Хрустальный пик-2013. Зимняя Ушба

Пишет robinsya, 23.11.2013 07:02

Хрустальный пик-2013. Зимняя Ушба (Альпинизм, фар, события, риск.ру, восхождения, описания, bask company, мы в обществе, outdoor-проект, фомин, полежайко, risk.ru)

Михаил Фомин и Вячеслав Полежайко в начале 2013 года сходили маршрут Коломыцева на Северную Ушбу.
И попали в число номинантов "Хрустального пика".

Миша написал об этом восхождении прекрасный рассказ - Миром правит любовь. Зимняя Ушба в двойке.

Настал черед технических подробностей.

Профиль верхней части маршрута

Информация о маршруте

Ушба Северная (4694 м) по Северо-Западной стене, маршрут В. Коломыцева, 5Б
Перепад высот маршрута – 1500 м, протяженность – 2500 м, средняя крутизна стенной части маршрута – 47°.
Общая протяженность участков V к.с. – 800 м, VІ к.с. – 50 м.
Использовано крючьев: скальных – 16 шт, шлямбурных – 0 шт., закладных элементов – 23 шт., ледобуров – 84 шт. На горе крючья не оставляли.
Ходовых часов команды – 45. Ходовых дней – 5 дней.
Ночевок на маршруте – 4 (лежачие):
1-я – снежная площадка на первом скальном участе (3900 м)
2-я – снежная площадка под скальным нависанием 100 м левее предгребневого ледового взлета (4300 м)
3-я – снежная площадка на Северном гребне (4600 м)
4-я – снежная площадка в бергшрунде на снежном склоне (4100 м)
Путь спуска – маршрут И.Ерохина 5Б – снежно-ледовый (1956 г.)
Выход на маршрут из БЛ на Ушбинском леднике (3000 м) – 11.01.2013 г. – 3:00
Вершина – 13.01.2013 г. – 15:00
Возвращение в БЛ – 15.01.2013 г. – 17:00
Команда:
Михаил Фомин
Вячеслав Полежайко

Ушба находится в самом конце Шхельдинского ущелья, на границе России и Грузии.
Массив Ушбы состоит из двух вершин — Северной (4694 м) и Южной (4710 м). Их соединяет Ушбинская перемычка или "труба" – такое название дано не зря, даже в хорошую погоду в ней ветрено.
Самый простой маршрут на Северную Ушбу – 4А, на Южную – 5А.
Со всех сторон склоны массива обрываются крутыми 1000 – 1500-метровыми стенами.
Сегодня на Ушбе проложено примерно полсотни маршрутов, десяток из которых классифицируются по категории 6А, а около тридцати имеют категорию 5Б.
Легендарным является Зеркало (1200 м, 6А) северо-восточной стены Северной Ушбы, пройденное Михаилом Хергиани свободным лазанием; другой легендарный маршрут – Кустовского по столбу Южной Ушбы, 6Б.
Ушбинское плато, расположенное на высоте 4000 м, покрыто мощным ледником и окружено вершинами ГКХ – Шхельдой, Ушбой Малой, пиком Щуровского, Чатыном и Ушбой. С юго-запада плато ограничено длинным, сильно изрезанным Восточным гребнем-"пилой" Восточной Шхельды.
Вырываясь с плато через узкие скальные ворота, образованные Юго-западными стенами пика Щуровского и Северными стенами "пилы" Шхельды, ледник круто устремляется вниз, образуя сильно изрезанный Ушбинский ледопад, впадающий в Шхельдинский ледник. Он легко преодолим в июне-июле и сильно разорван трещинами в остальное время.
Первовосхождение на Северную вершину (4690 м) совершил в 1888 г. Джон Гарфорд Кокин с проводником Ульрихом Альмером. Южная же Ушба (4710 м) была покорена лишь в 1903 г. экспедицией немецких, швейцарских и австрийских альпинистов, под руководством В. Рикмер-Рикмерса.

Тактические действия команды на маршруте

Подходы под маршрут осуществлялся на ски-туре ввиду большого количества снега.
Нижняя часть маршрута Коломыцева по СЗ стене Северной Ушбы лавиноопасна – возможны обвалы ледовой Брови, висящей под Ушбинской перемычкой. Поэтому тактический план движения предполагал прохождение этого участка затемно.
С учетом нестабильной погоды и сильных морозов было принято решение взять на маршрут еды на 5 дней и газа на 7 дней. Такой расчет себя оправдал, с учетом полудневной отсидки на вершинном гребне по причине непогоды еды и газа хватило с запасом.
На маршруте есть удобные места для ночевок:
- на участке R4-R5 – на снежно-фирновом контрфорсе,
- на R8-R9 под защитой нависающего скального острова.
В этих местах можно вырыть площадки под палатку и относительно комфортно переночевать.
На протяжении всего маршрута первый работал на двойной динамической веревке с маркировкой UIAA диаметром 8,6 мм. Второй поднимался лазанием. Перила и ИТО на маршруте не применялись, все участки пройдены обоими участниками свободным лазанием.
На участках R0-R3 и R5-R6 движение осуществлялось одновременно. Все остальные участки – с попеременной страховкой.
По сравнению с описаниями предшественников на маршруте было очень мало льда и много снега, что затрудняло движение и организацию страховки.
Также затрудняли движение сложные погодные условия – с обеда второго дня и до вечера четвертого дня сильный ветер (20-25 м/с), ограниченная видимость (20-30 м), и сильный мороз (-30-35°С), вопреки прогнозу. Предвершинный гребень очень заснеженный, с карнизами на СВ стену, на вершине тур и записку не обнаружили, так как она представляла из себя большой снежный карниз-надув.
Спуск происходил по маршруту Ерохина 5Б. Сначала по гребню, и далее в месте начала понижения гребня в сторону Ушбинской подушки – начало дюльферов по СЗ стене. До спуска на Ушбинскую подушку – 15 дюльферов на абалаковских проушинах, и примерно 300 м спуска одновременно лицом к склону. Далее мы спускались по ледопаду под начало маршрута вдоль скального острова посредине ледопада. Лучше пересечь ледник выше ледопада и далее спускаться под склонами Шхельды.
Травм и заболеваний у участников на маршруте не было.
Все участники восхождения имели страховку по виду спорта «альпинизм», предусматривающую эвакуацию пострадавшего вертолетом.

Описание маршрута

R0-R1 – Движение по закрытому леднику в направлении ледового желоба в средней части ледника.

R1-R2 – Крутой снежно-ледовый желоб, далее правее висячего ледника над небольшим скальным островом.

R2-R3 – Обходя справа висячий ледник по крутой ледовой стенке, по ледовому склону слева от скальних островов под бергшрунд.

R3-R4 – Крутой снежно-фирновый склон – 250 м. Проблематична организация надёжной страховки. В средней части и на подходе к скалам – много снега.

R4-R5 – Вправо верх по крутому ледовому «ручью» левее скальных плит, далее траверсом вправо под первым скальным поясом и вверх по скальным плитам, обходя первуй скальный пояс справа. Тонкий натёчный лёд, скалы. Страховка через ледобуры и в залитых льдом скальных трещинах закладными элементами и якорными крючьями.

R5-R6 – Влево вверх по фирновой полке под трапецией. Выход по крутому внутреннему углу на неявный снежный гребешок.

R6-R7 – Ледовый гребешок, ведущий в левую часть второго скального пояса.

R7-R8 – Влево вверх между скальными плитами второго скального пояса по ледовому жёлобу с тонким натёчным льдом.

R8-R9 – Движение между скальными островами по крутому ледовому склону.

R9-R10 – Между плитами левой части крутого скального гребешка.

R10-R11 – По ледовому склону левее нависающей скальной стенки под основание скальной башни.

R11-R12 – По ледовому кулуару левее скальной башни.

R12-R13 – По ледовому склону («бутылочный лёд») прямо вверх в направлении фирнового кулуара.

R13-R14 – Крутой фирновый кулуар, выводящий на гребень, правее скального жандарма.

R14-R15 – По снежному гребню (большие карнизы на восточную сторону) до вершины.

На вопросы Риск.ру отвечают Михаил Фомин и Вячеслав Полежайко

- Насколько продуманным было это мероприятие с точки зрения подготовки к отступлению и спасения в случае чего?

Миша: Естественно, у нас была договоренность о взаимодействии с Кахой Гурчиани (альпинист-спасатель из Мазери) на случай возможной помощи в транспортировке по леднику, хотя "ходячих" альпинистов по его словам на всю Сванетию – человек 5, не больше.
Но в целом мы рассчитывали только на свои силы. Именно поэтому полезли на относительно простой маршрут, не рвались на первопроход или на 6А, чтобы был запас прочности и чтобы все делать надежно.

- У вашего напарника официальный разряд невысокий (на момент восхождения – II-й). Но, похоже, он в отличной форме. Расскажите о нем поподробнее.

Миша: Слава по образованию – офицер-пожарный, то есть военный до мозга костей, в хорошем смысле этого слова. И хотя он уже давно не в этой сфере, психика у него осталась по-военному катастрофо-устойчивая, а это было самое нужное качество в нашей поездке :)

Мы познакомились в 2009 году в Безенги – я приехал закрывать первый разряд Шхарой по Томашеку, а Слава – первый раз в большие горы. Тем не менее, он далеко не "бройлер", много времени проводит в горах, так как руководит Черкасской федерацией альпинизма и скалолазания. Например, в сентябре 2011 года он с официальным 3-м разрядом уже лез с нами на Аксу, где работал полностью на равных (мы не залезли, так как я полетал неудачно).

- Слава, а вы что о Мише скажете?

Слава: )))) В Безенгах, в 2009 смотрел на парней, спустившихся со Шхары, глазами новичка. Миша грамотный и тренированный спортсмен. Но самое главное, что в альпинизме очень важно – вдохновлённый, с искрой в глазах. Именно эти качества притягивают младших напарников.
Участок R4-R5

- Двойка – это достаточная команда для 5-к–6-к на Ушбе зимой? А если подумать о зимнем первопроходе?

Миша: Для того, что мы прошли – точно больше не нужно. Насчет 6-ок – еще в феврале 1996 года ростовская двойка Погорелов-Полохов прошла зимний траверс с подъемом на Южную по Кустовскому (до сих пор – 6А, и точно заслуженная). Так что двойки там везде достаточно, включая и зимний первопроход.
Но мое мнение, что для зимы в удаленных районах (а Сванетию сегодня смело можно такой считать) и для высоты все же оптимальнее тройка. Меньше веса на человека, значительно больше надежности, скорость та же.

- Какими принципами руководствовались при выборе маршрута? Почему лезть решили именно зимой?

Миша: Принципы выбора маршрута (кроме тех, что я описывал в своем отчете здесь на Риск.ру):
1. Лезть все на инструментах, без крюконог и скальных фиф.
2. Должен быть знакомый район. Я летом 2011 с Чаплинским и Тодоренко прошли вариант маршрута Волошановского на Столб Южной Ушбы (второпрошли низ и сделали прямой логичный верх), поэтому это ущелье представлял себе очень хорошо, ну и маршрут Коломыцева уже тогда на будущее просматривал.
3. Из Киева в Кутаиси запустили бюджетные авиалинии :))) – если брать заранее билеты, туда–обратно можно за 100 долларов слетать.
Зимой – потому что любим ходить лед и микст :), а летом микстовые линии на Ушбу лазить – самоубийство.

Слава: Очень срочно, в ноябре захотелось в горы. Миша предложил зимой на красавицу – Ушбу. А я за любой кипеш, кроме голодовки!))
Так и решили – месяц на подготовку и в январе летим.

- С чем лезли? Расскажите про снаряжение и питание. Есть какие-нибудь годами выработанные хитрости?

Миша: Снаряжение: ледовые инструменты у каждого (у первого спортивные, у второго – альпинистские), 7 буров, 10 закладок, 3 камалота, 5 якорей, 8 оттяжек, 3 петли, пара станционных карабинов, расходник. Веревки – пара по 50 м Беаль Кобра 8,4 мм.

Бивачное: палатка однослойка BD Firstlight, мы считаем для зимы–высоты идеальная, весом 1,2 кг. Один спальник на прималофте, Red Point, тоже 1,2 кг, два коврика термарест по 300 г, джетбойл легкий титановый.
Питание: в пещеру под стену мы занесли деликатесов на месяц: ананасы, сублиматы, сванский сыр, мед, орехи, лимоны, киселя, коньяк, сухофрукты, много сала-колбасы – короче, профилакторий :))

А на гору взяли как обычно мало – сублиматы, сало, карманка – на 5 дней из расчета примерно 400 г/чел/день, 200 г коньяка и 3 маленьких баллона газа. Каждый вечер боролся с пожеланиями Славы выпить весь коньяк сразу :) И кстати – не только на Горе, но и в пещере :)

- Было трудно? Поделитесь впечатлениями от пройденного маршрута!

Миша: Технически маршрут – обычная 5Б, только длинная – лед-фирн, местами скалы. Одна веревка стремного драйтулинга по бараньим лбам, со страховкой там было плохо, и несколько веревок обычного микста. Ну и особенности глобального потепления – в нижней части вместо фирна – метровый слой снега на бараньих лбах, тоже неприятно было, полдня времени отняло. Но в целом технические проблемы были ожидаемы и разрешимы.

Основные сложности из-за погоды были. Мы рассчитывали лезть под трехдневный хороший прогноз, а он не оправдался – со второго дня всерьез заметелило. Зато потом на спуске и после 5 дней погода звенела... Но зимой на Кавказе с погодой сложно угадать, поэтому и на том спасибо :)

Ночевка после вершины на гребне напряженная была – на снежном наддуве-пятачке, полпалатки уместили. Очень опасались, что ветром порвет ее или скинет с гребня, естественно, пристрахованные спали. И когда на следующий день до обеда просто не могли выйти из палатки из-за ветра – напряженность возникла. Но потом к обеду то ли ветер тише стал, то ли мы изменили свое к нему отношение – собрались и пошли, и сразу психологически полегчало.
Еще сложность была в том, что полезли без акклиматизации, а перепад маршрута – 1700 м, под верхом чувствовалось, что темп упал. Ну и перед тем, как полезть – пролежали в пещере под снегопадом 3 или 4 дня, тоже не самая лучшая подготовка.

Слава: Недостаток акклиматизации, конечно, чувствовался, но желание взойти оказалось сильнее.

- Здоровье не пострадало? Зимние восхождения достаточно выматывают. Или вы привыкшие?

Миша: Отделались "мелочами", у каждого – по глупости. Я сосульку со щеки вместе с кусочком кожи содрал, и это место прихватило немного. А так – мы даже через вершину протаскали большие пуховки – использовали только как подушки ночью.
После спуска нас в Мазери за три дня всем селом так "реанимировали", что приехали домой мы уже почти без потери веса :)

Слава: Немного прихватило кончики трех пальцев на правой руке. Уже на гребне, на спуске. Сам виноват :(( Но, слава богу, – без последствий.

- Ушба – гора с неблагоприятной статистикой. Считаете, что тактика fast&light оправдана на такой горе? Просто чтобы не задерживаться?

Миша: Любая тактика применяется не столько к горе, сколько к маршруту. Для того маршрута, что мы пролезли – fast&light однозначно оправдан. Для зимнего первопрохода на Столб Южной Ушбы или на зеркало Северной наверняка такое не прокатит, нужно лезть с бОльшим запасом прочности.
Статистику и характер Ушбы нужно обязательно учитывать: аккуратно сделал дело – и топай домой :)

Слава: Чем больше находишься в горах, тем больше вероятность "оступиться". Погостил немного и хватит.

- Вообще fast&light – все еще на острие "альпинистской моды", как вы считаете? Или просто становится само собой разумеющимся?

Миша: Я бы не называл это модой. Это естественное смещение акцентов в нашем виде деятельности, который характеризуется конечным количеством непройденных вершин и стен на планете. Поэтому вопрос "как" становится все более важным.
А вообще ходить нужно не как модно, а как нравится, и чего душа просит. Если душа просит помедитировать на рельефных скайхуках, пожить втроем в двушке-платформе, и с провешиванием, и с баулами – значит нужно так и лезть, а не оглядываться на то, что это в текущем десятилетии не модно :)))

- Для вас где сейчас верхняя планка в альпинизме? К чему стремитесь? Какие планы строите?

Миша: Мы стараемся планок себе не ставить, и без этого в жизни хватает всяких ограничений. Планов громадье, но они любят тишину до поры до времени :)

Следите за следующими публикациями по метке "Хрустальный пик"