчас он намного тяжелее вчерашнего.

Приятные новости: каньон к Торонг Феди сейчас непроходим! Год снежный, поэтому много воды. Поэтому переходим к плану Б: надо набрать метров 200-300 вверх и выйти на треккинговую тропу выше Базового лагеря Торонг Ла. Конечно, крутовато, зато пройти можно и даже почти не замочив ноги!

Ну вот и прощаемся с напарником.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Он теперь вниз, спортивная часть у него закончилась. До людей - рукой подать, 5 минут до верхнего лагеря Торонг Феди.
А у меня спортивная часть продолжается. И начинается сольная часть маршрута. Блин! Что-то я стал как-то часто ходить в одиночку.

Придя к рюкзаку, делаю полуднёвку перед сольной частью. Конечно, можно было пару переходов пройти вверх и ночевать в том месте, где ночевал в прошлогоднем походе, но как-то неохота. В оправдании лени мозг рисует картину: надо набирать высоту, там много снега и спать придётся на снегу, а тут приятная полянка на берегу ручейка с жухлой травой! С травой, Карл!
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
И к тому же наконец-то я акклиматизировался, голова не болит. Так что ещё день внизу, т.е. на 4900, лишь на пользу. Конечно, хочется пониже, но что поделаешь, тут Гималаи, тут такие низы.

«И жизнь хороша, хороша вдвойне, коль ей рисковать умеешь!»

11.05
И опять знакомым по трём походам путём. Сначала приходится набирать метров 200 по осыпям, которые покрыты снегом, что заметно облегчает ход. Далее выхожу на выполаживание – этакое хитроспрятанное плато. Тут красиво: сзади возвышается стена Аннапурны и видна её главная вершина (а увидеть главную вершину Аннапурны с треккинговой тропы или из мест, куда можно дойти простому смертному треккеру нетривиальная задача!). А также массив Чулу и перевалы, что там прошёл. Но идти с повёрнутой назад головой неудобно, поэтому любуюсь ближайшими шеститысячниками, у подножья которых я иду.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Красота! Горные озёра в которых стекают ледопады.
Красивые ледники, выводящие на интересные перевалы. Так что если хочется «поход в стиле первопроход» – то это сюда! Но, возможно, тут ходили иностранные экспедиции, но они отчётов в МКК не предоставляют, а найти их материалы в Интернете затруднительно. И порой, когда случайно наткнёшься на них, оказывается, что те перевалы, которые ты считал нехожеными, уже пройдены.

Иду не торопясь, ориентируясь на темп похода прошлого года, когда тут шёл. Порой устраиваю фотосессии ближайших красот.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
К вечеру снова портится погода. Да, как потом окажется, погода тут весь поход будет портится под вечер. Натыкаюсь на свободное от снега место около ручья и там ставлю палатку, спать всё же лучше на камнях, чем на снегу. А пока ставлю палатку, раздумываю над тем, куда завтра идти. С одной стороны – это перевал Аммонит Ла, где был в прошлом году. А с другой – пройти новый перевал. Надо пойти по долине, параллельной той, что ведёт на Аммонит Ла, через ледопад, и в конечном итоге выйти чуть ниже седловины перевала Аммонит Ла, а далее на спуск одна и та же долина, которую я в прошлом году ходил.
Так что вырисовывается картинка. Вариант с Аммонит Ла. Плюсы: знакомый перевал и ледник вверху почти без трещин, да и год всё-таки снежный. Минусы: я тут уже третий раз пойду, да и километраж и набор высоты здесь будет больше.

А теперь вариант с новым перевалом. Тут я ещё не ходил, а возможно и вообще никто не ходил. Зато тут наверняка интересно, хотя и неизвестно, смогу ли я тут пройти. Тут на подъём ледопад, но начало подъёма его я вижу, и тут спокойно можно пройти. Хотя дальше начнётся самое интересное, которое не видно – пройду ли я там, или нет. Но зато я, если там будет слишком опасно, смогу отступить и пойти знакомым путём через Аммонит Ла. А по спутниковому снимку, что загружен в GPS, виден ранклюфт на правой стороне ледника, по которому можно попробовать пролезть.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
И хочется, и колется… Так что, была – не была. Как говорится, кто не рискует – тот ночует дома.

12.05
Ну что – вперёд и с песней.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
А в голове крутится песня Д’Артаньяна со словами «И если решать уж, тогда решай. А если решил – за дело!». Так что быстро подхожу к нужному леднику и по нему дохожу до начала ледопада (хорошо, что тут ледник открытый). Пока всё было спокойно: пологий открытый ледник, и «тут как раз и начинается кино, и подливает в это блюдо остроты» начало разломов ледопада.
Пока что нестрашно – ледник открытый, виден путь движения и разломы пока что не страшные. Поэтому вооружаюсь: в одну руку беру ледоруб, во вторую – палку со снятым кольцом и вперёд гулять по ледопаду.
Иду аккуратно, в местах, вызывающих подозрение, протыкиваю их палкой, вдруг там трещины. Поначалу иду по пути, на который смотрел вчера вечером: тут идти можно, путь угадывается. Таким образом дошёл до той точки, откуда думал поворачивать на пересечение ледопада.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
И как оказалось тут всё не так плохо: путь просматривается, во всяком случае на метров 50. Так что вперёд. Ну и что – пересекаю по низам разлома ледник и дохожу до правого борта с осыпным ранклюфтом.
Далее иду либо по ранклюфту, если можно, а если нельзя – то выхожу на ледопад и стараюсь далеко в него не лезть, а пролезать по разломам вдоль борта ледника.
Ну вот, ледопад и закончился, и дальше путь лежит по снежному плато. Идти тут полегче, полого, да и снег держит. Но здесь то поопаснее, я ж без связки. А в трещины я летал, но тогда я был в связке, а теперь я один. Совсем один…

Впереди возвышается Пуркунг (6129) , на который восходил в прошлом году. Машу ему рукой, мол привет, как поживаешь, вот снова я в этих краях. А с другой стороны возвышается седловина перевала Аммонит Ла, с которой идёт плавный спуск в сторону моего перевала. Ну раз там перевал Аммонит Ла, тогда этот перевал пусть будет Трилобит Ла – оба в честь вымерших ископаемых моллюсков, останками которых изобилует здешняя порода.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Так вот и добрался на седловину перевала. Вот тут теперь можно и передохнуть. Так как торопился и шёл быстро – чтобы снег на леднике держал, то пришёл быстро, хотя очень и подзадолбался. Так что встаю на берегу то ли небольшого озерка, то ли очень большой лужи и объявляю фиесту. Ставлю джетбойл, чтобы испить чайку, раскидываю шмотки сушиться, нежусь на солнышке, прям курорт… ах, да… высота 5700, но голова то уже и не болит!
Думаю, что отдохну, поем и свалю-ка я вниз на пару переходов, чтоб пониже заночевать, далее путь идёт по ранклюфту, трещин можно не опасаться.

Как раз уже вскипел чай, но тут пришла беда, откуда не ждали: погода резко начала портиться. И солнечная фиеста обернулась снегопадом. Впопыхах ставлю палатку и закидываю в неё рюкзак, джетбойл с горячим чаем, раскиданные вещи, которые сушились, и сам залезаю в неё. В спешке, неуверенным ударом ноги по джетбойлу, разливаю чай по палатке. Вот. Блин, чайку попил, курорт ё-моё! Так что предстоит снова идти за водой и готовить чай. Чой-то я очень суетливый стал…

После обеда снегопад и ветер поутихли, но всё равно пасмурно. В палатке хорошо, а собираться и спускаться вниз не хочется. Ну вот, придётся ночевать на 5700, ну а завтра попробую свалить вниз, возможно даже ниже 5000 и там отдохнуть…

13.05
Иду вниз и вспоминаю прошлый год – тут я шёл примерно год назад.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
По плану сегодня полуднёвка – отдохнуть после вчерашнего марш-броска по ледопаду. Так что иду и рассматриваю вершины и перевалы по правую руку: а вдруг снова соберусь в этот район.

Тут порой попадаются живописные чёрно-белые кальгаспоры из снега.
А вскоре нахожу фотогеничное озеро на леднике.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
В голове вертится мысль, может снова изменить маршрут. Не идти уж слишком вниз, а пройти другой перевал, но в ту же долину. Вроде как по технике новый вариант не такой уж пугающий, но всё же подъём на него частично будет идти по закрытому леднику, и испытывать второй раз судьбу как-то стрёмно. Да и к тому же спуск на ледник, ведущий на этот перевал не просматривается. Да к тому же подустал, хочется отдыха… Всякие самооправдания сработали, и я решил, что не тянет меня туда, надо бы не рисковать – оставлю этот перевал на другой поход. А сейчас пойду вниз и отдохну, посплю снова «внизу», на теплых камнях, помедитирую...

Не торопясь спускаюсь к началу подъёма на следующий перевал как раз ко времени обеда. Осенью 2013 года мы тут устраивали днёвку, так что в этом году будет полуднёвка. Ставлю палатку, а в голове мысль: «Может пройти, не торопясь, вверх ещё пару переходов?».
Гляжу на склон, резко уходящий вверх – вроде бы, как и можно, есть время, но неочевидно, будет ли там живая вода и хорошее место под палатку. Так что второй раз за день даю лени возобладать над собой.

Погода хорошая: солнышко. После обеда делаю небольшую прогулку вниз, посмотреть на каньон, который лежит ниже, а также понаслаждаться отсутствием рюкзака за спиной. Остаток вечера после прогулки посвящаю чайной церемонии, благо газа много. А также упрекаю себя за то, что клюквенную настойку я оставил внизу в заброске, без неё вечер не играет особо яркими красками.

14.05
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Когда-то давно, осенью 2013 года мы ходили этот перевал. И тогда, как я помню, мы по легкому пути сразу же вылезли на первую попавшуюся седловину, типа, а что там напрягаться, где ниже, туда и полезем. Но потом пришлось идти по не очень приятному гребню, потому что на спуск просматривались скальные сбросы, пока не дошли до приемлемого кулуара.

Памятуя былые ошибки, решаю, что надо хорошенько поднабрать высоту и выйти сразу на место спуска, которое вычислил по GPS, в который закачены карты с рельефом. Спасибо за это добрым людям, которые сделали сайт nakarte.me !

По ходу подъёма примечаю пару мест, где можно было бы переночевать. Надо же было вчера не лениться, а сделать пару переходов и заночевать чуть повыше. Ведь первые утренние переходы многого стоят! Теперь же приходится усердно работать, идя вверх по сыпухе, чтобы набрать высоту.

А за спиной открывается панорама прошлогодних перевалов.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
За перехода четыре, а может и пять, вылез на седловину перевала, которая вообще-то не очень похожа на классическую седловину. Просто локальное понижение в хребте, через который надо перевалить. Ну что там с высотой – 5600 метров по GPS. Неплохо! 500 метров набора с утра. И как раз угадал с местом – вниз уходит крутой, но приемлемый для спуска ногами осыпной склон с великолепной чёрной сыпухой! Вот ведь, угадал! Ведь левее, где хребет ниже, на спуск видны скальные сбросы, а тут прекрасный лифт вниз!
Внизу просматривается тропа, ведущая на следующий перевал – Тери Ла. Вот на неё мне и надо! Так что теперь бегом вниз, совмещая время и пространство: иду от перевала и до обеда. Вниз идти хорошо, не то что вверх, тут осыпь из обломков черного сланца, по которой глиссируешь как по снегу, даже лучше, чем по снегу. Жаль только, что осыпь не до самого низа и переходит то в глинистую осыпь, то в снежный склон. Но особенно радуешься тому, что ты по такому рельефу идёшь не на подъём, а на спуск, а то было бы: шаг вперёд и два назад.
Спустившись вниз и пообедав, думаю, что же делать далее. Вроде как надо бы попробовать перевалить ещё и через следующий перевал. На него идёт тропа, он недалеко, пройти всего 2,5 км и набрать всего то каких-то 500 метров… Да, во ещё маленький нюанс: кто-то слишком много есть и еда заканчивается.

Кстати про еду, весьма актуальная и животрепещущая тема. В связи с тем, что её по началу было много, то раскладку не очень уж экономил. Чем больше съем – тем легче рюкзак! Такая тактика мне весьма по душе, с ней согласны и спина, и желудок! А есть то хочется, горняшка прошла, аппетит взыграл! Так что надо бы прийти поскорее к весьма щедрой заброске – я один, а она была рассчитана на двоих.

Теперь идти хорошо. Тропа по склону набита, турики стоят. В этом году много снега, и похоже здесь ещё в этом сезоне никто не ходил – нет следов на снегу.

Перед перевалом ждал ещё один подвиг: немного потропить по снежному склону на подъём, потому что уже за день снег подтаял и перестал держать мой вес. Повезло, что проваливался неглубоко и было много мест, где снег стаял, поэтому подвиг был не героический, но достаточен для того, что я задолбался. Прикидываю: прошел где-то 6 километров и набрал при этом километр высоты, причём на высоте более 5000, так что немудрено задолбаться, годы-то немолодые, пятый десяток идёт.

Седловину перевала украшал местный колорит: великолепные виды снежных гор, молитвенные флажки, развевающиеся на ветру, всякий пластиковый мусор и небольшая лужа с прозрачной водой, которая оказалась очень кстати.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Солнышко уже собирается садится, так что быстрее валю вниз, чтобы как можно больше сбросить в этот день высоты. Сначала загадываю свалить ниже зоны снега, но по пути встречаю красивую мини-полку, да ещё и в комплекте с мини-озером.
Это судьба! А от судьбы не уйдёшь!
И снова вечером чай и раздумья. Вокруг такие красивые и почти нехоженные места! Тут есть куда погулять, куда залезть. Так что приходится сидеть и кусать локти глядя на окрестные вершины. Жаль нет чего-то покрепче.

15.05
По плану на сегодня – подойти как можно ближе к заброске. Да и первая часть дня сулит быть лёгкой: надо валить вниз по долине, возможно даже спустится ниже 5000. Жаль, что потом придётся подняться по долине в сторону перевала, где положена заброска. Но есть радостные мысли: в заброске куча еды, что очень кстати, потому что из-за обильного аппетита участника и невиданной щедрости завхоза еда стала резко убывать.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Спускаюсь вниз по знакомым местам. Тут я был осенью 2013 года. Сейчас хоть и май, но снежного года, и не разу тут не теплее, чем тогда. Сначала вниз по широкой долине, которая резко сужается. Ну и далее, при входе в долину Лабсе Кола (Labse Khola) надо найти хитрую тропу местных аборигенов, чтобы не повторять подвиги далекой осени 2013, когда мы шли вдоль русла речки, бродя её по мере необходимости.
Тропа тут есть, но в каньоне она теряется, то снова находится. Приходится ориентироваться на свои чувства, а также на туры и мусор. В этой долине при входе в каньон ручей становится красноватого цвета от вод ручьёв притоков. Местные нарзаны, для восстановления минерально-щелочного баланса. А вот и интересное – минералка сочится из осыпного склона через два камня, которые напоминают то ли женскую грудь, то ли попу.
Войдя в долину Лабсе останавливаюсь на перекус, совмещённый с разведкой пути.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Разведка оказалась удачной: тропа нашлась и мои ноги были спасены от бродов. Наконец-то выхожу в зону зелёнки, вернее жухлой прошлогодней зелёнки. Хоть и май месяц, и я намного южнее города Сочи, но тут как-то холодно, ветрено и ни разу не зелено.
Наконец-то увидал и тот перевал, который изначально планировал пройти в первой части похода, если всё бы сложилось. Мда. Круто. Очень круто. И похоже, что и с этой стороны перевал не 3А или очень хорошая 3А. Типа перевала Девлохан, который ходил 15 лет назад, когда командир нам говорил, что это 3А, а потом, спустя годы, командир сознался, что мы прошли отнюдь не 3А, а вроде как 3Б.
Хотя, может я и преувеличиваю. Отсюда до перевала далеко, не всё просматривается. Вдруг там и не так круто и не так страшно. Но, что уже рассуждать, над поднапрячься и идти к заброске. Туда надо подниматься вверх по ущелью и снова набирать высоту. Так что моё пребывание внизу, т.е. ниже 5000 было недолгим.
Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Поднимаюсь по крутой узкой долине вдоль ручья. Воды в ручье мало и можно порой, по мере необходимости, перебираться с одного берега на другой не заливая ботинок. Вскоре долина расширяется и подъём становится легче. Стараюсь подальше залезть, чтобы завтра поменьше идти. И как всегда к вечеру нахожу хорошее место для ночёвки. Жаль, что перевала, где лежит заброска, с него не видно, а идти поглазеть на перевал как-то лениво. Завтра туда пойду и увижу. Хотя есть пугающий момент – когда оставляли заброску, хорошего спуска с перевала не было видно: склон достаточно крутой, и не было понятно, есть ли там проход или же склон упирается в скальные сбросы.

Так же где-то внутри шевелится мысли о сохранности заброски. В прошлом году нашу заброску ограбили аборигены, так что в глубине души есть чего опасаться, а если здраво рассуждать, то боятся тут не чего: местные тут навряд ли ходят, ведь это не очень уж и очевидный перевал, а птицам раскидать мавзолей из камней, возвышающийся над заброской, не под силу. Хотя тут обитает снежный барс, но надеюсь, что ему хватает местных козлов, и он не унюхает хорошо упакованное мясо.

И с гастрономическими мечтами, особенно о печени трески, ложусь спать…