ПАМЯТИ ГЕРОЯ АБСОЛЮТНОГО ЭВЕРЕСТА

Пишет ssh, 02.10.2015 13:31

ПАМЯТИ ГЕРОЯ АБСОЛЮТНОГО ЭВЕРЕСТА (Альпинизм, Гёран Кропп, абсолютный Эверест, легенды)
Пару дней назад на этой неделе прошла очередная годовщина случившейся 13 лет назад трагедии… Человек, который погиб в сентябре 2002 г на скалах округа Вашингтон, имел непосредственное отношение к Эвересту и в дни печальных событий 1996 г. находился именно там. Он прожил богатую, насыщенную неординарными событиями жизнь, о нем в свое время довольно много писали газеты всего мира, и хотелось бы это, уже забытое имя, вспомнить.

С одной стороны, не хотелось это делать в каше отзывов, связанных с выходом известного фильма; с другой – ждать несколько месяцев, пока опубликуют рецензии все, кто побывал на Эвересте, тоже нет смысла. Человек же не знал, что день его смерти – 30 сентября – через много лет совпадет с премьерными показами «Эвереста» в России…

Он родился в 1966 году в Швеции и звали его Гёран Кропп.
В 1996 году Кропп стал национальным героем своей страны.
Его «абсолютный Эверест» вызвал восторженный интерес во всем мире.
В молодости - раздолбай, музыкант, в 14 лет ушедший из дома; позже - армейский офицер-десантник, установивший для исполнения своей мечты жесточайший распорядок, сочетающий спартанский образ жизни с изнуряющими тренировками. Его домом стала палатка, тренером - будильник, мечтой - восхождение на Эверест.
На пути к своей мечте он совершил (часто в одиночку) восхождения на семитысячники СНГ, в горах Южной Америки и Африки, поднялся на Музтаг-Тауэр, Чо-Ойю, Броуд-пик, Канченджангу, чуть не погиб на К-2 и, наконец, отправился на Эверест.

Его Эверест был назван абсолютным потому, что восхождение было совершено с уровня моря, соло, без кислорода.
Геран выехал из Стокгольма на велосипеде с грузовым прицепом, и на всем протяжении экспедиции, включая восхождение, пользовался только тем, что взял с собой. Путь через Германию, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Турцию, Иран, Пакистан, Индию и Непал изобиловал всякими приключениями, в том числе, и весьма неприятными. Белый человек на велосипеде в ряде стран - скорее, объект поживы и религиозного неприятия, чем интересный гость.
Геран настолько выдохся на этом долгом пути к вершине, что, чувствуя крайнюю усталость, в первой попытке подъёма всего лишь в ста метрах от вершины Эвереста повернул назад и спустился вниз. Окружающие думали, что он уедет домой, но швед начал восстанавливать силы.
За это время произошла известная трагедия с группами Фишера и Холла. Гёран даже принял посильное участие в спасработах.
После того, как уже все стали разъезжаться из базового лагеря по домам, со второй попытки две недели спустя Кропп на пределе сил достиг вершины, спустился в базовый лагерь и опять на велосипеде вернулся домой через Казахстан и Россию.

Экспедиция заняла 2 года – с октября 95-го по октябрь 97-го. После этого Геран стал очень популярен не только в Швеции. Он стал ведущим передачи о путешествиях на шведском ТВ, совершил попытку дойти на лыжах к Северному полюсу, участвовал в автогонках.
Но жизнь героя была усыпана не только розами. Терний хватало тоже, что подтолкнуло Кроппа уехать из Швеции в США. Это произошло в начале 2002 г. А через несколько месяцев на скальном восхождении 5.10a он сорвался и погиб. Из 11-ти точек из френдов и камалотов при падении вырвало 10, сломался карабин…
Геран умер сразу.
Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь, являясь пример всем, кто ставит целью достижение своей мечты.

(Если кому-то будет интересно – прочитать о его жизни можно здесь. Перепечатывать огромный очерк из шести частей сюда, уж извините, не стал.)

Сергей, Спасибо! Просто невероятно!

> Из 11-ти точек из френдов и камалотов при падении вырвало 10, сломался карабин…

За пределами статистических вероятностей :( Божий промысел или чья-то злая воля...

Отличная статья! Благодарю!

Спасибо.

Здорово! Непонятно, как и зачем он вел с прицепом тащил по тропам под Эверест, хотя понятно, десантура, она и на Эвересте десантура!

он оставил велосипед в одном из поселков после Катманду, и понес весь груз 65кг до базового лагеря на себе.

ого!! это к примеру чудака с штангой ))

Мощный был мужик!

Действительно герой, сильный человек. Читал в ВК, ждал каждой части публикации про него, очень интересно.
Сергей Алексеевич спасибо за публикацию.

Спасибо
Прочитал на одном дыхании...
Действительно уникальный человек!

Спасибо, очень захватывает и мотивирует, хоть и читал до этого не раз.

Спасибо, Сергей за историю....
Знал про это восхождение, но не знал про печальный конец Герана....

"Из 11-ти точек из френдов и камалотов при падении вырвало 10, сломался карабин…"
- мне кажется, это баян.
Я не сомневаюсь в факте смерти. Я сомневаюсь в 10 точках из 11.

Мне так перевели. Я только предполагал, что там были не френды, а закладки.
Если вы приведете другие обоснованные данные, я всё исправлю, и вам спасибо скажу.

Спасибо неравнодушным читателям - прямо сейчас, после этой публикации, помогли мне разобраться с этими точками. В комментах последней части очерка Владимир Грошиков привел ссылку на акт разбора этого НС шведской альпинистской ассоциацией. Оказалось, что точек на самом деле, было 6 - из них вырвало три + одну вытащило веревкой + сломаный карабин.

Ошибки совершены, как Кроппом при установке точек, так и страхующим - при срыве.

Так же товарищ, который мне помогал 13 лет назад переводить рассказ страхующего о гибели Гёрана, пояснил, откуда при переводе взялись эти 11 точек. Он тоже свою ошибку понял только сейчас.

Еще раз спасибо за помощь всем внимательным и неравнодушным.
В начале 2016 г. выйдет сборник документальных очерков «Сквозь тернии к звездам. Десять эпических героев недавнего времени» - там будет и этот очерк о Кроппе, и о других незаурядных личностях, подобно Гёрану, живших (и живущих) ярко и перенесших труднейшие испытания на пути к вершинам своей мечты.
Там я обязательно исправлю информацию об 11-и точках.

ничего себе человек!!

Замечательный пост.Даже если по главам и много,то очень интересно.Такой же фанат из Англии на самолете долетел под Эверест и жил там пару лет с попытками восхождения.Назвать их просто альпинистами как то слабовато.Но как?

Речь про Уилсона видимо? История которого подробно описана у Месснера. Там все же другое, Уилсон про альпинизм не знал вообще ничего, да и гора ему нужна была только как доказательство религиозности. Так что Уилсон действительно не альпинист. А этот товарищ до Эвереста приобрел приличный послужной список, и о мотивах тут ничего не сказано.

Спасибо!

Сильный был духом человек. Суметь вовремя отступить стоит очень многого...

Спасибо огромное !!!

Спасибище!

Мотивирует :)

Большое спасибо!!!

Спасибо !!!

Большое спасибо, ранее о нем и не слышал.

Спасибо! А я даже не слышал о нем...