Хрустальный пик-2011. Безымянная башня Транго

Пишет robinsya, 21.11.2011 13:20

Верхняя и средняя часть Северо-Западной стены. Фото с перемычки между Безымянной башней и Транго Монах. Полностью стену можно снять только с вершин Транго Ри или Транго Монах.

У нас остался всего один номинант в списке - маршрут "Страху нет" по центру Северо-Западной стены Nameless Tower.
Не буду ходить вокруг да около, а дам отчет команды клуба им. Демченко и интервью с Дмитрием Головченко!

Рассказ Александра Юркина о восхождении в двух частях!
Часть 1
Часть 2
Хроника экспедиции

Информация о маршруте

Trango Tower / Nameless Tower (Безымянная Башня Транго). Высота 6239 м. Каракорум. Пакистан.
Маршрут по центру Северо-Западной стены. Название маршрута “No Fear” («Страху нет»).
Предлагается 6Б, первопрохождение. Характер маршрута: скальный.
Перепад высот маршрута: 1030 м (по альтиметру), протяженность маршрута: 1120 м, стенной части 920 м.
Протяженность участков: V кат. - 135 м, VI кат.- 785 м.
Средняя крутизна: основной части маршрута - 76°; всего маршрута - 73°.
Оставлено "крючьев" на маршруте: шлямбурных 21 шт на станциях, 1 шл для платформы в лагере 3, 1 шл на R3-R4 (для безопасного прохождения по перилам). Использовано: 212 крючьев, 60 закладных элементов, 75 френд
Ходовых часов команды: 90,5 часов, 11 дней (без спуска). Спуск 8,5 часов
Выход на маршрут из БЛ:
Маршрут начат: 15:00, 01.08.2011
Выход на вершину: 13:30, 12.08.2011
Возвращение в БЛ: 22:00, 13.08.2011
Спуск с вершины: по пути подъема

Команда:

Карта района

Схема вершин группы Транго

Описание района

21 июля 2011 экспедиция ФАиС Москвы в количестве 7 человек прилетела в столицу Пакистана Исламабад и на следующий день выехала на двух микроавтобусах в маленький городок Скарду. Он находится в северной области страны в Балтистане. Ехали туда два дня, ночевали по пути в Чиласе (Сhilas). В Скарду были закуплены недостающие продукты и оборудование. Далее на внедорожниках за один день доехали до посёлка Асколе (Askole). Здесь располагается один из
самых больших и протяжённых хребтов мира – хребет Каракорум. В этом хребте возвышаются четыре 8-тысячника, в том числе и К2 – вторая по высоте вершина мира.

От Асколе передвижение уже было пешеходным. Весь основной груз несли лошади и пакистанские носильщики – портеры. Трекинг до Базового лагеря Транго продолжался 3 дня. По пути было два ночёвки в кемпингах Юла (Jula) и Паю (Paiju). В среднем по времени дневной переход составлял 7-8 часов. Выше Паю тропа перешла на морены и льды ледника Балторо. Общая длина ледника составляет 62 км. В его нижней части поворот в боковое ответвление –
ледник Транго. Здесь располагается группа вершин Транго и соответственно цель экспедиции – Безымянная Башня Транго (Nameless Tower). В итоге путь от Исламабада до Базового лагеря составил 6 дней.

Все вершины Транго входят в состав хребта Балторо Музтаг (Baltoro Muztagh). Хребет с трёх сторон окружён ледниками: Транго (Trango Glacier) с запада, Балторо с юга и Дунг (Dunge Glacier) с востока. Высота высшей точки массива - Большой Башни Транго (Great Trango Tower) составляет 6286 метров. В группу Транго входят помимо Great Trango ещё Безымянная Башня (Nameless Tower ), Транго Монах (Trango Monk), Транго II, Транго Ри (Trango Ri), Транго
Пульпит (Trango Pulpit), Транго Замок (Castlе Trango).

Первое восхождение на Безымянную Башню совершила в 1976 году команда английских альпинистов под руководством Джо Брауна (Joe Brown) в составе: Mo Anthoine, Martin Boysen, Malcolm Howells. Они проложили 35-верёвочный маршрут по Западной стене.

Российские альпинисты появились под стенами этой горы только летом 2011 года. Было совершено три восхождения. Две двойки альпинистов сходили в альпийском стиле по Западной стене: связка Башкирцев-Веретенин (Иркутск) пролезла комбинацию британского и испанского маршрута, связка Савельев-Козлов (Москва) прошла словенский маршрут. Вторая московская команда под руководством Виктора Володина проложила новый маршрут по Северо-Западной
стене.

Базовый лагерь под Транго расположен в боковом кармане морены на берегу небольшого озера. Высота Базового лагеря 4000-4100 м (показания альтиметров и GPS-приёмников разнились). Подход под стену Безымянной Башни идёт по узкому крутому ущелью-цирку, образованному вершинами Транго Ри, Монах, Малой и Большой Башней Транго. Из ущелья прямо вверх и вправо вдоль стены идут поочерёдно заходы на маршруты Западной стены.

Маршрут команды проходит по Северо-Западной (СЗ) стене, под основание которой можно подойти, если двигаться
вверх влево вдоль основания Западной стены. СЗ стена обращена к Транго Ри и граничит перемычкой с Транго Монахом. Просмотреть полностью СЗ стену можно только с отрогов Транго Ри или с вершины Транго Монах. С других ракурсов стена видна не полностью.

Погода в Базовом Лагере (БЛ) и на маршруте, была разная. В основном это циклы 4-6 дней хорошая погода и 3-4 дня непогода. Температура в БЛ была днём +25…+30, ночью +5. На маршруте в ясную погоду +10…+15 в непогоду до -10…-15. К концу нашего пребывания (15 - 20 августа) почти каждый день во второй половине была непогода. В БЛ шли дожди, а выше 4700 м – снег.

Из особенностей СЗ стены можно отметить то, что солнце на стене появляется только в 13-14 часов и светит до 16 часов в нижней части и в верхней до 18. Полностью темнеет в интервале 19-20 часов. Это относится к периоду июль-август.
Вследствие крутости кулуара под СЗ стеной и отсутствия мест под палатку, во время обработок ночевали под маршрутом в платформе, привешенной к стене. Подход от БЛ до начала маршрута составлял в среднем 5-6 часов. Набор высоты – 1000 метров.

Схема маршрута

Нижняя часть маршрута

Верхняя часть маршрута

Описание маршрута по участкам маршрута «No Fear»

R0 – R1 – По крупной осыпи и далее по снегу и льду подойти максимально высоко к началу маршрута слева от большого черного подтёка. 100м, 400, II
R1 – R2 –Вверх по скалам с богатым рельефом. Участок проходится свободным лазанием. Станция на хорошей полке под большой рыжей плитой с чёрными подтёками. 50м, 700, V
R2 – R3 – От станции вправо вверх по системе трещин в обход рыжей плиты. 45м, 850, VI, А2
Участок R3-R4. Крутой нависающий участок. Перила проходит В. Володин

R3– R4 – Вправо вверх двигаться под большую сильно нависающую серую плиту с трещиной посередине. В верхней части трещины слева шлямбур. После трещины вверх вправо по чередующимся стенкам и полкам до станции. 45м, 900, VI, А3
R4 – R5 – По гладкому внутреннему углу вверх вправо двигаться 20м, далее по щели на его левой стенке вертикально вверх вылезти к удобной станции на полке. 45м, 800, VI, А2
Участок R5-R6. С. Нилов пролез сложную наклонную скальную плиту. Фото со станции.

R5 – R6 – Двигаться вверх по тонкой щели, идущей посередине наклонной плиты большого внутреннего угла. Подлезть под нависающую стенку, под ней траверс влево 5м во внутренний угол (10 м, 95 0, VI, А2). Оттуда вверх по нависающему внутреннему углу подняться на большую полку. На выходе на полку слева шлямбур. Удобная полка для ночёвки. (Лагерь 1). 50м, 75 0, VI, А2
Участок R6-R7. Camp 1. Работает связка Нилов-Головченко.

R6 – R7 – От полки влево вверх по внутреннему углу и системе полок. Участок проходится свободным лазанием. Станция со шлямбуром в правой части длинной узкой полки. 45м, 700, V
R7 – R8 – По системе вертикальных щелей вылезти на большую косую полку. 45м, 800, VI, А1
R8 – R9 – От станции вверх по щелям на нависании в раскрывающийся внутренний угол. По нему вылезти на полку с большими наклонно стоящими плитами. Полка является основанием гигантского внутреннего угла. Станция на петле вокруг большого камня. 50м, 1000, VI, А2
R9 – R10 – По полке влево вверх 25 метров под начало вертикального угла – «Первой книжки». Здесь удобная полка для ночёвки. (Лагерь 2). 25м, 500, II
R10 – R11 – Прямо вверх по огромному внутреннему углу (« Первая книжка») по разнообразному рельефу, местами лазанием (френды, закладки, крючья). Станции на небольшой узкой полочке. 50м, 950, VI, А2
R11 – R12 – Продолжать движение по внутреннему углу. Лазание с чередованием ИТО. Станция на треугольной, сильно наклонной полке. 50м, 950, VI, А2
R12 – R13 – От станции влево вверх по разрушенным скалам. Внимание – живые камни! 40м, 750, V
R13 – R14 – Продолжать движение влево вверх под зеркало бастиона. 40м, 750, VI
R14 – R15 – По несложным скалам вылезти на большую сильно наклонную снежную полку под огромным внутренним углом. Здесь возможна ночёвка (Лагерь 3). Отсюда начинается верхняя часть Безымянной Башни. Маршрут в этом месте сходится с испанским маршрутом «Insomisioa». Следующие четыре верёвки совместные. 25м, 600, III
Участок R15-R17. Camp 3. С. Нилов работает на «Второй Книжке»

R15 – R16 – От полки вверх в сторону большого внутреннего угла («Вторая книжка»). Пролезть 10-метровую вертикальную стенку, далее заглаженную наклонную плиту и выйти к основанию внутреннего угла. По углу 25 метров – ИТО по узкой щели на фифах и якорных крючьях. Станция неудобная – «висячая». 45м, 800, VI, A3
Участок R16-R17. «Вторая книжка»

R16 – R17 – Двигаться далее вверх по внутреннему углу (якоря, фифы). Станция – шлямбур и спит с ухом. «Висячая». 50м, 1000, VI, А2
Участок R17-R18. Прохождение небольшого внутреннего угла выше «Второй книжки»

R17– R18 – От станции вверх через два нависания выйти к наклонному внутреннему углу по нему и далее вправо вверх. Над большой наклонной плитой станция на полке. 40м, 80 0, VI, А2
Участок R18-19. Прохождение неширокой нависающей щели.

R18 – R19 – Влево вверх по неширокой щели, переходящей во внутренний угол. На выходе из него станция («висячая»). 50м, 850, VI, А2
R19 – R20 – Вертикально вверх 5-7 метров, выход на снежно-ледовый склон. По нему прямо вверх под стенку с треугольными отщепами в нижней части. Станция – петля на отщепе. Прямо вверх уходит испанский маршрут. 25м, 500, III
R20 – R21 – Траверс влево вверх под небольшую стенку и далее по крупноблочным скалам на небольшую полку. Здесь станция. 25м, 600, IV
R21 – R22 – Влево вверх по наклонным полкам подойти к основанию большого внутреннего угла. 40м, 500, III+
Участок R22-23. Прохождение узкого, залитого льдом вертикального внутреннего угла. После
него предвершинный гребень.

R22 – R23 – По нависающему, обледенелому внутреннему углу вылезти на вершинный гребень. Кошки, ледовые инструменты, ледобуры. В верхней части участка якорные крючья, френды. 40м, 800, VI, А2
R23 – R24 – Двигаться влево по гребню до вершины 100 метров. Скалы, снег, лёд. 100м, 500, III

Все шлямбура на станциях, кроме одного для перил на участке R3 – R4, и одного в лагере 3 для платформы.

Профиль маршрута справа

Рекомендации по маршруту и оценка безопасности маршрута

При подходе от развилки ущелья под основанием Западной стены до начала маршрута нужно передвигаться по крутой мелко-средней осыпи. Линия снега (льда) по (состоянию июль начало августа) начинается ниже начала маршрута на 200-250 метров. Передвижение по осыпи сопряжено с некоторыми усилиями по сохранению равновесия, соответственно во избежание падения рекомендуем брать на подход трекинговые палки и надевать под началом стены каску.

Непосредственно под началом маршрута площадок под палатки нет, мы вешали платформу под стеной. Площадки под палатки есть ниже у основания Западной стены или на основных стоянках. Основная стоянка для развёртывания передового лагеря для прохождения маршрутов на СЗ и левую часть З стены Неймлесс располагается под огромным (метров 10 высотой) камнем. Камень стоит по левому борту ущелья у стенки отрога Транго Ри. До Западной стены
Безымянной от этих ночёвок вверх 200-300 метров.

Линия маршрута проходит по серии внутренних углов и стенок разного размера справа налево через всю СЗ стену Безымянной Башни. Вследствие такой трассировки маршрута, а так же больших и продолжительных нависаний, падающие камни, пролетают в основном слева вдали от маршрута. Породы, слагающие скалы Башни – монолитный гранит. Поэтому живых камней на всех стенах горы не так много. Что касается нашего маршрута, то основные очаги
камнепадов более всего вероятны с косых полок в верхней части первой верёвки (R1 - R2) и на «развалюшистых» двух с половиной верёвках ниже 3-го лагеря (R12 – R15). Особенно надо быть внимательными в этих местах при транспортировке грузов – баулов.

В целом маршрут достаточно безопасен от камней, во время нашего восхождения случаев падения камней на
участников команды зафиксировано не было. На всех станциях маршрута забито по шлямбурному крюку, что повышает безопасность прохождения маршрута, облегчает спуск с маршрута и в случае НС транспортировку пострадавшего вниз.

Воды на маршруте очень мало. Но на полках, где располагались наши промежуточные лагеря, есть снежно-ледовые шапки. Поэтому мы транспортировали с собой минимальный запас воды, а в промежуточных лагерях топили снег и лёд.

Координация и взаимодействие между группами на восхождениях и Базовым Лагерем осуществлялось по рации. Для связи с внешним миром у экспедиции имелся спутниковый телефон.

По совокупности следующих факторов: техническая сложность маршрута, высота, суровость климата (5000-6000м) и по погодным условиям, мы оценили этот маршрут как маршрут 6Б категории сложности.

Дмитрий Головченко для Риск.ру

- Почему выбрали для экспедиции именно этот район? Чем привлекла Нэймлесс Тауэр?

Многие знают, что в этом году 80 лет Федерации Москвы и в связи с этим Федерация вызвалась поддержать интересный проект. От нашего клуба была заявка, в которой мы предложили довольно много вариантов в разных районах, выбран был этот. Мне понравилось, не был в Пакистане до этого, но конечно же много видел картинок и читал про район.

- Исходя из каких соображений выбирали линию для восхождения?

Судя по отчетам, были варианты для первопрохода на Восточной стене, но когда мы вышли на перевал между Монахом и Nameless, увидели, что подход по нее очень затруднителен и как-то не очень безопасен. Решили посмотреть на Северо-Западную стену. По ней, как ни странно, практически не было никакой информации. Довольно долго рассматривали стену в бинокль, внимание сразу привлекли 2 огромных «книжки», решили, что это отличный вариант для первопрохождения, дальше надо было просто придумать как грамотно их связать. По-моему удалось неплохо, маршрут логичен и, уж если на него встал, свернуть вряд ли удастся.

- Маршрут объективно безопасный? В чем его главная трудность? Или он равномерный по сложности?

Маршрут безопасен. Был не очень приятный участок разрушенных скал, но из-за того, что там как раз движение по диагонали справа налево, и оказался не таким уж страшным.

- Расскажите, как построили работу четверки на стене?

Так сложилось, что сразу определилась лидирующая двойка, я с Ниловым, который, как это у него водится, и пролез большую часть маршрута. Виктор Геннадьевич с Саней занимались организацией лагерей и подноской грузов, топили воду, составляли описание... Иногда В.Г. помогал советами куда и как лучше лезть дальше.

- Легче было бы работать на маршруте двойке? А шести альпинистам?

Мне кажется первопроход в двойке – это тяжеловато. А вот вшестером уже слишком. Идеально 3-4 человека.

- Острые моменты во время восхождения были? Поделитесь:)

Острых я не припомню, были рабочие моменты, но вот прямо острыми их не назову. Было трудно в предпоследний день, когда у нас была самая плохая погода за все время. Проснулись в сугробе, потом весь день боролись со снегом на маршруте, который как это обычно бывает на стенах летел сразу со всех сторон и набивался в лицо, под куртку, за шиворот; были близки к выходу на вершину, вернулись поздно,.. а на следующее утро был назначен штурм вершины, даже поспать как следует не получилось.

- Погодные условия на горе способствовали продвижению вверх или не давали расслабиться?

Вначале было солнечно и холодно, потом стало хорошо и тепло, когда вылезли выше 6000 погода испортилась, пошел снег и поднялся ветер. Но в целом я бы сказал, что с погодой повезло, потому как бывало гораздо хуже.

- ИТО или свободное лазанье? Насколько маршрут пролезаем свободно? И вообще эта башня Транго насколько проходима свободным лазаньем? Не помните, были ли прецеденты? Какой должен быть уровень лезущего?

В основном пролезли на ИТО, хотя подлазить тоже удавалось. На маршруте есть несколько веревок целиком пройденных свободно. Но вот пролезть чисто вряд ли возможно! Вершинная башня – это такой гладкий монолит. Собственно, книжка – это чуть не единственный рельеф на на вершинной башне на СЗ стене, но вы представьте, две гладких плиты (одна 15 метров шириной, другая 10) сходятся настолько плотно, что якорный крюк не везде влезает!

- Вверху маршрут выходит на испанскую линию? Это было осмысленное решение перед стартом или по ходу совпало? И вообще на стене не много маршрутов - и большая часть пройдена давненько - почему? Последние годы внимание было приковано к стенам Большой Башни и соседнего Шиптона? Или там не так много вариантов осталось? Есть ли еще логичные нехоженые линии?

Просто совпало. Снизу мы стену внимательно рассматривали, увидели начало испанского маршрута, но понятно, что так высоко не видно. Когда подошли под вершинную башню, увидели 2 испанских спусковых петли, даже думали, что полезем через соседнюю «книжку», но был участок вообще без рельефа, мы решили, что не хотим долбить дырки, а пройдем по следам испанцев.

Мне кажется, на Nameless можно сделать красивый маршрут по Восточной стене, но там могут быть трудности с рельефом, стена просто как взлетная полоса, а все остальные стороны уже обстоятельно облазили. Нам повезло, что такая линия оказалась не занята.

- Какие ощущения оставила после себя гора? Чем запомнится?

Гора в первую очередь очень красивая, попроси меня нарисовать гору мечты – будет похоже! :-) Но мне как-то трудно отделить ее от впечатления от экспедиции в целом: новая культура, поездка через Пакистан, все эти долгие подходы с караваном портеров, огромный Каракорум, компания которая была в базовом лагере и над базовым лагерем, полет над горами из Скарду, 2 недели в Исламабаде – прямо маленькая жизнь! :-)