Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт)

Пишет Алекс Кузмицкий, 11.01.2016 10:33

Пора рассказать о Мамае. Есть такое место, овеянное снежными легендами … Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды)

Мы слышали от друзей-иркутян об этом «волшебном» районе в течение многих лет и нас постоянно приглашали туда, но поехать все никак не получалось. После вечерних посиделок в Туюксу и рассказов о Мамае Ани Ханкевич сомнений не осталось, — «нужно ехать!». Так что открыть этот сезон мы решили именно на Мамае, а не где-нибудь еще.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Мамай это небольшой горный район в юго-западном Прибайкалье, главная скитур- и фрирад-вотчина в регионе. Еще лет пять назад о нем знали лишь местные, но теперь картина изменилось. Буквально за пару лет ущелье Мамай стало одним из главных центров фрирайд-жизни страны, появилось активное комьюнити, проводятся тематические мероприятия и т.д. И почти все, кого не спроси, знают об этом месте и были там, либо планируют в ближайшем будущем съездить.

Постараюсь дать в этом отчете свое видение Мамая. Основные плюсы и минусы. За чем стоит туда ехать и к чему нужно быть готовым. Но лишь «по верхам», без нюансов и деталей, они для понимания района не столь принципиальны. Надеюсь буду в достаточной мере объективен. Простите мамайцы, ежели что не так)).

На Гугль-карте (см.выше) — лишь основные точки. К сожалению разрешение Гуглезема на район Мамая пока очень посредственное. Как только съемку обновят до лучшего разрешения, дополним.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) За чем стоит ехать на Мамай, так это за снегом. Это главное и основное.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Его тут много и он очень хорош. Особенно в начале сезона (ноябрь-декабрь), пока на Байкале не встал лед и не ударили морозы по -25-40.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Причем общепринятое «много снега» и мамайское сильно различаются. То что для местных «чей-то нет снега», для всех остальных — «охренеть можно, мы в раю»)).

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Если говорить про начало катального сезона, то в Евразии есть лишь пара «аномальных» регионов, где можно катать с конца октября / начала ноября. А иногда и раньше. Это либо Кузнецкий Алатау и окрестности (Приисковый, Лужба, Шерегеш), либо Прибайкалье, в первую очередь Мамай. Недаром каждый год именно туда едет масса гидов и фрирайд-команд для открытия сезона.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Следующее, что стоит отметить. Это катание. Наличие снега еще не означает что будет классное катание. На Мамае с этим полный порядок. Снег быстрый и легкий. То что нужно.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Хорошей каталке способствует и Сибирский антициклон. Две трети времени — ясная «звенящая» погода. Это удивительным образом сочетается с регулярными «поставками» снега, за счет прихода влажных воздушных масс, с Байкала (ночные снегопады, не редкость, идеал).

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Рельеф. В ущелье Мамая он разнообразный. Против этого не попрешь. Есть лесные-мясные пупыри, ровные крутые поля, есть и интересный Alpine terrain. В общем, на любой вкус и цвет. И даже не это главное — много микрорельефа, поэтому даже короткий спуск получается насыщенным и интересным (пупыши, дропики, волны, поваленные деревья, кочули,..).

На фото: г.Мамай Северный (цирк Северный)

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Вершинный / Бурятский цирк — одно из самых классных мест на Мамае. Проезды короткие, но их много и они сочные. Мы его дня три раскатывали, и то осталось пару нетронутых линий.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) На фото он же, но лишь маленький кусочек у вершины Мамая Истинного, вблизи.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Панорама с в. Узловой на добрую половину района. Видно, что каждая висячая долина особенная и не похожа на соседнюю.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Помимо снега, каталки и разнообразного рельефа Мамай славен своим фрирайд-сообществом. Скажу сразу, ничего подобного я больше нигде не встречал. Это особая субкультура. Людей много, они друг друга знают, общаются, любят свои горы, Байкал, катаются…

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Приезжая сюда ощущаешь что погрузился в параллельную реальность. Локальный универсум, где есть все. Передать это словами не получится, нужно увидеть своими глазами. Или хотя бы услышать, включив с утра общий радиоканал («Доброе утро, Вьетнам!», «К нам с вечера ДустЛавиныч с подарками заходил, мы не можем выйти на гору, сил нету…», «Машенька… где Машенька?…хочу Машеньку!»).

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Но это только в выходные. В будние дни Мамай вымирает и можно наконец остаться в одиночестве, без всей этой безудержной и заводной вакханалии. Только горы, снег и медитация подъемов и спусков. Именно на этом контрасте понимаешь, на сколько классным и гармоничным делом ты занимаешься. Хорошо. Никого.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) На Мамае очень много интересных, самобытных людей. Тот же выше упоминавшийся Лавиныч (Сергей Климов, «Лавина»), — человек легенда, главный среди всех бурятских экстремалов. Или Арсен (Сергей Арсентьев), который один из немногих, кто по сути живет в долине весь сезон. Именно он построил ровно год назад, осенью 2014-го, зимовье «Атмосфера» в виде геокупола.

На фото — внутреннее убранство первого этажа Атмосферы (работы по строительству продолжаются).

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Это один из самых необычных приютов на Мамае. Именно здесь останавливалась в прошлом году съемочная группа The Sherpas Cinema, снявшая по итогам прошлого года фильм «The Great Siberian Traverse» (Большой Сибирский Путь). Ровно через год, мы жили в том же доме, общались с персонажами из фильма и катались в тех же местах)). Здорово.

Отчет в журнале powder

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Стараниями комьюнити появляются карты и описания района, работают над названиями тех или иных мест, договариваются с властями. Да много чего еще. И это не один и не два человека (хотя есть и конкретные, ключевые персоналии, вроде той же Тони и Сергея Климова), это именно что сообщество увлеченных людей, любящих свое место.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Еще один из плюсов Мамая, это относительно спокойная лавинная обстановка. Из-за большого количества снега средневзвешенный температурный градиент слабый, поэтому DH (глубинной изморози) и ее последствий, меньше, чем в других сибирских районах. Ну и ветра не сильные, поэтому проблемы ветровых досок почти нет.

Это вовсе не означает, что лавин нет и никто не гибнет (НС с несколькими райдерами в лавине в начале прошлого сезона — тому пример, да и снегоходчик тоже на Мамае тогда погиб, а не где-то в другом ущелье). Просто общий лавинный фон более «лайтовый». Для катания это хорошо. Хотя, если говорить про развитие лавинной грамотности мамайского комьюнити, то напротив — плохо. Поскольку расслабляет. Народ относится к данной теме спустя рукава, это видно невооруженным взглядом. Но картинка потихоньку меняется, слава богу.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Теперь о минусах, или, если угодно, об «особенностях» Мамая.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Мамай — не только Мекка для фрирайдеров, но и для снегоходчиков тоже. И это проблема №1. Каждые выходные сюда приезжают (у некоторых есть даже свои домики) толпы народа и методично, «бессмысленно и беспощадно» раскатывают долину и все склоны куда могут добраться…

Долина даже по обычным меркам небольшая, а учитывая что приходится уживаться с моторизованной братией и подавно. Вроде как есть договоренность о том что низ долины — фрирайд, а все что выше кунга — снегоходная вотчина, но, по факту, идешь по долине и кругом они жжужат, на выкатах их заледеневшие колеи следов и т.д. Это не говоря про то что по выходным звук «зззз» слышан почти в любой точке Мамая, куда бы ты не пошел и никак не способствуют гармонизации с природой и пушЫстыми елочками.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Так что, вместо приятной скитурной прогулки по долине получаешь полчаса-час-полтора прохода по разбитому снегоходному следу и запаху выхлопных газов.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Снегоходчики занимают ту же частоту, что и местные фрирайдеры («Радио Мамай»), соответственно, как только у кого-то ломается снежик или кончается бенз — маты, а когда просто залипает клавиша, все начинают слушать тот же самый вой мотора, только еще и в рацию. Иногда по-долгу. Договориться со снегоходчиками о другой частоте пока не получается, они все равно возвращаются на общий канал (по непонятным причинам).

Пожалуй это самая главная проблема района, с точки зрения скитура / фрирайда. И решить ее сложно, почти невозможно. Либо менять район, либо ждать пока он станет мал для самих снегоходчиков (это уже происходит). А лучше четче договариться о «правилах игры» (разные частоты и по долине до кунга / Мясных полей — только транзитом!).

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Кстати, любовь к Бурятскому и Северному циркам у народа неспроста. В эти висячие долины, снегоходчикам почти не проехать, поэтому уйдя туда можешь хотя бы на время абстрагироваться от всего и побыть в девственной мамайской действительности.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Момент, №2 — быт. Если ты локал и приезжаешь лишь на выходные, то можно забить на нормальное проживание и условия (дома — отмоешься). Но для любых приезжих команд, неделю-две жить в подобных условиях, так себе. Комфортность сомнительная. Чтобы вы поняли о чем речь, лишь один пример, на 30+ зимовий которые тут есть, в доступе всего лишь 3-4 бани. Причем, нормальная только одна, может две. То есть, нужно о ней договариваться, скитурить на помывку и т.п. За неделю помыться 1 раз — норм, и то, если повезет.

Это не плохо и не хорошо, это просто факт. Ситуация сложилась сугубо из потребностей. Народ исторически сюда приезжал на выходные, поэтому и не было сильной надобности в комфорте, но сейчас все больше групп катающих здесь по-долгу, так что картина меняется. Но пока — «СоСо Павлиашвили».

Ну и нормальных домов, с которыми можно договориться о проживании и там не околеть от холода (или наоборот, не повеситься от жары) практически нет. «Атмосфера» — исключение, да и то, пока еще в процессе строительства, поэтому там приходится одеваться теплее, чем на скитурный выход (почти 2 недели жили в пуховках). Но Арсен на следующий год скорее всего его доделает, так что +1 толковый приют точно будет.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Момент №3 — ограниченность района катания

Мамай — небольшая долинка, это не Хибины, Терскол, Заилийский или Каракол, где можно катать годами и открывать для себя постоянно новые линии. За пару месяцев можно обкатать вообще все. Но, Мамай — это про другое. Скорее не про конкретные линии и маршруты, а именно про катание как таковое и волшебный снег. И в этом контексте не так уж и важна ограниченность района. Можно катать одни и те же спуски десятки раз, они от этого менее вкусными не станут. Поэтому это не минус, а скорее особенность Мамая.

Локалам можно посоветовать почаще выезжать в другие районы. И чем более эти места иные, нежели их родной Мамай, тем лучше. Это сильно обогатит опыт и понимание ценности собственного места.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Момент №4 — анархия линий на подъем

Народ до сих пор часто ходит пешком прямо вверх по кулуарам (лоткам, «дудочкам»). И ладно бы их было видно, но рельеф такой, что можно начать мочить какую-то линию и окажется, что под тобой люди.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) За последние пару лет картинка сильно изменилась. Добрая половина райдеров уже со скитурным снаряжением (сплит, лыжи). И подъемные следы уже «человечьи», а не мамалыков каких. По ним можно подниматься без риска для жизни.

И на спуск, судя по рассказам и тому, что мы увидели, изменения на лицо. Народ едет красивые, логичные линии, уже почти нет безумных траверсов на полгоры или катания в чегетском стиле («китайский даунхилл»), когда все и разом… Одно дело, когда лесное катание и совсем другое, когда так катают в альпийской зоне, на сложном рельефе.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Но, повторюсь, все это (кроме снегоходчиков), скорее просто особенности Мамая. Район обалденный, можно сказать уникальный. И хотя бы раз посетить его однозначно стоит каждому фрирайдеру / скитуристу. Такого снега еще поискать.

Мамай / прибайкальская Мекка фрирайда (фоторепорт, Горные лыжи/Сноуборд, сибирь, скитур, алекс кузмицкий, гиды, отчеты, путеводители, минигиды) Месье Пузан явно откроет свой следующий сезон именно на Байкале)). Мамай его зацепил за самое сокровенное. Он вообще говорит что это «лучшее место на свете». Учитывая что «Месье знает толк в извращениях», стоит прислушаться к столь авторитетному мнению.

P.S. Спасибо Саше Головину за компанию, открытость сознания, позитив и то, что влюбил нас в Иркутск. Арсену — за гостеприимство. И Тоне за то что создает движуху вокруг mamaybackcountryteam (не смотри ни на кого, делай то во что веришь, это главное).