Эльбрус. Тайны первого восхождения

Пишет lxng, 05.01.2020 23:07

Эльбрус. Тайны первого восхождения (Альпинизм, восхождение)
Документальный фильм о первом в истории восхождении на гору Эльбрус, состоявшемся на фоне Кавказской войны, когда отношения между Российской империей и народами Северного Кавказа были как никогда сложны, но это не помешало объединенной команде, состоявшей из местных горцев, российских военных и ученых-академиков, добиться своей цели. Авторы фильма самостоятельно прошли весь маршрут до самой вершины Эльбруса и таким образом смогли проверить и прояснить многие спорные факты, дошедшие до наших дней из дневников первопроходцев. Помимо исторического анализа, фильм также раскрывает много интересных деталей об особенностях современных восхождений на самую высокую вершину Европы.

Несколько лет назад я натолкнулся в интернете на статью, автор которой довольно детально анализировал документы экспедиции 1829 года, в результате которой первый в истории человек взошел на восточную вершину Эльбруса. Я, неожиданно для себя самого, заинтересовался темой и нашел эти документы. Изучив их самостоятельно, я увлекся еще больше, поскольку моя интерпретация некоторых письменных фактов оказалось иной, нежели у автора исходной статьи. Все бы это, возможно, осталось лишь в моей голове, если бы в какой-то момент я не нашел другую статью, в которой кто-то, используя те же самые документы, убеждал общественность, что экспедиция 1829 года является едва ли не мистификацией, поскольку записи участников восхождения противоречили друг другу и в целом описывали сценарий, по которому подняться на вершину было бы невозможно.
Это окончательно лишило меня сна, и я понял, что должен попробовать сам взойти на Эльбрус по маршруту первовосходителей, чтобы проверить все самостоятельно. А поскольку результаты такого мероприятия, какими бы они ни оказались, имели бы ценность не только для меня лично, но и для всех, кто интересуется историей, то было принято решение снять документальный фильм, в котором бы история первой исторической экспедиции была бы наложена для наглядности на хронику современного восхождения.
Сказано — сделано, и летом 2017 года наша небольшая команда единомышленников десантировалась в северном базовом лагере, который в наши дни называется «поляна Эммануэля» (почему так — ищите ответ в фильме).
Несмотря на то, что в силу всеобщей занятости в нашем распоряжении было всего 5 дней, все шло хорошо, Эльбрус радовал нас хорошей погодой, и мы до последнего были уверены в успехе своей затеи. Все чувствовали себя хорошо, акклиматизационный выход к скалам Ленца прошел без неожиданностей, вечер перед восхождением был ясным и безветренным, вершина сияла в свете луны на фоне ярких точек звезд.
Мы начали восхождение в районе часа ночи параллельно с несколькими другими группами, которые однако постепенно опередили нас и ушли далеко вперед. Это был первый звоночек, который, тем не менее, не испортил наш настрой. Я снимал с приборов показания высоты, давления и времени, где-то находил в себе силы включить видеокамеру или нажать на спуск затвора фотоаппарата. Преодолев самый крутой участок подъема по кулуару верхних скал Ленца, я пребывал в уверенности, что, хоть и с опозданием относительно изначального плана, но мы все-таки доберемся до вершины.
С этими мыслями мы добрались но скал Фрешфилда, откуда до вершины оставалось лишь несколько десятков вертикальных метров и метров 500 по горизонтали. Ближе, чем от метро до моего дома в Питере. И в этот момент... горная болезнь накрыла одного из участников нашей команды. Совершенно внезапно человек понял, что не может больше поднять ногу и сделать следующий шаг. Страх за него сменился досадой, когда мы поняли, что кроме потери физических сил других проблем нет: человек находился в здравом уме, не утратил координацию, и даже мог после передышки как-то идти. Тем не менее, несмотря на его предложение продолжать восхождение без него, пока он ждал бы нас, удобно расположившись под камнем, мы решили, что риск слишком велик, и поэтому развернулись и начали спуск.
Подумать только! Мы поднялись больше чем на пять с половиной тысяч метров и не смогли пройти последние метров 70! Я тогда уже понимал, что это означает: я пойду еще раз. Но в тот момент я молчал об этом. Было ясно, что в этом году наша экспедиция завершена, время вышло, и всем надо было возвращаться домой, на работу, к семьям.
Время до следующего лета было посвящено дальнейшему изучению темы. Более внимательному чтению документов и анализу чужих мнений и интерпретаций, чтобы не упустить ничего важного в собственной логической цепочке. И вот, наконец, настало лето 2018-го года. В этот раз наша команда была минимальной по размеру: только мой брат и я, вдвоем.
Мы поднялись в штурмовой лагерь, затем сходили на акклиматизацию на верхние скалы Ленца. Я неустанно вел видеозапись, пополняя копилку кадров, обогащая материал, отснятый в предыдущем году. И наконец, настал день - а точнее ночь — восхождения.
Вечер не предвещал ничего плохого, небо было чистое, лунно-звездное. Однако стоило нам выйти из штурмового лагеря, как поднялся сильный ветер, и вершину затянуло тучами. Не сговариваясь, даже не перекинувшись словом… мы продолжили путь. Не могу сказать, было ли это решение правильным, и было ли бы лучше подождать несколько часов, или даже пропустить один день, но мы сделали что сделали — прошли весь путь до вершины невзирая на ураган и добрались таки до вершины! И как и прежде, я усердно отмечал высоты, значения давления и время прохождения вех нашего пути.
Стопроцентным успехом наше восхождение я бы не назвал, потому что из-за ветра на самой вершине творился просто ад. Дуло точно не меньше, чем со скоростью 100 км/ч, а скорее всего, больше. Стоять можно было только под острым углом к горизонту, разговаривать было невозможно вообще. Видеокамеру ветер вырывал из рук, 99% того, что я там отснял, пришлось выкинуть в мусорную корзину из-за нереальной болтанки кадра. Чуть лучше ситуация обстояла возле скалы Фрешфилда, где я даже смог сделать репортаж (звук, впрочем, пришлось перезаписывать позже, т. к. вой ветра почти полностью заглушил мой голос). Но так или иначе, цель была достигнута, и весь материал был отснят.
Затем потянулись долгие месяцы монтажа, в ходе которого я понял, что голова моя соображала там, на склоне, гораздо хуже, чем мне казалось, и многие кадры вышли не такими, какими я их пытался сделать во время съемки. Стыковались они плохо, планы путались. До последнего мне казалось, что это будет худший фильм в моей жизни. Однако когда я подошел к финалу, и картина начала приобретать целостность, мне она, вдруг, начала нравиться. Я пересматривал фрагменты фильма, снова и снова переживая свой опыт там на горе, и переживая опыт героев фильма — участников экспедиции 1829 года. Когда финальным мазком была добавлена музыка, меня посетило долгожданное чувство конца пути. Я был дома.
Конечно, это нормально, что художник любит свою картину, и точно также нормально что другие могут ее не полюбить. Я отыграл свою партию и теперь выношу фильм за зрительский суд. Каким бы ни был итог, я уверен, что изложенные в фильме факты будут полезны тем, кто интересуется историей альпинизма. Да и историей вообще.

Спасибо!

Смотрел на ски ру. недавно, ещё раз спасибо.

Большой труд вы взяли на себя задумав и успешно выполнив этот проект.
Спасибо!
И... С Горой!

Хороший фильм (хоть и чуть затянут), чтоб все так снимали!

Но насчёт 100 км/ч на вершине вы загнули.

"...100 км/ч на вершине вы загнули..."
метео история за неделю:

с 31 на 1 порывы ветра до 25 м/сек
за год :

до 35 м/сек
и это всего лишь на высоте 2040 метров ( БТА )

"-Скорость при расстоянии S = 25 метров и времени T = 1 секунда равна 90 километров в час
-Скорость при расстоянии S = 35 метров и времени T = 1 секунда равна 126 километров в час" (расчёт онлайн калькулятора)
... Да, просто перевод цифр в км/ч ...и ничего личного ;)

Да что ж такого в 100км час? Обычный сильный ветер.На Эльбрусе и под 200 может дунуть.

В июле 2009 года я участвовал в самодеятельной экспедиции "Эльбрус 180", посвященной первовосхождению на Гору. Она проходила при некоторой поддержке компании БАСК. Мы поднимались именно через распадок левее ручья и ночевали возле озера, расположенного примерно на высоте 3200 м. Не удивительно, что сейчас Автор не нашел на этой высоте ни снега, ни льда, ведь 190 лет назад оледенение было гораздо более мощным.

Это очень интересный момент. Если это то озеро, о котором я думаю, то был период, когда оно было моей основной версией. Но затем я от нее отказался по причине следующих факторов:
1) Ленц систематически везде ошибался в измерении высоты. В базовом лагере он "недомерил" 450 метров, а на верхних скалах - более 800 метров. Вряд ли он что-то делал со своим барометром, поэтому ошибка, скорее всего, системная, и накапливалась постепенно с набором высоты. Поэтому на высоте 3200 м он должен был получить значение существенно меньше 3000.
2) когда они стояли на озере, то от ледника их отделяла небольшая каменная гряда. А ваше озеро довольно далеко от ледника. Даже если там лежал снег, все равно это был именно снег, а в документах речь идет именно о "вечном снеге", т.е. леднике. Снег, действительно, от года к году лежит на разной высоте. в 2017, например, скалы выше "лунной поляны" были довольно плотно покрыты снежниками, а в 2018 снега на них почти не было. Но версия, что 190 лет назад снег (вечный снег) лежал в районе данного озера, требует очень серьезных документальных свидетельств, которых я не нашел.
3) наконец, чисто по измеренной мной скорости движения, ни Киллар, ни Ленц не успели бы дойти от озера до своих предельных точек так быстро, как про это написано в документах.
Я думаю, многое прояснилось бы, если бы кто-нибудь обнаружил выбитую Бернандацци на камне звезду с буквами - в том месте, где они ночевали перед восхождением. Я не нашел нигде упоминаний, чтобы кому-то это удалось. Если когда-нибудь это случится, то нам с вами, видимо, обоим придется скорректировать свои версии развития событий :)

В тему поста. В прошлом году первовосхождению на Эльбрус исполнилось 190 лет...

Я с трепетом истории коснусь,
Вникая в тексты старых фолиантов,
Когда Кавказом прирастала Русь,
Одолевая время и пространство.

Стояла крепость у Бештовых гор
Её сейчас не отыскать на карте.
На этом месте вырос Пятигорск,
Свои раскинув улицы и парки.

Большой отряд солдат и казаков
Отправился в далёкую дорогу.
До тысячи в нём сабель и штыков,
А также пушки – два единорога.

Их миром встретил тамошний народ,
Вражда была забыта пресловута…
Двенадцать дней тот длился переход
К подножью седоглавого Эльбруса.

На Кызылсу окончился маршрут.
Там, под полотнами шатров солдатских,
С Российской Академии наук
Имён учёных много было знатных.

Ожили здесь безлюдные места…
Июль, число десятое настало.
Лишь осветилась солнцем Шат-гора,
Идти наверх порядочно собралось.

Чем выше шли, трудней давался шаг,
Видения рождало подсознанье…
И возвращались смельчаки назад,
Не выдержав такого испытанья.

Лишь четверо тропу тропили вверх,
Хоть не хватало воздуха дыханью.
Среди учёных отличился Ленц,
Взойдя над пятитысячною гранью,

За ней был остановлен высотой,
Сражён был ею в ходе поединка.
Но всё же был Эльбрус попран пятой
Охотника, простого кабардинца!

От Бога людям дан отваги дар
Условием великого свершенья.
И, осенённый даром тем, Килар
Забыт не будет в новых поколеньях!

Июль 2014

здорово

Как и предполагалось ещё до начала просмотра,
не была обойдена и "зажёванная" тема про "Немецкий аэродром" (20:33).
Даже изображение Fw вставлено для наглядности.
Хорошо хоть вкратце и с обтекаемой формулировкой упомянуто.
Однако - скорее всего - это миф,
живучий и многократно ретранслируемый.
(про взлёты-посадки немецких самолётов во время войны)

Свидетельство местного пастуха и "данные советской разведки" -
это могло бы действительно подтвердить историю с аэродромом,
если немецкие документы об этом существовали бы.
Но именно с этим что-то дело обстоит - никак...

***Однако - скорее всего - это миф***- я в своё время на это повёлся, когда в 2012 году тпобывал на Эльбрусе с севера...

В случайной встрече на маршруте
Рассказ услышали о том,
Что где-то рядом, в Приэльбрусье,
Немецкий был аэродром.

Что самолёты там с крестами
Летали часто, каждый день,
И люди в белом колдовали
Вокруг причудливых камней.

Взглянуть на место мы собрались,
Всего полдня сходить туда.
К плато, что вровень с облаками,
Приводит узкая тропа.

Перед глазами вдруг равнина
Простёрлась этаким столом,
Поодаль насыпь, где могила
И камни сложены крестом.

Сквозь толщу щебня не увидеть
Останки тех монахов – лам,
Что Гитлер из Тибета вывез,
В стремленье равным стать Богам.

Он ламам превосходство расы
Арийской повелел найти.
Желанье было очень ясным –
Всевластья титул обрести!

Но вместо свастики над миром,
Рядов эсэсовских фаланг –
Был дым пожарищ над Берлином,
К рейхстагу шёл советский танк!

Страшнее не было картины,
Совсем не то хотелось знать!
Приказ был краток – лам правдивых
На месте сразу расстрелять!

Монахам Шамбалы* далёкой
Конца никто не предсказал.
Причиной гибели жестокой
Стал дар, что им Всевышний дал…

А вот это дало импульс к сочинительству http://nvspb.ru/stories/za_chto_gitler_pokaral_tibetsk

когда в 2012 году побывал на Эльбрусе с севера...

Виктор Владимирович, мы в том году 16.08 повстречались на краю ур.Аэродром,
под началом взлёта тропы - Вы с группой наверх шли,
а меня, наоборот, после спуска там ночь застала.
Так сходили на Эльбрус, как можно сдать вывод?
Я же потом ещё 2 дня обретался по разным углам урочища Аэродром,
на гряде над ним тоже - всё пытался выявить следы немецкого присутствия,
в целях подтверждения расхожей гипотезы.
Тщетно пока...

По ссылке просмотрели только что коллективно втроём предмет сочинительства -
похохотали, конечно.
Хотя на самом деле грустновато -
налицо образчик слабой журналистской работы
(если это вообще профессиональный журналист накропал).

Ну, вы ж понимаете, что если бы я эту тему обошел, то обязательно кто-нибудь возмутился бы, что де вот такую важную деталь, и не показали. Поэтому аккуратно показал, и аккуратно рассказал, что, де, есть гипотеза среди некоторых исследователей. Даже полетал над аэродромом, чтобы не было сомнения, что над ним можно летать :):)
А вот кто знает, может быть, что это за две металлические конструкции посреди "аэродрома"? Очень характерные конструкции: вертикальные стальные трубы высотой метра два-три с множеством наваренных на них поперечных пластин. К ним явно что-то крепилось. Знаки какие-то сигнальные, ориентиры, что это? Выглядит действительно как створ...

с множеством наваренных на них поперечных пластин

Фото конкретных виденных Вами конструкций нет?

Очень похоже на вид снегомерных реек,
устанавливаемых в СССР во многих местах для оценки толщины снежного покрова.
В горах встречаются нередко.
Планки там шириной 10 см, расстояние между ними такое же -
очень удобно снежную толщу определять при метеорологических наблюдениях.
Поперечные планки со временем могут отпасть,
пример целой конструкции:

Фильм замечательно смотрится. Очень интересен в плане истории первовосхождения, интересно показан район и путь авторов сегодня. Большое спасибо!
Я был в этом районе месяцем позже. Обнаружил мало известный для себя «новодел» этих мест. Две песчаные площадки с лабиринтами, выложенные белыми камнями. Они находятся (минут 20 от тропы) в западном углу «немецкого аэродрома»? за небольшой травянистой грядой, усыпанной камнями. Может кто знает их историю?

и еще 2 фото Сергея Ермакова.

Я тоже задавался этим вопросом - что это и зачем. Они хорошо видны с тропы выше "аэродрома". Но это очевидно новодел, даже не потому, что камушки так аккуратно выложены, а потому что принципиально разные рисунки у них. На Кольском были в советское время найдены несколько таких лабиринов, совсем разрушенных, заросших и едва читающихся. Часть из них уничтожили хозяйственной деятельностью, а часть, наоборот, восстановили, и теперь они тоже смотрятся как новодел. Но у них у всех там одинаковый принцип узора. И в их расположении есть система. То есть, хоть какая-то общая логика прослеживается. Хоть и непонятно, древние ли это сооружения, или "новоделы" 19-го или начала 20-го века. А здесь - явно кто-то где-то про такие штуки прочитал и решил соорудить. Но зачем?

Игрища эзотериков-шамбалистов,
или вроде того.
Встречается нечто подобное и в других местах.
Например,
в долине реки Ирик (Приэльбрусье), несколько ниже слияния с потоком Ирикчат,
на травянистом левом берегу примерно такие же круги выложены.
Мне как-то один тип предлагал поучаствовать в аналогичном мероприятии
(сооружение "лабиринтов", кругов и т.п.) на Лагонаках,
но не в русле моего менталитета такой фигнёй заниматься,
да и камни таскать "в лом".
А так двигает что-то людей этим заниматься -
подурачиться, поэпатировать, кто-то и всерьёз увлекается какими-то течениями:
выкладывают из камней и не такое, к примеру -
видел выложенный цепочками камней знак "Пацифик" неподалёку от лед.Джикаугенкез,
или эдакую арку - "закос" под мегалит в Узунколе, и т.п.
(это не считая выкладывания своих имён, но тут никакой эзотерики,
а просто тривиальное желание отметиться типа "здесь были Киса и Ося")

Видимо, сама по себе горная местность этому способствует -
что я, впрочем, хоть и не разделяю, но вполне понимаю.

На Нинчурте в Ловозерах - однозначно видно, где старые камни, а что Демин "додумал от себя".
Неприятно смотрится.

на Алтае такие видел, в районе Аккема

Вопрос к ТС по теме.
Вычитал в своё время где-то в печатных СМИ,
что якобы были обнаружены какие-то предметы снаряжения первовосходителей,
в районе скал Ленца, что ли.
В фильме вроде этот момент не упоминается.
Сейчас не могу точно вспомнить, где это было опубликовано.
Не встречалась ли Вам такая публикация или упоминание?

Были в СМИ упоминания, что где-то по ходу подъема был найден наконечник горского альпенштока (мужра, палка в виде вил с двумя остриями), но где конкретно, указано не было.
На нижних скалах Ленца Бернандацци выбил крест. Но опять же, мне не удалось выяснить его точное местоположение. Известно только, что группа Толстова в 1949 году нашла этот крест благодаря аномально теплому лету - камень вытаял из-под снега. То есть, нормально, что его в обычные годы не видно.
На текущий момент не установлено точное место штурмового лагеря. Там Бернандацци выбил на камне пятиконечную звезду с первыми буквами имен восходителей. Однако вот на днях мне написал Аскер Хаширов и сообщил, что вроде бы где-то вертолетчики обнаружили остатки бурок и дров. Я попросил прислать информацию про это. Сижу жду :)

На текущий момент не установлено точное место штурмового лагеря

Получается, что экспедиция могла вовсе идти не через место
нынешнего Северного приюта?
Впрочем, вполне возможно -
учитывая большее оледенение почти 2 века назад, там могла быть только ледниковая
ступень, в лучшем случае с торчащим нунатаком - нынешней отметкой 3762,0.
А если проталины тогда отсутствовали, то становиться там штурмовым лагерем
было бы не особо оптимальным решением.
Надо бы в следующее посещение (про себя говорю) специально время выделить,
чтобы повнимательнее там пошариться по окрестностям - тема интересная.

Прикол в том, что уровень снега на скалах Ленца зимой и весной ниже, чем летом.
Зимой снег выдувается. Вот фото нижних Ленцев 10 мая и 9 августа 2011г.

10 мая:

9 августа:

По стрелкам видны одни и те же участки скалы. Разница больше метра!
Поэтому искать что-то там лучше по весне.

Фильм хороший, но есть неточности. Например, в начале Вы говорите о кавказской легенде, но это известная история о Прометее, наказанном Зевсом, за то, что передал людям огонь. В этом мифе орел выклевывал печень.

В том то и соль, что я рассказываю древнюю легенду из Нартского Эпоса (северо-кавказский эпос), которая неожиданным образом перекликается с легендой о Прометее. И по некоторым (не проверенным мной лично) данным, кавказская легенда старше, чем греческий миф! Это значит, что греки могли позаимствовать образ Прометея у народов Кавказа, и произошло это задолго до того, как они (греки) колонизировали Колхиду (т.е. земли нынешней Грузии). Есть даже смелая гипотеза, что этот миф привезли в Древнюю Грецию аргонавты (ну, точнее экспедиция, ставшая прообразом мифа об аргонавтах). Но это все легенды, однако сам Нартский Эпос - это вполне себе известное явление. И в нем "прометей" был, в общем-то, плохим дядькой, и считалось, что если он когда-нибудь освободится, то случится какая-то неприятность.
в качестве оффтопа: у меня на канале есть фильм "Северные стражи Колхиды". Фильм, в общем-то, про маршрут номер 30, однако там есть в т.ч. и более пространное упоминание о нартах и об этой их легенде.

Понятно. А я-то удивился, что кто-то не знает мифы Древней Греции. :) Простите.

В средневековой традиции - аналогом Прометея является Люцифер.
Изображается как маленький мальчик на фоне серпа Луны, несущий людям дух астрального Света.

Кстати, Фрешфилд в своей книге отказывает в признании успеха экспедиции Эммануэля, т.к. он де разговаривал с кисловодским доктором, а тот факт восхождения Хаширова не подтвердил.

В чем проблема акклиматизированному, физически крепкому и хорошо мотивированному горцу подняться по маршруту 1Б? Мне кажется, нет никакой проблемы.
Чтобы там себе не думал Фрешфилд.

Слово "горцу", вполне можно заменить на "любому человеку".

Да я не об этом. Я-то как раз мнение Фрешфилда не разделяю, но до прочтения книги собственно Фрешфилда, думал, что он хотя бы как-то его аргументирует. А "аргумент" совсем никакой - мнение безвестного кисловодского доктора 40 лет спустя. При этом сам же Фрешфилд пишет о каменной табличке на кисловодской лечебнице, посвященной экспедиции Эммануэля и первовосхождению Килара Хаширова. Но Фрешфилд это восхождение не признает, ссылаясь на слова доктора кисловодской лечебницы: "Это все глупости". Как бы понятно, что после таких "аргументов" мнение Фрешфилда можно считать ничтожным. Но, дело в том, что мнение известного ученого и альпиниста, сформировало общепринятое на Западе непризнание успеха экспедиции Эммануэля, и там первовосходителем на Эльбрус непременно называют Фрешфилда, а про русскую экспедицию толком ничего не знают.