"Война и мир" или ДВА слова о Каравшине…

Пишет ivantem, 15.10.2014 15:37

Писать коротко о месяце жизни, который делит ее на период ДО и ПОСЛЕ – тяжело и может невозможно.
Краткое содержание "подкатом" для тех, кому "многобукафниасилил":
в Каравшине уже бывали и очень хотели вернуться. Это удалось совместить с участием в Чемпионате России. Полазили хорошо: три 6-ки "А" и одна 6-ка "Б", соревнования выиграли.
За подробностями, жмем дальше…

Часть первая, вводная.

30 июля в киргизском горном ущелье Каравшин стартовал Чемпионат России по альпинизму в "техническом классе". В нем приняло участие 19 команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Томской, Свердловской, Ростовской, Новосибирской, Иркутской областей, Красноярского и Ставропольского края.
Предшествовали этому горовосходительному буйству почти у всех команд тренировочные сборы.

Состав делегации ТФА был следующим:
Иван Темерев и Василий Терехин (команда Arc`teryx в России), с ними в тройке Федор Копытов.
Ермишина Анастасия (в двойке с краснояркой Полиной Галацевич) и в качестве судьи Елена Темерева. Позднее прилетели судить Юля и Карина Сапуновы.

Заезд томской сборной начался с перелета из Новосибирска в Ош 18 июля. Здесь по накатанной в 2011-м году тропке селимся в гостевом доме у Именжона, закупаем продукты преимущественно в супермаркетах и частично на базаре. Заправляем на газовой заправке около горы Сулейманка два больших газовых баллона на 9 и 11 литров под стационарную готовку в базлаге и с помощью нехитрого переходника за пару часов заливаем еще 15 мелких ковеевских баллончиков. Вместе с оплатой такси сумма выходит около 1,5 т.р. – это стоимость примерно 4 новых баллончиков по 250 гр. Есть небольшая разница…

Предварительный опрос на Риск.РУ о забросках других команд, помог составить общую картину заезда, но не дал повода для объединения трансферов. Долгие переговоры с Аксай-Тревелом насчет вертолетного счастья, также не вылились в ожидаемые скидки. Наше количество груза по 2 бакса вытягивало на очень некислую сумму. Последний аргумент для меня в пользу пешей заброски родился из опыта посещений Средней Азии: "Вертолет в Азии, это больше, чем средство передвижения и прогнозы на его рейсы сбываются реже, чем на хорошую погоду" (с).

В ошском гостевом доме встретили большую группу чемпионатчиков из Екатеринбурга под предводительством трио Ярунов-Дэви-Люба. Их спокойствие в отношении уже не сложившегося вертолетного рейса разбавлялось оптимизмом Анатолия в отношении того, что с ослами нас обязательно обманут.
К вечеру 18-го выяснилось, что из двух винтокрылых машин ВВС Киргизии одна только что без жертв упала на Хан-Тенгри. Когда последняя целая сможет кого-либо куда-либо забросить, теперь под большим вопросом. В ночь на 19-е Ебург экстренно срывается на бусиках в Баткен.
Мы же по плану уезжаем в ту же сторону утром, по дороге прихватывая часть груза только что прилетевших москвичей.

В Баткене обедаем и перегружаемся в чуть более проходимый бус. Дело в том, что Киргизия вступила в военный конфликт с таджикским анклавом Ворух, через который проходил традиционный путь заброски в ущелье Каравшин. Или анклав открыл первым огонь. Для нас это было абсолютно не важно, в отличие от изменившегося пути. Теперь мы заезжали по гравийке среднего качества на высокогорное пастбище Сарез (около 2,5 т.м. н.у.м.) и оттуда с ишачками сваливались через перевал на 1000 м вниз в ущелье Каравшин, примерно в 15-18 км выше по течению от Воруха.
Ослики нас уже ждали, как и погонщики. С их стороны переговоры вел Заир, так как он около 6 лет проработал в России и владел русским языком лучше своего старшего брата. Суть общения была проста, чтобы мы взяли больше ишаков и платили уже напрямую ему, а не начальнику Баткен-трэвела Жунусбеку. Кроме того пытались "развести" на оплату обратного рейса. На такое мы пойти не могли и, пользуясь наличием мобильной связи, вывели общение на Жунусбека, списав свой отказ на возможный вылет из района на вертолете.

20-го рано утром приехала спортивная часть группы Ебурга с едой на 4 дня и желанием зайти в район пешком для начала акклиматизации, пока Толя и Люба забрасывают груз вертаком.
Наш караван в 10 ишаков вышел с пастбища около 7.30 утра. Все вещи, кроме штурмовой ветрозащитной курточки Arc`teryx (на всякий случай), перекуса и кое-чего по мелочи, ехали на осликах. Мы же тестировали штурмовые сверхлегкие рюкзачки от Arc'teryx Alpha FL 42. Не смотря на свою минималистичность исполнения, идти с ними оказалось на удивление хорошо – и пояс есть, и лямки анатомичные.

Примерно в 11 спустились к реке. Часа через 4 добрались до разваленной глиняной заставы. Часов в 17 были в верхнем урюковом саду. Дальше наши погонщики идти отказались, сказав, что ишаки сильно перегружены и надо отдыхать. Спуск с перевала изрядно пригрузил ноги, да весь день ходьбы на солнцепеке не добавил нам сил. Решили не настаивать на дальнейшем пути. Тем более что у коллег из Екатеринбурга Толян Сыщиков умудрился учесать на развилке после кладбища в другое ущелье. Его поиски продолжались полночи, но результатов не дали. Так мы познакомились с сильной стороной Толяна…
Вот, как это описывают непосредственные участники событий: "… идти до Б.Л. 40-50 км. И на всём этом неблизком пути всего одна неочевидная развилка. И именно на ней один из нашей команды (для конспирации, я буду называть его Толян) пошёл не туда. Пока мы обнаружили пропажу, прошло 2 часа. А для Толяна и 10 минут мегафора! Как мы за ним бежали! Можно смело идти в скайраннинг! А как Толян бежал от нас – это вообще рекорд ущелья Актубек! Короче не догнали. И не беда, что у него ни еды, ни спичек, а от сырой воды – диарея. Такими мелочами нашего Толяна (ударение на последний слог) не возьмешь! ….он бежал пока не отказали ноги. На утро осмотрелся и вместо километровых гранитных стен увидел пологие зелёные холмы. «Что-то не то…» - в Толяновскую голову начали закрадываться сомнения. Внемля голосу разума, он пошёл обратно, и через пару часов встретился с нашими парнями, которые пошли искать его утром. Happy end! Но побегали ночью – знатно. " (с) Альберт Динисламов.

Поэтому 21-го мы со своими ишачками и Заиром пошли дальше, а его брат с парой вьючных животинок остался ждать завершения поисковой операции.

По дороге товарищ погонщик предложил Феде пострелять из мелкашки по консервной банке. С расстояния в 25 метров Федор промазал, а вот Лена банку сбила и этим завоевала уважение у Заира.

Около обеда пришли в базлаг, где уже живет Ростов, Ставрополье и Красноярск. Объятия с друзьями и установка своих палаток. Затем переборка снаряги и подготовка к выходу на аклимуху. Объектом для "подышать" выбрали травянисто-осыпные склоны пика Карасу. Азия-Азией, а высота около 2,5 т.м. и температура с заходом солнца существенно уменьшается. Затестировали мега лёгкие пуховочки Arc`teryx (Cerium LT Hoody Men's ) – тепло и невесомо. Надеемся, что и на стене работать, видимо, из-за сочетания гусиного пуха 850 (тело+рукава) и синтетического утеплителя Coreloft™ (подол, воротник, низ рукавов) с ними будет отлично. Не зря они завоевывали золотые медали на аутдор выставках.

Часть вторая. Разминочная.

Красноярцы повешали веревочку между камнями на разных берегах реки недалеко от лагеря и теперь вопрос с переправой решался просто.

22-го с утра выдвинулись всей томской компанией с парой палаток и спальниками на акклиматизацию. К разрушенным кошам на зеленом плато между склоном Серебряной стены и Карасу пришли около 4 вечера. Высота около 3800. Самочувствие пока хорошее. Решаем перекусить и сходить по простому склону на Серебряную.

В классификаторе такого маршрута нет, так что на горе пишем записку о первопроходе ориентировочно 2Б.

К палаткам спускаемся еще по-светлу, но Насте категорически хочется костра. Нам всем уже "хорошо". Федора даже немного температурит. Поэтому за дровами в разрушенные киргизские коши Насте приходится ходить самой.
Костер удался, а вот посиделки получились скомканные.

Утром 23-го июля идем выше. К Насте пришла горняшка – она решает остаться. Лена немного думает и тоже ложится спать дальше – голова гудит.
Втроем с парнями выдвигаемся на рассвете в сторону северного гребня Карасу – хотим подняться, на сколько сможем высоко. Прохладным утром отмечаем чувство комфорта от легкой куртки Arc`teryx Atom SV Hoody на утеплителе Coreloft.
Зеленка быстро сменяется осыпью. Самочувствие терпимое, хотя в голове периодически накатывает легкий туман. Находим слабовыраженное ребро с мелкой сыпухой и потихоньку за 3 часа выходим на слабовыраженную возвышенность высотой около 4900. На юг гребень спускается к перевалу под пик Карасу, а на север поднимается двоечным ледово-скальным гребнем на безымянную вершинку высотой 5010 м.
Вместе с набором высоты растет температура окружающей среды – солнце все выше, погода шепчет…
Федя с Васей остаются наблюдать и я, не найдя напарников, ухожу один. Из-за горняжной раскоординированности приходится передвигаться с особым вниманием – лететь есть куда. Путь по гребню занимает почти сорок минут. Еще некоторое время уходит на изготовление вершинного тура – визуально все выглядит первовосхождением.

За время моего отсутствия парни успели даже немного поспать и вниз мы пошли довольно бодро. Под собой далеко внизу видим кого-то гуляющего. Как оказалось, Лене полегчало, и она поднялась до середины взлета.
Под Серебряной стеной обедаем и убегаем в базлаг.

Здесь появились новые лица наших старых знакомых – пришел через 4 перевала караван с иркутами и москвичами. Физиономии выглядят изнуренными. Можно прочитать выдержку из их впечатлений: "Заброска наша была феерична – обещанный вертолет всё никак не летел, в Ворухе шла война, из Сориаза увели всех ишаков. В итоге все скопившиеся в Баткене восходители отправились в Узгуруш к Нуритдину.
Путь из Узгуруша в Каравшин занимает два с половиной дня, проходит по четырем перевалам и стоит как заброска вертолетом. К концу пути анекдот про «Хеликоптер Нихт» заиграл новыми, крайне насыщенными красками".
(c) Britt

Времени до чемпионата остается все меньше – нужно лезть на стену. Хочется интересного, но не рейтингового, что резко сужает выбор маршрутов. "Останавливаем палец" на 1000-летия Крещения Руси (Кырчитла) по 6А Потанькина и давнем "недолазе" на Слесова – Перестройке крэк. Последний очень популярен. Туда уже лезет пара бельгийцев, и целятся московские альпинисты.
Прогноз погоды смущает, хоть мы и экипированы в гортекс от Arc`teryx – работать под водопадами нет особого желания. Решаем стартовать на Потанькина и, если останутся силы-время-погода, сходить Перестройку.

24-го в 8 утра уже идем с грузом через лесной перевал в долину Ак-су. На плато тропинка теряется в траве, но мы находим какого-то молодого пастуха и выпытываем дорогу. После этого он разводит руками сплошные заросли арчевника и эффектно в них растворяется.
До нормальной тропы не доходим и спускаемся по крутому склону с колючками и камнями. Этим нехитрым маневром изрядно убиваем себе ноги. Тем не менее, под нашей стенкой перепаковываемся в 13 часов и, отобедав, около 17 выходим в сторону маршрута. В кулуаре около точки старта находим чистую воду – это очень хорошо, потому что в речной течет растворенная морена совсем не "детских фракций". Метров через 200 кустолазания достаем веревки и начинаем работать.
Пройдя три участка в сгущающихся сумерках, попадаем на полочку, где можно поставить палатку. Парни развешивают выше еще две веревки, а я готовлю место под ночевку и растягиваю тент от платформы.

Ночуем комфортно, любуясь огнями фонарей в "подвесных домиках" на Слесова – это Ростов и Красноярск обустраиваются на своих разминочных маршрутах.
Потанькин представляет из себя 1,3 км наклонных "кушерей" 5с-6б и основной почти вертикальный бастион до 7а – примерно 600 метров.
Планы проскочить " кушеря" и выйти в один день выше начала бастиона не удались – основательно тормозили на "плюсах" баулы. За 25-е успели подойти под его начало и то хорошо.

Наблюдали полдня красноярскую команду на спуске с 1000-летия по французскому ребру. Радовались обновленным петелькам.
Также смотрели "танцы" на Перестройке – кто-то полдня поднимался вверх, а потом скатывался вниз. Оказалось, москвичи не рассчитали силы и уехали восстанавливаться.
В этот день Настя с Леной хотели сходить 5А на Желтой стене, но теперь приболела Лена и Насте пришлось искать напарника. Выручил ее москвич-скалолаз Валик. Как сказала Настя, восхождение получилось учебно-методическим.
Мы ночевали чуть ниже начала бастиона на отличной полке. Радовала наша стеновая палатка - мембранный тент от надувной платформы – ночью было изрядно холодно, но внутри ткань оставалась сухой. Спать при этом было довольно тепло, хотя спальник у нас был откровенно никакой – тонкое древнее синтетическое одеяльце из Триала за 500 рублей ;-)

26-го опять хорошая погода, но после 10 часов стало ветрено. Рельеф "встал", лазание усложнилось. В широком камине, где 4-ка даже не пыталась зацепиться за стенки, но куда я категорически не влезал, пришлось задуматься, а потом плюнуть на все и подитошивать с подлазами. Время уходило - надо было заканчивать маршрут.
Слегка смущало, что в описании 2013 года Игоря Савельева он все прошел лазанием, а фото отчета в нашем телефоне заканчивались как раз на бастионе. Что-то все вокруг перестало смотреться лазовым.
Ориентирование и сомнение отнимали силы и время. Заитошил угол с щелью, подзабитой землей и травой, и "спекся" – начало при нагрузке сводить судорогой спину. Еле выгреб на большую полку, где у первопроходцев была третья ночевка, и отдал лидерство Федору. Здесь же разрешилась загадка, которая мучила нас с начала маршрута – как они носили воду? В пластиковых советских канистрах – по крайней мере, ее останки лежали в камнях.

Веревку с полки Федя выскочил не задумываясь, а затем нашел себе болдеринг в обход карнизика - по фиговым подхватам с мерзкой страховкой еле-забитыми якорями. Но справился.

Еще 2 веревки и вышли на пешеходную крышу. Вовремя – седьмой час. Вещи кинули под вершинной башенкой, а сами сходили наверх для фотосессии. Интересные ощущения – хорошо видно оба ущелья – и Ак-су и Кара-Су. Домой – да-а-а-леко-о-о-о :-) Пользуясь прямой видимостью, общаемся по уоки-токи рациям с томичками в базлаге. С грустью узнаем, что начало чемпионата сдвинули на один день раньше.
Находим первую дюльферную петлю на северном гребне в сторону французского ребра и уходим спать.

Малый Асанчик. Симпатично смотрится?

27-е число опять радует солнышком. Катимся по петлям и буржуйским карабинчикам с неплохой скоростью – дюльфера по 60 метров и потом еще 5-7 метров долаз вниз до следующей петли. Со счета сбились на 17-й веревке. Потом нам рассказали, что их около 35. Каждые 4-5 питчей снимаем что-нибудь из одежды – печет все сильнее. К травяному склону приезжаем через 8 часов от начала и в одних термухах Phase SV Zip Neck и беседках R320a Arc`teryx – жара невероятная.

После обеда возле реки идем в кош с надеждой на транспортные услуги осликов. Как бы ни так – в горном жилище никого нет и вряд ли предвидится.
Очень не охота, но деваться некуда – тащим все сами.

Пальцы у всех после горы в тяжелом состоянии, но Вася рвется на Перестройку. Что ж, Федор соглашается составить ему копанию, а я ухожу в Кара-Су пробовать вникать в судейские нюансы.

Из ущелья в ущелье перебегаю с грузом на каком-то непонятном драйве за 2,5 часа.
Следующие два дня, в общем-то, ничем примечательным не отметились в памяти. Особой необходимости в присутствии в лагере не было, но отдыхать-то тоже нужно. Небо после обеда стала проливаться дождем. Парни на Перестройку не пошли – заопасались осадков.

Часть третья. Фокус-покус.

30-го состоялось открытие и жеребьевка номера выбора маршрута. Добавили в рейтинги 3 возможных первопрохода: Иванова на 4810, Хвостенко на 1000-летия и мой вариант по западной стене на пик Котина. Причем сходить линии теперь мог кто угодно.

На выбор маршрута всем давалось не более получаса, но очередь двигалась быстро и наш 10-й номер подошел резво. Многое рейтинговое уже разобрано. Крицука мы ходили, и повторять его на чемпионате не горели желанием. При таком-то количестве линий!
Основной выбор шел между Вороновым и Иголкина. Против первого было то, что его надо лезть, чтобы он стоил достойно, а погода не обещала ничего хорошего. Иголкин попахивал авантюрой – повторений нет, нитка прорисована слабенько, описание подходит почти к любой части стены.
Получили устрашающую консультацию у "мастеров" Воронова (Савельев-Иванов) и заявили Иголкина. ;- )
Расчёт основывали на том, что низ совпадает (почти) с Сахаровым, а верх с Крицуком. Осталось найти нехоженую траверсную середину на связке двух линий. "Неужели в 1990-м году там не осталось железа?" - подумали мы, - "Или там будет рельеф под лазание".

Вечером сортируем железо и надуваем платформу двушку, чем вызываем нездоровое оживление у окружающих: "В ЭТОМ втроем?" Знаем, что будет тесно, и она может превратиться ночью в гамак, но это же спринт!

Облегчаться надо не только за счет суперлегкой экипировки Arc`teryx. Есть еще позиции, над которыми стоит поработать, и тут вес надувашки 6,7 кг существенно выигрывает у стандартных 10-12 кг.
Анализ ниток маршрутов в отчетах Сахарова и Иголкина дает интересную картину – первые 7-8 веревок категорически совпадают. Валерий Викторович подсказывает, что видел внизу чуть правее Сахарова какие-то шлямбура.

31-го числа с утра ждем, когда погода наладится и провожаем коллег с "байдарками" (из баулов торчат рамы от платформ). В противовес соседей обзываем нашу надувашку "рафтиком". К обеду осадки только усиливаются. Приходится выдвигаться, хотя целесообразность сомнительна.
Доходим в цирк 4810 за 3 часа. Отовсюду льются водопады и текут ручьи. Радуют куртки и штаны Arc`teryx с Gore-Tex – пришли к месту ночевки сухие, но от рюкзаков, конечно, слегка отпотевшие.

Верх пика 4810 сначала был в облаке, а к ночи, когда туман растянуло и осадки подутихли, стало видно, что стена до середины засыпана снегом и залита льдом. "Вдохновляет" на быстрое восхождение… Находим откол-внутренний угол правее Сахарова и определяемся с точкой старта.
Бивуак ставим на большом камне недалеко от судей. Гуляем в гости к красноярской команде (Паше-Вите), обсуждаем перспективы. Все соглашаются, что старт завтра выглядит весьма затруднительным. Завидуем парням, которые жалуются на избыток тепла в своей самодельной свежесобранной платформе.

1 августа утром светит солнце, но по всей стене сразу течет вода. Низ маршрута лазовый и на мокром там очень грустно. Решаем пару часов переждать, чтобы подсохло.
Красноярцы не выдерживают и стартуют обе команды (на Сахарова и Воронова). Следом уходят на Крицука Ставропольские спасатели.

Мы терпим еще пару часов и …? Начинаются осадки. Смотрим в бинокль за начинающейся борьбой за выживание на стене.
Чем дальше, тем мощнее дождь, превращающийся в снег. По стене идут водопадики. Все ставят платформы там, где прижало непогодой. А мы залазим спать в палатку.

куда-куда собрались?

авторы свинюшника под 4810, отзовитесь? Спустили это все в базлаг.
"Война и мир" или ДВА слова о Каравшине… (Альпинизм, томск, тфа, Arc`teryx, темерев, терехин, копытов, чемпионат России 2014)"Война и мир" или ДВА слова о Каравшине… (Альпинизм, томск, тфа, Arc`teryx, темерев, терехин, копытов, чемпионат России 2014)

2 августа утро солнечное, а стена в ледовых потеках. Часок собираемся с мыслями и, решив, что будет только хуже, стартуем.
Красноярцы на Сахарова не шевелятся почти до 10 утра. Вот, думаем, хорошо им в теплой платформе. Потом они признались, что из-за конструктива "домика" каждое утро начиналось, как подъем из криогенной камеры, посему и начало работы всегда было такое не раннее.

Параллельно с нами выходят москвичи (Савельев-Иванов) и иркуты (Клепиков-Войличенко). На стене здоровое оживление. Необычно видеть такой плотный траффик на таком бигволе. В передовом лагере остаются питерцы, которые стоят в очереди за Красноярском на Сахарова.

Спортивнее всех смотрятся ставропольцы – ходят по веревкам с 7 утра. За первый день они обработали 3 участка Крицука (из-за гудящей разрухи, почти самые трудные на всем маршруте) и на второй веревке поставили платформу в углу. Оказалось, что всю ночь ЧЕРЕЗ платформу лилась вода. Тележка "старого разлива" в исполнении Дмитриенко Евгения не приспособлена к таким экзекуциям – она отлично пропускает воду внутрь и собирает ее снизу под полом. За часок набирается такой бассейн, что стропы начинают потрескивать. Решается проблема водоема снизу одним махом ножика, а сверху тент нужно перешивать из совсем другой ткани. Для ставропольцев эти нюансы стали неприятным откровением (Женя привет! ;-)). У мужчин не все оказались готовыми отжать трусы (термуху, штаны, кофту, пуховку…) и продолжить работать вверх. Утренняя суета превратилась в спуск с маршрута.
Вообще я бы назвал этот чемпионат – соревнованиями по тест-драйву платформ: Красноярск 1 и Новосибирск сделали платформу перед стартом. Ебургу переделывали тент на Крюконожной платформе в Манараге. Мы впервые вышли с "рафтиком" на стену. Красноярск 2 просто взял на складе федерации какую-то "телегу" и не сильно вдавались в подробности ее целостности. Иркуты откровенно "гомачили" :-) и только суровый Клепиков уже прошел эту школу ночевки в конвертиках, а вот Сергей так описывал нам привыкание к бивуаку: "Повешал тряпку, засунул спальник и сам поместился внутрь гамака. Стал натягивать спальник, дотянул до пояса – устал. Уснул. От холода проснулся, натянул до плеч – устал, уснул". Эта присказка "устал-уснул" стала нашей постоянной шуткой на все время чемпионата.
Визуально, только Москва и Питер уже ходили со своими телегами и не испытывали с ними сюрпризов. Для остальных команд, так или иначе, случались бивуачные откровения. Зачастую неприятные.

Первым у нас работает Василий. За пару пустых веревок (без местных крючьев) его стягивает справа налево в сторону шлямбуров. Идем вдоль-по Сахарову, постоянно пытаясь спрыгнуть направо – но рельеф тянет вверх. Стена мокрая, однако, Василий много лезет и лишь периодически подшагивает по дыркам и болтам. Около обеда опять непогодит, но мы уже чуть выше предыдущего места ночевки Красноярска 1.
Направо ничего не уходит, но пока движемся через карнизики по нитке Иголкина. Учитывая, что он был здесь на 4 года раньше Сахарова, предполагаем, что нитки вполне могут и совпадать до ухода на траверс в сторону Крицука.

Остаюсь на 6 веревке ставить платформу (бью спит), а Вася с Федей идут провешивать участки дальше.

Осадки не такие мощные как 1 августа, но подсыпают регулярно – стена не сохнет. Хорошо, что куркти Arc`teryx Alpha SL Hybrid и штаны с Gore-Tex пока вывозят. Дома читали, что в этих моделях сочетаются особо прочный Gore-Tex Pro Shell в области плеч и подмышек и легкий Gore-Tex Paclite - на всей остальной поверхности. Считается, что такая конструкция позволяет максимально снизить объем и вес куртки, при усилении в областях наибольшего износа.

Ставлю платформу слегка неудачно – одна сторона "играет" на оттяжке и стенки не растягиваются нормально. Кроме того, наслушавшись ужасов о лопающихся матрасах Интекс, надуваю его не до "звона". Это превращает нашу опору в этакий – "бутербродик с огурчиком". И в качестве маринованных овощей выступаем мы! После 20:00 сыпет конкретный снежный заряд и по стене начинает лить. Насквозь мембранка вроде не протекает, но на внутренней стороне образуется двухмиллиметровый слой влаги, который собирается в капли и периодически сыпется вниз. На дугу для оттяжки тента мы тоже облегчились. Приходится Феде, который сидит посередине, исполнять ногой роль упора в ткань. Боковые треугольники "домика" сделаны из легкого каландра и с ветреной стороны вода протекает по нему, скатываясь внутри матраса по ложбинкам. Трамбуем течь носками и кофтой.
Следующая брешь открывается в районе строп – они выходят из платформы наружу к скале и воду потоком закатывает по ним внутрь. Как можем, отгораживаемся строительным ковриком с фольгой – это вся наша теплоизоляция.
Мы уже изрядно отсыревшие и находимся во влажном мешке. Перспективы мрачненькие. С большим трудом добываем огонь: от одной зажигалки с газом и другой с искрой. Этим пламенем заводим горелку, а от нее запускаем джет-боил (газовые баллоны новые и от избытка давления поток газа не хочет "заводиться" от искры).
Быт более-менее налажен. Вечерняя (ну, ой-вкусная!) китайская лапша и пора устраиваться на ночлег. Вася не может сидеть с согнутыми ногами – сказываются прошлые травмы, поэтому укладывается на матрас, а мы, полусидя, устраиваемся на нем сверху – "бутербродик" готов к употреблению!

Мне кажется, что опираясь спиной на холодную стену, к утру есть все шансы проснуться заболевшим. С легким ужасом представляю себе еще пару таких дней и ночей. Попахивает дюльферами… Я уже проходил отсидку на стене ТРОЕ суток непрерывного дождя в Ергаках 2009г. Впечатления свежи.
3 августа начинается около 4 утра. Дольше Василий терпеть такой сон не может – прохладно. ;-) Мы с Федей вроде не очень мерзнем, хотя и избытка комфорта под влажной триал-тряпкой (спальником) не испытываем. Удивительно, что за ночь Gore-Tex и все что под ним, более-менее подсохло. Этому, несомненно, способствовало прекращение осадков.

Легкий завтрак с круассанами и кофе… приснился, пока кипятили джет-боил. Пуэр и кашка-растворяшка. Первый бодрит, а вторая незаметна в желудке уже через час.
На улице ледок на скалах и веревках – одеваем все слои Arc`teryx, вплоть до пуховечков Arc`teryx Cerium LT Hoody Men's и этим как-то спасаемся.

Сдуваем бивуак и выходим на большой карниз. Вася вчера искал нитку Иголкина, поэтому боданул его своим путем (парой дырок) совсем справа (без захода на шлямбура и контрольный тур Сахарова).
Отсюда первым выходит Федор. Рельеф ставит в ступор – болтов и дырок нет. Скала "тянет" вверх – нам же надо вправо под 45 градусов. В ход идут СВОИ дырки, съемники и поганские якоря до А3. Скорость падает до "минус первой космической" – на участок 30м уходит около пары часов. Но на картинке четко нарисована, а в тексте описана точка пересечения первого карниза Иголкина ("Птицы") - в правой части через понижение.
Если первому пропустить дырки очень легко, то, когда делаешь маятники через полстены, успеваешь рассмотреть весь рельеф. Я уходил последним и разглядывал маршрут, думаю, сильнее Федора – очень хотелось попасть на следы первопроходцев. Ничего не было. Категорически.

После нас на маятниках оставались якоря, шлямбура и пр. После Иголкина девственно чистые стены. Коперфильд?

Нашел два шлямбура-столбика с титановыми ушами примерно на 60 метров по вертикали ниже перехода через карниз. Забиты явно для станции. На одном из них мотявочка для дюльфера, но под ними 5 дырок под скайхуки, хотя рельеф лазовый.
Еще один шлямбур-столбик с классическим советским "спортивным" ухом (под карабин Ирбис) нашелся чуть в стороне от перехода через карниз. Без мотявок, но и дырок на зеркалах вокруг нет! Ну, не было до нас. Можно ли там пролезть? Наверное, набычившись, эти пассивы одолеваемы. 7а-7б, но страховаться категорически негде. Вообще монолитная стена, тем более для периода, когда якорей еще не было.
Один шлямбур с титановым ухом видели левее (приблизительно) на 15 метров от перехода через карниз (над карнизом). Однозначно спусковой.

Через "Птицу" Федор переходил на скайхуках по дыркам (своим) и было это долго. А вы как думали на первопроходе?
Дальше картина такая же – вверх рельеф мало-мало просматривается, вбок – зеркала под дырки и хоть ты тресни – ни-ка-ко-го железа от первопроходцев. Все ожидания идут прахом – артефактов нет, рельеф отстой.
Время около 15 часов дня. Над нами красноярцы громко рассказывают друг-другу, что лезть непонятно куда – рельефа давно нет. После этого с матом что- то отламывают и кидают вниз. То, чего нет, становится, видимо, еще меньше. Мы уже чуть правее, а питерцы на первых веревках маршрута чуть левее – никого не задело.

Лидерство захватывает Василий и довольно быстро продвигается на веревку вверх. Точки страховки вызывают у него глухие нецензурные высказывания – падать категорически нельзя.

На 16-тичасовой связи передают улучшение погоды на ближайшие дни. Эти слова из рации сопровождаются легким новогодним снегом с почти чистого неба, который очень красиво подсвечивает солнце. К счастью, осадки слабо сказываются на стене – трение нормальное. Только холодно очень – из пуховок Arc`teryx не вылазим.

До слияния с Крицуком отсюда около 4-х ОЧЕНЬ косых веревок и еще один карниз. Наш маршрут стоит 5 баллов и это 6А. Мы шли по Сахарова (4,8 балла, 6Б) и должны выйти на Крицука (4,5 балла, 6Б). Нестыковка в категории и оценке теперь наводила на грустные размышления, и смотрелись эти 4 веревки, еще как минимум одним днем работы. Дырки на косых веревках бьются очень тяжело – проходили на зимнем первопроходе в Ергаках.

Вариантов развития событий виделось три:
1. находим следы первопроходцев;
2. дюльферяем вниз и стартуем на какой-нибудь 6Б;
3. выходим максимально вверх и вправо. Оттуда очень косыми дюльферами (после м-та Могилы на Аксу нам уже ничего не страшно :-) ) уходим на Крицука. Куда выйдем. И оттуда лезем вверх. Да мы теряем в рейтинге 0,5-0,7 балла, но за день работы проигрыш куда сильнее.

Обсудили это с Василием и сделали установку на максимальную работу вправо-вверх, а там будем посмотреть. К счастью, под небольшим карнизиком (по описанию НАД НИМ ночевали ПП) находится серия покатостей с направлением вправо. Вторую веревку удалось провести на 30 метров через-над карнизом. Никакой полки под сидячую ночевку (две ночи !!! у ПП) там не нашлось. Щель затухла и дальше голая стена до ключевых карнизов Сахарова (где как раз вставал на ночевку Красноярск 1). Решаем, что это будет точкой спуска вниз на Крицука.

Нам актуальна хотя бы маленькая полочка для опоры под платформу – находим ее в одной веревке над карнизом "Птица". В этот раз надуваем "рафтик" основательно и спим уже терпимо.

Подъем без будильника 4 августа устраивает опять Василий между 4 и 5 часами. Не спится ему ;-) Это в целом хорошо, потому что сборы долгие и выходим на перила только к 7 часам.
Дюльфера с таким уклоном – вещь крайне напряженная. На первой станции получается забить якоря. Это крайняя точка пересечения визуальной линии Иголкина в сторону Крицука. Отсюда примерно 2,5 веревки вверх-вправо.
На второй дюльферной базе бьем два титановых "столбика".
По дороге из железа встречаем только невнятный гнутый в бараний рог ржавый лепесток с гнилой петелькой, которой легко может быть 24 года. Чье это? Если Иголкина, то КАК они прошли все остальное? Эта загадка теперь мучает нас.
Ведь мы ходили Крицука и все нашли, Сахарова – линия читается и есть железо. Делали 3-е прохождение м-та Могилы на Асан. Уж куда, как косые веревки – все нашли. Здесь наши усилия оказались тщетны…

На Крицука попали около 10 утра на 1,5 веревки ниже полки "Варежка". Через час были на ней. Лезется, и на удивление много! Интересно узнавать участки уже после того, как прошел их: "О! Тут я три года назад итошил…"
Особенно приятно чувствовать измененное сознание, когда лезешь щели – спасибо Олегу Хвостенко и его трэд-контесту на Столбах! Такое лазание стало намного увереннее.

Около 16:00 вышли на полку «Груди». Мои руки не кисло загибает судорогами. Дальше полез Василий. Начинает затягивать облаками. Через часок мы в камине, по стене которого периодически течет вода. Хорошо, что здесь не лед. У красноярцев на Воронова срыв первого с ударом пятками об полку. Решают, что будут делать дальше.

Пытаемся выскочить на полку "Балкон", но энергия в мышцах и свет на улице заканчиваются. После 21:05 останавливаемся в конце камина на мелких ступеньках-полках. Почти до 24:00 ставим платформу и готовим еду. Ужин на улице при свете луны – романтика!

5 августа утром всё припухшее и с трудом сгибается. Погода отличная, легкий морозец. Работать начали около 8 утра. Вся одежда на нас, но что-то не потеем. Хотя и не замерзаем насмерть.

Первым сегодня Федор. Идет всё уверенно, хотя много снега на скалах и льда в щелях.
Около 10:00 на "Балконе". С грустью наблюдаем за красноярскими друзьями, которые скатываются по московским дюльферным станциям с Воронова. После срыва работать вверх малореально – нога у Жени чувствует себя все хуже.

Часов в 13 мы в кулуаре, с которого лазание упрощается. Но вышло солнце и нас конкретно разморило теплом. Кроме этого потекла вода, а Федор стал очень сильно кидаться снегом и льдом. Скорость заметно падает. Еле скребемся и в 17 выходим на гребень. Дальше опять работает Василий, а мы еле тащимся с баулами. «Батарейки» у всех почему-то сели.
Скалы в снегу, разогнаться не удается и на вершину выползаем около 20 часов. Пару фото заката и на 200 метров ниже вершины растягиваем на площадке нашу надувашку.

По связи нас удивляют и радуют – судьи приняли решение, что наша комбинация Сахарова-Иголкина стоит 4,8, а не 5 баллов. Думали, разденут ниже – подарок! Решаем завтра, хорошей шутки ради, узнать, можно ли нам теперь заявиться на Крицука.
Если вы считаете, что про Иголкина я половину выдумал, чтобы оправдаться или, что мы не умеем ориентироваться на стенах, то это ваше право.
Но все описанное, было на самом деле. ;-)

C маршрутами Иголкина есть еще подвох в Каравшине. Дело в том, что западную стену пика 4810 команда ходила в классе *барабанная дробь* ТРАВЕРСОВ! После пика Одесса альпинисты прошли по гребню на 1000-летия крещения Руси (Кырчитла), затем на пик Котина, Духтарак и Духтарча… Предположу, что крутой поворот на стене 4810 связан именно с продолговатостью предстоящих им приключений. Прохождение гребня пика Котина от перевала с Кырчитлой является теперь самостоятельной 5Б. Как попадать на перевал, видимо, никого из классификационной комиссии не волновало во время принятия решения. На местности вам предстоит преодолеть 1,2-1,5 км (!) скального рельефа различной сложности. В общем, готов сказать, что такой 5Б тоже не существует.
Времени на стене подумать хватает. Сложилось ощущение, что м-т Крицука еще ждет своих открывателей. Если на второй веревке уйти из угла на левую внешнюю сторону, а перед "Балконом" - вправо на систему щелей, то эту 6Б, теоритически, можно всю пройти свободным лазанием.
А что, вы не лезете 7b-7с трэдом? :-)

Ночь на 6 августа ОЧЕНЬ холодная – одеяльце категорически не спасает. Василий еще до 4 утра на ногах. Все опухшие – красавцы! Рассвет очень впечатляющий, настроение отличное, теплеет каждые 10 минут.

Пройдя по гребню, находим дюльферные петли по левой стороне (как смотришь вверх) и бодро катимся вниз. Смущает, что спускаемся все ближе к западной стороне и маршруту Овчаренко, а уходим в другое ущелье на долгий обход - вправо на маршрут Назарова.

С 14 часов прыгаем по бешеной сыпухе. Как очень точно сказали красноярцы – "попадаешь в какой-то лунный кратер-карьер". Очень неудобно передвигаться. Очень тяжело с баулами. Подсчитали общий вес баулов – у нас на старте было около 75 кг и стало около 54 на спуске. Палок нет, поясА от баулов в палатке под стеной – коленки "плачут", мы тихонько материмся, но под жарким солнышком идем все ниже.

На радиосвязи Крицука нам не разрешили, и кажется, соль шутки не поняли. Ну и ладно. Заявились на Сахарова. Уже без юмора.

Примерно в 16:00 у судей в Аксу. Пришла Лена – кормит нас и поит. Появились феи – Карина Сапунова и Лена Дмитренко. Их волшебство в том, что с ними Заир с ишачками. Теперь груз поедет не на наших спинах. Блаженство!
В этот раз на перевальчик шлось так тяжело, что даже пустому подъем дался с большим трудом. Вечером в базлаге, поздравления с горой от тех, кто в лагере, остатки тепла в самодельной бане. Хорошо внизу!

Часть четвертая. Быстрая.

7 августа отъедаемся, отпиваемся и… переносим старт на сутки. Погода портится, но дальше прогноз вроде хороший.

8 августа уходим на второй круг под 4810 на Сахарова. Погода стабилизировалась – все русла по дороге сухие и по утрам на стене холодно.
Кошки не берем, так как маршрут проходится без них, поэтому имеем утром 9 августа интересное физкультурное упражнение. Называется: залезь по фирну 35-50 градусов со скальными фифами и скальным молотком. Ботинки тоже у всех ни разу не рантовые – ступени не побьешь. Подъем группы под начало маршрута занимает часа полтора. Возле стены очень удачно выкидываем в рантклюфт жумар ("совсем новый, два года всего ему!!!" – плачет Вася). Начинаем работать на стене около 9 утра (кажется).

Используем местные шлямбура для организации промежуточных станций – идем одновременно. Вася лезет, я с грузом поменьше иду по перилам и страхую его через гри-гри (мне завтра лидировать). Федин день по нашей тактике через двое суток, поэтому он "отдыхает" с двумя баулами. По идее с одним должен жумарить, а второй под собой полиспастиком подтягивать. Начало пологое – что-то не ладится, и он совмещает баулы в один груз. Лицо становится совсем грустным, но не жалуется и тянет-тянет-тянет…

На четвертой станции, при передаче снятого после Васи железа, карабин почему-то выщелкивается из оттяжки, и снаряга улетает к жумару. Станционных петель после этого не очень хватает.
Стена сухая и пусть холодно, но "гребем" активно. К 18 часам проходим 10 веревок по 60 метров и оставляем Федю организовывать надувной бивуак на небольшой полке. С неугомонным Васей провешиваем перила под большой (ключевой) карниз. Через 100 метров после полки шлямбура пропадают, и нитка начинает читаться намного хуже - рельеф беднеет, ито усложняется. Заканчиваем работать под карнизом и в темноте скатываемся в домик.

Почти 900 метров подъема за 1 день. Хорошо идется по хорошей погоде! На маршруте Воронова работают иркуты – Саня Клепиков тоже прошел в этот день очень прилично. Больше западная стена 4810 никого не манит. Большая часть команд лезет на Слесова и по восточной стене пика Одесса.

На это восхождение решили поступиться весом, но спать комфортнее – взяли пуховый басковский спальник коконом на 1,3 кг. Теперь вольтом не расположишься - нужно пихать ноги в одну сторону.
Жутко тесно, зато тепло! Утром Федя просыпается с чехлом от спальника на голове, затянутом на горле. Шапка ночью свалилась, и он инстинктивно чего-то нахлобучил.

После соревнований коллеги из сборной ветеранов Москвы (как они себя называют) нам рассказали, что после Иголкина в 1990-м году по этой нитке пробовали двигаться голландцы в 1992-м. Они работали с бензодрелью и пробивали маммутовскими шлямбурами. Дошли до полки под карнизом. Потом погода совсем испортилась и они уехали.
Затем Сахаров в 1994-м. В 2002-м здесь резвились чехи. Я видел нитку, которая обозначена, как 7а/7b, без ИТО. Такой расклад очень удивил, потому что уже несколько лет, как слышал характеристику маршрута Сахарова – самый итошный маршрут на западной стене 4810.

10 августа я, кажется, нашел ответ, почему у чехов нитка без ИТО. Хорошие 10-е шлямбура заканчиваются под большим карнизом. Мне кажется, дальше они не поднимались.

А мы начали работать на перилах в 7 утра, и пошли, конечно, выше. Только очень медленно, по сравнению с предыдущим днем. В карнизе есть ступенчатые понижения и, в принципе, он лезется (6с-7а), но страховка непонятная, поэтому большую часть шагаю на крюконогах и лишь иногда подлезаю. Свежий красноярский якорь затягивает под вторую ступень и зря. С него явно маятили влево к старому советскому столбику-шлямбуру – дальше голая стенка метров 8 и в конце станция. Веревка за мной и так уже 5 раз меняет угол. Долблю 6-7 своих дырок и прокладываю косую диретиссему.

Точнее всего соответствует описание первопроходцев, но, как верно подметили питерцы, сразу после преодоления участка. :-)

После карниза лазание вправо, перемежается с ИТО. Затем скайхуки по 8-м дыркам и маятник во внутренний угол. Судя по "соплям", на которые попадаю, до угла первопроходцев не докачнулся метра полтора. С пассивов бью дырку и ухожу вверх.
Две веревки по углу с интересным лазанием по щелям и в распорах, выводят на карнизы, по которым написано ИТО вправо. Странно, что идется лазанием и страховка камалотами вполне адекватная.

Федя вчера явно перегрузился, а ночью, видимо, подстудил голову. Сейчас его температурит и "выключает". Вася кормит болезного таблетками и забирает страховку. Я настоятельно рекомендую ему внимательно слушать себя и если что, скатываться всем вниз. Осложнений на фоне усталости нам вовсе не нужно. Федор спит, и вниз ехать отказывается.

Прихожу на вертикальную щель под ИТО. Ноги в скальниках начинают болеть нещадно. Дальше опять по карнизу вправо. Написано, что лазанием. То ли усталость глаза закрыла, то ли еще какие факторы, но не лезется - все пассивное и страховаться негде. Еле догребаю участок и на станции с криками сдираю скальники – боль дикая.

Василий забирает снаряжение и уходит на веревку вверх. Получается тоже не быстро – старые шлямбура идут параллельно друг-другу в несколько ниток. Пока разгадываем шарады, потихоньку спускаются сумерки.

Привычная схема – дополнительный спит, платформа, китайская лапша, тесный сон.

11 августа Федору легче, но работать первым пока не готов. Мы уже боремся сами с собой – какие там чемпионаты? Быстрее-выше-сильнее. Кто работает на каком маршруте, сколько это принесет баллов? Не очень вдаемся в эти нюансы на радиосвязи. Прикольнее победить себя и выжать всё, на что способны. Идем ва-банк и говорим нашему матрасику "дозвиданья"! Как и надеялись, долетает до ледника.

Воды остался 1 литр, все теплые вещи на нас – баулы максимально облегченные.
Первым лезет Василий и зашнуривает с отличной скоростью. ИТО редко, а страховка адекватная, хоть и не по шлямбурам. В 13 часов вываливаемся из макроугла на псевдогребень. Лазание резко упрощается, крутизна падает, мы, как можем, ускоряемся.

По гребню идем раза в полтора быстрее предыдущего "заполза" – и снега уже поменьше, и мы как-то посвежее. Еще подбадривает адреналин, играющий от мысли, что мы "выбегаем" из трех суток.
На вершинную башню попадаем без пяти минут 17:00 и совсем без сил. Чемпионат для нас завершился. Радуем базу по радиосвязи о достижении вершины, разбираем снаряжение, топим снег и отпиваемся чаем. Иркутск на Воронова уже недалеко от вершины, но, кажется, не успевают сегодня выйти.

По связи нам и группе Клепикова разрешают спуститься в свое ущелье по 6А Овчаренко. Больше на западной стене никого не ожидается. Мы как знали, попросили закинуть иркутов к себе в палатку под маршрутом пару буров и multihook.

Скатываемся 5-6 дюльферов также, как в первый раз, и уходим очень косыми перилами в сторону контрфорса Овчаренко. Преодоление таких спусков с баулами всегда отдельный подвиг. Темнота накрывает как раз, когда нужно искать спуск по незнакомой 6А. Внимательно светим вниз и решаем разровнять площадочку там, где стоим. Благо в трех метрах бежит вода.

Домик без надувашки на очень пологой стене встает криво, но спим мы от усталости без задних ног.

12 августа просыпаемся около 8 утра и лениво завтракаем последней гречкой вплоть до первой связи в 9:00. Вид в сторону Ломо и Пирамидального просто фантастический, погода отменная.
Дюльферяем, подбирая по дороге старое железо и собирая станции на нем. Иркутск на вершине и вежливо ждет, когда мы освободим спуск, чтобы не присыпать нас.
К 13:00 попадаем на верхнее плато ледника (к стартам на Воронова, Копейки и Лавриненко). В этот момент сверху сходит такой обвал, что мы очень радуемся нашей отдаленности от маршрута Лавриненко, который перекрыло полностью. По связи Клепиков говорит, что это не они и у них все в порядке. Радует.

По морене доходим максимально низко и за пару дюльферов на своих ледовых проушинах попадаем к началу бегршрунда.

С удивлением видим пару человек, которые с кучей железа и в связке двигаются вверх по склону с нашим сдувшимся матрасом! Оказываются испанцы (каталонцы) – ищут начало Русяева. Как можем, на пальцах тыкаем в стену и картинку. Их смущает сильное отступление берга. Забираем Intex и уходим в сторону нашей палатки под маршрутом.

Солнышко светит. Греемся, загораем. Настроение отличное – маршруты прошли, чемпионат закончился, ура!

Пока собираем палатку под стеной, приходит Лена и расстраивает: коллеги написали протест (хм, на действия судей ;-) ) связанные с маршрутом Иголкина. Судьи, принимавшие предыдущее решение, не спросив у нас ни слова - почему-как-где, говорят свое твердое "незнаю", и признают ошибочность "предварительного" решения. Даже протокол заседания в этот раз написали. Суть вопроса в понижении рейтинга нашего варианта Иголкина до 4,5 баллов. Это сильно меняет картину расстановки в итоговом протоколе.
Делать уже нечего, собираем вещи и переезжаем потихоньку вниз.

В базлаге около 18:00. Успеваем попариться в самодельной баньке, ополоснуться и как следует поужинать.

Часть пятая. Интригующая.

На связи в 21:00 узнаем, что Питер еще в 20:10 вылез маршрут Одинцова и теперь мы им конкретно проигрываем.

Василий принимаем стопку успокоительного и начинаются шутки о ночном переходе под пик Слесова и нон-стопе на маршрут Погорелова. Смотрится авантюра нереально трудной.

Собираю вещи, чтобы завтра прогуляться с женой на пик Кара-Су. Ногти на руках поотслоились, но ходить ногами еще могу.

Как "черт из коробочки" появляется Хвостенко Олег. ;-) "Я, говорит, знаю одно место…" И подробно описывает нам линию Тимофеева на Асан. Шлямбуров куча, нитка четкая, длина около километра, стоимость высокая, ходят в среднем за 2 дня. Это смотрится уже перспективнее Слесова.

На маршруте сейчас Дэви и Толик из Ебурга. Но они уже выше середины и судьи готовы нас выпустить.

- Парни, если вы серьезно, - говорю Васе и Феде, - я за, но лезть смогу только медленно, пальцы "мертвые".
- Идем, - отвечает Василий, - поработаю первым.

Закручивающаяся интрига взбудоражила лагерь. Помогают собраться все - одалживают снаряжение полегче и экипировку. Альберт из Екатеринбурга и наша Лена решают помочь утром (читай ночью) поднести снарягу под маршрут. Хвостенко обещает быть на связи и консультировать по-ходу.

Ложимся около 22:30-23:00. Вставать в 2 ночи.
До 23:59 надо достичь вершины. Спускаться можно уже после dead-line.

Спится плохо – адреналин бурлит от предвкушения авантюры. Мы не берем с собой ничего кроме экипировки Arc`teryx и легких штурмовых рюкзачков этого же производителя. Теперь ва-банк по-настоящему.

13 августа, через четыре часа после отбоя уже идем при свете огромной луны под Асан. В ушах играет музыка из плеера, в голове бродят мысли – получится?
Бодряк при этом нереальный. Откуда энергия?

С первым светом около 6 утра начинаем искать начало Тимофеева. Залезаем куда-то вправо и теряем некоторое время на выход к шлямбурам. Дальше движемся по отработанной одновременной схеме.

Много хороших стационарных болтов на 10 с ушами. Очень помогает нашему продвижению вверх.

К 9 утра проходим 6 участков и работаем на первом ключе – огромном нависающем мокром углу.

Сплошняком ИТО, скорость падает. Примерно через час выходим за карниз, начинаются подлазы – ускоряемся.

Пара веревок и выходим на четвёрочные участки. Утреннюю дождливую продрись развеивает ветерок и солнышко, но особой жары нет.

13:00 - R12. Проходим полки - место ночевки. Начинается глобальный внутренний угол, запертый в конце мокрым карнизом.
Вася идет большую часть лазанием в суровых размашистых движениях по параллельным щелям.
Меня накрывает диспепсия и жуткая сонливость. Сочетание чреватое конфузом. Хорошо, что ели давно и желудок уже пустой. Отдаю страховку Федору и выключаюсь на полчаса. Как раз успеваю немного прийти в себя к переезду на веревку вверх.

Висим с Федором под карнизом в безопорном пространстве. Долго. Сверху каплет, но пуховочки не пропускают влагу. Приятно. Движение кончилось, подступает апатия и все сильнее хочется опять отключиться. Состояние близкое к третьим суткам соревнований по ПСР. Думаю, многие поймут о чем я ; -)

17:00 - R17. По описанию первопроходцев начинаются пятёрочные веревки. Всего 4 участка 5-й кт. лазания. Сейчас забежим!
Как бы ни так.
6-ю категорию на предыдущих питчах Вася регулярно пролезал. Здесь мы не видим V кт. Пользуясь случаем, звоним по рации друзьям. Хвостенко из лагеря ушел на спасы в сторону Слесова (москвичи немного летанули и покалечили ногу).
Ради нашего экстренного случая Денис Прокофьев покидает баню и дает консультацию :-) Вроде идем правильно, но лезть нависающую стенку со щелями совсем не вдохновляет. ИТО. Зато в этом углу солнышко греет – радуемся с часок теплу. Наверное, устали?

Еще 2 веревки с регулярным ИТО и вышли на совсем простые скалы. Развязываемся и лезем одновременно. Солнце все ниже. Ебуржцы уже ушли на спуск. Надо ускоряться, чтобы встать на дюльфера по свету.

При движении на простом гребне, выжимаем из себя, что осталось и около 20:50 стоим на вершине. Получилось.

Впереди всего ничего – 16-17 дюльферов или холодная ночевка.
По связи узнаем, что Дэви с Толиком остановились в 4-5 веревках от вершины и предлагает приходить со льдом к ним на чай. Хо-хо! Ночь перестает быть томной!

С первой петли уходим по остаткам света, дальше с фонариками.

В 2009-м году, кажется Могила, сдергивал дрянные петли и железо на спуске и оборудовал станции под 60-ки с карабинчиками для продергивания. Сейчас петель прибавилось, а карабины какие-то завхозы подсобрали. Несерьезно.

Часам к 23-м приезжаем к Толику и Мише. По дороге нарубили в щелях льда и подобрали полбутылки сахара. Чай удался!

Мужики раздвигаются на ковриках и пускают нас в серединку. Они тоже ночуют под открытым небом, но зато в спальниках.
Мы с Васей натягиваем на ноги пустые рюкзачки Arc`teryx, Федору выдают Макалу на 80 литров. Ему комфортней нас – горловина затягивается на поясе. Спит, аж похрапывая.
Мы тоже пригреваемся от соседей, однако, ноги слегка подмерзает. Все-таки термуха и гортекс от Arc`teryxа рассчитаны на движение, а не холодные ночевки :) Хорошо пуховочки с нами…

14 августа традиционный будильник ранним утром в исполнении Василия. Чай, сахар и катимся все вместе вниз.

Около 8 утра идем по морене под Асаном.

В лагере встречают очень тепло. Пенчиончики… :)))

Краткий сон. Награждение, дождик, отлет красноярцев. Вечерние душевные посиделки у Ебурга всех, кто остался в базлаге. Жаль, что ребята улетели, а часть Питерцев еще спускается с 4810.

Это была хорошая охота.

В таком приятно поучаствовать. Это будет интересно вспомнить.

Авторы фото:
Иван и Лена Темеревы, Елена Дмитренко, Федор Копытов, Василий Терехин, Анастасия Ермишина (Надымова).