Дэвид Фирненбург: между лекциями, соревнованиями и скалами

Пишет Дарья К, 24.01.2017 13:53

Дэвид Фирненбург – один из выдающихся скалолазов Германии в дисциплинах боулдеринг и сложность. Он принимает участие в международных соревнованиях и чемпионатах, параллельно изучая психологию в университете Швейцарии. Как он справляется со всем этим? Кроме того, он собирается участвовать в Олимпиаде 2020 в Токио. Каковы его шансы на успех?

Все желающие изучать психологию в Университете Цюриха должны пройти годичную программу с учебной нагрузкой 40 часов в неделю, а в период лекций нагрузка может возрастать до 60-70 часов в неделю. Важно учитывать, что в рамках общественного университета спортсменам не предоставляют льгот и поддержки. Поэтому у студентов-спортсменов жесткий график, особенно в периоды активных многочасовых тренировок. «Фактически, первый год в университете Цюриха - это отборочный год. Университет хочет отсеять каждого второго студента. Здесь это называется оценочным годом,» - объясняет Дэвид.

Чтобы пройти отбор в университете во время оценочного года, совмещая учебу и тренировки, Дэвид уже начал обучение в качестве слушателя в весеннем семестре, за полгода до официального начала учебы, работая над предстоящими экзаменами. «После оценочного года обучение с гибким графиком, возможно, решит проблемы со временем, - говорит он. - Уже сейчас, во время весеннего семестра, мне нужно планировать тренировки с учетом расписания занятий в университете. У меня нет другого выхода». Дэвид отмечает, что он тренируется 7-8 раз в неделю, а каждая тренировка длится около 3 часов. На выходных он участвует в тренировках национальной сборной, в соревнованиях или лазает на скалах. К этому ещё нужно добавить дополнительные тренировки на мышцы-антагонисты и растяжку во время двух дней активного отдыха в неделю.

Лекции доступны в цифровом формате
Во время семестра Дэвиду иногда приходится уезжать на международные соревнования. Но во время оценочного года он не хочет отставать от графика обучения. «В этом университете главное преимущество – возможность получать лекции в электронном формате через внутреннюю сеть. Так мне понятно, над чем нужно работать во время пропусков». Но кроме лекций есть семинары и другие занятия, материалы по которым не легко достать. Дэвид не всегда может рассчитывать на понимание персонала. «Преподаватели не всегда понимают, что мне приходится иметь дело с двойной нагрузкой». Стратегия Дэвида состоит в максимальном расширении круга контактов и общении с другими студентами для обмена материалами по семинарам и выполнения совместных проектов. Все же Дэвид не хочет переводиться в частный университет, где к нему будут относиться как к покупателю.

«Конечно же, объединение соревнований и серьезной учёбы - это путь к стрессу. Но как и в скалолазании, в учебе у меня есть цели. Поэтому мне придётся стиснуть зубы и справиться со всем этим». Дэвид считает, что с его графиком он не сможет получать лучшие оценки, но стабильные средние оценки также неплохи. «Это похоже на выпускные классы в школе, когда мне пришлось отказаться от высшего балла в аттестате в обмен на год обучения в Инсбруке и поступление в университет».

В США сделать двойную карьеру легче
В 2014 году спор по поводу студенческого спорта в Германии обрел форму книги. Бен Бендрих, бывший игрок немецкой национальной сборной по баскетболу, опубликовал свои тезисы из докторской диссертации. Бендрих отметил, что популяризация спорта в американских университетах развита лучше. Он считает контракты между Университетской спортивной федерацией и университетами в Германии похвальными, но недостаточно специфичными. К тому же они часто неизвестны или не понятны лекторам университетов. «Книга Бендриха заставила меня задуматься над тем, чтобы провести год в рамках программы обучения по обмену в США».

Недостаточная поддержка соревнований по скалолазанию
Дэвид и его семья начали лазить в Ганновере на севере Германии, где он вырос, но с 2016 года Дэвид и его младший брат Рубен живут в Цюрихе.

«Здесь лучшие возможности для тренировок. С нами занимается тренер швейцарской национальной сборной с очень высокой квалификацией. После выездов на скалы в прошлом году наши результаты на Кубках Мира стали лучше», - говорит 21-летний спортсмен.

Недавно Дэвид попал в полуфинал и финал Кубка Мира в сложности в Бриансоне и на Кубок мира в боулдеринге в Мюнхене. Сейчас он находится на пути становления разносторонне развитого скалолаза, одинаково сильного в боулдеринге и сложности, который сможет постоянно достигать высоких результатов хотя бы в одной дисциплине в ближайшем будущем. «Во время выступления на юниорских соревнованиях я несколько раз становился Чемпионом Германии и Чемпионом Европы, а также занимал третье место на Чемпионате мира. И даже среди взрослых я несколько раз был на подиуме на Чемпионате Германии в сложности и боулдеринге», - рассказывает Дэвид. Несмотря на эти достижения и поддержку спонсоров, Дэвид не может жить исключительно за счет скалолазания, ему нужна поддержка семьи. «Благодаря этому все получится», - верит Дэвид.

Традиционно, поддержка спортсменов-скалолазов в Германии достаточно слабая. Например, элитные спортсмены олимпийских видов спорта получают 626 евро в месяц из спортивного фонда, но не скалолазы. «Нам нужно подождать и посмотреть, как изменятся планы поддержки спортсменов в нашем спорте в связи с включением скалолазания в программу Олимпиады 2020 в Токио, - говорит Дэвид. - Согласно прошлому опыту, оптимистичные ожидания не обязательно оправдаются».

Перспективы на Олимпиаде 2020
Дэвид не может зарабатывать одним скалолазанием, поэтому одностороннее решение в пользу спорта - большой риск. «Спортивные герои сегодняшнего дня могут потерпеть социальную неудачу завтра», - говорит он. Дэвид не хочет стать профессиональным неудачником, потому что выбрал спорт. «Я считаю разумным инвестировать не только в карьеру спортсмена, но и в обучение в университете. Поэтому мне придется справляться с двойной нагрузкой. Вполне возможно, что я смогу принять участие в Олимпиаде 2020».