Платформа выдержала, на гору не сходили. Отчёт для друзей.

Пишет mbear, 16.06.2015 21:45

Платформа выдержала, на гору не сходили. Отчёт для друзей. (Альпинизм, альпинизм)
В начале апреля попробовали втроём испытать очередной вариант платформы-зонтика на реальном восхождении в Безенги.

Предыдущий вариант платформы, как вы может быть помните обсуждение в 2012 году http://www.risk.ru/blog/196906 сломался при несимметричной нагрузке во время ночёвки под маршрутом на Уллу-ауз.

После этого стало понятно, что требуется стабилизировать центральный узел по отношению к скручивающим нагрузкам.
Попытки получить решение путём абстрактных рассуждений ни к чему не привели.
Мнения конструкторов - Лёни Мартынова и Лёши Кужелева разошлись.

Мартынов утверждал, что платформа должна быть обязательно квадратной и в этом был определённый смысл, поскольку квадратная платформа гораздо более симметрична к нагрузкам, чем прямоугольная (исходный прототип был именно квадратным).

Кужелев, напротив, считал, что прямоугольная конструкция не будет принципиально неустойчивей квадратной. Пришлось сделать две уменьшенные модели в масштабе 1:3 - одну квадратную, а другую прямоугольную.

Сильно яснее от этого правда не стало, но стало понятно, что без дополнительной стабилизации центрального узла не обойтись, поскольку как квадратная, так и прямоугольная конструкция были подвержены неустойчивости от скручивающей нагрузки.

Другим полезным итогом наших предыдущих испытаний стало осознание необходимости упрощения раскладывания платформы до уровня раскладывания обычного зонтика.
Распорки, которые надо куда-то вставлять, а потом долго выкручивать резьбу для натяжения пола платформы - всё это никак не вписывалось в суровые горные условия и усталость от работы на маршруте.
Требуемая конструкция центрального узла постепенно стала вырисовываться в ходе многочисленных обсуждений, но тут возникла новая проблема - платформа не раскладывалась. Ну, то есть на бумаге всё выглядело отлично, но при моделировании на компьютере при каком-то угле раскрытия возникала мёртвая точка... и всё.

Я не буду утомлять вас дальнейшим подробностями из жизни изобретателей - нестыковкой деталей, выполненных по чертежам со всевозможными "косяками", неудачными испытаниями с падением двух человек на пол с высоты в 1м, невероятным изумлением, когда изготовленное железо почему-то не входит в предназначенную для него палатку и т.п.

Так или иначе, но к апрелю новый вариант был готов.
На скалодроме он выдержал четверых и раскладывался почти как настоящий зонтик - тянешь петлю снизу платформы и она с легким щелчком раскладывается в рабочее положение.

Тем не менее, когда мы повесили её на то же самое место под Уллу-аузом, где она сломалась в прошлый раз и Миша стал в неё осторожно так залезать у меня появилось какое-то неопределённое чувство, которое больше всего походило на давно забытые школьные ощущения, когда ты не выучил уроки, а учитель обводит класс глазами и выбирает кого бы сейчас вызвать к доске... Но Миша залез, и... ничего.

Потом мы прожили в этой платформе 2 дня, поскольку погода резко ухудшилась и на улице мело так, как мне ещё не доводилось видеть в горах.

От нечего делать Миша считал сколько лавин сойдёт за 10 минут. Рекорд был 3, при этом по одной лавине в 10 минут сходило довольно часто.

За три дня непогоды в лагере, где к нашему приезду снега почти не было,

выпало 45 см снега.

Наверху выпало сильно больше. Это хорошо видно на фотографиях.

До непогоды платформа висит далеко от земли.

С началом снегопада снега немного прибавилось...

Когда через два дня мы решили спускаться, я шагнул из платформы в сугроб и провалился по пояс.

Это произойдёт на следующем шаге, сейчас-то я ещё на камушке стою...

а низ платформы пришлось откапывать.

Мы боялись, что будет сильно лавиноопасно при спуске и поэтому спускались по гребешкам морен избегая всевозможных понижений и углублений.

Но оказалось, что сильный ветер, который заставлял иногда приседать, чтобы не быть опрокинутым, не дал накопиться большим сугробам на открытых участках и на спуске лавин не было.

Сколько хожу, а всё-таки всё время удивляюсь - какая изменчивая стихия этот снег!

Через день, когда установилась хорошая солнечная погода и мы ходили наверх, под Шлем, за остатками снаряги, которую не утащили вниз сразу, снег стал быстро набухать влагой и опять стало лавиноопасно - теперь уже из-за изменения его плотности.

В итоге, на гору мы не сходили, но сказать, что наша поездка оказалась совсем уж бесполезной тоже всё-таки нельзя.

В реальных условиях выяснилось, как обычно, много нового, чего представить себе сидя дома на тёплой кухне просто невозможно.

Оказалось, что БД-шная палатка очень плохо ведёт себя в метель с ветром.
В вентиляционные отверстия нам время от времени порывом ветра задувало столько снега, что казалось кто-то нарочно бросает в форточку снег лопатой. Закрыть дырку в палатке нельзя конструктивно! Палатка не предназначена для снежных условий.

Ткань БД-шной палатки не пропускает пар и поэтому обмерзает изнутри.
Возникают большие проблемы с её запихиванием в рюкзак.

Лавинную лопатку, которая надевается на ледовый инструмент надо бы всё-таки немного увеличить... и т.п.

Сейчас по нашему заказу БАСК разрабатывает для нас новую палатку из мембранного материала (Polartec Neoshell), я думаю что и как ещё можно облегчить и как снизить общий объём и вес снаряжения, ну а там - ждём зимы!