«Трансерфинг» на Аксу

Пишет Nefedov Sergey, 13.10.2011 16:21

«Трансерфинг» на Аксу (Альпинизм, rapt-team., 5217, северная стена аксу, нефедов андрей, нефедов сергей, freeclimbing, rapt, grivel, sivera, свободное лазание, scarpa)

В августе 2011 мы с братом перевернули новую страницу в истории стены – первое прохождение свободным лазанием, причем в двойке...

Вступление

Почему «новая страница» и чем это восхождение отличается от предшествовавших? Дело в том, что в мире современного альпинизма на первый план вышло не достижение вершины любым путем и способом, а то, в каком стиле пройден маршрут. Предпочтение здесь отдается малочисленности команды (например, соло или двойка гораздо более ценится, чем большая команда). Важна скорость, уважение к горе и к последователям (оставили ли после себя восходители мусор, крючья, перильные веревки или никак не изменили маршрут), использовался ли искусственный кислород и шерпы-носильщики или нет (применительно к большим высотам). Один из главных критериев стиля – способ прохождения рельефа. Маршрут можно пройти с применением искусственных точек опоры (ИТО) или свободным лазанием. ИТО - это когда в скалу вставляется элемент снаряжения, а скалолаз его нагружает своим весом, чтобы продвинуться выше. Всунул железку - взялся за нее и избежал сложного движения, к которому нужно тренироваться годами. И так железка за железкой, можно превратить все восхождение в слесарную работу. При свободном лазании ни веревка, не железки не используются для продвижения вверх, только для страховки - иначе в современно мире это может быть плохим стилем, не спортивным. Некоторые стены позволяют только ИТО, некоторые - уже могут быть пройдены руками. Такой мы считали и Аксу, где за всю историю не было совершено еще ни одного подобного восхождения. Достаточно большая высота, северный характер стены, отсутствие прецедентов таких восхождений в пределах альпинистского сообщества нашей родины создавало много сомнений, но нисколько не уменьшало нашего желания сделать это. Упомяну, что еще в 2005 году, будучи новоиспеченным третьеразрядником, я обозначил в письме одному человеку свое желание пройти Аксу свободно, и даже выдал там ориентировку на лазание в районе 7с категории трудности. Вот бы найти этот текст. Там я говорил о сроке в 5 или 7 лет, который понадобится, чтобы обрести нужную спортивную форму и опыт. Потом я надолго забыл о том письме, пока «мыслеформа» не начала свою работу, как бы проснувшись в глубинах подсознания по мере приближения к обозначенному сроку.

На вершине п. Семеновского (Безенги) по маршруту 1Б - с Алексеем Лончинским. Закрыли значка:) 2005 год, за пару месяцев до того самого письма про Аксу.

Приведу по этому случаю высказывание глубокоуважаемого альпиниста Александра Ручкина (который, кстати, поднимался на Аксу 7 раз):

"Если ты что-то захотел, ты можешь потом это забыть, но потом вспоминаешь, что ты этого хотел, и вот оно – исполнилось. Получи, пожалуйста. Это я к тому, что надо быть осторожней со своими желаниями. Захочешь быть где-нибудь на Северном полюсе, потом там и окажешься. Это я считаю мистикой. То ли потому, что сам человек к этому стремится, то ли его к этому подталкивают события, но факт остаётся фактом".

Не стоит забывать, что до нас на Земле жили многие поколения людей, которые оставили нам свою мудрость и знания, в том числе в виде книг, из которых можно почерпнуть много интересного. Кстати, и после нас тоже будут жить люди.

Свободное лазание создает предпосылки к прохождению таких сверхсложных маршрутов в удовольствие. В моем рассказе не будет ужасающих подробностей суровой жизни на стене, и даже если ваше воображение нарисует наш быт и реалии восхождения в угрюмых тонах, добавьте больше цвета, света и тепла в вашу картинку, потому что у меня в голове все было очень даже в кайф, без надрыва, преодоления и мучений. Так, как хотелось. Свободное лазание на результат подразумевает огромный объем тренировок до поездки в горы. Эти тренировки проходят зачастую на теплых скалах Крыма, Европы и даже в Таиланде и Турции – то есть, являются очень даже приятным времяпрепровождением. А попадая в горы тренированным, это не может не отразиться на итоговом впечатлении от маршрута. И именно таким путем суровые «героически - трагические» восхождения превращаются в удовольствие, без понижения сложности пройденного пути. Путем подготовки себя внизу, в «долине».

Рассказ о поездке

Караван ишаков и лошадей доставил нас и группу альпклуба МГУ в базовый лагерь 16 июля 2011 года. Всего в горах мы пробыли около месяца и поднялись на три вершины. 21 июля - на Малый Искандер высотой 4500 метров, по маршруту 5А категории сложности. Основная часть – 500 метров крепких гранитов сложностью 5с-6а. Запомнились красивые ночевки. Первая - перед восхождением, под большим нависающим камнем около песчаной дюны, без палатки, в состегнутых спальниках.

Отсюда мы наблюдали, как закат покидал вершинную башню Аксу и скальные склоны пика Достоевского, очень похожего на родовое поместье драконов.

Вторая ночевка застала нас в соседнем ущелье, в которое мы перевалили через вершину, выбрав длинный пеший путь вместо дюльферов по пути подъема. Почти без остановок мы шли 5 часов, пока уже в темноте не наткнулись на 50 фонариков, обращенных в нашу сторону и иногда моргающих. Внутренний свет в них был яркий, но окружающее пространство при этом не освещалось. Зрелище дьявольское, и от неожиданности я даже вздрогнул. Это свет от наших фонарей отражался в глазах местной копытной еды – баранов, которые стояли около летнего лагеря пастухов, так называемого коша. Люди лежали и сидели вокруг слабо тлеющего костра, без других источников света. Кто-то спал, кто-то неторопливо беседовал. Несмотря на поздний час, а было уже почти 23 часа, нас угостили местным кефиром. Это довольно приятная традиция со стороны пастухов. Но часто за ней следует предложение подарить веревку, навязчивое, без попыток понять, что она стоит больших денег и нужна альпинистам в горах так же сильно, как киргизам курдючный жир в плове. С трудом отделавшись от этого ставшего навязчивым гостеприимства, мы прошли еще полчаса вниз по тропе и решили, что лучше поспать и дойти завтра, чем вползти в лагерь в изнеможении и на следующий день чувствовать себя совсем разбитыми, ведь подъем был в 5.30 утра и весь день в движении. Отошли от тропы и расстелили спальники прямо под открытым небом. Сколько может охватить человеческое восприятие звезд на небе, я не знаю, но здесь в меня влезло больше, чем где бы то ни было еще. Скрытое в обычном режиме потолком палатки небо в этот раз навалилось на нас своей глубиной и чуть ли не приподнимало от земли космическим притяжением. Хотелось спать и в то же время не смыкать глаз, чтобы лучше запомнить и впитать в себя это зрелище. На следующий день мы в удовольствие, за час, дошли до базового лагеря.

Вторая гора, на которой мы побывали 25 июля – пик Александра Блока (5239 м.) Подробности соковыжимательного рывка к вершине можно прочитать здесь. Таким образом, два наших акклиматизационных восхождение показали, что мы готовы и можно переходить к основной цели – к Аксу.

Наша гора

Нам очень повезло, что последовавший период затяжной непогоды пришелся на отдых между восхождениями и на перетаскивание вещей в лагерь под стеной Аксу. Московской команде, которая за пару дней до шторма «оторвалась» от ледника и перешла в висячий режим продвижения по стене Блока, выпала суровая участь. Мы наблюдали из лагеря, как волна за волной вершину окатывали огромные тучи, приносящие на той высоте снежные заряды. Потом снег таял и покрывал скалы ледяной коркой. Их было четверо в маленькой палатке с ограниченным запасом еды, но ребята выдержали и двое все же поднялись на вершину, таким образом совершив второе прохождение маршрута Саши Максимени.

Мы же до последнего стояли перед выбором, по какому пути лезть на Аксу. Найти место для нового маршрута у нас не получилось: слишком большие масштабы даже для мощной подзорной трубы и отсутствие знания того, какова скала на ощупь и что она может преподнести в виде зацепок, условий для свободного лазания и прочее. Мы остановились на том, что нижнюю часть бастиона идем по маршруту Трощиненко, по самому очевидному рельефу этой части стены – двум «интегралам», а верх – по Кленову, потому что это единственный путь прямо по центру монолитного, красивого «набалдашника» бастиона. Все остальные линии в верхней части виляют то вправо, то влево, и уже не создают такого впечатления прямоты и грации.

Верх бастиона. Здесь было самое приятное лазание на маршруте

У нас семь веревок – четыре статические, две динамики, одна «половинка». Все это мы развешиваем в первый день восхождения. Нижний интеграл проходится легко и приятно, на втором встречаем первую трудность – в очень широком камине камень в виде карниза-пробки перегородил путь. Я долго пытался разобраться в сложном трехмерном пространстве нависающего потолка, трещин в нем и зацепок на стенках камина, то делая попытку, то спешно отступая к месту отдыха ниже. В конце концов, прошел это место с эффектным перебрасыванием обеих ног в воздухе с одной стенки на другую. Ух… Наш вердикт 6с+.

Долго я пристраивался, но пролез на онсайт

Также в этот день мне встретился залитый льдом пологий камин с гладкими гранитными «бортами» по сторонам. Это единственное место на маршруте, где мог бы понадобиться ледовый бур. А так пришлось держаться и наступать на лед практически без страховки. Вот и кончились веревки, все они теперь развешены по пути нашего подъема. Спускаемся по ним вниз и проходим по снежно-ледовому склону под стеной бастиона сильно позже 15 часов дня. Пролетели мимо несколько камней, но сильных камнепадов мы не наблюдали, и старались двигаться в этом месте быстро. Дело в том, что после указанного времени верхняя часть бастиона освещается солнцем, оттаивают нестабильно лежащие камни и куски льда и падают вниз, где все усеяно воронками, как поверхность луны, покрытая кратерами. Основной удар принимают как раз нижние 200 метров скалы и прилегающие снежные участки под ней.

На всем протяжении сегодняшнего подъема по маршруту развешены плетеные канаты неизвестного происхождения. Или они остались от спасательных работ, или от нерадивых альпинистов, которым было проще их бросить так, чем почистить после себя маршрут, нам неизвестно. Это очень сильно портило впечатление от лазания, когда рядом с тобой болтается на ветру старый канат, а иногда и два параллельно.

На следующий день наша задача – поднять по нашим закрепленным веревкам еду на 9 дней, воду, часть вещей и палатку-платформу для жизни на вертикальной стене. Это было физически очень тяжелое мероприятие, но заняло не сильно много времени. По пути вниз я срезал почти все старые канаты и сбросил их со стены вниз. В трещинах ледника исчезло не меньше 400 метров старья. Найти и унести это совсем вниз у нас не было возможности, но мне представляется, что перемолотые ледником и выброшенные из его недр через много лет остатки куда лучше, чем висящие на стене настолько явные следы предыдущих восходителей. Проходим нижний отрезок пути до трех часов дня и возвращается в лагерь. Устали мы очень сильно, лазать оказалось куда проще, чем тягать грузы. Особенно неудобно это делать по косым полкам, которыми изобилует нижняя часть Трощиненко, где суммарный траверс вправо достигает более 100 метров в длину.

5 августа у нас тайм-аут, мы отдыхаем в лагере, перемываем курагу – основа перекуса в дни восхождения. Хорошенько отдохнув, 6 августа рано утром покидаем базовую палатку, как позже оказалось, на 10 дней. Собрав по пути наши веревки, достигаем верхней точки. С этого момента впереди – неизвестность, и обратно быстро уже не уйти. В этот день лидирует Андрей, он проходит пару непростых участков и утыкается в тупик. Вверх ведет перестежка по старым и страшно тонким шлямбурам, забитым в монолитный гранит. Возможно, крючьям уже 29 лет. Осмотревшись вокруг, мы не нашли приемлемого пути для обхода. Либо нужно делать очень сильный уход вправо на маршрут Першина или Могилы, или… Пока мы занимались поисками, время перевалило далеко за три часа дня, и еще чуть позже казавшийся слабым, вытекающий с большого снежного пятна над нами поток воды набрал силу и превратился в уверенный душ. Изрядно помокнув, спускаемся вниз, ведь нам еще ставить платформу, а на весу мы этим ни разу не занимались. А зря. Спать ложимся уже за полночь.

На следующий день моя очередь лезть первым. Это наш старый тактический прием, позволяющий заранее настроиться на свою дневную роль и полностью ей соответствовать. Или ты «мочишь», или ты отдыхаешь – и то и другое получается лучше, когда ты об этом заранее знаешь. Все-таки нахожу обход: после нескольких первых «консервных» шлямбуров, страхуясь за которые можно лезть рядом, вправо уходит сложный рельеф, подходящий для лазания. Чтобы лучше просмотреть участок, поднимаюсь по шлямбурам наверх, используя технику ИТО. Потом ко мне поднялся по веревке Андрей, и уже с верхней страховкой я чистил от мха и лишайника зацепки и искал места под точки страховки. По частям, мне удалось соединить все движения в непрерывную последовательность. Для обозначения нашего варианта прохождения этого участка маршрута, а идет он примерно в 4-5 метрах от оригинального, мы забили свой шлямбур-спит в начале «развилки». К тому же, без него надеяться на спасение старыми крючьями в случае срыва - просто страшно. Следующий шаг – спускаемся оба на станцию страховки перед началом участка. Я лезу первым, раскладываю точки страховки. С трудом, но прохожу веревку чисто и без срывов. Сложность мы оценили в 7б+, это оказался самый сложный питч на всем маршруте. Андрей лезет с верхней, собирает «железо», а я подробно описываю все зацепки и варианты движений, так что ему удается пройти все с первой попытки. То, что это был второй день после «отрыва» и у нас все еще было много свежих сил, дает мне уверенность в правильной категории сложности. Попадись нам это место гораздо позже, и в силу накопившейся усталости оценка могла бы быть менее адекватной.

Долго ли, коротко ли, мы продвигались все выше и выше. Провиляли по «разрушенному поясу», поставили платформу во втором лагере под страшными ажурными развалюхами и устроили себе день отдыха – благо погода была нестабильная. Затем начали лазать по монолитному «кусочку Эль-Капитана» - верху бастиона, что доставило нам массу удовольствия несмотря на то, что в первый день этого удовольствия шел снег и мы приморозили себе кончики пальцев на ногах.

Все выше и выше, проходя интересные монолитные щели и внутренние углы, косые, прямые, широкие и узкие, обледеневшие и сухие, мы долезли до третьего лагеря. Здесь ночевала и команда Кленова, но от них остались только дырочки от очень мною не любимых съемных шлямбуров. Нам пришлось оставить свой шлямбур – спит, на который мы повесили палатку и потом использовали для спуска. Этот лагерь – самый удобный из всех, к тому же платформу мы повесили засветло и очень быстро. Опыт сказывается. Сидим, пьем чай, и предполагаем, что до выхода на верхушку бастиона 2-3 веревки. Еды осталось немного, погода шепчет, но неизвестно, как долго это будет продолжаться. В старых описаниях многих команд указано, что прохождение гребня занимает от полного дня до двух и что сладким не показалось оно никому. Мы же сидим в трех веревках ниже, в пространственном положении на стене ни туда – ни сюда, ни низко, не близко. На нашей стороне – навык быстрого одновременного лазания и фотография Аксу, где гребень довольно пологий и не может представлять продолжительную трудность. Против нас – опыт старших поколений, неизвестная сложность первых трех веревок и один налобный фонарь на двоих, ведь свой я уронил еще в третий день восхождения и при спуске в темное время суток – мы в незавидном положении. Решаем, что если выходим в районе 12 дня на бастион – ломим дальше, вылезаем сильно позже – переносим штурм на следующий день.

13 августа мы выползаем из палатки, начало восьмого дня восхождения после «отрыва» и десятый день работы на маршруте. Пора бы уже и честь знать. Очень холодно, высота под пять тысяч. Сегодня очередь Андрея работать первым, и ведь ему всегда достаются самые холодные и мокрые дни. Так было и в Крыму, в Ергаках и еще бог знает где. Действительно, всего три участка отделяло нас от верха бастиона, а самым сложным оказался первый – в верхней части смесь смерзшихся во льду камней, залитых сантиметровой коркой льда. Андрей отбил ее молотком, но надежную страховку сделать невозможно, а лезть надо свободно. Вылезли все, стоим на освещенной солнцем ровной площадке в 12.40, перекусываем.

Вылезли, греемся на солнышке.

Отогрелись от морозилки утреннего лазания, появляется способность думать. То, что спускаться будем в темноте – факт. Но возвращаться в лагерь сейчас, в разгар такой хорошей погоды – не хочется. Еды осталось только на завтрашний день, а впереди еще день-два спуска. К черту все эти страхи – надо побывать на вершине. Перебираем вещи, оставляем все ненужное и в 13.30 стартуем вверх. Первая веревка: снежно-ледовый обход гребня, но у нас только одна пара кошек и ледорубов. Андрей лезет по-человечески, а я в ботинках пытаюсь рантами зацепиться за тонкую корочку вдавливающегося наста, руками хватаюсь за край льда на границе со скалами, где он расплавился от тепла горной породы и образует крепкие выступающие наросты. Так и прошаркался, благо выше нам ледовых мест не попадалось. Вверх- вниз, вправо-влево, обходим последовательность жандармов, соединяющих верх бастиона с гребнем Аксу. Ключевой участок – последняя веревка перед гребнем.

По жандармам к гребню - обвешанные как новогодние елки.

Вылезли, сбрасываем в заброску под камнем висящие на обвязке ботинки, кошки, ледорубы. Думаем еще – оставляем фотоаппарат, потому что окружающее пространство затянуло облаками, и вершины уже не видно. Зачем его тащить, этот Кэнон с огромным объективом, ведь сфотографировать себя в тумане на камнях мы можем в любом месте. Оставляем джетбойл, так как воды у нас нет, для возможности топить снег по мере необходимости.
В 16.30 стартуем по гребню вверх. Андрей спросил меня: во сколько, по моему мнению, мы будем на вершине? Я ответил, что в семь там, и в девять обратно здесь же, у заброски. И что же вы думаете, когда минуя знаменитое кладбище каркасов от платформ, пару относительно сложных мест, но все же подавляющую продолжительность пути пробежав одновременным лазанием, мы очутились на вершине Аксу ровно в 19.00. Мы были приятно удивлены такой пунктуальностью. Как назло распогодилось, хотя это двоякое утверждение. Облака кружило внизу рваной бахромой на километр ниже нас, а на юго-востоке небо было глубокого синего цвета, предгрозовое, или просто набухшее, и из него вылетали и мягко кружили снежинки. Все это безобразие подсвечивало низкое солнце на западе, готовившееся спрятаться за гребнем между Адмиралтейцем и Петроградцем. Аксу Главная, белый треугольник с широкими крыльями, к которому от нас вел снежный гребень с карнизами длиной не меньше полутора километров, выглядела удивительно гармоничной вершиной. Но только во взаимной гармонии с Аксу Северной, где мы и стояли. Вокруг разбегались хребтины горных цепей, а Блок торчал из густого облака как барин из соболиного воротника. Предзакатный насыщенный свет как кистью фотошопа прошелся по общей картинке, сделав ее волшебной, особенно эти молчаливые ненавязчивые снежинки. Как назло распогодилось – это про отсутствие фотоаппарата. У нас останутся только эти воспоминания и видео с камеры ГоуПро, что тоже неплохо. А воду мы так и не топили, потому что все время торопились.
На вершине сидим не больше 7 минут, едим шоколадку, оставляем визитки, забираем записку, и лезем вниз. Ровно в 21.00, освобождая по пути пару застрявших дюльферных веревок, оказываемся у ботинок. До 23.00 в темноте, с одним фонарем, спускаемся до провешенных трех веревок, что ведут к платформе. Спаслись!

На следующий день мы попали в снежный шторм, который заметал все скалы и полки с положительным уклоном и нас в том числе. Так-то так, как хорошо, что нам осталось осилить только путь вниз и всю бодрую работу по переносу себя на вершину мы сделали вчера. Весь этот и следующий день занимались бесконечными дюльферами и маятниками.

Переночевав еще один раз в платформе на середине бастиона и позавтракав последним из того, что у нас осталось – банкой зеленого горошка на двоих, к полудню 15 августа мы оказались на леднике под стеной, где нас встретили Игорь и Женя, с помощью которых мы за одну ходку дошли до базового лагеря, за 3 часа. И сразу – караваном 20 километров вниз до деревни. Такой вот Трансерфинг. Из грязи – в князи.

Уже в Оше

------------------------------------------------------------------------------------------
P.S.

Какая картинка мерцает в моей голове пока я бегаю тут, в Крыму, в горку и с горки, и к чему мое сознание само меня подводит в сезоне 2012:
и не только

Наши спонсоры: SCARPA, Grivel, SIVERA.

Больше фотографий, в том числе с дороги, с местными киргизами и лирикой, в альбоме вКонтакте.