Лето в Ергаках (Альпинизм)

За окном зима, а значит самое время вспомнить теплые и солнечные деньки.

Нынешнее лето получилось провести в Ергаках, что называется от и до. За сезон удалось выбраться в это чудесное и одно из любимейших для меня мест 3 раза, и всегда поездки были совершенно разных направлений.
В июне мы пробежали с моей Марго за два дня по маршруту: Светлое-Золотарное-пер.Зеленый-пер.Близнецы-Ледяное ночевка. Ледяное-Стрелка-Черное-Двойное ночевка. Двойное-НКТ-Сказка-Лазурное-Радужное. Такое получилось Свадебное путешествие. Своеобразная скоростная прогулка с двумя ночевками, но оставила после себя впечатления. Прекрасные виды, новые для нас места (цирк Ледяного), не проснувшаяся еще от зимы природа.

В начале августа сбегали с Маргаритой и Максом Ефремовым за перевал Пикантный. Три дождливых дня просидели под Северо-Восточной стеной пика Звездный, в надежде на погодное "окно", дабы пролезть маршрут 6А к.т. Хвостенко О. на пик Звездный по СВ стене.
Лето в Ергаках (Альпинизм)
За это время мы прогулялись в цирк под Зуб Дракона и вершины Носорог и Динозавр.
Насобирали гору мусора под СВ стеной Звездного и на стоянке горовосходителей, чему были очень удивлены, отходы утилизировали.
Наслаждались дарами природы в виде брусники, черники и голубики.
Лето в Ергаках (Альпинизм)
Много спали и кушали периодически.
Предприняли попытку восхождения по новому маршруту на пик Гамма, но были смыты вниз водопадами со стены.
В итоге "заморозили" данный проект до ближайшего будущего. Вымоченные и отдохнувшие вернулись домой!

Через недельку, 10 августа, удалось снова вырваться, поймав там крайние деньки быстро заканчивающегося лета. Располагал я буквально тремя днями по времени. Поэтому график нужен был жесткий, с определенными задачами и планом мероприятий.

Выехал 12 августа из Черемушек (Хакасия) на машине в 4:00 утра. Приехал на тур-базу Спящий Саян примерно к 8:00. Было еще прохладно и сумеречно. Быстро собрался и направился к базовому лагерю на оз. Светлое. В этот день как раз установилось погодное окно, все, кто сидел в лагере, естественно разошлись по горам. По приходу на место, примерно в 9:40, несколько человек, все-таки удалось обнаружить в палатках.
Лето в Ергаках (Альпинизм)
Договорились с Серегой Лазорским из Новосибирска сходить на Птицу. Ему нужно 4А, а мне так, за компанию, к тому же этот маршрут я не лазил по его первоначальной линии, многие обходят начало, именно там, где сосредоточен «ключ маршрута», 2 веревки, а дальше все просто, и я был из того числа.
В общем снарядились, вышли. Прибыли к горе за час. Связались, полезли, на часах 12:00. Серега лидирует. Где просто, двигаемся одновременно, где чуть сложнее, он принимает на станциях, оба лазанием. Довольно быстро прошли маршрут. Погода шикарная, настроение хорошее. Вышли на вершину примерно в 14:00, посидели, перекусили.
Тут родилась идея, а давай-ка еще какой-нибудь первопроход двоечный залезем сюда же. Серега легок на подъем. Тут же дюльферяем по классике вниз. Я как-то года 4 назад приглядывал правее 2Б логичные линии, но тогда не время для этого было, надо было «клеточки» закрывать, а не творчеством заниматься. А тут все сходится, и время есть, и напарник, и цель общая.
Лето в Ергаках (Альпинизм)
Около 15:00 окончательно определили линию намеченного первопрохода. Логичным и прямым оказался вариант намного правее намеченных мною линий. Начало примерно посередине между маршрутами 2Б, Борисовой и 4А, Балезина.
Снарядились, поменялись, переобулись. Теперь моя очередь лидировать. Лезем. Замечательные щели по монолитным стенам. Теплое летнее лазание в скальниках. Логичная линия, сначала вправо по рельефу, затем по полочке влево к характерным большим «Серпам». По серпам вверх на небольшую полочку, откол. Тут начинается самый «смак». Широкая расщелина, в глубину сужается, для страховки камалоты 1-2-3. В верхней части угол становится круче, расщелина превращается в камин, там уже 4-ка BD нужна, а дальше по катушке вправо, во внутренний угол. Там выход на крайнюю веревку 4А, и опять вершина за сегодня.
После продуктивного дня, разлазившись, погревшись на солнце, и на выходе с первопрохода, окунувшись в туман с ветром, счастливые, явились в базовый лагерь. Отдых, костер, общение – сборы, одним словом, лето, красота!

13 августа. Не зря вчера сделали программу по максимуму, хотя и против правил. Сегодня целый день льет дождь. Половина групп на восхождения не вышли, другая половина вернулись через некоторое время, не дойдя до начала маршрутов, все до нитки. Самое время всем собраться у костра, под общим инструкторским тентом, потравить байки, пощелкать кедровые орехи, построить планы в надежде на просвет в небе.
Лето в Ергаках (Альпинизм)
14 августа. Ночью кончился дождь, и с утра лагерь опустел, все на маршрутах.
Главным объектом в это лето на Ергаках для меня оставался маршрут Хвостенко О. 6А к.т. на Звездный по центру северо-восточной стены. Сереге на шестерки пока нельзя, зато со Славой Тимофеевым мы уже стояли «бок о бок» на осаде вершины Черной, в прошлом году, совершив первый зимний первопроход на Тайгишонску стену, получив за маршрут 6Аз кат.тр. и 5-ое место в Чемпионате России в высотно-техническом классе.
Сегодня в 5:00 вышли со Славой из лагеря, в направлении перевала Пикантный. С нами Серега Скомаровский, провожает, помогает донести часть снаряжения под маршрут, а самое важное, заберет все наши рюкзаки, лишние вещи, трекинговые палки, и отнесет их обратно в лагерь, так как в планах у нас спуститься по Канту – 5А (5-6 дюльферов).
Лето в Ергаках (Альпинизм)
Пришли на стоянки под СВ стену примерно к 7:00. Серега поставил чай в джет-бойле. Я сбегал за заброской, оставлял всю свою снарягу и веревки под стеной, когда были тут в начале августа с Марго и Максом. Поэтому не вернуться сюда я нынче никак не мог.

Перекусили, попили чай. Оставили все Сереге, а сами отправились к началу маршрута. Из-за стоящей непогоды стена не высохла, местами бегут небольшие речки. Но мы настроены позитивно, и верим в улучшение состояния маршрута во время восхождения. Солнце отражается в зеркальной линзе гладкой монолитной северо-восточной стены Звездного. День обещает быть.
В 8:10 начали работу на стене. Хороший монолитный гранит, первые веревки дырочные скайхучные дорожки. Местами тяжело найти дырки, так как гранит темный, и все сливается одним цветом.
Далее логичные щели по рельефу, местами удается идти «свободным лазанием», на ногах спортивы – миуры.
Лето в Ергаках (Альпинизм)
Около 13:00 выходим на серединную полку. Широкая, зеленая, видны места стоянок предыдущих команд восходителей. К нашему удивлению в это же время погода начинает портиться. Поднялся ветер, принес из долины Тайгишонок туман и густую облачность.
Мы на стене, а значит, продолжаем работу дальше. Местами удается идти лазанием где-то подлазами, но в перспективе все же ИТО, и погода и рельеф об этом говорят.
К 17:30 кончилась основная стенная часть, и началась «крыша». Рельеф стал разнообразнее, угол наклона уменьшился. Туман стал гуще, а ветер холоднее, значит где-то неподалеку вершина. Начинаем охотнее верить в успех нашего мероприятия!
В 18:30 подошел к широкому «камину». Сразу узнал его, именно сюда выходит маршрут 5Б, по Западной стене Балезина В., который мы ходили в 2012г. Отсюда, как я помню около 2-х несложных веревок до вершины.
Лето в Ергаках (Альпинизм)
Так и есть, в 19:20 выхожу под вершину, к большому камню. Слава движется по перилам, внизу застревает динамика. Забираю у него рюкзак, пока он спускается распутать веревку, быстро-быстро одеваю ботинки (скальники в рюкзак), куртку, и все, что было в рюкзаке. Похолодало не по-летнему. Смеркается, не прекращается разбушевавшийся ветер. Пишу записку в укрытии. Выжумаривает Слава.
Идем на вершину, время 19:45. Меняем записку, несколько фото и видео съемок.
Спускаемся ниже. Переводим дух, считаем. Задумка удалась! Прошли маршрут за световой день, 11,5 ходовых часов, без ночевок, обработок, и что называется на онсайт, то есть с чистого листа.
Лето в Ергаках (Альпинизм)
Впереди спуск. Не стоит расслабляться. Время к ночи, погода плохая, организмы весь день на ногах. Нашли первый дюльфер Канта, поставили рюкзак у края стены, начали спуск.

Где-то на 3-ем дюльфере Слава пытается вспомнить, где рюкзак. Думаем, гадаем, может на прошлой станции, а может на позапрошлой. Сходимся во мнении, что он остался на краю стены на самом верху… Что поделать, крайние веревки Канта ночью после шестерки мало кому захочется пролезть. Продолжаем спуск.

Успешно сдернули, финальный дюльфер около 22:00, все на земле. Далее по сыпухе вниз. Хотели было поднести и оставить снаряжение под начало классики, 3Б на Звездный, но заблудились в тумане на «бараньих лбах», и решено было спокойно идти вниз.

Около 22:40 подошли к заболоченному озеру, через которое проходит тропа к южной стене Звездного. В тумане нашли самый крупный камень, спрятали под ним всю снарягу. Отправились в лагерь.

В 23:30 пришли в базовый лагерь «налегке», в одних мембранках, как будто бы ходили трекинг весь день. Серега встретил нас с горячим чаем и супом.

15 августа. Вместо того, чтобы с утра по раньше бежать вниз по тропинке к машинам, мы со Славой потихоньку идем к Звездному. Забираем снарягу, подходим под классику и лезем 3Б. Выходим к вершине, тут стоит и ждет рюкзак со всем добром (камера, фотик, куртки, вещи).
Лето в Ергаках (Альпинизм)
На вершине солнце! Отличные виды во все стороны. Посидели немножко и вниз, теперь с рюкзаком и по классике. На спуске встречаем ККА-шников. Обмениваемся пожеланиями, им на подъем, нам на спуск, и ходом в базовый.
А там почти никого не осталось. Собираем палатки и к машинам. Возвращаемся в суету городов. Хорошее завершение летнего сезона!
Получился приятный удачный нон-стоп 6А из лагеря в лагерь.
Благодарю за предоставленную возможность принять участие в «Учебно-тренировочных сборах Саянская вертикаль 2017-2» Красноярскую городскую федерацию альпинизма (КФА).
Спасибо нашему бессменному партнеру компании RedFox! Лето в Ергаках (Альпинизм)