обновить

Кстати, Комментарии к постам можно оценивать. Web 2.0 всё-таки :-)

Закрыть
регистрация
244

Фотоотчет и комментарии по недавно завершившемуся путешествию в районе Восточного и Центрального Памира.



Еще в городе пришло понимание, что за 37 дней вместе с дорогой запланированный маршрут не пройти, но обманули сами себя, решили, что если постараться, то можно, так как даже 5 недель отпуска выбили с трудом. Поэтому для того, чтобы сэкономить время, заплатили по 5000 рублей с носа за перегруз в Домодедово. В итоге, из-за нелетной погоды в Душанбе, наш самолет посадили в Худжанте, и мы, добравшись до столицы Таджикистана только к обеду, вместо выезда к началу маршрута, отправились гулять по местным закусочным, так как на этой неделе оформить необходимые документы уже не успевали. После этой истории решили, что в Азии спешить никуда нельзя.

Оформив необходимые документы и разрешения, через 1.5 дня выехали в сторону Мургаба. Я на Памире впервые и был очень удивлен состоянием дороги такого значения. Встречались нерасчищенные каменные завалы, броды рек без всяких мостов. После Хорога выехали на Восточно-памирский тракт, зимой дорога открыта, по мере возможностей ее чистят. Но все равно водителям приходится не легко, на нашем пути был и разворот на льду на 180 градусов и вылет машины в кювет.

В Мургаб приехали поздно вечером. Остановились переночевать в доме мургабского киргиза.


У детишек в Мургабе интересные санки из арматуры


На следующий день на местном уазике забросились к началу маршрута по долине Восточного Пшарта. У киргизов там летний кош и они отлично знают местность, так что согласились завезти нас даже без дороги. Нас высадили в 5-ти километрах, не доезжая перевала Ак-Таш. С заброской очень повезло, так как, не считая первых километров, от перевала и до Сареза нужно было идти только на спуск.

Несмотря на небольшое количество снега, на Восточном Памире мы увидели шикарный район для лыжного туризма. Очень много красивых каньонов, наледей.

В верховьях Западного Пшарта

Наледь в верхнем каньоне Западного Пшарта


То, что зимой высота переносится хуже – это неправда. У нас не было сильной гипоксии, даже не смотря на то, что в первый день прошли перевал высотой 4300. Первые несколько ночей немного болела голова. Лучшей акклиматизации способствовало правильное питание, и 2-х дневный заезд в район через высокие перевалы. Нитка маршрута была спланирована таким образом, что, кроме этих дней, даже в районе пика Революции, никакой горняшки уже не было.




Зимой Восточный Памир замечателен своим сухим воздухом. На солнце снег не тает, а сразу испаряется. Нет необходимости даже сушить спальники. Для хорошей погоды в это время года здесь характерны температуры от -30 - -40 ночью до 0 градусов на солнце днем.

Греемся на солнышке


На третий день похода неожиданно заболел Миша, видимо привез инфекцию из Москвы. Сильный кашель, температура, сразу начал пить курс антибиотиков, так как высота большая, болезнь может развиваться быстро. Пока больной отлеживался в палатке, остальная часть группы челночила, занося часть груза вниз по долине. Именно в этот момент Дима высказал мысль, что если пошел в такой поход, то некуда спешить, и если нужны 50 дней для прохождения маршрута, будем ходить и 50 дней, с ним все согласились и больше мы уже никуда не бежали.


Обед. Готовим на печке



В долине Западного Пшарта первый раз увидели следы снежного барса.

Два параллельных следа


На 3-й день, остановившись на обед, заметили, что за два солнечных часа снега на склонах борта долины стало значительно меньше. Это нас сильно испугало, так как без снега и саночек нечего и думать, чтобы за раз унести на себе по 55 кг груза на человека. В итоге снега хватило, но по несколько раз за день приходилось бродить реку или перебираться через нее по снежным мостам.

Горы - зебры




На седьмой день путешествия мы оставили заброску продуктов в устье реки Сауксай и вышли на кольцо по хребту Музкол.

Ночевка в устье Сауксая

Пик Советских Офицеров


Начало кольцевого участка маршрута порадовало хорошей погодой и красивыми каньонами с водопадами почти в каждом притоке Сауксая.

Нижний каньон Сауксая

Летом, когда здесь пустыня, растение маскируется. Зимой - притягивает внимание.


Ледопад в устье ручья Южный


То что ледники на Памире растут является заблуждением. Ледник Южный, вытекающий из под перевала Советских Офицеров Центральный уменьшился в два раза по сравнению с генштабовской картой.

На морене ледника Южный

В центре пик Чат-Токой (5845)


На леднике Советских Офицеров первый раз в походе попробовали ходить на лыжах в связках. Связочная веревка снижает удовольствие от катухи на спусках, но безопасность прежде всего.

У тура перевала Советских Офицеров Центр. (5250 м)

Панорама с ледника Советских Офицеров



Спустившись в долину реки Бозбайтал, выкатились на огромную наледь (5 x 0.5 км). Благодаря небольшому уклону мне удалось проехать ее со средней скоростью 14 км/ч, и разогнаться до 26 км/ч.



По долине Бозбайтала до зоны кустиков спуститься так и не получилось, и чтобы как-то оправдать наличие печки на кольце, решили приготовить обед на кизяке и мусоре. В целом же, за маршрут 1.5 килограммовая печка сэкономила нам около 10 кг бензина, и принесла кучу уюта и тепла.



На участке подъема к перевалу Сауксай Вост. период хорошей погоды закончился, нам даже пришлось из-за сильного ветра устроить полудневку. С этого момента, и за исключением нескольких окон, погода не улучшалась еще 15 дней.

Ставим палатку на обед. Дует.


С перевала Сауксай Восточный хотели подняться на пик Советских Офицеров по новому маршруту (восточное ребро), даже протропили с вечера и просмотрели начало подъема, но сильная непогода заставила нас спускаться вниз и идти по пройденному группой Сергея Стрыгина маршруту.

Спустились с перевала Сауксай Вост. (5300) (в правом углу)


За три дня непогоды выпало около полуметра свежего снега. Приходилось тропить глубокую лыжню. Одев лавинные биперы, сняли их только в конце похода, не снимая, а иногда и не выключая их даже на ночь. С бортов долин начали сходить лавины. Перед ночевкой на леднике Каменный Дима резко скинув рюкзак, спровоцировал сход лавины в 500 метрах от нас. Приходилось быть очень осторожными.

На заднем плане пик Советских Офицеров


В день намеченного выхода на пик Советских Офицеров утром сильно дуло, сложно было даже выйти из палатки. К тому моменту мы уже израсходовали все положенные на кольцо дни. Подождали до 11 часов, после чего я оделся во все свои имеющиеся вещи, вышел из палатки, погулял минут 10, жить можно, с ног не сдувает, решили выходить на восхождение, тем более что видимость была неплохая.

Панорама с гребня пика Советских Офицеров (6233 м)



Техническая подготовка группы позволяла проходить довольно сложные участки в связках с попеременной или одновременной страховкой, провесили только 200 м перил на вершинную башню. Тура на вершине, к сожалению, не нашли.



Во время восхождения поморозили лица. Если руки и ноги всегда можно отмахать и согреть, то ветрозащитные маски мешали нормально дышать на высоте, приходилось постоянно их снимать.

На вершине



После восхождения за день скинули 2300 метров высоты, спустившись с перевала Сауксай Верхний(5800) до Западного Пшарта.




Водопадик на ручье Каменный


Спустившись к месту заброски, с удивлением обнаружили, что на высоте 3500 никаких снегопадов не было. Здесь снега стало еще меньше, наша старая лыжня то и дело пересекала островки гальки.

Пик Мургаб (5866)

Пока были на кольце почти весь снег внизу стаял
Если прочитанное заслуживает внимания, скажите автору
Кстати, это уже сделано 244 раза

Возможно в тему:



Комментарии:

clyde 00:19 28.03.2011 ответить
+8
Какая красота, спасибо, ребята, за труд и подаренную нам возможность полюбоваться зимним Памиром!
old-vix 01:34 28.03.2011 ответить
+9
Спасибо. Интересно.
И просто здорово, что фотографии можно рассматривать в деталях при возможности большого расширения.
Фотографу - !!!
Leb 09:14 28.03.2011 ответить
+6
Это поход ПАМЯТИ ВИКТОРА НИКОЛАЕВА. 10 февраля 2011 г. был первый день, когда вы проснулись в горах одни. 10 февраля 1991 Виктора Николаева видели в последний раз.

Николаевские технологии у вас рулят - николаевская ассиметричная палатка с ЦК, коническая варочная печка, которая экономит 10 кг топлива. Может быть и саночки его конструкции?

Да и сама направленность - зимний лыжно-горный туризм с восхождениями на высокие горы. И даже ремейк с мощным усилением похода 1988 г., в котором он участвовал.

Ну всё так и ложится - нарочно не придумаешь.
SRomanenkov 10:33 28.03.2011 ответить
+3
Разработанное Виктором Николаевым снаряжение настолько надежно и одновременно просто устроено, что современных аналогов до сих пор нет. (порванная в конце маршрута палатка - это скорее наша недоработка, чем изъян в конструкции. в следующих частях отчета я подробнее напишу об этом)
FanKav 16:31 29.03.2011 ответить
+2
А каковы размеры палатки и вес? Мы с такой же, на вид точь в точь уже две зимы ходили на Урал, но этой зимой нас было 6, а прошлой 8 челов, но восьмой постоянно дежурил у печки. Так вот, нам вшестером там места было предостаточно, а у Вас всего четверо и печка меньше. Места лишнего много было? Вещи (рюкзаки со снарягой) все на ночь снаружи оставляли или в палатке?
Мощнейший маршрут! Колоссально! После таких постов сразу хочется туда же и так же! Но, что-то удерживает, то-ли отсутствие дров на маршруте, то-ли отсутствия должной подготовки для такого маршрута, то-ли ещё чего....:)))
SRomanenkov 17:18 29.03.2011 ответить
+1
Палатка у нас была 9-ти местная )) Естественно и рюкзаки и санки все внутрь убирали, оставалось еще место для танцев. Петя Рыкалов, сшивший нашу палатку, шьет и маленькие шатры, на 5-6 человек, но они шьются для летних походов с крышей из непромокаемой ткани. А мы, испугавшись конденсата, взяли большую палатку, но с дышащей крышей (проигрыш в весе небольшой 5 кг против 3.5). У нас была не совсем николаевская палатка, а ее модификация в сторону увеличения спальных мест. Из-за увеличения размеров палатки уменьшается ветроустойчивость, к тому же палатка шилась к Шпицбергенскому походу и прошла уже 4 месячных похода, не считая маленьких, ткань состарилась, из-за этого были проблемы в конце маршрута.
Дров на маршруте хватало с избытком. Встречались целые леса. Из 40 дней маршрута, 20 готовили на печке, могли и больше, но взяли много бензина, который нужно было сжигать.
FanKav 19:28 29.03.2011 ответить
+1
Спасибо. Ну вот, а я то думал, что Вы там по Памиру только в тундрово-снеговой зоне ходили, а оказывается пол маршрута на дровишках! А я то на Урале всё думал, чтож мне так рельефа и километража всё время мало, народ гонял от хребта к хребту, от вершины к вершине, а оказывается меня так на Памир в лыжный поход с вами тянуло!!! Вот в чём оказывается секрет! :))) А следующей зимой снова собираетесь?
У нас палатка была тоже вся из дышащего, но плотного материала, + брали дополнительно непромокаемый тент. Вес такой же.
barakambra 10:14 28.03.2011 ответить
+4
Отличные фотографии!

На третьем фото среди чайников спрятали ребенка. Греется наверное :)
balabanoff 10:47 28.03.2011 ответить
+3
Отличный маршрут и классные фото. Какие рекомендации тем, кто пойдет по вашим "следам"?
SRomanenkov 14:32 28.03.2011 ответить
+6
Зимой на Восточном Памире нет стабильности. Погода отличается от той, к которой привыкли здесь летом не в лучшую сторону, часты снегопады и пурги. Снег может выпасть за пару суток на полметра, а может и стаять совсем. Могут открыться реки, и тогда переправы через них создадут дополнительные трудности. Учитывая эти факторы, желательно планировать на маршруте больше запасных дней.
Рекомендуем брать больше спирта, высота не влияет на количество употребления, а зимой нужно как-то греться. У нас, как всегда, спирт кончился за неделю до конца похода.
CAMOBAP 11:39 28.03.2011 ответить
+3
Спасибо большое! Сергей, машину откапывали или выталкивали?
SRomanenkov 14:33 28.03.2011 ответить
+3
Прокопали колеи для выезда машины на дорогу до земли и вытолкали.
entv1 12:16 28.03.2011 ответить
+3
Маленькая поправка. Дорога до Хорога (кажется, от Тавильдары, а может, даже от Комсомолабада) - это тоже Памирский тракт. Только Западная часть. А от Хорога до Оша - Восточная.
SRomanenkov 14:56 28.03.2011 ответить
+2
Спасибо. Текст поправил.
dima 12:33 29.03.2011 ответить
+1
Только по Западной части мы почти не ехали - зимой она закрыта и машины идут через Куляб.
Выход на основную трассу - в Дарвазе.
Kropins 13:23 28.03.2011 ответить
+2
Спасибо! Есть чему полюбоваться, позавидовать и занести себе в план на далекое или не очень далекое будущее.
Только вопрос родился. Фотка №105330, вертикальная, там где "200 м перил на вершинную башню".
Почему перильная веревка находится ниже человека, т.е. человек выше веревки. Ведь, если сорвавшись, можно не только сильно кувыркнуться, зацепив ногами / кошками веревку, но и порезать ее зубьями?
Возможно, я не прав?
Или это для того, чтобы обойти каменный выступ выше него?
SRomanenkov 14:42 28.03.2011 ответить
+3
Человек идет по хорошим ступенькам, там тяжело сорваться, он и встегнут в веревку только усом самостраховки. Веревку же вешали как страховку в случае возможного схода снежного склона, докопавшись до льда и закрепив ее на бурах.
vAv 13:38 28.03.2011 ответить
+2
можно поинтересоваться на какую камеру/объектив съемка велась?
SRomanenkov 14:43 28.03.2011 ответить
+2
Фотоаппарат canon 450D, объектив стандартный 18-55
MG5642 16:01 28.03.2011 ответить
+4
А как организовали электропитание/зарядку аккумуляторов? Мороз и 37 дней - не лучше условия...
SRomanenkov 18:21 28.03.2011 ответить
+2
Аккумуляторы не подзаряжали. 3-х штук хватило на поход, причем не один из них до конца не сел, хотя проработали 45 дней вместе с подъездами, можно было снимать еще. Только совсем в сильную пургу приходилось ставить достаточно свежую батарею, так как на ветру фотик быстро мерз. Брали универсальную зарядку, можно было бы подзарядиться в Барчадиве, но не было необходимости. Всего отснял около 3000 фото. Аккумулятор вынимал из фотика только на ночь, чтоб зря не мерз, не разряжался.
wtg 15:37 28.03.2011 ответить
+3
Круто! Задумал - сделал, поздравляю! ))
MG5642 16:02 28.03.2011 ответить
+3
Мощно! Красота. Жду последующие части!
tur 17:00 28.03.2011 ответить
+4
завидую))) но я бы так не смогла!
ilyXa 18:08 28.03.2011 ответить
+3
Вопрос - фото "У тура перевала Советских Офицеров Центр. (5250 м)" и "Панорама с ледника Советских Офицеров"
на заднем плане справа это Что?
Спасибо.
SRomanenkov 18:36 28.03.2011 ответить
+3
Это вершина 5750. К западу от ледника Южный. Я не уверен, что кто-то поднимался на эту вершину, поэтому и названия нет.
Вот еще ее фото
ilyXa 03:35 29.03.2011 ответить
+2
"на которых никто не бывал" - да мысли вслух, а северная стеночка(та часть, которая в тени) кажется ничего или это только кажется?
но в google так и не нашел. Спасибо еще раз.
SRomanenkov 11:18 29.03.2011 ответить
+2
Стенка красивая и крутая, но перепад высот не очень большой, где-то в районе 500-600 метров.

А вот на этой панораме (также снято с ледника Советских Офицеров) слева выглядывает стена вершины Биткая Зап., она и покруче и перепад побольше.
Prokop 13:34 29.03.2011 ответить
+2
Биткая с юга. Фото Андрея Громова

ilyXa 00:47 30.03.2011 ответить
+1
нашел в google, не так красиво, как на фото итого скал получается метров 300.
Биткая - Ха!, описания нет, но думаю просто так места на союзе не дают, пусть еще пару лет постоит ;)
Leb 03:56 30.03.2011 ответить
+1
По Биткае несколько отчетов на сайте ФАР, в том числе отчет Жака с чемпионским восхождением 1986 г.

Только прежде чем тыкать в ссылку, надо на сайте ФАР авторизироваться с соответствующими правами доступа.
wtg 11:07 30.03.2011 ответить
+2
Рассказ Жака
"Реальность превзошла наши ожидания. Абсолютно гладкая, неимоверной крутизны стена, да еще на высотах между 5000 и 6000 метров над уровнем моря, да еще в условиях высокогорной пустыни."
polnikmix 20:50 28.03.2011 ответить
+4
сергей спасибо за очень интересный рассказ и виды красивых гор.
TaTomka 14:14 29.03.2011 ответить
+2
ну ваще!!! так красиво и лица такие хорошие. спасибо за рассказ и фото. Мишаня, такая у тебя борода рыжая))
polar-umka 03:50 30.03.2011 ответить
+1
Я скажу, что это потрясающе! Ребят, знаете, сидя в душном офисе, и ковыряясь в старых фотках собственных походов по Сахалину, так приятно узнавать что-то новое. Спасибо Вам за Памир.

Есть что сказать? Представьтесь, пожалуйста. Eсли вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь!

Написать

В закладки:

Обсуждаемые темы:

robinsya 13:38 15.04.2014

Ну вот, добрались и до Гету....

8 комментариев
Nefedov Sergey 16:12 21.03.2014

Хибины 2014. Приключения продолжаются!

5 комментариев
marso18region 10:58 29.03.2014

Ищу попутчика на Эльбрус с 1-9 мая 2014г.

3 комментария
Irina Morozova 11:53 30.06.2011

Штаны – это не мешок на резинке

15 комментариев
Blondie 16:16 28.03.2014

Открытое первенство Севастополя и Крыма по альпинизму в малых горах - ОБНОВЛЕНО 03.04.2014

1041 комментарий
Vakula 11:51 16.04.2014

Йосемиты (Yosemite). Особенности. Назойливые советы.

4 комментария
Степан Дурнев 17:25 24.10.2013

Страховочные системы (беседки) мировых производителей в 2013 году + опрос

114 комментариев
putnik-kz 20:15 17.04.2014

Триумф в Черском

1 комментарий
lomiga 00:19 15.04.2014

Ехать ли сейчас в Форос на скалы?

53 комментария
FanKav 10:02 15.04.2014

Открытие пешеходного сезона.

4 комментария
Lili 19:44 17.04.2014

Исследовательская экспедиция в пещеру Нахимовская, Караби, Крым.

1 комментарий

Интервью с Сашей ДиДжулиан

1 комментарий
kovinov 18:00 17.03.2014

Хайкинг по Швейцарии "дикарем"

20 комментариев
Роман Губанов 19:19 16.04.2014

Ски-тур в Домбае

16 комментариев
Степан Дурнев 11:56 27.01.2014

Куплю однушку в Москве. Большой обзор маленьких палаток

46 комментариев
awind 16:56 16.04.2014

Блондинки и парусный спорт

8 комментариев
alien 16:19 16.04.2014

Тамсерку, ЮЗ стена, ай, красавица!

5 комментариев
robinsya 01:52 02.04.2014

Представьте - Жизнь на грани. 11–20 апреля

3 комментария
PansyK 11:48 17.04.2014

Горный поход по горам Архыза с очисткой территории от мусора

2 комментария
Nefedov Sergey 13:17 04.04.2014

Новая разгрузка "Free" от Krukonogi.com

34 комментария