Кроноцкая сопка 61 год спустя

Пишет pgk, 10.10.2016 17:27

Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)
Впервые я увидел эту гору с перевала Дзендзур, что в Налычевском парке. Белый конус был смутно виден далеко на севере, причем подножие его терялось в мареве неожиданно теплых первых дней октября. Неудивительно, ведь расстояние до горы этой было больше 150 километров. Тогда наверное и возникло желание - увидеть гору вблизи, взойти на нее. То, что был уже конец месячного, моего первого похода по "ближайшей и домашней Камчатке", придавало некий мистический смысл этому событию, как приглашению на следующий этап пути.

Еще один "звоночек" прилетел в тот же день, когда навстречу мне попалась группа Сергея Ляховца, идущая автономно 40-й день как раз из тех самых северных мест и даже прошедшая траверсом северный склон Кроноцкой сопки, а это была именно она. Как оказалось, дальше нам по пути, и финишировали в Пиначево мы вместе.
вид на север с перевала Дзендзур
Спустя два года я вновь попал на Камчатку, на этот раз мы ходили сборной командой по Срединному хребту от Ичинской сопки до Хангара. С двухкилометровой высоты Хангара ранним сентябрьским утром можно многое увидеть, в том числе и красавицу Кроноцкую, хотя отсюда до нее 230 километров. Смутное желание двухлетней давности окрепло и по возвращении начало обрастать материальным "мясом".

Еще в ноябре куплены дешевые аэрофлотовские билеты на Камчатку по 20 тыр в обе стороны. Сезон - естественно, сентябрь! Холодно, но мало туманов и осадков, впрочем если бы последних было еще меньше, я бы не расстроился...
Изучен отчет первопроходцев(А. Яцковский, 1955г), этот маршрут с юго-запада 2А сложности показался вполне доступным для одиночного маршрута, особенно на фоне ледового восхождения с севера(4А) С. Серого. То, что это будет одиночное путешествие, я почувствовал почти сразу, для самоуспокоения послал приглашения паре знакомых, с кем бы хотелось разделить такое восхождение, но все они по своим причинам не смогли. Собирать же группу незнакомцев по интернету категорически не хотелось несмотря на положительный прошлый опыт.

В этой горе самое сложное как водится - подходы. Ближайший населенный пункт, куда ходит регулярный транспорт - поселок Лазо в долине реки Камчатки, отсюда до горы сотня километров по прямой, а где она, эта прямая, в горах Камчатки... Там нет дорог, да и тропы совсем не такие, как в популярных горных районах, туристические отчеты по окрестностям Кроноцкой можно пересчитать по пальцам. В довершении всех препятствий гора находится в федеральном заповеднике с весьма строгим режимом, получить туда пропуск авантюристу- одиночке нечего и думать.
Только такого рода препоны разве останавливали когда человека с оформившимся желанием? Конечно, нет! И вот выбран маршрут из Лазо через Левую Щапину, вулкан Кизимен, долину Лиственничной и Кроноцкое озеро прямиком в устье ущелья Первых Альпинистов, это, наверное, самый быстрый и простой вариант, для небогатого восходителя.
Позже я надеюсь написать подробный рассказ об этом путешествии, а пока здесь - только о восхождении.
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)
Кроноцкая с севера, от одноименного озера.
Итак, вечером 7го сентября 2016 года после тяжелого перехода по прижимам юго-восточного берега Кроноцкого озера и успешного стланикового обхода кордона "Исток" я поставил свою маленькую красную палаточку среди ивняка в устье сухого русла Первых Альпинистов и заготовил крепкую ивовую палку-альпеншток на восхождение. Решение задачи эквипмента на этом закончилось, поскольку из спецснаряжения у меня имелись только металлический носок от треноги теодолита да бахилы с галошами на кроссовки, ибо по опыту прошлого года на Ичинской оказалось, что традиционные болотники не самая пригодная обувь для осенних камчатских восхождений в нивальной зоне. Далее решил проблему пропитания, т.е. поймал тут же в улове порога мощной реки Кроноцкой или по-старому Кродакыг пару гольцов на жареху. Иными словами, обустроил базовый лагерь восхождения. Замечательное место, правда, гору отсюда не видно и вообще мало что видно, зато укрыто от ветров и далеко от дороги, по которой могут ездить инспектора на квадроциклах между кордонами Исток и Аэродром. Еще здесь все весьма истоптано медведями, но к этому я уже привык за те 9 дней, что добирался сюда из цивилизации.
Высота 265 метров над уровнем моря.

8 сентября встал не слишком рано, сказался вчерашний тяжелый переход, да и подниматься решил докуда получится, с целью поставить штурмовой лагерь и без жестких планов по высоте. Мои предшественники в 1955 году ходили на вершину с 2200 метров, и выше ставить лагерь негде, таким образом, мой план-максимум на сегодня - 1900м набора, многовато конечно. Весь ненужный на восхождении шмурдяк и запас продуктов повесил в мешках на высокое дерево, никто их не тронул за следующие три дня. Погода теплая, но облачно, вышел в кроссовках вверх сухим руслом. Такие русла на Камчатке - идеальная дорога, лучше любой тропы, поскольку широкие и не теряются, в них можно быть уверенным, если, конечно, путь предварительно просмотрен на космоснимке... Медведи тоже ценят это свойство и вовсю пользуются руслами для своих медвежьих кочевок, так, и ущелье Первых Альпинистов в нижней части представляет собой медвежью дорогу со множеством следов. Осторожно по камешкам, чтобы не оставлять своих следов, пересекаю колею квадроциклов и уже не таясь иду вверх до перегораживающего долину скального участка с сухим водопадом в районе побочного кратера Кроноцкой - Красной сопки. Отличная набитая медведями тропа по шлаку склоном Красной сопки обходит водопад слева по ходу, далее разделяясь на несколько, один из вариантов спускается обратно на сухое русло. Идти легко, плотный шлак с камнями не проваливается под ногами, иногда в русле встречаются скальные ступеньки 2-4 метра высотой, которые получается либо в лоб пролазить, либо обходить сбоку по шлаку и конгломерату. Воды нет совсем, и если бы она была(весной, в начале лета) - движение было бы сложнее. Примечательное место - сухой водопад с промытой в скале нишей, здесь можно набрать мутной воды из ямки в русле. Долина постепенно сужается, исчезает ольха по склонам, в русле появляются погребенные снежники, с которых текут ручейки. А от полутора тысяч высоты уже лежит свежий снег этого сезона, в 1955году он был от 2000м в это же время, рановато что-то. Погода постепенно портится, начинается снегопад. Поднимаюсь в этот день до 1860метров, ставлю палатку в неглубоком рве под защитой зачехленного мореной снежника, площадку пришлось выравнивать вручную. Вода из ручейка рядом, к утру он замерзает. Под шорох редких снежинок по тенту засыпаю, ночью мороз, к утру надеваю на себя все что есть.
Красная сопка
Нижняя часть ущелья Первых Альпинистов
Верх ущелья П.А.
9 сентября. Утром звезды, мороз, в 6 утра уже выхожу, как только рассвело. Иду в бахилах, рукавицах и флиске с термобельем под капроновый анорак. Постепенно загораются золотом горы Кроноцкого заповедника - Тауншиц, Унана. Однако облачность, лежавшая внизу, не рассеивается, а усиливается, более того, закрывает мою цель, вершину. Продолжаю путь вверх, вылезаю на гребень вправа, выше Зуба Кинохроники, как и указано в отчете 1955г. С тех пор он судя по фото, сильно разрушился, и уже совсем не такой острый как раньше, однако продолжает оставаться хорошим ориентиром. Весь дальнейший путь по описанию первопроходцев, гребень постепенно растворяется в хаосе скал и поперечных даек, найти надписи на скалах Тур-3/55г не удалось, хотя все жандармы похожей формы осматривал. Оставляю взятые на случай дождя болотники в нише очередного жандарма, сажаю наконечник на альпеншток, хотя он не пригодился, жесткого снега не было. После 2900 метров начинается везение - выхожу из облаков, слева наблюдаю брокенский призрак самого себя, а впереди - "Врата ада" вершинной части горы на фоне голубого неба. На солнце сразу становится тепло, выбирая места поположе и обходя скалы, поднимаюсь все выше. В отличие от первопроходцев(20 сентября 1955), у меня слой свежего снега был небольшой и идти было удобнее по нему, а не по скалам. Вокруг - море облаков, особенно плотное над океаном, только иногда видно Кроноцкое озеро в разрывах, вид напоминает самолетный. Несколько раз пришлось применять лазание на коротких участках скал, в условиях плохой видимости восхождение сильно бы затруднилось, да и что там делать-то без видимости, на вершине? От 3200 начинает чувствоваться высота, в легкой форме к счастью, все-таки уже больше месяца хожу по Камчатке и не так давно поднимался на Авачинскую сопку(2750м). В районе 3400м ухожу влево под скалой как предписывает Яцковский(интересно, как он так точно замерял высоту анероидом) и выхожу на снег поверх ледника, идти по нему не очень-то приятно, глубина почти по-колено, удобнее идти по краю южного обрыва кратера, там меньше снега и не страшны закрытые трещины. Дальше выход на снежную вершину - закрытый ледником край кратера, еще метров 200 в плоскости - и под галошами ледовая высшая точка, слабая вершинная фумарола, заметная только по сосулькам. Но чтобы туда попасть, нужно преодолеть закрытый снегом ледник с неширокими трещинами, иду проверяя каждый шаг сильными ударами альпенштока впереди. В голову приходит внушенная страхом трещин мысль - не выходить наверх, типа как на Кангченджанге принято было, уже взошел на плато ничего нового не увидеть там, Ключевская группа видна и отсюда, а остальное все в облаках. Следом за ней - ну это ж как соблазнить королеву и дело до конца не довести, так невозможно, иди дальше.
Пошел, прошел все, вылез на скальный участок на пару метров ниже ледового бугорка-вершины. Высота по GPS ровно 3521, тура нет. Под солнцем греют головы только Кроноцкая, дымящаяся Ключевская, Камень и Острый Толбачик, все эти горы выше 3500м, а остальные - Obscured by clouds.
Предыдущие восходители в 2004 записки не оставляли, скорее всего, с тех пор здесь никого не было, 12 лет гора ждала. Сложил тур, оставил записку в пластиковой банке, когда ее теперь прочитают? Провел на горе около получаса, холодновато несмотря на солнце, спуск по пути подъема, за время, пока ходил, много снега скатилось осовами вниз, не всегда видны собственные следы. Ниже 3000метров вновь вхожу в облака, жандарм с сапогами нашел только по навигатору, видимость 100метров. Дальнейший спуск по гребню и с него в ущелье Первых Альпинистов, несложный, но старался не поддаваться эйфории и идти так же контролируя каждый шаг. По возвращении в штурмовой лагерь пошел снег, но недолго, да и не до него уже, ужин, и лежать пластом с чашкой чая и плеером. На закате ясно, ох и дубак ночью будет, зато гора красиво подсвечена и больше на такой высоте ночевать не надо, сегодня бы ночь продержаться...
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)рассвет в штурмовом лагере
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Зуб Кинохроники тогда и сейчас
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)брокенский призрак
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)он же, раньше такое видел только с самолета
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)"Врата ада"
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Западный гребень
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Южные скалы
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Лавовая арка
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Верхняя часть подъема
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Южные бастионы
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Вершина-край кратера
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Подъем по снегу
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Вершина - вид на Ключевскую группу вулканов
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Камень и Ключевская
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Начало восточного гребня
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)На вершине
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Вид на Кроноцкое озеро
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Фумарола
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Штурмовой бивак
10 сентября был чудный рассвет, вид на Жупановский хребет в 160км на юг, откуда 3 года назад началась эта история, приятный спуск по ущелью вниз до базового лагеря, там опять вкусные гольцы, полудневка в райском уголке, по крайней мере он таким казался после штурмового лагеря.

Оглядываясь сейчас назад, понимаю, что это наверное был единственный день, когда можно было взойти на гору в период моего путешествия, ни до, ни после условий уже не было, и именно тогда я там оказался, и оставалось просто - зайти и прочувствовать все.
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Жупановский массив
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Красная сопка
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)маршрут восхождения
Кроноцкая сопка 61 год спустя (Туризм, Камчатка Кроноцкая сопка)Базовый бивак
Дальше были обход Кроноцкой с юга и востока, скальные обрыва вулкана Шмидта в верховьях Станичной, красные тундры Гамчена и ливневые снегопады на Лиственничной, от которых еле унес ноги на Тумроки, но это уже будет другая история, продолжение этой.