Пишет robinsya, 21.11.2010 16:08

Номинанты Хрустального пика-2010: соло на Бодхону и Парандас от Александра Максимени (Альпинизм, хрустальный пик, outdoor-проекты, события, восхождения, risk.ru)
Парандас и Бодхона. Фото Александра Лавриненко

Саша Максименя уже получил «Хрустальный пик» в 2008-м году. И мне радостно видеть его в номинантах снова! Без лишних слов перейду к описаниям двух пройденных им в Фанских горах линий!

Соло на больших и холодных стенах

Прочитав хронику мероприятия, обратимся к описанию маршрутов.

Бодхона. На фото кроме маршрута Саши Максимени есть новая нитка от одесского альпклуба. Фото Александра Лавриненко

Бодхона (5138 м) по правой части Западной стены, 6А, 6с, А4, Александр Максименя соло, первопрохождение

Перепад высот маршрута 1180 метров. Протяженность стенной части 745 метров, крутизна стенной части 80°. Один день (25 июля) обработка 120 метров. Восемь дней восхождение (26 июля – 2 августа).
Полтора дня занял спуск (3–4 августа).

R1. Ориентиры: в правой части стены – вертикальный скальный бастион, который разрезает пополам внутренний угол. В начале угла большой снежник. На нижнем бастионе целимся в левую часть большого снежника. По снегу и фирну подходим под стену правее огромного провала в леднике под стеной. Большой внутренний угол. В основании угла для ориентира оставлен крюк с розовым шнурком. Станция.

R1 – R2. Вверх по углу и далее лазаньем, переходя из угла в угол. Ориентиры – рыжий внутренний угол и треугольный карниз под верхом нижнего бастиона. Станция на полочке на своем. (60 метров, 6с)

R2 – R3. Далее сначала забираем влево, потом вправо, затем влево. Рельеф богатый: отколы, углы. Выбираем наиболее простой путь для лазанья. Станция под треугольным карнизом. Метров на 15 ниже. Есть небольшая полочка. Дырка под спит + свое. (60 метров, 6с) Хорошо идут френды, закладки, якоря.

R3 – R4. Сначала вверх под карниз. Под карнизом вправо. За поворотом есть дырка под спит. От нее вверх через карниз лазаньем. Вылезаем за перегиб. У разрушенного угла станция. Дырка + свое. (60 метров, 6b+, А1)

R4 – R5. Сначала вверх. Потом вправо по полкам по направлению к внутреннему углу. Через 55 метров станция. Дырка + якорь. (5b)

R5 – R6. По полке вверх 10 метров пешком на более удобную полку. Есть дырка под спит.

R6 – R7. Вверх во внутренний угол. Правый рыжий мокрый угол – не наш! По углу вверх. Станция на полке на своем. (60 метров, 6b, А3)

R7 – R8. Со станции влево под карнизом 5 метров, потом вверх по щели. Станция под рыжим разрушенным карнизом. Есть дырка. (50 метров, А4) Идет все: якоря, крючья, топорики, закладки, френды.

R8 – R9. Через разрушенный карниз прямо вверх и далее по щели. Станция на полке. Есть дырка, есть крюк с контрольным туром. (55 метров, А3)

R9 – R10. С полки вправо, затем вверх по углу. Перед рыжим нависающим углом влево на полку. С полки вверх по микрорельефу. Через 10 метров станция (висячая). Дырка + свое. (50 метров, А4)

R10 – R11. От висячей станции забираем вправо к углу и далее по углу вверх. Станция за перегибом одного внутреннего угла и в начале следующего. Есть дырка. (50 метров, А3)

R11 – R12. Далее по углу вверх. Станция висячая. Есть дырка под спит + свое. (45 метров, А3)
Идет все: и закладки, и френды (большие и маленькие), и якоря, и фифы, и топорики, и крючья! Собственно, как и на всех остальных веревках.

R12 – R13. Далее по углу за перегиб, потом по заснеженному внутреннему углу. Не доходя верха угла, влево по полочкам лазаньем. В конце полки станция. Есть дырка + якоря. (50 метров, А4)

R13 – R14. 10 метров по разрушенным скалам – выходим на огромную полку верха бастиона. 10 метров до ближайшего валуна, на котором станция. (20 метров, 4а)

R14 – R15. На верхнем бастионе два больших разлома. Наш – правый. Начало под красным карнизом. Станция на закладках. Далее через рыжее нависание на ИТО до широкой щели. Далее лазаньем. Щель потом переходит в камин. Над большой пробкой станция. Есть шлямбур AQ + свое. (60 метров, 6b, А3)

R15 – R16. Дальше вверх по камину на полку. С полки по развалу, забирая чуть правее, на выполаживание. (60 метров, 6а)

R16 – R17. Пешком до стенки с двумя замерзшими водопадами.

R17 – R18. Ориентируемся на левый водопад. Сначала по снегу, далее по скале левее водопада. По скале 30 метров. (А2)

R18 – R19. Далее пешком до схождения с маршрутом Гульнева.

R19 – R20. Долго и печально огибаем гору по кругу слева направо и выходим на вершину.

Парандас. На фото кроме маршрута Саши Максимени есть новая нитка от одесского альпклуба. Фото Александра Лавриненко

Парандас (4640 м) по левой части Северной стены, 6А, 6с, А3, Александр Максименя, соло, первопрохождение

Перепад высот маршрута 850 метров. Протяженность стенной части до гребня 885 метров, крутизна 80°. Дальше почти пешком по гребню до вершины. Один день (13 июля) обработка 120 метров. Пять дней восхождение (14-18 июля). Полдня спуск (19 июля ).

R1. Ориентиры: в левой части стены снежник в виде полумесяца в 80 метрах от начала стены. Под ним вертикальная стена. Правее из стены выдается нос из разрушенных скал. Сначала по льду и фирну, далее по разрушенным скалам движемся в направлении разрушенного внутреннего угла. В основании угла станция.

R1 – R2. Сначала правее внутреннего угла. Потом постепенно забираем левее в направлении большой рыжей полки. (участок 60 метров, 5с+)

R2 – R3. Продолжаем двигаться в направлении полки. Станция на полке. (участок 60 метров, 5с+)

R3 – R4. Далее по полке влево на вершину выступа. (участок 20 метров, пешком)

R4 – R5. С вершины выступа влево вверх по диагонали в направлении пятиметрового рыжего внутреннего угла. В начале веревки оставлен для ориентира сдвоенный крюк. В угол лезть не надо! Из основания угла влево за угол. Далее вверх по небольшим полочкам и отколам под нависание. Забираем вправо. Нависание обходим справа. После нависания влево. Потом вверх на выполаживание. Станция. Спит + якоря. Хорошо идут якоря. (участок 60 метров, 6а+, А1-А2)

R5 – R6. Вверх на полку. Далее сначала влево по полочкам, затем вправо на полку. Далее вверх по щели на следующую полку. Водопад! Справа от водопада откол шириной 10 см, по нему тоже течет. Нам правее по щели. И далее, переходя со щели на щель вверх, выходим к полке, пересекающей водопад. Перед полкой станция. Есть дырка под спит и закладка с розовым шнурком. (60 метров, 6b, А1-А2)

R6 – R7. Пересекаем водопад по диагонали справа налево. Вылезаем на полку. Далее по внутреннему углу забираем влево. Станция в основании камина. Есть дырка от спита + якоря. (60 метров, 6а, А1-А2)

R7 – R8. По правой стороне камина лазаньем. Нависает, но зацепы хорошие. На полку, образованную вершиной «перца» и стеной. На вершине «перца» – контрольный тур. Далее по щели, пересекающей стену справа налево. Посредине щели станция. Есть дырка под спит + огромная френда. (50 метров, 6а, А2)

R8 – R9. Местами – подлазы, местами – ИТО. Все время забираем левее по внутреннему углу, переходящему в камин. На выполаживании станция. Закладки, френды. (60 метров, 6а, А2)

R9 – R10. По разрушенным скалам прямо вверх. Пояс вертикальных серых скал пересекаем по несложной трещине по диагонали справа налево. Далее вверх выходим на огромную снежную полку через всю стену. Через снежник прямо вверх на небольшую полку под рыжей вертикальной стеной. Станция на френдах. (65 метров, 4а)

R10 – R11. Ориентиры: держим направление на верхнем бастионе правее огромного карниза. Ближайший ориентир – черный карниз над головой. Целимся в его левую часть. Под карнизом по полке вправо. Правее карниза по большому отколу вверх и далее по углу. Станция в углу. Есть дырка + большая френда. (65 метров, 6b, А3)

R11 – R12. По углу вверх на полку. С полки в правый внутренний угол. В основании угла – контрольный тур. Сначала по углу. Потом угол переходит в камин. В начале камина – дырка под спит. После камина за угол на сыпуху. Станция. Есть дырка + френды. (65 метров, 6с)

R12 – R13. Прямо вверх по разрушенным скалам в направлении ледовой «сопли». Слева от «сопли» огромный карниз. Поднимаемся на полку в основании «сопли». В ее правой части станция. Дырка + якоря. (60 метров, 4b)

R13 – R14. Сначала по ледовой «сопле», затем по стене левее «сопли». Станция висячая. Есть дырка + свое. (60 метров, А3)

R14 – R15. Далее вдоль «сопли». Вылезаем за перегиб на полку. Станция. Есть дырка + свое. (50 метров, А3) Контрольный тур.

R15 – R16. По скале левее ледовой «сопли» до полки под нависающими скалами. По полке вправо на «соплю». Пять метров по «сопле». Потом по скалам правее «сопли». На полке станция. Есть дырка + свое. (60 метров, 6а, А1)

R16 – R17. По сырым, но не слишком сложным скалам вылезаем на гребень. (30 метров, 5а)

R17 – R18. По простым скалам гребня налево – на вершину.

Александр Максименя отвечает на вопросы Risk.ru

Почему ты выбрал эти вершины?

Именно эти вершины, потому что они интересны, по ним была информация, на них достаточно свободного места для творчества!

Как ты выбираешь линию?

Ищу свободный от других маршрутов участок стены. А дальше мысленно рисую линию, максимально используя рельеф (углы, щели, отколы и так далее ). В неоднозначных местах, как правило, несколько вариантов. Уже по ходу выбираю наиболее приемлемый. На Бодхону предполагаемая и пройденная линии совпали на сто процентов. На Парандас немного
корректировал верхнюю часть.

Список снаряжения соло-альпиниста - с чем лезешь на гору?

Снаряжение для соло восхождения ничем не отличается от снаряжения для группы. Разве только в гри-гри сделана петелька для вертикального подвешивания. А дальше уже зависит от ширины плеч! Сколько можешь утащить на себе. Стараешься минимизировать вес. Не беру: палатка, платформа, спальник, рация. Беру: гамак, две веревки.

Острые моменты восхождения были? Или ты работаешь максимально надежно?

Острые моменты я постарался описать в статье. Еще были рабочие срывы до пяти метров. Тоже остро! Но понимая, что помощи ждать особо не приходится, хотя бы потому что нет рации и наблюдателя, стараешься все делать максимально надежно. Ну и остроту, которую приносит непогода, никуда не денешь. Поэтому, наверное, самым острым моментом был спуск с Бодхоны!

В чем заключается на твой взгляд этика соло-альпинизма?

Я думаю тут у каждого своя этика. Это касается не только соло. Я думаю, главное, чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь. Чтобы процесс приносил удовольствие и положительные эмоции!

До начала голосования осталось совсем немного дней. Читайте презентации, думайте. Скоро будем голосовать!