Бить или не бить - плезир или "болгарка"? Kongress BergSchau в Дрездене

Пишет гоген, 05.09.2008 17:00

Бить или не бить - плезир или "болгарка"? Kongress BergSchau в Дрездене (Альпинизм, тирольская декларация, dav, альпы, шуберт, dav club russland, хубер, германия)

DAV Kongress BergSchau завершившийся в Дрездене прошел под девизом заботы о будущем. Кроме всего прочего обсуждался вопрос этики в альпинизме с преимущественно скальным характером.

Задач у DAV (Немецкий Альпийский Союз) становится всё больше и больше. Конгресс в Дрездене показал это со всей остротой. Многие темы были обсуждены за 2 дня, многие вопросы решены и многие докладчики выслушаны. Казалось бы в немецкой Федерации господствует взаимопонимание и покой. Но и немцам не чужд дух якобинства, не удивительно, что потенциальные заряды "нигилизма" были направлены в надежное русло этических разборок. Ведь чем больше этики в горячих спорах - тем проще для бухгалтерии. Чем больше морали, тем меньше цифр. Итак пожар разожгли по теме скальной этики, что же из этого получилось?

Горячими темами по результату стали такие маршруты как "Rebitsch-Spiegl" на Фляйшбанке (Fleischbank), "Контрфорс Сhertle" на Унтерсберге (Untersberg), "Французская Plaisir- Direttissima" на Лаваредо и "Fisch plaisir" на Мармоладе. Эти маршруты и попытки лишить их серьёзного характера, жестким пробоем новых болтов, злит не только Александра Хубера (Alexander Huber), возмущены и альпинист супер-класса Кристоф Хайнц (Christoph Hainz) и автор гайдбуков по Доломитам Richard Goedeke. Речь идет уже не только о обмене мнениями, но и о более жестких методах как то кувалда, ножовка по металлу и "болгарка". В заключающей беседе лоб в лоб сошлись президент DAV Профессор Др. Хайнц Рёоле (Dr. Heinz Rоеhle), Алекс Хубер, а позже в дискуссию подключился и знаменитый своими "реставрациями" мультипитчей в Арко Пит Шуберт (Pit Schubert).

Позиция Алекса Хубера

Альпинизм - это не просто подъём в гору, во время которого каждый делает то что он хочет и что ему заблагаразумится. Альпинизм имеет совершенно ясные этические предпосылки, причем они существовали с самого сначала, с самого зарождения альпинизма как рода деятельности.

В альпинизме не существует фиксированных правил или законов, но тем не менее и без них существуют принципы и правила поведения базирующиеся на здравомыслии и взаимном уважении как и уважении к традициям той или иной исторической зоны. Для альпинистского сообщества эти этические принципы и правила служат рамками для сохранения целостности дома, по имени ГОРЫ, в котором мы все живем.

Кучка элитных, эгоистичных нарциссов?
Самой горячей темой последнего десятилетия стала "реконструкция" классических маршрутов в Альпах. На многочисленных встречах и заседаниях я был заклеймён как "элитный альпинист" не понимающий потребностей "массы". Очень часто нас, традиционалистов, выставляют как неких радикалов альпинистского сообщества: некая кучка элитных, эгоистичных нарциссов не желающих допускать до "вертикального удовольствия" широкие альпистские массы. И тем не менее мы всегда были готовы к дискуссиям, в ходе которых родилась знаменитая "Тирольская декларация", в соответствии с которой начиная с 2002 года должен быть найден путь в будущее удовлетворяющий как и приверженцев старых традиций, так и приверженцев модернового "плезирного" альпинизма. Ведь в Альпах достаточно места для воплощения любых амбиций и любых интересов как то Plaisir, классический стиль или полный Adventure, причем в непосредственной близости друг от друга.

Плезирная фракция проигнорировала все договоренности
Но "Tirol Deklaration" почила всуе так и не выполнив возложенных на неё регулирующих функций. Бумаге что - она всё стерпит. Плезирная фракция проигнорировала все договоренности заключенные за столом под зелёным сукном, а Европейские Альп-клубы деликатно отмолчались: тенденция тотального пробоя идет дальше, разгоняясь до невиданных доселе масштабов. Стало уже повседневным оборудование классических линий болтами и представление этого широкой публике под соусом "реконструкции". На принципы "Тирольской декларации" просто не обращают внимания, следствием этого становится тотальное игнорирование этических принципов, подчас это ведет к полному непониманию исторической или спортивной ценности уничтожаемых посредством "реконструкции" маршрутов.

По моему мнению именно Альп-клубу должна принадлежать пререготива продвижения "Тирольской декларации" в массы, задача создания правильного прецендента и функция по контролю за выполнением постулатов "Диклорации". Более того, это обязанность DAV сделать "Тирольскую Декларацию" основополагающей концепцией для нашей деятельности в горах. Она должна стать тем необходимым фундаментом, на котором мы все вместе сможем строить наше альпинистское будущее.

Ни одно поколение альпинистов не смогло так быстро разрушить "наследие предков" как наше, сейчас живущее и творящее поколение. Ещё пара лет и от "истории" альпинизма останутся только рожки и ножки и героический эпос в книжках секционных библиотек. А ведь именно Альпклуб мог бы взять на себя службу альпинистским идеалам и сохранение традиций и этических постулатов Европейского альпинизма. Поэтому я продолжу беспрестанно напоминать и в печати и на конгрессах о этих обязанностях DAV, хоть это и не увеличивает число моих сторонников в кругах функционеров. Мне придётся выслушивать критику с их стороны, но я не готов буду через двадцать лет признать, что лично я ничего не сделал для сохранения нашей альпинистской истории.

Позиция Профессора Др. Хайнца Рёоле

Альп-клуб (DAV) хочет не только "управлять" горными видами спорта, гораздо больше он хочет создавать новые поля активности - это стало основным лейтмотивом Конгресса в Дрездене. На нем были обсуждены многие темы вызывающие перекосы и ненужное напряжение в отношениях разных слоев нашего горовосходящего сообщества.

Уважение к Монументам нашей альпинистской истории
Основной темой, обсуждаемой в Дрездене, стал наплыв масс на крутые скалы, сегодняшний альпинистский тренд идёт к ферратам и плезирно снаряженным мультипитчам. Классические и трэдовые линии, наоборот, влачат золушкино существование. Главным настроением дискуссий стало равноправие. Эксперты по пробою плезирных линий и феррато-строители высказались за возможность творить, уважительно относясь к исторической составляющей соответствующих районов, и свои "шедевры" рядом с классическими "монументами". Каждая дисциплина горного спорта имеет право на существование, каждый любитель феррат или надежного безопасного лазанья должен иметь возможность заниматься своим любимым видом активным спорта.

И это право на свободу выбора закреплено на бумаге, как в "Тирольской декларации", так и в наших "Рекомендациях по реконструированию альпийских маршрутов" ("Empfehlungen zur Sanierung alpiner Kletterrouten"). К примеру DAV участвует в "круглых столах" региональных пробойщиков и дискутирует с ними какие маршруты и в каком объеме должны быть реконструированы, а какие должны сохранить свой первозданный характер. Начиная с 1990 года было создано и проведено несколько таких групп по реконструкции маршрутов в разных альпийских регионах. Некоторые из них были распущены после того как выполнили свою функцию по выбору концепции реконструкции и контролю за процессом, в других эти группы остались и контролируют состояние пробитых маршрутов на предмет безопасности и поныне (Таннхайм и Кайзер).

Независимые от DAV индивидуалисты и локальные группы, которые по собственной инициативе реконструируют маршруты, к сожалению управляемы лишь через призывы специализированной прессы как то журналы Panorama, Alpinwelt, Klettern, Alpin, Bergsteigen и Climb. DAV пытается объяснить им, что осторожное отношения к ценностям нашего альпинизма, как то сохранение характера исторических маршрутов, достаточная дистанция к ним, умеренность в снаряжении новых маршрутов болтами, а так же бережное отношение к окружающей среде - основополагающие принципы деятельности на природе вне зависимости от принадлежности к какому бы то ни было сообществу, Альп-клубу и приватной группе.

Альпинистские, классические, трэдовые маршруты всегда будут пререгативой элиты
В Дрездене дискутировался вопрос о создании некого списка "Альпинистского исторического наследия" по примеру соответствующих документов UNESCO. Трэдовый технический альпинизм всегда будет элитной дисциплиной горовосходительства. Он требует гораздо большего погружения в тему, компетенции и медленного, поступательного развития. Всегда будет достаточно много амбициозных альпинистов принимающих вызов подобных маршрутов. И достижения этих атлетов будут служить воодушевляющим фактором для альпинистов среднего уровня, которые черпают свою мотивацию и желание улучшать свой спортивный и технический уровень. И я могу уверить вас, что DAV будет делать всё от него зависящее что бы создать условия занятий альпинизмом для всех групп и слоев всевозможного толка и "видо-исповедания".

Комментарии Пита Шуберта

Пит Шуберт (Pit Schubert) уже сложившаяся величина в интернациональном альпинизме. Основатель Комиссии по безопасности при Немецком Альп-клубе (Sicherheitskreis des DAV) прославился так же трёхтомником "Безопасность на скалах и льду" (Sicherheit in Fels und Eis). Этот труд окончательно принёс ему интернациональное признание и негласный титул "Папа Римский альп-безопасности". В свое время он реконструировал целый ряд традиционных маршрутов в Арко и в Доломитах. Катализатором акции была гибель связки на Монте Колодри на глазах у жителей этого итальянского городка. Не удивительно, что Пит имеет свое компетентное мнение по этому вопросу...

Не реконструировать "классику" это просто нонсенс! Рано или поздно это всё равно придется делать. Число тех, кто готов всего лишь с стоперами и камалотами лезть на сложный маршрут оборудованный двумя тремя сгнившими крюками катастрофически уменьшается. Классические маршруты, на которых месяцами не бывает ни одного альпиниста - явное тому доказательство. Ещё одно тому подтверждение - многочисленные ново-модные маршруты, появившиеся в последние годы, на которые в хорошие деньки стоят очереди из связок.

Аргумент о неприкосновенности "классики" просто бессмысленен. Они ужа давно все "изменены". Крючья перво-проходцев уже, по большей части, поржавели или были выбиты, а те, что ещё остались на маршруте, вряд-ли предоставят столько же безопасности как "авторам" маршрута десятилетия назад. За эти годы на каждой линии количество крючьев росло и сегодня невозможно сказать - какие из них авторские, а какие принадлежат поздним последователям. Если не реконструировать маршруты болтами, то надо хотя бы выбить весь металлолом которым снаряжен маршрут, что бы желающие на него залезть хотя бы не становились заложниками "ложной надежности" возникающей от визуализации всего этого железа.

Чувство меры при "реконструировании" исторически ценных, классических маршрутов
Если вы реконструируете "классику" совершенно не нужно закатывать всё болтами как на скалодроме. Можно пробивать болты не 1:1 в соотношении к наличествующему металлолому, а подходить к процессу интелегентно. Если раньше на карнизе или на нависающем ключевом участке торчало 2-3 крюка подряд, поскольку люди боялись доверять всего одному крюку, то сегодня достаточно одного стандартного болта, что бы обеспечить тот же, а то и гораздо больший уровень безопасности. Есть уже масса "классических" линий, которые были реконструированы, но при этом не потеряли своего характера. К примеру "Ребюффа" на Эгюи дю Миди, "Швейцарский маршрут" на Гран Капуцине или "Сомадосси" на Монте Колодри. Я уверяю вас, при неудачном стечении обстоятельств и на этих маршрутах, на каждом из их участков, можно разбиться насмерть. Только вот, если вы вщёлкнули оттяжку в один из очень редко имеющихся болтов, то тогда он уж точно никогда не вывалится. Остаток безопасности каждый дозирует как ему хочется, это всегда возможно если иметь при себе сет стоперов и пару другую френдов.

Моё кредо: классические линии нужно реконструировать очень консервативно. Минимум болтов, только на стратегических точках, и полное избавление от старого металолома. На перво-прохождении надо тоже cдержано оборудовать линии, если только они не были исходно задуманы как Plaisir-climb.