Скала Сур-Кар. 14 лет спустя.

Пишет Lash Леший, 08.11.2019 11:41

Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)

10 июня 2019 года мы с Юрой Мамыкиным поднялись на Сур-кар и сняли записку наших старших товарищей от 5 октября 2005 года. Эмоций было много. Мы знали о восхождении туапсинской команды Гены Дульцева, но честно говоря удивились, обнаружив записку. Неужели столько лет здесь не ступала нога человека? Так это или нет, неважно. Скала очень классная, в данном посте расскажу, что произошло нового с тех пор и поделюсь своими фотографиями.
В сети есть описание, составленное Геной,
ОПИСАНИЕ И СХЕМА

Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)

Эта нависающая сторона скалы пока еще никем не пройдена. Снять скалу из под полога леса довольно проблематично.

Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)

Вид с ГКХ на Сур кар (слева) и многочисленные выходы Канжанских (Ханжанских) скал

Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)

Сур кар на закате. Вид с терзиянского кладбища

Подход к скале начинается из поселка Терзиян. Примерно 60 км от Туапсе. Автобус ходит два раза в сутки в 11.40-14.00 и 18.00 - 20.35. То есть логистика никудышняя, если хотите уложиться в 1 день, то ехать надо на машине. В Терзиян положили новый асфальт, проехать на легковой машине можно за поселок еще пару километров. Например, оставить машину на большой площадке перед спуском к броду реки Караковская щель. Далее наша дорога лежит влево. По ней подходим к броду реки Пшиш. Никакого моста тут давно нет. Весной или в сезон ливней перейти ее крайне сложно. Летом же воды немного - по ботинок или по колено. Сразу за бродом слева поле - это место бывшего хутора Ханжиян (Ханжан), давшего название целой группе скал (Ханжанские, Канжанские скалы). С магистральной дороги поворачиваем влево на лесовозный волок и идем 1 час до поляны. Набор высоты плавный. Дорога хорошая. На поляне неявная развилка. Влево отходят две дороги. Идти надо по той, которая выше (вход зарастает травой) . Дорога идет ровно, затем приводит к броду (сильно размыт берег). Спускаемся с обрыва, здесь лучше набрать воду и занести ее наверх. Выше будут еще несколько небольших ручейков, но они пересыхают в жару. Далее полчаса некрутой подъем по дороге. Башня Сур-кара видна слева, сворачиваем с дороги и минуя седловину поднимаемся к скалам по густому подлеску из рододендрона. Общий путь от Терзияна - 11 км. Ходовое время 2,5-3 часа.
Вот ссылка на ТРЕК (GPX) известных (и очень мощных) краснодарских туристов Игоря и Лены. Когда-то консультировал их по вопросам про Сур-кар и Канжаны.
ТРЕК ГАРМИН
На Сур-Кар впервые я попал в 2013 году. Вид на скалу из поселка Терзиян (приближение)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)

Тогда было желание лазать, но не было ни одной точки, так как шли мы на разведку скал и брали веревку и систему исключительно для дюльферов. Тем не менее, это не помешало мне вылезти в ботинках по скале на всю длину веревки и поиметь некоторые проблемы со спуском.
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Вокруг скалы в лесу есть камни пригодные для ночевки. Май. Цветет рододендрон.

На следующий год (в 2014), вооружившись описанием Гены Дульцева мы отправились на Сур-кар второй раз.
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
На фото - вид на скалу из поселка. И как потом оказалось, вся попытка нашего восхождения точно была передана на фотографии. В добавок в апреле пришлось переходить холодный Пшиш почти по пояс вброд. Мы также вылезли на 1 веревку и застряли. Скала была в лишайнике, мхе, нормальных точек страховки не было и пришлось дюльферять на старом шлямбуре и небольшом кустике рябины. Очень небезопасно, но вариантов не было. После этого я сказал - больше на Сур-кар - ни ногой!
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)

Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Начало маршрута. Неполная веревка до сосны. По щели 2 крюка, далее выход на наклонную стену, шлямбур. движение вверх вправо до дерева
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)

Прошло 5 лет. Мысли о том, что я так и не нашел станцию, (или она уже отгнила?) не давали покоя. .
Решили с Юрой повторить их восхождение наших старших опытных товарищей.
Нагрузившись двумя веревками, железом и неимоверным количеством еды мы отправились за приключениями. 10 июня. Жара. Изрядно попотев и покормив комарье мы добрались до "своей" Голгофы". Эхх, а Гену на "Голгофу" вез Уазик... Пусть даже и отвлеченный от пенсии)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Лезть у меня в тот день не задалось. Первым пошел Юра. Станция не сразу, но отыскалась. Три старых советских шлямбурочка. Грузить ее с полным рюкзаком было стремно. Но временами приходилось.
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Стало понятно почему станцию я не обнаружил на полке. Она была выше. Вспомнил запись из отчета Гены - станция оборудована неудобно.
Ключ прожумарил. Вот и предвершина и старая гнилая дюльферная петля. Далее спуск с предвершины 4-5 м. вниз и пешком по пологим скалам на вершину. Разбираем тур, открываем баночку.
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Цель достигнута. Эмоции зашкаливают. Привет из прошлого.
Меняем дюльферную петлю и спускаемся вниз. С предвершины до сосны 47 метров. Не зря несли 2 веревки. От сосны до земли 25 метров.
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Сходили и забыли вроде бы. Ну побывал на Сур каре. Пустила таки Гора. Пусть вторым.
Позвонил Юра, сказал шлямбура на Сур каре била команда Вовы Бокарева (Туапсе) в 1988 году...

Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)

24.10.19 Юра с Валей сходили Сур кар. Валя закрыла "должок", Юра шел вторым. Написали, что сняли нашу записку.
Красивая осень выдалась. и даже снегопад был, а листья еще остались. Ажиотаж какой-то начался в местной альпинисткой тусовке )

Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Появилось время, пора мне тоже "должок" закрыть. Только с пользой. Принял решение оборудовать новую станцию. Разжился 4 болтами 12 мм и проушинами.
Новая станция нужна, так как при срыве лидера с ключа нет уверенности, что станция выдержит. Тогда вся связка улетит с полочки вниз.

04.11.19 собираю свою команду, берем также Шпилевого и выдвигаемся на Сур кар.
Лезем двумя связками. В первой лидирует Шпилевой, во второй лидирую сам.
Станцию оборудовал под нависанием. Стоять удобно. Полка. Места многим хватит.
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Вид с R2 на R1 (на дереве)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Вид со станции в долину Сеже и Гунайки.

Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)

Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Начало ключа. Место старой станции.
На всем протяжении ключа забит 1 крюк (не добит). Лазание осложняется наличием лишайника, некоторые зацепки крошатся. Мне на станцию прилетел камень на каску, хотя скала большей частью монолитная. Поэтому возле крюка поставил болт, дабы при срыве не улететь до станции.
Далее два варианта. От крюка (тем кто высокий) возможно лезть вверх в лоб 2 метра. Высоченный Шпилевой так и полез. Я не дотянулся полметра, поэтому ушел вправо по узенькой полочке (осторожно края хрупкие) и далее траверсом вверх влево на предвершину. Оказалось на схеме Дульцева такой же вариант выхода. На траверсе я поставил последний четвертый болт. Потому как маятник большой, пролет еще больше и нет возможности заложиться. Все это дело я понял пока лез без болтов. Поэтому постарался обезопасить будущих восходителей. Кто за чистое лазание, можете игнорировать и не вщелкиваться. Однако на скале, покрытой лишайником лучше перебздеть.
Дальше всех ждала Вершина с чаем. пастилой и печеньками, а меня ждал бур, ершик и гаечный ключ.
Ну а после работы зашел на вершину и пофотал осенние виды, благо зеркалка была со мной.
Осень была великолепна, вечерний свет, желтые осиновые леса... Но пора и вниз. Усиливаю расходником нашу же петлю и вниз. Спустились на землю и солнце село. Под фонарями дошли до машины и уехали.
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Скала Сур-Кар. 14 лет спустя. (Альпинизм, туапсе, альпинизм, горы, люди, история, осень, пейзажи)
Отмечу, что карты неправильно указывают высоту скалы Сур кар. Либо ее привязывают к лесной вершине 941 м, либо не приводят высоту вообще. Визуально видно, что скала доминирует над вершиной 941 м. Гармин показал высоту скалы 975 метров. С учетом погрешностей 970-980 м.
На этом фото вид на Сур кар с Канжанских скал.

25


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru