Чёрно-белая графика. Очерк о первопроходе по центру стены Цирка Поясов.

Пишет Сергей Шабельников, 24.04.2015 08:14

Погода стояла солнечная и необычно тёплая для этого времени года. Со стены открывался шикарный вид на долину озера Малый Вудъявр и посёлок Кукисвумчорр, по вечерам дружелюбно подмигивающий нам огнями тёплых квартир. Для нас оттепель означала лишь то, что с рассветом начнёт оттаивать и сыпаться со стены ледовая корка, образовавшаяся за ночь, снег, забивающийся под беседку, непременно растает, перчатки на руках будут находиться в нестабильно-замороженном состоянии, а веревка превратится в оптоволоконный кабель. Но это всё будет потом, а сегодня вечером мы собираем вещи и допиваем сухое Аргентинское, из лучших оленеводческих районов Патагонии. Вчера мы поднесли под Восточную стену Центрального цирка (известного так же как Цирк поясов) основную часть снаряжения, поставили базовую палатку и осмотрели намеченную ранее линию маршрута.Чёрно-белая графика. Очерк о первопроходе по центру стены Цирка Поясов. (Альпинизм)
Интересная обнаружилась штука: гигантский снежный карниз, нависающий над всей стеной, обвалился как раз над намеченным маршрутом всего за пару дней до нашего приезда. На месте карниза зияла огромная дыра, обещавшая увеличить наши шансы на успешное прохождение маршрута, поскольку, признаться честно, мы до самого конца не представляли себе истинных размеров той толщи спрессованного и нависающего снега, который нам бы пришлось преодолевать, да и способ преодоления карниза тоже оставался для нас неясным. Оттепель и накопившаяся критическая масса снега сделали своё дело и теперь маршрут был надёжно «разминирован», а его начало было отмечено импактной воронкой (1) и глыбами уплотнённого снега.Чёрно-белая графика. Очерк о первопроходе по центру стены Цирка Поясов. (Альпинизм)
Идея зимнего первопрохождения по центру стены Цирка поясов уже давно «витала в воздухе». По этой же линии в феврале 2014 г пыталась пройти команда «Оленеводы» из Архангельска. Из-за сложных погодных условий команда, приложив нечеловеческие усилия, сумела пройти только две верёвки и сошла с маршрута, оставив для будущих смельчаков несколько шлямбуров с карабинами для пуска. Со слов участника того восхождения и инициатора настоящего мероприятия, на первом участке уже висела старая верёвка, а значит, маршрут имеет более длинную историю. Кстати, слова Ю. Визбора «А кто там в сером свитере и в шапочке такой, подобно искусителю, нам знак даёт рукой?» как раз про него, про Женьку.
Сегодня первый день. Не торопясь дошли в снегоступах до базовой палатки, собрали снаряжение и выдвинулись под маршрут. Тепло однако. Справа обрушивается кусок карниза и одна глыба медленно прокатывается между нами, заставляя ускорить шаг. Начинаем работать на маршруте. По стене сочится вода, натёчный лёд легко отделятся от скального основания, что вызывает явное недовольство нашего бессменного страхующего Михаила. Ну что про него сказать: «парень Юрий Бородин - жив, здоров и невредим», а так же гуру фрирайда. В этот день прошли полторы верёвки, помню только, что успел два раза намочить и высушить перчатки не снимая. На ночёвку решили встать в десяти метрах правее начала маршрута, прикрывшись скальным карнизом. Это место было самым безопасным, а ночёвка оказалась самой комфортной из всех последующих.Чёрно-белая графика. Очерк о первопроходе по центру стены Цирка Поясов. (Альпинизм)
Начался второй день нашего восхождения. Забегаем по перилам, согреваемся, и я начинаю работать дальше. Сегодня нам надо успеть пройти второй пояс и выйти на подходящую полку. Двигаюсь только на ИТО (2), использую фифы (3) и якорные крючья. Зима! Широкие щели забиты снегом и льдом, а малейшее выполаживание рельефа скрыто фирновой шапкой. Прохожу вертикальную трещину, теперь надо пройти траверсом влево и вверх по покатой полочке до широкой трещины. Выбор на траверсе у меня небольшой: снег, мох или подтаявшая ледяная корка. Делаю ставку на замерзший мох и через три шага забиваю якорь. Уф! Теперь дело за малым – знай закладывай четверку (4) и ползи по вертикальной щели, пусть и немного нависающей. Но не тут-то было! Щель выходит в пологий жёлоб, собирающий весь «сахарный песок» сдуваемый со стены в мощную пульсирующую струю, быстро отрезвляющую любого, кто осмелится пройти трещину. На выходе из трещины «зависаю» надолго. Четвёрка уже мала, и приходится выгребать весь снег из щели в надежде найти хоть какую-нибудь точку опоры. В глубине обнаруживается каменная пробка, закладываю камалот (5) в щель между пробкой и скалой, что позволяет вылезти в жёлоб. Как только перехожу на фифы в жёлобе, камалот вываливается. Ну и ладно, осталось не много, «потерплю». Выхожу на крутой снежник и принимаю товарищей. Время ещё не позднее, но говорю: - «Всё, ночуем». Впереди стоит нависающий внутренний угол почти на целую верёвку. Женёк мигом раскидывает лавинной лопатой пару кубов снега и откапывает элегантную снежную полку под палатку, с видом на вечерний Кукисвумчорр. Залезаем в палатку, парни что-то не веселы. В палатке поднимается густой туман. Пока шипит реактивный котелок (6), обещая нам горячий ужин, я снимаю свои ботинки и обнаруживаю внутри быстро образующуюся лужицу. М-да-а-а. Сегодня смогли пройти только одну верёвку. Сверяемся с фотографией стены. Ещё лезть и лезть. Чего-то тяжко, да и спальники порядком отсырели. Наверное в этот вечер нас всех посещала одна и та же мысль, которую, однако, никто из нас так и не решился озвучить, уж слишком очевидной она была.
На третий день Стена разбудила нас кусочками льда барабанящими по тенту палатки: верхняя часть Стены уже прогрелась солнцем. Отчётливо прослеживалась тенденция к увеличению калибра снарядов. За ночь мы отогрелись, утром перекусили и крамольная мысль, вроде, испарилась из нашего сознания. Мои ноги спасли толстые шерстяные балкарские носки, обладающие уникальным свойством впитывать и распределять влагу на молекулярном уровне. Пока собирались, стали прилетать весьма ощутимые «плюхи». Чёрно-белая графика. Очерк о первопроходе по центру стены Цирка Поясов. (Альпинизм)Сегодня Женька работает в нависающем внутреннем углу, а я отдыхаю, собираю бивуак и жумарю с баулом. Да, красивый и сложный участок ему достался.Чёрно-белая графика. Очерк о первопроходе по центру стены Цирка Поясов. (Альпинизм) Медленно вытянув себя на станцию, обнаруживаю удрученного Евгения, который сообщает, что сегодня мы на плато точно не вылезем, а Миша осторожно интересуется, не видел ли я куда полетел мой жумар. Немного поднимаю настроение Женьки парой сухих перчаток из своего неприкосновенного запаса, и он отрабатывает ещё полверёвки.
Замечательная все же вещь лавинная лопата! Шестидесятиградусная снежная полка быстро превращается в комфортную площадку под палатку, однако, с видом на всё тот же вечерний Кукисвумчорр. Чёрно-белая графика. Очерк о первопроходе по центру стены Цирка Поясов. (Альпинизм)Решаю в эту ночь ботинки не снимать. Топим снег, пьем горячий чай. В свете налобных фонарей видно как парят промокшие вещи. Газа осталось на один раз. Допиваем последнюю каплю Карельского бальзама. Спать ложимся вповалку, кое-как накрывшись полупрозрачными тряпками, в которые превратились наши спальники. Палатка быстро теряет тепло, опускается туман и мы проваливаемся в полузабытье. За период восхождения верёвки перенесли несколько циклов заморозки-оттаивания, и теперь их вряд ли удастся продёрнуть на спуске дюльфером, даже при большом желании. Не то чтобы обратного пути нет, он конечно есть. Через вершину, через полторы верёвки.
Утро. На этот раз солнце решило нас не баловать. Пасмурно, плохая видимость. Прохожу перила, развязываю замерзшие верёвки и дорабатываю оставшуюся половину верёвки. Выхожу на крутую снежную полку, организую станцию и принимаю ребят. На уровне станции проходит линия отрыва толщиной в метр. Видимо рухнувший карниз, по пути, прихватил с собой немало снега, что существенно снизило объективную опасность маршрута. Впереди нас ждёт ещё одна верёвка, обещающая отталкивать до самого конца. Никогда не доверял трикамам (7), особенно самому маленькому из них и тем более зимой. Пролетев несколько метров, завис на якорном крюке, а мелкая козявка улетела в небытие вместе с лесенкой. Заказываю ребятам новую и вытягиваю по перилам отличную свежемороженую лесенку. Вместо трикама забиваю стальной швеллерный крюк и не расстраиваюсь по пустякам. В общем вылез я помаленьку заключительный скальный участок, вышел на крутую фирновую полку и упёрся в остатки карниза, угрожающе нависающие тремя метрами плотного снега. Начинаю отчаянно метаться из стороны в сторону. Как? На полке под фирном сахарный песок – и можно легко съехать, а сам карниз недостаточно плотный для того, чтобы в нём держала фифа, но при этом ступень не пробить, и не мудрено, ведь на ногах у меня поверх ботинок надеты бахилы с резиновыми калошами. Решаю уйти траверсом вправо метров на десять-пятнадцать, там карниз хотя бы не нависает. Потихоньку, не дыша, траверсирую склон, втыкая фифы по локти в крутой склон, рискуя получить увлекательный маятник, и, обрекая ребят на мучительные перила. На полпути обнаруживаю потерю ещё одной лесенки. Давно пришла пора их заменить, отработали своё. Обойдя скальный выход и заложив страховочную точку, подхожу под снежную стенку. Жадно кромсаю фифами остатки карниза и понимаю, что даже эта стенка представляет серьёзную проблему, поскольку из-за перегибов на траверсе верёвка совсем не идёт. И тут меня осеняет мысль. Эврика! Делаю Т-образную прорезь и вставляю в неё поглубже скальный молоток, используя петлю вместо лесенки. Аккуратно встаю. Держит! Аналогичным образом заглубляю поперёк склона фифу и нагружаю лесенку. В три таких шага достаю до края фирновой стенки и вырезаю фифой проход. Кричу ребятам, предупреждая о траверсе, и по-черепашьи медленно выползаю на плато. Отсюда слышимость нулевая, в лицо дует сильный ветер с крупой. Верёвки смог вытянуть только метра три. Делаю два снежных якоря из молотка и двух фиф, блокирую их петлёй и упираюсь ногами в снег. Теперь только ждать. Первым пробивает головой край карниза Женёк и, укрепив станцию лавинной лопатой, ныряет обратно за баулом. Тем временем мои перчатки быстро обмерзают и руки превращаются в два манипулятора, не могу даже отвязать себя от станции. С помощью якорного крюка кое-как отковыриваю от себя крюконоги. Заключительным из снега вылупляется Михаил. Распределяем снаряжение и, связавшись, бредём в поисках спуска с плато. Потихоньку приспускаемся, видимость улучшается, и вон уже вдалеке виден цирк, а где-то там палатка, а где-то там наша комнатушка в Ботаническом саду с горячим чаем. Спустились засветло, кинули снаряжение в базовую палатку и с наступлением темноты добрались до нашей тёплой комнатушки. А верёвку я смог отвязать от своей беседки только на следующий день, когда принесённое снаряжение наконец-то оттаяло.
1 - Ударный кратер, углубление появившееся на поверхности космического тела в результате удара другого тела, меньшего размера.
2 - Искуственная Точка Опоры. Данная техника используется когда продвижение свободным лазанием невозможно из-за погодных условий или высокой сложности участка.
3 - Айс-фифи – стальной крюк с ручкой, аналог ледового инструмента. Одно из новшеств советского альпинизма позволившее бысто проходить вертикальные ледовые участки. Относительно недавно фифы стали использоваться для прохождения микстовых и скальных участков.
4 - Френд №4
5 - Закладной элемент, аналог френды, имеет существенные конструктивные отличия, позволяющие перекрывать больший диапазон размеров трещин.
6 - Старый, добрый JETBOIL.
7 - Ещё один аналог френды, устанавливается в узких трещинах.