Район известен давно, но новое развитие получил несколько лет назад и продолжает активно осваиваться. Есть все возможности для комфортного катания по подготовленным трассам, фрирайда в районе подъемников и неисследованные просторы для ски-тура.

Парни из московского офиса успели вовремя «сесть на хвост» Сергею Романову и попробовали ски-тур в Архызе. «Подопечные» привезли из похода фотографии и впечатления (даже в стихах!), гид — рассказ о специфике района и основные рекомендации по экипировке.

Впечатления

Гид Команды приключений АльпИндустрии Сергей Романов, менеджер по работе с новыми брендами Максим Тараканов, директор московской розницы Сергей Шкурат и эксперт Outdoor-центра на Первомайской Сергей Хмелинский.

Сергей Шкурат

Страх бездарно провести январские праздники начал посещать меня уже в конце декабря. Перебрав в уме несколько вариантов, я остановился на предложении Макса Тараканова поехать с нашим ски-тур гуру Сергеем Романовым в Архыз. Гуру был настроен благосклонно и был даже рад нашей просьбе поехать с ним — обещал взять над нами шефство.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)
Сергей Романов действительно гуру — старший инструктор по ски-альпинизму ФАР, участник Чемпионатов Мира и Европы, многократный призер Чемпионатов и Кубков России. В феврале 2011 осуществил давнюю мечту: сходил на лыжах на 3 четырехтысячника в Марокко, в том числе на высшую вершину страны — Тубкаль (4167 м).
Пока Сергей Романов рационально тратит момент отдыха и пополняет запас энергии горячим чаем, «подшефные» вовсю селфятся... :)

Нам посчастливилось посвятить ски-туру 4 дня, больше времени пробыть в горах не дала погода. Проходив под дождем 2 суток, мы решили уезжать в Москву.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)
Зато удалось осмотреть местные достопримечательности. Например, отреставрированный Средний храм (кроме него есть еще Северный). Как указано в сопутствующей табличке, «отличается пропорциональностью элементов и деталей».
А еще подружились с местными жителями :)

Максим Тараканов

Архыз — великолепное место для лыжных прогулок.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)
Пока еще склоны с правой стороны ущелья сияют девственной чистотой и не застроены подъемниками, широченные поля дают потрясающие возможности для свободного, «внетрассового» перемещения вверх и вниз.
Как художник мазок за мазком накладывает живопись на белый холст, так и мы выписывали замысловатые узоры лыжами на склонах.
Под присмотром опытного наставника Сергея Алимовича Романова мы каждый раз выбирали оптимальный путь наверх и сказочно красивый и бешено игривый спуск вниз.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)
Самое главное — помнить о лавинной безопасности. Как снежный склон превращается в бурлящий горный поток, мы, к счастью, видели издалека.
Если и оказываться под снегом, то только таким веселым образом!

Стихия прекрасна, неуправляема и чудовищно опасна. Поэтому, чтобы получить настоящее удовольствие от свободного катания, прежде всего, необходимо позаботиться о лавинном снаряжении, правилах лавинной безопасности и присутствием в вашей команде опытного гида. Удачных восхождений и головокружительных спусков!!!

Об Архызе

Рассказывает Сергей Романов

Архыз удален от моря, нижние станции канатных дорог на высоте около 1600 м, верхние станции сейчас на 2200 м (граница зоны леса), в перспективе поднимутся до 3000 м.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)
Погода, климат, на мой взгляд, лучше, чем в Красной Поляне. Поляна расположена слишком низко, да и море близко. В Архызе нет таких безумных перепадов температур.
Серьезное освоение, строительство канатных дорог, горнолыжных трасс с современными системами обслуживания (искусственное оснежение, освещение в перспективе, качественная подготовка склонов) началось в Архызе с новыми силами несколько лет назад.
Возможность развития у района просто ОГРОМНАЯ, сейчас начали осваивать только наиболее доступные склоны южной экспозиции. Заповедная территория очень маленькая (небольшой «аппендикс» Тебердинского заповедника) и совершенно не мешает развитию.

Возможности для катания

Рассказывает Сергей Романов

Район только начинает осваиваться, но развивается активно. Склоны неплохо готовят, камней нет, поэтому можно смело ехать со своим снаряжением. Хороший прокат для катания по трассам на курорте тоже есть.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)
Склоны южной экспозиции в лесной зоне в зависимости от месяца, времени и температуры могут быть и жесткими и раскисшими.
Лучшее время для фрирайда в районе подъемников — с февраля по апрель. Хотя пока здесь немного возможностей для серьезного фрирайда, как, например, в Приэльбрусье, на Домбае или Поляне.
Снега много, лыжи лучше выбирать, чтобы в талии были от 110 мм. От подъемников придется уходить достаточно далеко, соответственно, одежда должна быть подходящая.

Снаряжение для ски-тура в Архызе

Рассказывает Сергей Романов

Район малоосвоенный, и возможности для ски-тура огромные. Ходить можно очень много, поэтому я бы рекомендовал легкие лыжи с талией от 88 до 110 мм с легкими креплениями (TLT-система) и соответствующими по жесткости ски-туровскими ботинками с подошвой типа Vibram и широким диапазоном регулировки ходьба-катание. Итоговый выбор зависит от того, хотите ли вы посвятить время только ски-туру или попробовать разные склоны.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)
Мне очень понравились лыжи для классического ски-тура SkiTrab 88 мм в талии. Хорошо идти наверх, но вот вниз сложнее.
У ребят были лыжи Movement Buzz 99, Atomic Automatic 102 и Movement Trust 108. В принципе, все показали себя неплохо. Trust широковатые и тяжелые, на них ходил наш самый крепкий участник Максим Тараканов. Фрирайдные Buzz 99 были у Сергея Шкурата, использовались с креплениями MARKER Kingpin 13 и родным камусом Buzz Skins Colltex под ростовку 177. Сергей остался очень доволен и в отпуск в Авориаз поехал с ними же. Они хорошо себя ведут и на целине и на подготовленной трассе.

Снаряжение, необходимое для ски-тура в Архызе в феврале и марте:
• фирновые кошки
• камус
лавинное снаряжение (лопата, щуп, лавинный датчик)
рюкзак с хорошей фиксацией на груди и поясе (емкостью 30-40 литров)
• аптечка (не забыть эластичный бинт!)
• аварийный мешок (фольга)
• фляга или небольшой легкий термос
• очки, горнолыжная маска и шлем обязательны
• балаклава может быть, но надевать ее следует только тогда, когда в этом действительно есть необходимость, идти в ней жарко
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)

Самый важный принцип в одежде: одевайтесь не как фрирайдер или горнолыжник, а как альпинист.

Одежда:
• удобная (!!!) одежда для ходьбы на лыжах, НЕ горнолыжный костюм
• теплый жилет
• мембранная куртка
• штаны-самосбросы
• перчатки и рукавицы

Стихи Максима Тараканова

Извиваясь и сверкая серою змеей,
Мокрая дорога мчит меня домой.
Строй вершин парадный вздернул ружья ввысь,
До свиданья, горы, я еще вернусь.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)

Склонам на прощанье помашу рукой,
До свиданья, горы, еду я домой.
Еду ненадолго, чтоб вернуться вновь,
Я в горах оставил всю свою любовь.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)

Еду на равнину, там у всех дела,
Разберусь с делами — и опять сюда.
К склонам гор любимых, к снегу, к ледникам,
Где оставил сердце, песни пел горам.
Ски-тур в Архызе (альпиндустрия)

Я вернусь, я знаю, скоро ль, через год,
Буду по ущельям двигаться вперед,
Буду снег утюжить, буду пить вино,
Обручен с горами — так мне суждено.