Камчатская одиссея - Лыжная экспедиция по снежным просторам края вулканов

Пишет danilameliev, 26.04.2020 11:26

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Хочу рассказать вам о лыжном путешествии, совершенном нашей группой из 4-х человек по Камчатке в апреле – мае 2019 года.

Наша экспедиция планировалась за 7 месяцев до ее начала. Нитка маршрута является результатом слияния личного опыта походов по данному району отдельных участников команды и обработки информации о лыжных походах по Камчатскому региону в целом.

Запланированный маршрут:

Петропавловск-Камчатский - мост через реку Кашкан-Пущинские источники-Верховья р.Денохонок- перевала б/н 1272 м. -перевал б/н 1650 м - озеро Верхнее Авачинское-Восхождение на влк.Бакенинг (н/к)-озеро Малое1-пер м/у озерами н/к- озеро Малое - оз.Кастокан - р.Левая Авача- Тимоновские источники-Верховья р.Тихая - Таловские источники-Траверс массива Влк.Жупановский (1А)-сопка Жупановская (2923 м)-Таловские источники-Центральный кордон-р.Горячая-верховья р.Правая Седловинская-пер.Авачинский (1А)-Петропавловск-Камчатский

Фактически пройденный маршрут:

Петропавловск-Камчатский – мост через реку Кашкан-Пущинские источники- перевал б/н 1278 м 1А – Верховья р.Денохонок – перевал б/н 1803 м (1Б) (первопрохождение) – озеро Медвежье-пер. б/н 1300 м. (1А) - озеро Верхнее Авачинское – Ю-В плечо влк. Бакенинг - Южное плечо влк.Бакенинг – р. Средняя Авача – пер. б/н 898 м. н/к - Тимоновские источники-пер. б/н 1008 м. 1 А – пер. б/н 1205,2 м 1 А – падь Глубокая – р. Левая Авача (брод) – р. Дзендзур – р. Чаявая – пер. б/н 735,6 м н/к – Таловские источники - Центральный кордон – р.Горячая-верховья – верховья р. Шумная – пер. Корякский (1А 1543,1 м) – р. Железная – СНТ «Кавказ» –Петропавловск-Камчатский.

Камчатская одиссея - Лыжная экспедиция по снежным просторам края вулканов (Туризм, камчатка, лыжный поход, восточный хребет, Dynafit, skitrab, ски-тур)
Рисунок 1 - Карта маршрута
синий - запланированный маршрут
красный - фактически пройденный

Одной из главных задач нашего похода была разведка местности, в т.ч. перевалов и вершин, для дальнейшей разработки более сложных и продолжительных лыжных путешествий по Камчатке. Второй целю, которую мы преследовали, было тестирование нового, для нашей команды, лыжного снаряжения такого, как лыжи типа «скитур» фирм Skitrab и Dynafit.

Аварийные выходы и запасные варианты маршрута

Учитывая график основной нитки, мы составили запасные варианты. В начальной части маршрута это выход по-своему же пути обратно. Далее, в случае необходимости, обход препятствий и участков по более легким вариантам, а в случае необходимости выход до ближайших н.п. либо кордонов по наикратчайшим вариантам.

Для связи в случае крайней необходимости, получения прогноза погоды и информировании о состоянии группы использовался спутниковый телефон. Все участники были застрахованы. Группа была обеспечена 2-мя GPS навигаторами.

Причины применения запасного варианта маршрута

- Состояние группы. Часть команды натерла мозоли, что снизило мобильность. Было принято решение не идти через озеро Кастокан, а пойти кратчайшим путем до Тимоновских источников и сделать там дневку. По этой же причине мы отказались от восхождения на влк. Жупановский.

- Вскрытие рек. Из-за малого количества снега для данного региона, реки вскрылись немного раньше, что привело к изменению маршрута. Взамен Корнеевской пади, мы спустились в долину р. Глубокая падь, далее перейдя в брод р. Левая Авача перевалили в долину р. Дзендзур.

Описание похода по дням

27 апреля. День 1. Петропавловск-Камчатский – мост ч/з р. Кашкан– Пущенские источники

Выезд из Петропавловска-Камчатского пришлось задержать по техническим причинам. В итоге мы добрались к точке старта только к 16.00.

Начало пути пролегало вдоль реки Кашкан по плотному насту, местами натыкались на снегоходный след. Температура воздуха была в районе 0 градусов. Маршрут технической сложности не представляет. После 11,4 км пришлось перейти р.Кашкан сняв лыжи в виду отсутствия снежных мостов. Река в этом месте разделяется на несколько рукавов. Глубина реки 30-40 см, местами возможно пройти по кочкам. Основной набор высоты начинается за 2 км до Пущенских источников.
За день пройдено 16 км на лыжах и пешком. Набор высоты – 239 м. Ходовое время 6,5 ч.

28 апреля. День 2. Пущенские источники - перевал б/н 1272 м 1А - Верховья р.Денохонок

В 9.00 мы встали на лыжню. Утром был легкий минус, снег взялся коркой. Начали движение в верх к истокам реки Кашкан. Долина реки Кашкан в верховьях довольно глубокая и узкая. Со всех сторон по склонам видно языки лавин, которые сошли 1-2 недели назад. Начало пути не сложное и требует от участников только лишь владение техникой подьема и спуска на лыжах.

Пройдя около 4,5 км начали подниматься на левый борт долины. Подъем на перевал начался за 2,5 км до его вершины. Подъем довольно протяженный, приходилась на некоторых участка пробивать кантами наст, перед вершиной перевала мы сняли лыжи и пробили ступени. Снег был в меру твердым чтобы не использовать кошки во время движения по нему. На вершине перевала (1272 м) мы были около 14.00. Записок не нашили, но перевал ходится и летом и зимой.

После получасового отдыха начали спуск в долину реки Денохонок. Спуск хороший, на первых его участках требуется уверенное владение техникой спуска на лыжах. Далее идет выполаживание долины. Лагерь поставили в долине левого истока р. Денохонок.

Рисунок 2 - Долина р. Кашкан

Рисунок 3 - На пер. б/н 1272 м 1А

За день пройдено 12 км на лыжах и пешком. Перепад высот – 1785 м. Ходовое время 8,5 ч.

29 апреля. 3 День. Верховья р.Денохонок- -перевал б/н 1804 м (1Б) (первопрохождение)- озеро Медвежье

Выход в 9.00. Первая часть пути пролегала по правой стороне от истока р. Денохонок. Шли на лыжах с камусами. Подъем до цирка, в котором располагался наш предполагаемый и реальный перевалы, был относительно прост.

Рисунок 4 – Начало движения

Пройдя 7,5 км и набрав 705 м мы оказались в цирке где находился перевал 1804,5 м. Наша команда оценила его как 1Б. Описаний и информации о том что этот перевал кто-либо проходил ранее мы не нашли.

Рисунок 5 – Траектория подъема на перевал 1804 м (1 Б)

Подъем на перевал осуществляли с правой по ходу движения стороны, на стыке скал и снега. Фракция снега была плотной и однородной, и не вызывала беспокойства по поводу высокого риска лавинной опасности. К тому же выбранный нами путь сводил шансы попадания группы под лавину к минимуму.

Рисунок 6 – Вид с седловины перевала 1804 м

Вверх поднимались соблюдая дистанцию для разгрузки. Шли в кошках, так как местами снег был очень плотный. К 14.20 мы были на вершине перевала. Погода резко ухудшилась, небо затянуло облаками.

Через 10 минут после подъема начали спуск в долину ручья, впадающего в озеро Медвежье. Первые 160 м спуска были довольно крутыми, около 45%. Их мы шли пешком, пробивая ступени. Дальше встали на лыжи и двинулись дальше.

На перевале поднялся встречный ветер и начал падать снег, видимость снизилась. До входа в долину ручья мы шли по GPS-навигатору, далее шли по ручью практически до озера, где и установили лагерь.

За день пройдено 13,4 км на лыжах и пешком. Суммарный перепад высот – 2351 м. Ходовое время 9,5 ч.

30 апреля. День 4. озеро Медвежье-пер. б/н 1291 м. (1А) - озеро Верхнее Авачинское – Ю-В плечо влк. Бакенинг

В виду усталости группы, выход задержали до 10.00. Первые 2,3 км шли по озеру, затем повернули влево по ходу движения и начали подъем на перевал 1300 м (по GPS) 1 А. Подъем технически не сложный, требует выносливости от участников и применения техники лыжного туризма. Средний уклон 22%, расстояние от озера до перевального седла 1,7 км. Перед самой вершиной заложили пару витков серпантина так как угол стал круче.

Спуск с перевала осуществляли на лыжах до оз.Верхнее Авачинское. Начало спуска (первые 120 м по высоте) было безлесным, далее мы ушли в узкое русло ручья, впадающего в озеро. Русло глубокое по краям заросшее кедровым и ольховым стлаником. Приблизительно за 500 м до озера выкатились на относительно ровный участок, заросший кустарниковой расти тельностью. Затем забрали заброску на дереве.

От озера мы начали движение на Ю-В плечо влк. Бакенинг. Позже выяснили, что это маневр был не логичным.

Рисунок 7 - Лагерь на Ю-В плече влк. Бакенинг

За день пройдено 11,5 км на лыжах. Суммарный перепад высот – 1422 м. Ходовое время 8 ч.

1 мая. День 5. Ю-В плечо влк. Бакенинг - Южное плечо влк.Бакенинг

Выход в 9.00. В виду того что в предыдущий день мы набрали лишнюю высоту, в первой части нашего пути мы сбросили около 100 м по вертикали, спускались в кошках к ручью. Далее вдоль склонов влк.Бакенинг мы начали подъем к месту установки штурмового лагеря для восхождения на его вершину.

Путь от подножия до места лагеря можно разделить на 3 этапа:

1 – подъем от высоты 1008 м до 1367 м.

Уклон подъем 26-37%. Снег плотный, но пробивается ботинками, кошки можно не использовать, часть пути прошли на лыжах с камусами.

2 - подъем от высоты 1367 м до высоты 1586 м.

Небольшой спуск в русло двух ручьев и дальнейший подъем на лыжах до высоты 1586 м. Погода ясная, от высоты 1450 м начался сильный ветер. Поднявшись на высоту 1586 м, решили искать безветренное место.

3 – спуск до места лагеря 1427 м.

Спустились до места ночевки на лыжах, место выбрали под скалой, которая закрывала от ветра и защищала палатку от внезапной лавины. Хотя лавинная опасность была минимальна, так как снег был достаточно сфирнован. Палатку дополнительно защитили от ветра снежной стенкой.

Рисунок 8 – Лагерь на высоте 1427 м

За день пройдено 15 км на лыжах. Суммарный перепад высот – 1211 м. Ходовое время 7 ч.

2 мая. День 6. Южное плечо влк.Бакенинг - р. Средняя Авача

С вечера прошлого дня поняли, что половина группы натерли мозоли, часть начало заболевать. Поэтому, приняли решение не идти на вершину Бакенинга, а спускаться под перевал, ведущий на Тимоновские горячие источники. Первая часть пути шла вниз до р. Средняя Авача.

Спуск сначала шел по склону вулкана, далее через старое лавовое поле и затем через узкий кулуар. По кулуару течет ручей – приток Средней Авачи. Кулуар густо заросший ольховым стлаником, местами приходилось снимать лыжи и пробираться пешком. На берегу Средней Авачи сделали привал на обед.

Перешли реку в брод, используя болотники. Далее начали путь на противоположный берег Авачи. Средняя Авача в этом течении делится на несколько рукавов, все кроме основного еще были закрыты снегом. Пойма реки, густо заросшая березой, ольхой и мелкими кустарниками, трудно проходима и сложна в ориентировании. Часто приходилось петлять чтобы пробраться через заросли.

Рисунок 9 – Густая растительность в пойме р. Средняя Авача

К 17.00 мы прошли долину реки и двинулись к началу пути на перевал, где установили лагерь.
За день пройдено 13,7 км на лыжах и пешком. Суммарный перепад высот – 1381 м. Ходовое время 5,5 ч.

3 мая. День 7. Р. Средняя Авача- - пер. б/н 898 м. н/к - Тимоновские источники

Ночь была теплая. С утра небо затянуло тучами, к моменту выхода из лагеря пошел снег, поднялся небольшой ветер. Высоту набирали вертикально вверх до высоты 770 м, далее сместились на юг в сторону перевального седла с небольшим сбросом высоты. До отметки 713 м. Оттуда начался подъем на перевальное седло, навигатор показал высоту 900 м.

На седле был небольшой безлесный участок, на нем нас застал сильный порыв ветра. Ввиду сложных метеоусловий ориентирование было затруднено, пришлось использовать GPS – навигатор.

Рисунок 10 – На перевале б/н 900 м

Спуск до Тимоновской пади шел вдоль ручья. Вскоре после перевала, наткнулись на старый снегоходный след. Спустившись к реке перешли ее по мостику и наткнулись на свежепостроенную тур. базу. От нее около 1 км вверх по ручью находится избушка и землянка. В избушке мы решили остановиться на ночлег.

За день пройдено 8,8 км на лыжах и пешком. Суммарный перепад высот – 1325 м. Ходовое время 6,5 ч.

4 мая. День 8. Дневка на Тимоновских источниках

Решили сделать дневку, чтобы восстановить силы и привести себя в форму.

5 мая. День 9. Тимоновские источники-пер. б/н 1008 м. 1 А – пер. б/н 1205,2 м 1 А – падь Глубокая

Сегодняшний ходовой день мы начали в 8.30. В начале пути двигались вверх по течению реки Тимоновская падь. Местами приходилось прорубаться через заросли ольхового и кедрового стланика, для этого использовали мачете Fiskars.

Рисунок 11 – Прорубаемся через ольховый стланник

Через 2 км перешли реку по снежному мосту и взяли курс в верховья левого истока. За 950 м до седловины перевала 1008 м начался узкий каньон, который закончился через 250 – 300 м, затем начался подъем собственно на седловину. Погода была ясная, ветра почти не было.

Подъем осуществляли на лыжах с камусами. Угол подъема 14-25 %. В 12.30 мы были уже на перевале.
С перевала сбросили 277 м до левого истока р. Сарыцын. Оттуда начали подъем на следующий перевал 1205 м. Подъем осуществляли на лыжах с использованием камусов. Средний угол наклона 19 % максимальный 40%. Снег плотный не проваливается. Набор высот 454 м. На вершине перевала были около 15.00. Спуск начали через 15 минут после подъема. Сбросив 260 м по высоте устроили привал на обед.

Дальнейший спуск проходил вдоль правого истока р. Глубокая. Приблизительно через 1,5 км от места обеда мы вышли в березовый лес, затем перешли на левый берег р. Глубокая. Сначала двигались прямо вдоль берега, затем из-за прижимов поднялись вверх на террасу, по которой дошли до места лагеря.

Рисунок 12 – Траектория подъема на перевал 1205м (1А)

За день пройдено 23,8 км на лыжах. Суммарный перепад высот – 2437 м. Ходовое время 8,5 ч.

6 мая. День 10. Падь Глубокая – р. Левая Авача (брод) – р. Дзендзур

Выход в 9.00. До реки Левая Авача от лагеря 6,3 км. Мы прошли их приблизительно за 1 час, так как движение осуществлялось с небольшим уклоном вниз по широкому снежному полю. Реку перешли вброд.

Рисунок 13 – Брод через р. Левая Авача

От реки начали подъем на водораздел рек Гаванка и Дзендзур, при этом набрали 269 м по высоте. С водораздела двинулись в долину реки Дзендзур и начали движение по ней. По ходу движения наткнулись на снегоходный след. Местами снег был не очень, периодически проваливались по колено.
В местах провалов снег имел структуру в форме крупных кристаллов и не как не утаптывался, что затрудняло движение по нему.

К концу дня дошли до березового леса где и решили поставить лагерь.

За день пройдено 24,4 км на лыжах и пешком. Суммарный перепад высот – 1431 м. Ходовое время 7,5 ч.

7 мая. День 11. Р. Дзендзур – р. Чаявая – пер. б/н 735,6 м н/к - Таловские источники

Вышли в 8.30. За первый час пути преодолели 5 км. Не далеко от места впадения реки Чаевой в Дзендзур, перешли последний вброд. Дальше начался подъем по долине реки чаевой и скорость по началу несколько снизилась.

Рисунок 14 – Брод ч/з реку Дзендзур

Спустя 6,5 км от места брода мы дошли до места впадения в реку Чаевую одного из левых притоков. И начали подъем по их водоразделу до отметки 594 м, далее перевалили в долину р. Чаевая и продолжили движение к ее истокам. Скорость нашего движения немного увеличилась так как подъем стал еще более пологим. К 15.30 мы были на перевале 735,6 м ведущему в долину реки Таловая. Спуск в начале был немного крутоват, пришлось снять лыжи в первые 50 м спуска по высоте. Дальше по долине реки Таловая скатились на лыжах до Таловского кордона, где и остановились на ночевку.

Рисунок 15 – Движение по р. Чаевая

За день пройдено 29 км на лыжах и пешком. Суммарный перепад высот – 1654 м. Ходовое время 9 ч.

8 мая. День 12. Дневка на Таловских источниках

Решили восстановить силы на горячих источниках.

9 мая. День 13. Таловские источники - Центральный кордон

Пробыли на Таловских источниках до обеда. Затем отправились до Центрального кордона. Путь технически простой. По пути есть один н/к перевал Малыш. Практически весь путь шли по снегоходному следу.

За день пройдено 10,3 км на лыжах и пешком. Суммарный перепад высот – 840 м. Ходовое время 2,5 ч.

10 мая. День 14. Центральный кордон -р.Горячая-верховья – верховья р. Шумная – пер. Корякский 1А – р. Железная

Выход в 9.00. Начали движение по маршруту летней тропы вдоль реки Горячая. Путь идет вначале через березовый лес, далее сменяется ольхой затем часть растительности остается под снегом.

Рисунок 16 – Вид на влк. Журановский с подъема на пер. Корякский 1А

Через 9 км от Центрального кордона начали движение вверх по одному из ручьев впадающих в р. Горячая, слева по ходу нашего движения была гора с высотой 703,5 м. Достигнув высоты 985 м двинулись траверсом вдоль склонов влк. Ааг до верховий р. Шумная. В начале пришлось сбросить 200 м высоты. Далее с высоты 793 м начался постоянный подъем.

Истоки р. Шумной находятся на высоте 1011- 1020 м. От них начинается подъем на перевал Корякский (высота по GPS 1543.1 м). Подъем осуществляли только на лыжах с камусами. На перевале были около 16.30. Погода была ясная, со стороны Елизово затягивала низкая облачность на 300-400 м ниже перевала.

Рисунок 17 – Начало спуска с перевала Корякский 1А

Спуск с перевала осуществляли на лыжах, снег плотный местами приходилось скатываться боком на кантах. Снег местами покрыт тонкой ледовой коркой, которая под лыжами рассыпается и не создает доп. трудностей. Выкатившись с седла к началу старого лавового потока, выбрали распадок, ведущий к реке Железная.

Катились на лыжах 14,5 км, затем началась небольшая тропежка по руслу реки. Дойдя до горелого леса, установили лагерь.

Рисунок 18 - Лагерь в горельнике

За день пройдено 38,2 км на лыжах и пешком. Суммарный перепад высот – 3790 м. Ходовое время 12,5 ч.

11 мая. День 15. Р. Железная – СНТ «Кавказ» –Петропавловск-Камчатский

Выход в 10.00. В начале шли по руслу реки. Через 1 км снег закончился. Мы пошли пешком по правому берегу. Приходилось местами продираться через густые заросли молодого подлеска. Местами встречали медвежьи следы.

Через еще, примерно 1 км движения по лесу вышли на сухое русло и пошли по нему. Через 1,5 км после движения по руслу наткнулись на лесную дорогу, которая вела к одному из садоводств. По ней мы дошли до тропинки, которая вела к СНТ Кавказ через русло р. Железная. Из СНТ Кавказ мы пошли до Садового кольца, где нас и забрал водитель.

За день пройдено 6,6 км на лыжах и пешком. Суммарный перепад высот – 3790 м. Ходовое время 3,5 ч.