Первый разряд по варзобски,80 год

Пишет Katemon, 31.03.2020 17:51

Первый разряд по варзобски.80 год.
Итак, новое чтиво от Катемона. Моим дневникам той поры уже 40 лет, все они писаны карандашом, при тусклом свете лампы, горящей в брезентовой палатке на четверых, альплагеря «Варзоб», и время не пожалело их. С трудом разбирая стершиеся каракули, я добирался до сути, но не до прямой передачи текста дневника. Вспоминаю это время как лучшее в своей альпинистской жизни, с ее азартом горовосходителя, стремящегося побыстрее закрыть свои разряды. С непередаваемым лагерным бытом, с ее бумажным бюрократизьмом, следуя которому, мы заполняли кучу всяких маршрутных листов, описаний маршрутов, жировок на продукты для выхода в высокогорную зону. Перефразируя легендарного чешского вратаря Иво Виктора, скажу – я всегда стремился стать классным альпинистом, но не для славы, а просто ради гор, которые я очень люблю…

Вот она Ходжа-Локан, Мечта.4767м.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………….....................
Закончился сезон 79 года, в котором я закрыл второй разряд. Юрий Янович, наш лидер и тренер, похвалил меня, сказал, что Валерий Кудряшов, мой инструктор в лагере "Варзоб", о тебе хорошо отзывается.
-Вот так и действуй, раз из Рогуна - значит должен быть и сильным альпинистом и хорошим человеком!
Мы жили вместе в третьем блоке в общежитии Сары-Пулака. Работа скалолозом -монтажником сама по себе тяжелая, но мы кроме нагрузок по работе, четыре раза в неделю проводили тренировки. Кроме этого, каждое утро кросс 7 км по пересеченке. Все это не должно пройти бесследно, к сезону форма набиралась ломовая. В ту зиму и весну нас тренировал Володя Присяжной.МС. Иногда мы вдвоем уходили на верхние скалы Сары- Пулака, и он там меня учил работать с ИТО, на лесенках. Это потом в альпинистской жизни мне очень пригодилось.
Осенью к нам приехал Леонид Замятнин, писатель. В то время он работал над книгой "Скалолазы. Спорт и профессия." Одна из глав книги про нашего Яновича, попросту Яна. Юра уже получил к тому времени "однушку". Леонид приходил к нам в блок, брал у меня и у Виктора Малюкова интервью. Они тоже вошли в книгу.

Наступил 80 год. В нем начался отбор кандидатов на Эверест. От Таджикистана решено было выставить Юру Яновича и Славу Лаврухина. Первый январский сбор под Эльбрусом в Терсколе. Янович поехал, а Лаврухин нет, причину не знаю. Ян выступил там с блеском, выиграл все кроссы и забег на Эльбрус. По "гамбургскому" счету занял третье место после Леонида Трощиненко и Хуты Хергиани. На лето задание для всех кандидатов - пройти не менее трех семитысячников. От этого все спортивные планы Ян строил с расчетом сходить Ленина, Корженеву и Коммунизма. Сбора в техническом районе, где можно быстро вырасти, не предполагалось. Опять для меня все в тумане! Отъезд в эти экспедиции в середине июня, к этому времени возможность пройти "четверку" А и две" четверки" Б , чтобы получить выход на 5А, представлялась мне малореальной. Морально я был готов, что в экспедиции не попаду, но как хотелось поехать в них, сходить на 7 тысяч! Таких как я было двое, кроме меня еще был Булат Раимходжанов, с тем же набором гор, только на одну " четверку"А больше. На весь летний сезон путевка в "Варзоб" на 20 дней.

В феврале поехали на сбор в Туюксу, на 20 дней. Там я надеялся сделать "троечные" руководства, может быть сходить 4А. Приехали, поднялись в ущелье. Ильинский предоставил нам бревенчатый домик, очень удобный для таких сборов. Их раньше было много, но со временем все сгорели. Человеческий фактор! Неосторожное обращение с огнем. Состав, как сейчас помню - Ю.Янович,В.Присяжной, мастер, Павел Крылов, 1 разряд, три второразрядика, я, Булат и В.Рякин и третьеразрядник Фарид, фамилию забыл. Еще была с нами Эмма Григорьевне Согрина, и 6 эстонцев, так так сборы с целью экономии были совместными. Они привезли с собой экспериментальные эстонские сублиматы, очень высокого качества, в большом ассортименте. Едва обустроились, сразу получили обухом по голове. Район закрыт! На предыдущих питерских сборах МСМК Липчинский вел группу из шести участников на 3А, и умудрился всем составом погибнуть! Вот тебе раз! Опять облом. Двадцать дней в горах без восхождений! Но Ян не давал нам киснуть, ходили на Альпенград, поднимались на перевал Талгар, смотрели место катастрофы. Как то пошел на прогулку с эстонцами, они встретили своих землячек, девочки воспитанные, при знакомстве делают книксен. А ко мне обращаются на своем языке. Я растерялся, а наши ребята смеются – ты похож на эстонца! Вообще то в моей крови есть кровь племени сету, моя бабушка по отцу была православной эстонкой. Первый разряд по варзобски,80 год (Альпинизм, альпинизм, горы, разряды, приключения, ностальгия.)
В еловом лесу. Фарид,я,Булат
На ледорубе сидит Булат.
Горнолыжный сезон был в разгаре ,но лыж у нас не было, мы с завистью смотрели на чимбулакские катания. Что бы совсем не было скучно, Ян договорился с Ильинским сыграть в футбол со сборной Казахстана. В Туюксу стоит хоккейная коробка, с гандбольными воротами, то, что надо. Нас семеро , и они выставили свой состав - какие имена! Валиев, Хрищатый, Смирнов, Луняков, Чепчев, Шкарбан! На воротах какой то пацан.
САВОшники на этом поле никогда не проигрывали, и считали, что и с нами справятся без особых проблем. Я у скалолазов в Рогуне был первым номером, поэтому тактику на матч выбрал сам. Рякин в воротах, остальные в защите, ног не жалеть! Я один в атаке. Опекать меня приставили Вадика Смирнова. На каждый гол Алма-Аты мы отвечали своим. Мне ничего не стоило обыграть один в один Вадика, ложным замахом уложить вратаря, и забить гол. Тем более что все САВОшники в атаке, а сзади простор. Поняв, что пахнет жареным, в помощь Смирнову выделили Лунякова. Но и это не помогло. Решающий гол я забил вратарю между ног, при этом, что то нелестное сказал о вратарских качествах парня в воротах. На меня набросился Смирнов, еле оттащили. Оказывается в воротах стояла его невеста! Прокол, пришлось извиняться. Ильинский наказал команду за проигрыш кроссом.
Нам повезло, в начале альпинистского пути , мы тесно пообщались с будущими мегазвездами советского и мирового альпинизма. В прошлом году они взяли «золото» за первопроход на пик Россия, в этом собирались на южную стену Коммунизма, в третий раз! И они ее пройдут!

В апреле как всегда скалолазные дела, открытие сезона, первенство республики. Мои результаты улучшились, по сравнению с прошлым годом, занимал уже 4-6 места. Булат вообще показал себя классным скалолазом, всегда в призах, иногда выигрывал.
В Рогун приехал третьеразрядник Саша Коркунда из Джамбула, младший брат Владимира, нашего начальника. Физически очень сильный парень, Мог 50 раз подтянуться на турнике. На тренировках мы с ним как то близко сошлись, начали вместе лазать. Разница в разряд нам не мешала.
Из- за февральских сборов ,майской альпиниады в Варзобе как таковой не было. Приезжали на длинные майские праздники. 1 мая сходили на Якум 2А, открылись. Можно было успеть сходить 3А руководство. Но у меня все «тройки» в районе схожены, как и у Рякина. Правда есть Майская, на ней есть первопроход 3А. Тянули с Рякиным жребий, вытянул нужную спичку Володя. Но он идти на гору отказался, по надуманной причине. Я сразу же ухватился за отказ, и с Булатом, Витей Айзенбергом из Душанбе и Ириной Раевой , на следующий сходили на гору. Маршрут запомнился камином внизу, широким, с гладкими стенами. А главное – между стен снежный наддув, абсолютно вертикальный. То есть лезть можно было только в распорах , плечи – ноги. Это у меня был первый и единственный такой раз, больше я такой прием в жизни не использовал. Дальше мы с Булатом промахнулись и не нашли простого пути. Я полез на заглаженную крутую стенку, в нижней части без зацеп. Никак не мог стартовать на ней! Тогда Булат засунул голову в каске в промоину , и предложил наступить ему на голову. Только таким макаром удалось пролезть эту стенку. Виктор раскритиковал нас за перила, но похвалил за умение лазать.Первый разряд по варзобски,80 год (Альпинизм, альпинизм, горы, разряды, приключения, ностальгия.)
На Майской, Я, Крылова, Рякин.
На 9 мая снова приехали и собрались идти на Якум, 1Б. Я немного простыл и отказался от горы. Это мне вышло боком. Ну болит горло чего то. Что мне теперь, в больницу ложиться? Вечером ребята начали играть в волейбол, ну и я вышел чуть чуть размяться. Яна это взбесило почему- то. Он разозлился на меня и выдвинул штраф – 5 гор не выше «тройки». За ним это водится, как найдет на него бзик, так держись! Вот тебе раз! Такие «санкции» применяет Ильинский к своим альпинистам, если увидит с сигаретой или какой другой прокол. Но у них есть горы рядом. Они за неделю на Амангельды набегают свои «единички» и все. А мне? Обигарм от Душанбе 100 км и еще 50 до Варзоба! Вот попал, думаю. Ну не бросать же альпинизм из-за этого! Но с кем ходить? У Рякина жена родила, и он этот сезон решил пропустить, Булата решили готовить в экспедицию. Остались Саша Коркунда и Фарид, у обоих 3 разряд и Лида, жена Паши Крылова, 2 разряд. Быстрее бы отработать штраф! Вчетвером выпустились сразу на две горы, Бивачная 2А и Кулай Джавонон 2Б. Приехали в Варзоб, поднялись на Гидрологи. Утром пошли на 2А. Я уже один раз не нашел эту «двойку», теперь думаю не промахнусь. Разбились на связки, я с Фаридом, Лида с Сашей. Ну двойка, ну что может быть проще? Но если не везет, то не везет во всем. Простейшие скалы, иди себе. Но Фарид лег на грунт и пополз. Я просто в осадок выпал. Фарид, здесь без рук идется! Но вижу как его легонько трясет, понятно, страх. Так доползли до выхода на гребень. Лида и Саша нас ждут. Я развел руки – ничего не могу сделать! Вот в общем ключ – выход на гребень. Стенка метров шесть, вся залита льдом, в горах еще весна. Но кошек нет, надо выкручиваться! Справа лед толстый и есть щель, сантиметров 10,и вот в откидку пришлось по ней лезть! Лезу, оглянулся, Фарид страхует не за тот выступ, который я ему показал, а за другой, с которого веревка при срыве соскочит. Скомандовал: перебрось веревку! Но Фарид убеждает меня, что и так пойдет. Пришлось повысить голос. Вылезли, дальше пешком. Но перед вершиной небольшой снежный взлет, все ледорубы у Фарида в рюкзаке, но склон простой, так пройдем. Иду и вдруг меня веревка вниз тянет, да как сильно! Я в снег руками забурился, не дал себя сорвать. Фарид, идя по готовым следам, умудрился на простом снежном склоне сорваться, хотя у него был ледоруб в руках. Хорошо не улетел никуда, зарубился. На разборе я сказал что на Кулай не идем, ребята обиделись, но безопасность важнее. Фарид вообще не готов ходить на горы. Мне важнее, чем Саше эти горы, скорее бы штраф отработать. Но на такой риск я не пошел, Кулай гораздо более серьезная гора. Молча собрались и уехали.

Через неделю приехали втроем, без Фарида, быстренько пробежали 2Б Кулай. Лида больше не смогла ездить с нами, но неожиданно добавился Булат. Он так и не смог пройти «четверки» Б, Дважды приезжал, выпускался на Бивачную, но не было погоды. Как и я, он был обижен и зол. Новая команда – я, Булат и Саша. Выпустились на две 3А. Приехали, поднялись в Игизаки. Сначала пошли Хамсою, опять я запоролся, не по той стенке на гребень полез. Увидел забитый крюк и решил что это выход на гребень. Но пройдя метров 10, смотрю – спусковая петля. Ну вот, опять косяк! Решил не спускаться, и полез дальше, несколько метров были очень сложными! На зубах пролез последние метры.
Александр Шатковский со средней вешины Хамсои смотрел на наше лазание и удивлялся:
- Смотрю, висят! Надо же на 3А такое найти!
Назавтра сходили Хырс, без приключений. У меня в сезоне три руководства 3А, но ни одно в зачет не идет. Эти горы уже мной ранее хожены. Осталась одна гора штрафа, думаю как раз 3Б отруковожу на первый разряд. Но время уходит, скоро начинается смена в в «Варзобе», мы с Булатом едем вместе, наш единственный в сезоне шанс что то сходить серьезное. Коркунда тоже параллельно с нами приехал ходить по четвертому этапу. Ему тоже кровь из носу нужна 3Б. Без нее не возьмут на четвертый этап. До смены два дня, успели выпуститься на Б.Игизак 3Б. К нам в группу добавился Юра Емелин, бывший нурекчанин, но опять незадача, Булат приболел. Снова перевыпуск, пошли втроем. Хорошо, когда в группе все лазают! Юра повесил только первую веревку перил, дальше лезли одновременно.Первый разряд по варзобски,80 год (Альпинизм, альпинизм, горы, разряды, приключения, ностальгия.)
Б.Игизак
Штрафы закончились, 1 августа началась смена. Два дня всякого: оформление, сдача нормативов, получение снаряжения, медосмотр. Сергей Безверхов пытался устроить нас с Булатом в группу, которая сразу пойдет на «четверки». Но что- то не срослось. При разбивке на отделения нас пригласил на разговор инструктор Саша Бакман, свежий, еще не оформленный мастер, как тренер альпсекции ЛГМИ, он привез группу разрядников в "Варзоб", с задачей закрыть им первые разряды. Он сел против меня:
--Ага, рогунский скалолаз, слышал о тебе. Это ты в прошлом году на «спасаловке» отличился?
Я кивнул.
--Что у тебя есть на первый?
--3А и 3Б руководство,3Б в двойке. Есть одна четверка.
--Пойдет, хочешь с нами ходить? Мы планируем до «пятерок « дойти. Это наши ребята из ЛГМИ. Руководства не обещаю, но 4Б будут и возможно одну 5А пройдете.
--Я согласен.
А в душе обрадовался. Даже не рассчитывал на такое! Булат тоже согласился. С нами в отделении Смирнов Сергей и Оленев Василий из ЛГМИ.
На следующий день скальные занятия. Мы с Булатом сразу проявили скорость и умение лазать.
Бакман сказал:
---Ну вот, есть два забойщика.
Это были единственные занятия за смену. Остальное время мы совершали восхождения! Вышли в Игизаки, задача – сделать руководства Оленеву 3Б, 4А и 4Б. Первая гора 5 августа - Бивачная 3Б. Я этот маршрут уже ходил дважды. Наконец- то я прошел его строго по маршруту. На следующий день Б.Игизак, тогда еще 4А. Это единственное восхождение, которое Саша Бакман ходил с нами. Первые две веревки работаю первым. На "четверках" до этого я первым не ходил. У нас не было оттяжек, и после пары забитых крючьев веревка почти перестала выдаваться. Темп лазания упал, с трудом докорячился до крюка в петлей. Оттуда маятником на балкон. После этого меня сменил Оленев.
4А Б.Игизак
После горы Бакман сказал, что ожидал большего от меня. Оправданий у меня не было. Оттяжки играют большую роль в работе первого. После горы мы с Булатом сделали несколько оттяжек из 8мм репшнура. В день отдыха меня с Булатом Бакман отправил обработать три веревки на Бивачную, 4Б через пещеру.
Описания маршрута нет. Есть устные консультации. От них, если честно, кровь в жилах стыла... Подошли, посмотрели. Бакман пошел за нами наблюдать. Первая веревка простая, затем нависание, сразу ключ маршрута. Булат лезет первым и тут же срывается. Пролетел метров 10. Поймал его без проблем, он даже не поцарапался. Булат предлагает лезть дальше мне. Я ответил:
---Сейчас, в себя приду.
И вправду, у меня тоже был легкий мандраж. Булат на взводе, не стал ждать, когда я очухаюсь и снова полез первым. Но уже не прямо вверх, а траверсом влево. Пройдя метров 10, он нашел ход через карниз и полез вверх. Пройдя веревку, сделал перила. Кричит:
---Давай!
Я на «пруссике» к нему. Сильная веревка! Когда до Булата осталось метров 10, слышу кричит:
---Можешь закрепиться?
---А что так?
---Руки устали!
Вот это да! Что за перила он сделал? А тут как раз на стене стоппер чей-то , с петлей, насмерть забитый в щель. Видимо с него линяли те, кто так же как и мы, бурился на этом маршруте. Я в него вщелкнулся на самостраховку, повисел. Снова крик:
---Пошел!
Поднимаюсь и вижу: стоит Булат на хорошей полке, скорее балкон, забит один крюк, на нем карабин, на карабине петля из веревки, зажатая Булатом двумя руками.
---Боже, и это перила? Булат, что с тобой? Нельзя так станцию делать! Что у тебя крючьев нет, что ли!Смотри сколько щелей!
---Ничего, и так пойдет! Ты же поднялся!
---Ну, ну…
---Дальше пойдешь первым? А то я устал.
Забрал у него крючья, одел галоши. Вправо все зализано,виден правильный маршрут,но как к нему пролезть? По полке ушел влево, дальше вверх. Стенка, вверху какое то нависание, но есть микрозацепки, попробовал, идется. Лазание предельное. Крючья бить некуда. Пролез метров 20, ни одного промежуточного крюка! Назад пути нет! Напряжение колоссальное! Адреналину море. Когда осталось 10 метров веревки, я долез до косой щели, с нависанием уходящей влево. Щель вся во мху, в начале ее торчит сухая небольшая арча. Вцепился в нее, обломал все ветки, сбросил их вниз. Накинул на пенек двойной репшнур, вщелкнул веревку. Морально сразу стало легче, есть страховка! Влез в щель, лег спиной на скалу и пополз как змея, другого варианта лазания по ней не получается. Через 7-8 метров щель кончилась. Надо из нее вылезать, а как? Над головой скальный потолок. Забрасываю руку вверх, ищу зацепку. И надо же, есть она! Конкретная «дверная ручка»! Но что бы нагрузить ее , надо вывалиться из щели. Ну и лазание, какие то раскоряки! Собрался с духом, вывалился, повис на одной руке. Дальше лезется! Через пять метров полка, забиваю два швеллера, надежная станция! Вправо виден путь, выводящий на правильный маршрут. До него метров 7-8. Кричу Булату, что бы спускался и ходу вниз. Станцию Булата укрепил, забив еще один крюк и сблокировал с его крюком.
Вечером Саша Бакман рассказал, что ветки, которые я бросал вниз, падали на землю не касаясь скалы…Перед сном удивил Булат, заявив , что завтра на маршрут не идет. Как его не уговаривали, он был непреклонен, причиной назвав свой срыв. Дескать, недостоин, раз срываюсь. Это было неожиданно, такая возможность вырасти!Первый разряд по варзобски,80 год (Альпинизм, альпинизм, горы, разряды, приключения, ностальгия.)
Панорама Бивачной.
Утром мы ушли на маршрут, а Булат собрал вещи и уехал в Рогун. Назавтра первым уже не работал, так, где то в середине. Поднялся к своей станции, ребята сидят с квадратными глазами. Как вы тут лезли? Лях его знает, как то пролез. Прошли маршрут без приключений, но долго, еле уложились в контрольный срок. Шли впятером , Бакман добавил еще одну двойку к нам Шевелева Виктора и Поисееву Миру, тоже из ЛГМИ. Этот маршрут, как 4Б, наверное самый сильный в Союзе. Он уже собрал свой приличный мартиролог погибших альпинистов. Самое странное, что первопроходцы, Иголкин и Шаталов, подали его как 4А! Удивительней всего, что ущельская комиссия, заклассифицировала его на полкатегории выше. Это тоже небывалый нонсенс. Я не припоминаю ничего подобного. Обычно бывает наоборот...
После краткосрочного отдыха, 10 августа снова вышли в путь! Теперь Верхняя Сиама, там маршруты посерьезней. Подход в Сиаму обычно идется два дня, потому что много времени забирает переправа. Вышли после обеда, переправились через речку на люльке. Чуть стало темнеть, стали на ночевку. Когда готовили площадку под палатку, напоролись на валун. Обкопали его кругом и я стал его кантовать, поднять его было нереально. И надо же! При кантовке не успел вовремя убрать кисть и получил по среднему пальцу так, что ноготь почернел. О работе первым надо забыть! Я аж завыл от обиды! Все как могли меня утешали.
Назавтра в обед были на ночевках. Бакман сделал для меня сюрприз, найдя ребят для руководства на 4А. Смирнов и Оленев пошлина 4А Фестивальную, а я пошел на Шлем. Дали мне рацию. Гора высотой 4600, мой личный высотный рекорд . На вершине нашел несколько пучков травы, выше я больше растительности в Варзобе не встречал. Сижу на вершине, пишу записку, слышу свист, как будто самолеты на нас пикируют. Аж пригнулся. А это два улара решили там свои разборки устроить. Но увидев нас в последний момент на вираже ушли в сторону. Сходили, отруководил нормально, был ретранслятором для других групп, у кого не было связи с базой. За это был устно поощрен. Растет парень! На спуске со Шлема был первый в моей практике дюльфер.Первый разряд по варзобски,80 год (Альпинизм, альпинизм, горы, разряды, приключения, ностальгия.)
Верхняя Сиама
В день отдыха подход с ночевкой под маршрут 4Б Шлем. Вот уже настоящий альпинизм! Впервые уходим на маршрут с палаткой, примусом, спальниками.
Маршрут послабее 4Б Бивачной, но интересный. Смирнов работал первым и стабильно делал станции на одном крюке. На спуске дюльфером веревка застряла, Оленев полез переделывать продергивание. На разборе немножко поругались из -за станций. И вот выход на первую «пятерку»! Ходжа-Локан, Мечта, 4767м! Наш маршрут 5А по восточной стене.
Назавтра вышли и поднялись на перевал Четырех. Я был пару раз на Кавказе, там очень красивые горы, на фоне сосновых лесов остроконечные снежные вершины! Но видение Мечты это нечто большее! Просто дух захватывает! Невероятная по красоте вершина! Через перевал Четырех подошли к леднику под стеной, по морене поднялись почти под самый маршрут. Смена идет к концу, все расходились, все в хорошей форме. Нами руководит Сагайдак из Украины, инструктор. Ему эта гора идет в зачет на КМСа.
Утром вышли почти в темноте, впереди «У»образный кулуар, начало маршрута. Втянулись в него и по левой ветви кулуара к стене. Я шел последним, еще не рассвело. Все уже кроме меня пересекли кулуар. Раздался какой то шум, я глянул вверх, незабываемая картина! У нас еще сумерки, а высоко вверху на меня летят освещенные солнцем камни. Пересечь кулуар не успеваю! Я вправо, там рантклюфт. Ура, он нужной глубины, метра два. Я в него спрыгнул, присел, над головой примостил рюкзак. Прогрохотало, ко мне не залетел ни один камень. Слышу крик:
---Костяяяя!
Высунулся, увидел ребят.
---Что случилось?
---Фу, напугал! Мы тебя потеряли, камни прошли, а тебя нет! Думали , что тебя снесло.
Начали работать на стене, я последним. Прошли одну веревку, идем вторую. Что то зашумело, глянул вверх, беда. На меня опять летит что то большое и желтое. Убьет, думаю, вжался в скалу, удар!
Ничего, вроде живой. Оказывается, меня ударил рюкзак, который упустил Вася Оленев. Он его пристегнул «Ирбисом» без муфты, карабин зацепился за скалу, открылся и рюкзак ушел. Глянул вниз, рюкзак пролетел еще метров 20 и застрял в щели. Спустился, отстегнулся, достал его. Потом Сагайдак сделает мне за это выговор. Дальше надо лезть уже с двумя кулями. Ребята потом мне сказали, что столько мата от меня, они ни разу не слышали. Я ведь шел с верхней страховкой , а они внатяг не выбирают! Ну вот я и пошумел…Стену прошли, все собрались на снежнике. Предлагают дальше работать первым мне. Впереди крутой снежник, под ним лед, градусов 40, веревок 7-8. Снег раскис, ступени надо топтать аккуратно, страховка крайне ненадежна. Пошел. Чем выше, тем снег хуже! Движения точны, срываться нельзя! Станции на ледорубе,но нагружать перила нельзя , можно только придерживаться. Веревка за веревкой, скоро перегиб, за ним уже вершина! Остается несколько метров, крик:
---Веревка вся!
Вот незадача! Надо перила делать на самом гнилом месте! Эх, была не была! Как не держала меня веревка , я упираясь рогом прошел эти метры, и уже на горизонтали забил в твердый снег ледоруб:
---Готово!
Поднимается Василий с квадратными глазами:
---Ни фига себе здоровье! Ты вырвал станцию и нас двоих несколько метров протащил по снегу!
---Зато станция надежная!
Ночевка была на самой вершине, снова личный рекорд высоты. К вечеру на вершину поднялись еще три группы альпинистов, все из Ленинграда, по разным маршрутам. Тут и 5Б Машкова и 5Б Грушевского и двойка Шевелев - Поисеева по 4А. Это было «звездное» восхождение в честь 25- летия института, на вершине оставили капсулу потомкам в честь этого события. Поставили палатку, сижу, курю. Со стороны маршрута Машкова поднимается двойка, Лена Кулешова и Л.Абрамов. Вижу Лешу, он машет мне рукой:
---Костя, я к тебе иду!
Хорошо, иди. Он опять:
---Ты меня ждешь? Я рвусь к тебе изо всех сил!
Ничего не понимаю, с интересом жду Лешу. Его солдатская зеленая панама все ближе. Последние две веревки простые, и вот он рядом. Сел отдышался:
---Дай закурить!
Достал, угостил. Он говорит:
---Прикинь, сигареты, целую пачку уронил! Второй день без курева!
---Понимаю.
Отдал ему полпачки «Лала», Леша бал рад.( В конце августа он погибнет на Замин-Кароре. Выщелкнется зажим, а скользящий он поленится сделать...) На следующий день спуск и возвращение в Сиаму через два перевала. Встреча с горы была теплой, нас поздравляли с первой «пятеркой». Саша Коркунда вернулся с восхождения на какую то башню Короны Сиамы, сделал руководство, закрыл второй разряд. Его тоже все тепло поздравили. Утром снова в поход, лагерь ждет!

В лагере вечером ко мне пришел Жека Прилепа, и раскрутил меня на портвейн. Сбегали в Гушары (11км!), купили несколько бутылок. Жека говорит:
--Бери больше! Гости придут чем поить будешь?
Лагерные палатки

Других напитков в Гушарах не достать, кроме таджикской водки, а ее пить, так это надо сначала завещание писать...
Первый тост от Жеки:
--- Ты молодец, столько гор за одну смену сходил!
Я считал, что смена уже закончилась. Портвейна мы выпили немерено, я уже счет бутылкам потерял. Кто- то припер гитару, я пел Высоцкого, пока помнил слова.
Но Жека не отставал от меня :
---Ну Кинстинтин, давай еще!
Все затихло глубокой ночью, когда кончился портвейн.Первый разряд по варзобски,80 год (Альпинизм, альпинизм, горы, разряды, приключения, ностальгия.)

Тот самый портвейн. Этикетка тех времен.

Утром конечно, состояние так себе. Приходит Оленев:
---Собирайся, пойдем на 5А Туполева
Ну вот, приплыли…Тяжко будет на подходе! Ребята знали о моей попойке, еще бы, мой голос слышал весь лагерь! Поэтому они с сочувствием на меня смотрели. Они тоже посидели вечером, но выпили на всех только одну бутылку. Я спросил:
---Что же мне вчера не сказали?
--- Да ты такой здоровый, тебе как слону дробина!
Но от этих слов мне легче не стало. Жека дрыхнет у меня в палатке, а я с матюгами собираю рюкзак. Он проснулся:
---Куда это ты?
---На ТУ.
--- Ни фига себе! Опять на гору? Как же ты пойдешь с такого похмела?
---Ничего, допрусь как нибудь.
Вышли. Нас ведет инструктор Валерий Ременюк, муж Миры, та же ситуация как и с Сагайдаком, руководство на КМСа. С нами снова Шевелев и Поисеева. Ущелье Сало-Работ, август, жара. Тащусь как удав по дусту. До перевала Якум часа четыре топать. Жажда мучает настолько сильно, что слов нет. Пока по снежнику поднимались, заправили фляжки. Но на перевале моя фляга снова пустая. Ременюк пообещал, что под горой есть вода, и фляжки снова наполним. Спустились под маршрут уже в темноте, внизу журчит вода , но как до нее добраться? Снег настолько грязный, что его в воду никак не обратишь. Нашли площадку, палатку ставить не стали, просто постелили ее, и не поев, не попив, улеглись. Утром Ременюк реквизировал остатки влаги. Разрешил выпить по одному глотку, есть не стали, сухомятка в глотку не лезет.
Полезли. Скальный, серьезный маршрут. В другом районе он был бы «пятеркой» Б точно. Все есть: маятники, стенки, нависания, ИТО. Если на Мечте Сагайдак ни разу первым не работал, то с Ременюком все наоборот, ни одной веревки не дал никому пролезть. У меня палец уже зажил, но капитан был непреклонен, сам пролезу! К жажде я уже приспособился, второй день все- таки. На последней сложной веревке Валера намудрил с перилами. Сначала Вася идя по перилам, на перегибе вываливается вниз метра на три. За ней Мира так же, на те же метры. Я насмотрелся на эти полеты и эту веревку прошел лазанием. Там всего то надо было перила с выступа сбросить. За день пройти маршрут не успели, на гребне, недалеко от вершины заночевали. Воды мизер, опять только по одному глотку. Надо на утро оставить остатние сиротские капли. Нашел куст горца, если долго жевать его стебель, подобие сладенькой влаги во рту ощущается. Скоро от куста остался только корень. Утром все как вареные, без воды тяжело и без еды уже два дня. Я на этой вершине уже был, знаю спуск. Объясняю, что спускаться надо по ходу во второй кулуар. Но в первом журчит вода! Народ ринулся вниз. Вода, сколько хочешь! Но эта талая вода жажды особо ну утоляет. Напились, вверх уже никто не хочет идти, Ременюк командует вниз. А там нас ждет дюльфер! Все когда то кончается, и вот мы на снежнике. Время есть, садимся и разжигаем примус, зря что ли таскали? После чая как крылья выросли, бегом в лагерь!
Пора домой, собираюсь потихоньку. Бакман подходит:
---Не хочешь первый закрыть? Надо инструкторов на 4Б Бивачную, через интеграл сводить.
Я долго не думал, два дня опоздания мне на работе простят. Уже был готов маршрутный лист, но все обломилось, добавился еще один участник, но он уже был на этом маршруте и ребята решили идти на 4Б через пещеру, а я там уже был. Не срослось…Начуч Капитанов перед отъездом увидел меня, спросил, что сходил за смену. Узнал, удивился:
--Ну, Бакман, борзеет что то.
На работе меня встретил начальник, Владимир Коркунда:
---Молодец Костя, ты так скоро Яновича догонишь!
Скоро с Памира приехали наши высотники, с большой победой! Шесть альпинистов сходили на 3 семитысячника и двое на два. Янович, Присяжной, Лаврушин, Таиров, Новиков и Крылов полные кавалеры, Пантелеев и Малюков без Ленина, по причине занятости организацией экспедиции на Москвина.
Были и негативные моменты, после прохождения стены на 30 лет Государства в рамках Чемпионата СССР в высотно-техническом классе, от альплагеря «Варзоб», погибли Черепов и Ованесов Артем, инструктора. Они после прохождения маршрута, еще не развязавшись, сорвались на, в общем то, простом склоне и не смогли зарубиться, по очереди срывая друг друга.
Еще я узнал, что Яна не пригласили на Ачикташский сбор кандидатов на Эверест без объяснения причин. Лаврухин поехал и выступил удачно - попал в список 25, продолжающих участвовать в отборе. Ян вида не подавал, но я чувствовал, что это его сильно гнетет.
Собрались у Рякина на хате, все счастливые, довольные. Ян отозвал в сторонку, снова, как и в прошлом году, у него была полная информация о моих похождениях. Как он вышел на Бакмана, не знаю! Снова похвалы, пожелания так держать.
Я съездил на несколько дней навестить родителей, и в результате не попал на легендарную спасаловку на пике Москва. Вот невезуха! Спасатели возвращались по своим домам через Душанбе, и заехали в Рогун. Всех не помню, но там были Сергей Филатов, Кургин и Шевченко. Мы с Сашей Коркундой где то нашли десятилитровую бутыль, нацедили в нее пива, и притащили спасателям. Восторгу не было предела!Первый разряд по варзобски,80 год (Альпинизм, альпинизм, горы, разряды, приключения, ностальгия.)
Юрий Янович
Сентябрьское, заключительное заседание альпсекции Рогуна прошло, сезон был признан удачным. Присяжной единственный, кто сказал, что надо бы Бойцову 4Б руководство сходить, закрыть человеку разряд. Все поддержали. Я был готов ехать в любой момент. Но так никто и не поехал, у всех были веские причины. На следующий год Андрей Докторов узнав о моей проблеме, сказал, что зря не обратился к нам, душанбинцам, мы бы в с удовольствием сходили с тобой на эту гору. Каким боком мне потом все это вылезло, я расскажу позже…
Фарид, наш альпинист, мне потом рассказал по секрету о Булате. Он приехав из Варзоба, за чашкой водки, честно признался:
---Рябята, я испугался. Просто мне стало страшно!
И я его понял...
Р.С. Этот рассказ я написал как квинтэссенцию воспоминаний о варзобской смене, в которой мне удалось, вместе с питерскими ребятами сделать почти невозможное. За 20 дней мы сходили 7 гор,"тройку", четыре"четверки" и две "пятерки" без единого сбоя. Всему этому я обязан Александру Бакману с участниками. Благодарность им навсегда в моем сердце. Не припоминаю, кому еще удавалось такое. Обычно три- четыре горы, максимум пять, и не таких категорий. Если у кого на памяти такое было, пишите, с удовольствием почитаю.
Большинство фото мне представил Виталий Шакиржанов.

Кудряшов в те времена всю Мечту излазил с Иголкиным)
Иголкина уж нет, а Кудряшов на своём седьмом десятке нет-нет да и залезет куда-нибудь.

2006 год ледник Аксай

Стоянка Рацека 2019

Я с Валерием часто в горах пересекаюсь,то в Арче, то на Москвина.

Ну, на Москвина он крайний раз шестнадцать лет назад был))

Вот это эпопея... мощно!
Спасибо за рассказ, Костя! ... "отстрелялся" как из пулемёта ;)

Замечательно!!!!!!!!!! А " ползу , как удав по дусту" просто е-мое. Ходжа-Локан тоже была мечтой, но осуществил. Еще пиши , Костя. А Прилепа он такой.

Эту фразу я впервые услышал от туриста-преферансиста на поляне Москвина в 1989 году. Он нахапал 5 взяток на мизере и выдал эту фразу. Мне запомнилось...

Ах как приятно прочиталось- сколько знакомых замечательных людей, вершин! В 79 2 смены отходил и одну, между ними отработал на стройке дизельной и туалета,, закрыл 2 разряд. Виталик Стухин и Арутюн Микаэлян были инструкторами. Спасибо за воспоминания!

Среди туалетов лагерей варзобский был лучшим. Были даже очистные сооружения, на бактерицидной основе.

Эрнест Сулейманович наверное лучший начальник альплагеря в СССР был- значит и туалет лучший тоже должен быть!

Еще и кухня была самая лучшая, с обилием овощей и фруктов.И снаряж Фая выдавала классный!

Спасибо, Костя, за рассказ!Прочёл на одном дыхании,с огромным удовольствием! Представил как " вырвал станцию и протащил двоих несколько метров" КЛАСС!

Костя спасибо за воспоминания!
Замечательные были времена и люди!
Эта была настоящая наполненная жизнь!

Тебе спасибо за комменты. Всегда короткие и емкие. Горы навсегда остались в твоей душе!

Костя, большое спасибо за память. Пишет Сергей Солдатов из Магнитогорска. Варзоб для Магнитки был школой спортивного альпинизма. Время большой дружбы варзобских инструкторов. Три года подряд 2011-2013 мы проводили там сборы. С Иголкиным была цель - восстановить спортивную жизнь в альплагере. После его гибели в 2014 году ещё два года жили в лагере. Несколько варзобских кадров. Та люлька, на которой переправлялись вы через Сиаму у Гидрологов, фото с Ваней и Иголкиным на Гидрологах, мы на перевале четырёх после восхождения на Мечту, общее фото сбора 2013г. бассейн на базе Лучёб, фото на базе с Олегом Владимировичем Пилькевичем, бассейн в альплагере.
В конце смены 2016 года, после длительных дождей по лагерю прошёл мощный сель. На фото видно как завалило бассейн, скальная вышка засыпана наполовину,все подпорные стенки сравняло, но все строения выдержали, хотя уровень воды поднялся до стекла двери в столовую. Сейчас Варзоб немного привели в порядок, но сборы пока туда не планируем.
Варзоб навсегда останется в тёплых воспоминаниях.

На перевале Басса Июль 1977 года. Виктор Иголкин слева.

Спасибо Сергей! Я тоже страшно скучаю по Варзобу! Именно там я стал настоящим альпинистом! А с Виктором я пересекался в1977 году в Шхельде. Он был стажером новичков в соседнем отделении.

Константин, спасибо !
Интересно почитать !

Спасибо за фото!. Эх Варзоб, эх Лучоб и его бассейн, как замечательно было после гор. особенно после высоты окунуться . Все было все было...!

Да уж...
Лучоб был прекрасен, в 85 Вооруженка там формировалась, перед отъездом на Юго-Запад.
Бассейн и башня с сауной незабываемы...

спасибо за фото лагеря. Туалет в 89 году строил Юринский Юрий Иванович. Селевую стенку столовой и склада в 80 году строили мы Юра Болгов и я (Никита Ганжуров) под руководством Журкина Геннадия. Рад что наша конструкция стоит до сих пор. Крышу и комнаты инструкторов строил после нас Быстров Сергей. за нашу работу мы (Галя Шумакова, Болт и я) успели сходить 2 четверки и 3б руководство. потом авария на Памире и сезон для нас закончился. Народ должен помнить посиделки с гитарой и кофе с ромом разных марок в палатке каторжан иркутских. с 9 вечера и до 6 утра. главный солист Ирина Садковская из Питера.

Ром разных марок... Не только в Таджикистане, во всем Союзе с ромом были напряги. В Душанбе можно было найти румынский, не самый лучший, но все таки ром.

А кубинский? А еще " Абу-Симбел" тот еще напиток.

Может быть с туалетом вы на десяток лет ошиблись? И без Геннадия Журкина в Варзобе ничего не строилось...

да, Юрий Иванович в 79 строил, а мы на следующий год неграми были с 8 утра до 8 вечера работали, в день куба 3 бетона заливали и метра 2 квадратных из дикого камня облицовку ложили. до сих пор стоит!

Прошу прощения, но не ложили а клали...
"Ложить",нет такого глагола в русском языке! (Штирлиц.Доживем до понедельника.)

Потрясающий рассказ. Розовые сопли до пупа. Удивительно, что расказчик дожил до своих лет, а не откинулся значительно раньше, во времена клеточного советского альпинизма, во всей его красе-"стремящегося побыстрее закрыть свои разряды". Все эти разглагольствования о превосходной советской системе получения знаний и опыта горовосхождения. Знания и опыт? По мне, так все чудом выжили.
PS Лично был знаком с Бакманом. Зимние сборы Ленгорспорткомитета в Дугобе. Действительно, согласен с автором, замечательный человек.

Да, вот как то дожил, прошел первым не одну сотню веревок, и ни разу не сорвался.Потому что регулярно лазал, тренировался. А система была хорошей, в Союзе смертность в альпинизме была очень низкой.

Про смертность в Союзе очень спорное утверждение. 20-50 человек в год разве мало?

Показать комментарий

Для Alex Kasyanov. Удивляюсь, почему многие, прошедшие хорошую школу альпинизма в СССР, уехав за границу начинают гадить в чужие тапки и хаять, то где они учились. А то, что учились - это однозначно (Зимние сборы Ленгорспорткомитета в Дугобе). Спешу тебя обрадовать, что ты явно не доживёшь до Костиных лет, в связи с избытком желчи у тебя, которая выплёскивается даже наружу. Ну и разочаровать: Костя в хорошей спортивной форме и до сих пор занимается промальпом.

в Варзоб поселке открыли новый универмаг по поводу олимпиады или нового лыжного комплекса на плато Такоб и там был огромный выбор этих напитков. За 35 дней мы пробовало что-то новое каждый вечер. С другой стороны 0.7 л на человек 25-30 добавленных в кастрюлю с горячим кофе - мелочь, но как было приятно. поиск ТВ сигнала в лагере для просмотра новостей
заставил нас утащить 4 сетки от кроватей в верх ущелья и таскать их по склону по команде из лагеря. Олимпиаду смотрели на коньке столовой. Тогда узнали о смерти Высоцкого В С

До Варзоба еще добраться надо было. Километров 30...

Стариков пишет Липчинский с группой ушли с доской на п.Чкалова по 1б

Там был траверс Чкалова - Физкультурник, 3А. 1Б плюс 2А. Вот на 1Б они и ушли. Но выпускались на 3А.

Вот полный список погибших...

Хотя все правильно, из Союза 28...

Да, точно - 43. У меня тогда почему-то цифра 28 в памяти осталась

Костя спасибо! Твои подробные воспоминания всегда бередят душу и возвращают меня в золотые Варзобские годы, в мир неординарных прекрасных людей, с которыми счастливая судьба свела меня в этом замечательном альпинистском лагере.

Ты прав Валерий, именно золотые!

Константин, спасибо! И в атмосферу окунул, и приятно всегда читать про людей, которых знаешь - Мира и Валера Ременюки ))

Эх,кто бы написал, как их дальнейшая альпинистская судьба сложилась!

"Всему этому я обязан Александру Бакману с участниками".

В центре кадра Бакман Александр Романович, за левым плечом Лена Кулешова.

А справа по моему Игорь Кулешов. Он нам дважды организовывал гималайские экспедиции.

Это 1985 или 86 г. Игоря Кулешова нет на фото.

Справа от Саши похожий парень.

Костя, привет! Прочел на одном дыхании, - ты молодец, что сохранил и в памяти, и на сайте события того года! Шлю несколько картинок в тему. Надеюсь, узнаешь и себя, и других. Жму руку! Привет от Миры.

Спасибо! И за отзыв и за фото! Если можешь, сообщи, как сложилась у вас у всех альпинистская судьба.

Я последний раз в большие горы выезжал в 2003 в Домбай, инструкторил на сборах секции любимого ЛГМИ (сейчас РГГМУ). Работал в разные годы инструктором в лагерях "Адылсу", "Алибек", "Торпедо", на сборах в Узунколе. Остановился на к.м.с. Жена моя, Мира Поисеева, которую ты упомянул в заметке, тоже много ходила потом в горах и инструкторила. Одно из своих памятных восхождений она описала в 2008 году в питерском сборнике "Альпинисты Северной Столицы" : http://www.alpklubspb.ru/ass/a324.htm. Сейчас мы с нею пенсионерим помаленьку, живем в Выборге (лыжи беговые-ползучие, волейбол, рыбалка, грибы, ягоды, дитё, внуки).

Ходил этот маршрут( на Парандас), девки молодцы! Представляю, что им пришлось пережить. За эту гору Мире дали мастера, или нет?

Спасибо Валерий за ссылку, отличный рассказ, талантливый...

cпасибо.

спасибо за секунды счастья, при просмотре фотографий.
мы всё ждали "светлого будущего" - и оказывается что жили в нём,
светлее - после этого не стало, почти никому.

Костя привет, твой рассказ первый раз читал долго, отвлекался воспоминаниями о моем пути в альпинизме. От нуля до кмс включительно в лагерях и кухню эту изучил хорошо. Самые яркие воспоминания это люди особенно инструктора, среди которых,что меня удивляло был высокий процент деятелей из научной и технической элиты да и спортивный уровень они имели солидный.
Из наших азиатских лагерей Варзоб конечно был самый лучший. В целом система лагерей и спорт.секций под гос.крылом была отлажена и работала неплохо , и я не представляю каким был бы наш альпинизм без гос.поддержки. Минусы были в распределении путевок, многие ездили по профсоюзным путевкам, некоторые по бесплатным (каждая четвертая), а остальные кому не досталось, за полную стоимость или бичевали в лагерях. Я ездил на второй и первый за полную стоимость и был буржуем, бройлером и клеточником в одном лице. Вспомнил, будучи кмс ом мечтал поехать в лагерь по новичковой путевке в новичковую смену, не сбылось.
Костя, замечательно пишешь, читается легко, спасибо, "как удав по дусту" в избранное, очень жалею не вел дневники, надеялся на память, но возраст, мозг,сосуды,алкоголь.....
Извиняюсь за корявый текст, сижу дома, вина навалом.....

P.S было дело, однажды схлестнулись с нехорошим человеком, но то было исключением, и здесь в комментах к твоему посту есть исключение с запашком.

Вот, Рустам, и написал бы про монтаж нашей телевышки, пока так хорошо помнишь, а то - "возраст, мозг, сосуды, алкоголь...", да и время в суете уходит.

Алишер, монтаж телебашни к альпинизиму не имеет отношения.

Рустам, привет, не раскисай! Какое вино и сосуды! У тебя воспоминаний тоже очень много!!! Пиши!

Со мной первый раз такое. Правда еще Рыбкин на меня наезжал...А за комент спасибо!

Костя, Рыбкин на тебя наезжал, в соответствии той инфо какая у не г о была.

За это можно поспорить, но он перешел на личности. Я его хорошо знаю, много с ним ходил, у него другая, не альпинистская философия, поверь...

Еще месячишко подержат на карантине, тоже начну писать....
Хотя не до этого, приходится за учителей дома с детьми работать....

Сергей! С нетерпением ждем от тебя историй! Засиделся ты в запасных!

Не теряйте времени, коллеги по домашним окопам! Карантин не вечен, каждый день должен быть на счету! От диванов к перу и клавиатуре, ждём результат!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

Поверьте, стоит только начать, и пойдёт лавинообразный процесс и вспомните всё, даже то, чего не было...первые 10 лет будет тяжело, но потом...

Сначала будет плохо, а потом все хуже и хуже...

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается..."(с)
"Тридцать лет и ещё три года лежал Илья Муромец на печи..."(с) ))) ;)

Сергей, эта присказка сказана ни в коем случае тебе не в обиду. Извини пожалуйста, если вдруг так воспринял. ..просто поддержал Костину аллегорию про "сказку".

Кстати, если сделаешь несколько серий "тематических слайдшоу", со своими комментариями к ним, и это будет просто великолепно ))) И потянут за собой ностальгические обсуждения...

В Джайлыке в 1979г. 4А, 4Б, 5А, 5А, 5Б 5 гор за смену. А ребята еще одну 5Б сходили, у них 6.

За вторую 5Б вопрос. С неоформленным первым разрядом выпускали в сезоне только на одну 5Б, такие были правила...

Сейчас не помню как, но выпустили. Возможно и с нарушением.
Но никаких претензий потом не было.

Брали все бумаги и за день мотались в Тырнауз в спорткомитет. 1-й разряд тогда можно было оформлять на местах. С КМСом уже в Нальчик надо было и вопрос "рассматривался".
Председатель спорткомитета встречал как родных - ему в отчетность сразу столько разрядников! ;-)

Молодцы, и это на Кавказе! Это пятый этап, или инструктора?

Участники. Кто ж даст инструкторам столько гулять. )))
Разве что на тройки с отделением

Я в восхищении...

Занятия и тренировочные сделали в мае, а в лагере только экзамен на первую пятерку

Хоть и 79 год, но может кто нибудь из участников вспомнит подробности той смены?

Ваши воспоминания по Ворзобу всколыхнули память, но она от этого лучше не стала...
Помню что работал в Рагуне конец 86-90... Гидромонтаж (монтировали затворную камеру под землей) Из тех с кем ходил, помню хорошо Виталика Шакирджанова. Было очень приятно с ним ходить. Вроде даже одну 5Б сходили на Мечту (ты что за речкой Сиама за перевалом)
Почему вроде, ну я уже тогда почти горы не писал, не интересно было.
Еще как приятная нагрузка отделение новичков или 3 разряд.
К сожалению фамилий не помню, возможно даже в книжку тогда не записывал.
Спасибо что напомнили о базе, много приятного было. Война правда все испортила...

Рогун, через "о" пишется, и Шакиржанов без "д". Извините, я дотошный...

Вот его визитка.

Конечно правильно на визитке. Спасибо

В татарском языке окончание фамилии на "жанов" применяется везде. Но связка "дж" появляется при окончании первого имени на "д" - Хамид, Умид, Рашид. Имя Шакирд не существует...

Не обязательно. Обычно писали как "Дж" - русифицированный вариант "Ж" (Джизак - Жиззах, Джума - Жума и т.д.). В фамилиях встречаются оба варианта. "Джан" или "джон" - просто вариант написания слова "жон" (душа).

И оба варианта душевны ;)

...представил как звучала бы фамилия Ивана Трофимовича в тюркском переводе ... )
(сорри за внезапный каламбур...))

Ачикташ, август 2016 год. Лагерь фирмы"Аксай тревел".

Konstantin rasskagi pogalyista pro parandas,c kem xodil ,kakoi marshryt,
ochen interesno,a potom
podeskytiryem po povody filosofii alpinizma.c yvageniem eduard rubkin
lpinizma.

Ходил м-т Архипова, с Григорьевым, Дияровым, Бузловым, Балмагамбетовым и Букреевым в июле 1991 года. Подробности надо писать отдельной песней. А в дискуссию с тобой вступать нет желания! Хватит Касьянова в этом посту. Срач надоел уже на Риске. И в личку не пиши, не отвечу. Причину знаешь или догадываешься.

slishkom mnogo scesti dla teba, boltyna pisat v liscky
byd skromnee Konstantin v kommentariax.
moget bit I bili 100 verevok liderom v tvoei sportivnoi gizni
2-3 kategorii da u v eto veritsa c trydom .sracha nikakogo net, post zamescatelnui,
1990 v warzobe ponurali v basseine ,zolotoe bulo vrema.Eduard

Эдуард, ты пишешь человеку, которому грозил физической расправой, находясь в Канаде. А затем говоришь о какой то чести? Бог с тобой, как сказал Кикабидзе - сначала думай, потом говори...А как я ходил первым, это у ребят спроси, у Рустама, у Рефика и много еще у кого...

fizisheskoi raspravoi , tu eshe slezy pysti.
Tu oporochit xotel pebat v poste givie u mertwie u spisat vse na camarkandzew,
wot tebe u perexod na lichnosti .A za eto u po roge dat ne grex. A prilitet v moskow
net nikakix problem,svoi million davno zarabotal u nikogda ne boalsa wiskazat svoe
mnenie v glaza. Dymat polezno vsem, ved golova eto ne prodolgenie shei,tu vidno
zablydilsa , a priznat etogo ne xochesh. Eduard

carpenter вас тяжело читать, но если уж хотите кому то дать в морду, приезжате и дайте.
Если ходили серьезно в горах то пишите как то по детски.

Можно дать, а можно и получить...

Я же говорил, будет срач и не ошибся!

Прошу пращения у рисковчан и у Марата за использование английской клавиатуры.

Костя твой интелект как всегда на высоте.
Дать пояснения по спорному вопросу, а получить 2 варианта в том числе и то о чём подумал.

Где уж нам, сирым и убогим. Это ты у нас умный, а мы так, погулять вышли...

Олег Григорьев,Рустам,Cерёга,Алишер ,все с кем прожил огромный,счастливейший
период моей жизни, родные мои друзья я вам бесконечно благодарен за жизнь в
альпинизме.Буду очень признателен если скинете телефоны в личку.
Простите,за баталиями с Константином даже не поздаровался с вами. Эдуард

Привет, Эдик! Я написал тебе ЛС.
Жаль, что в Самарканде сейчас от такого большого пласта узб.альпинизма, как секция Тимура Мумджи, никого не осталось: разъехались по всему свету. Но, пока есть кому, хорошо бы написать и рассказать об ее истории, о ряде замечательных восхождений ее участников...

Алишер,мы обязательно это сделаем , и Гриша Аванесов остался незаслуженно забыт,
Зафар в самарканде сейчас. В связи с пандемией больше свободного времени,
но такого строгого режима как в узбекистане у нас нет,люди имеют ограничения в
дистанции ,но передвигаются в любом направлении свободно,в том числе и за город.
Всем бизнасам оказывает поддержку государство,обращение в электронном виде.

Да, давно пора было про Самаркандских альпинистов что-то написать.
Замечательная компания была, переписываюсь изредка в сетях с вашими.
Всем здоровья и благополучия!!!