Камни Гоначхира

Пишет Viktor4aika, 24.07.2023 14:17

"Река и камни их переживут.
Как пережили Великий Шелковый Путь.
Как переживут однажды человечество и вовсе, если оно продолжит страдать своей непоколебимой ерундой"

Камни Гоначхира (Горный туризм)

Домбай. Гоначхирское Ущелье. Озеро Туманлы-Кёль. 1850 м. Каким его практически никто и никогда не видит, по сравнению с тем, сколько людей сюда приезжает. Туман лежит над озером с ночи, прогретая за день вода (в летний день она 19 - 22 градуса) выпадает в росу, воздух в ущелье летней ночью в три раза холоднее воды в озере, и потому роса - это он, туман.

Но утром, как только первые лучи солнца показываются из-за хребта Муруджу, пар начинает стремительно таять, и через несколько минут от него не остается и следа. Он жмется к тени под склонами, однако солнце вскоре добирается и туда. Потихоньку поднимается ветер, на озере начинается рябь. Просыпаются пескари и другая рыбья мелочь, начинается охота за подводными насекомыми.

На какое-то время в этот триумф природы, лучей и воды, шумным и дымным нашествием вмешиваются люди. Открывается шлагбаум в начале ущелья, в 12-ти километрах ниже, и бурным потоком сюда устремляются все, у кого есть транспортное средство, тяга к фото себя на фоне всего, несгибаемая любовь к шашлыку везде где надо и не надо а также "тяга к прекрасному".
И магия заканчивается.

В дождливый день может быть несколько иначе, потому что сюда поедут только немногие те, кто не так-то прост, и книга природы останется открытой..

Но в жаркий день, особенно, если это воскресенье, всё меняется. Здесь становится слишком много народа, и он слишком выбивается из пейзажа, как будто пейзаж его отторгает. Много дыма от мангалов. Много шума из ничего.
Много чего ускользает. Того, за чем сюда стоило бы попасть осторожней.

Магия природы стоит немногого, если она для тебя одного навсегда. Но она хотя бы есть.
Но среди тех, тебе подобных, кто ее не может услышать, или не хочет, или она ему не нужна..
Она исчезает. Как и ощущение подобности.

И появляется самое жесткое, стальное и холодное, более бездонное, чем любая пропасть, на обрыве которой тебе случалось стоять.
Глубже, чем океаны в которые ты стремишься проникнуть..
Острее термоклина на голом лице и тяжелее железобетона, упавшего на грудь.
То самое, что убивает, медленно убивает тебя...
Делая сильнее.
Хоть тебе и не всегда понятно, для чего нужна эта сила..
И сила ли это..
И не пора ли...

В жаркий летний день, когда люди идут купаться, рыбы выпрыгивают из озера и летают по небу, чтобы немного остыть. Именно так они и попадают в другие горные озера.

Камни Гоначхира (Горный туризм)Вот немного людей и рыб, пока они еще в воде

Здесь здорово поплавать, и понырять здорово, если есть гидрокостюм и ласты, без гидрокостюма ниже 4,5 м - не пройдешь, очень сильный термоклин, мгновенно замерзаешь и потом уже даже солнцу приходится постараться, чтобы вернуть тебя к людям.

К людям. От людей.

В ущелье всё же есть места, где можно отдохнуть и от них.
Вдоль самой реки Гоначхир и Клухор найдутся разные укромные берега, где можно полностью раствориться в звуках и запахах природы.

Принято всем рассказывать, что здесь, по ущелью, проходила одна из линий древнего великого шелкового пути.

Только какая теперь разница, что здесь проходило в древности? Оно давно ушло. Здесь форма русла меняется каждый день. Приносит новые деревья. Уносит старые. Переставляет камни. Смывает берега. Люди приехали - и уедут. И заживут своими обычными, привычными, комфортными жизнями. Их унесут автомобили и самолеты.

Река и камни их переживут.
Как пережили Великий Шелковый Путь.
Как переживут однажды человечество и вовсе, если оно продолжит страдать своей непоколебимой ерундой.
Поговаривают, правда, что камни не умеют чувствовать, расстраиваться и веселиться.
Интересно мне, что камни думают о людях.
Принимают ли их всерьез.
Считают ли теми, кто умеет думать, веселиться и расстраиваться.
Или им все равно.
Я не хотел бы, если они умеют думать, чтобы им было все равно.
_____
В.Ч.

Камни Гоначхира (Горный туризм)