Хрустальный пик-2015. Социальные проекты. Одинокие вершины Дугобы

Пишет robinsya, 16.11.2015 14:23

Хрустальный пик-2015. Социальные проекты. Одинокие вершины Дугобы (Альпинизм, мы в общесте, социальные проекты в outdoor, альпинизм, риск.ру, события, дугоба)
Вершины над ледником Егорова, верховья ущелья Арчеканыш

Этим летом мне повезло прикоснуться к чудесному и актуальному проекту, который реализовывали мои друзья в Дугобе и окрестностях. Поэтому для меня большая радость начать представлять наше множество номинантов "Хрустального пика" именно с этого проекта.
Алексей Тюлюпо, Антон Кашевник и "Одинокие вершины Дугобы".

Северная стена п. Узбекистан

Проект «Одинокие вершины Дугобы» родился в просветительских целях: восстановления описаний популярных маршрутов, возрождения забытых линий и подготовки материалов для издания путеводителя по району (Алексей работает над этим вместе с"РИСК онсайт").

Проект "Одинокие вершины Дугобы" на Риске:
К одиноким вершинам Дугобы
Саук-Джайляу: Вперед в прошлое!
Дугобинские монолиты
Дугоба. Малый Замок
Дугоба. Пик Конструкторов и не только
Стоянки в Дугобе. Описания и вопросы к знатокам района
Новые ледовые "галстуки" в Дугобе
Саук-Джайляу. Заброски, подходы, маршруты

п. Ленинградец

За сезон 2015 года пройдено порядка трех десятков маршрутов, по каждому из которых составлено описание. Большая часть этих маршрутов – массовых категорий. Таким образом, в следующем году в распоряжении приезжающих в Дугобу альпинистов будут описания по наиболее популярным и перспективным маршрутам.

Кроме того, проведена большая работа по систематизации новых и архивных описаний маршрутов. Составлены описания по подходам и ночевкам, написано несколько обзорных статей, которые позволят легче найти подходящий маршрут. Теперь в Дугобу могут приезжать совершенно незнакомые с районом группы и совершать восхождения, предварительно не собирая по крупицам информацию в интернете.

Отдельной страницей проекта можно назвать вылазки на Саук-Джайляу. В первый раз - экспедиция с братьями Глазуновыми, во второй – своего рода горный поход в двойке с Антоном Кашевником. Составлено хорошее описание по этому сложному и отдаленному району, отфотографированы стены подковы. На наш взгляд, это тоже может способствовать развитию района Дугобы.

Проход через ледопад под Саук-Джайляу Центральной

Особо стоит отметить, что в районе альплагеря пройдено несколько новых маршрутов.
Подробнее об этом в интервью с Алексеем Тюлюпо!

Антон (спит) и Алексей (несет службу). Фото Артура Перевалова

- Леша, почему ты занялся развитием района Дугобы? Меня сейчас не интересует деловая сторона вопроса – но чем именно полюбился тебе этот район?
Сложный вопрос. В последние годы я провел в Дугобе очень много времени, к особенностям района привык, и теперь сложно восстановить впечатления первого проведенного там лета. Пожалуй, в Дугобе я впервые начал получать удовольствие от подходов. Все эти переходы без большого набора высоты по широкому, залитому солнцем ущелью… Идешь, слева река, справа зеленые луга – ну просто очень красиво.

Последние дни осени в горах, родник на п. Сельского

Скажем, дорога от альплагеря до пупа Сельского (одни из самых популярных в районе стоянок) – сколько раз я по ней прошел за три года, что езжу в район, и она мне не только не надоела, этим летом я иногда просто ходил погулять по ней, в дни отдыха. Наверное, если бы я столько времени проводил, скажем, на тропе Метеостанция-Рацека в Ала-Арче, я бы ее просто возненавидел.

Стоянки под п. Сельского

И второе – еще в анонсе о начале проекта по восстановлению описаний я совершенно искренне написал, что бывает очень тоскливо смотреть через реку на старую базу, которая могла принимать человек по 200; читать рассказы ветеранов про масштабы деятельности альплагеря того времени… И сравнивать это с современными реалиями, когда маленькая база человек на 40 простаивает большую часть сезона. Желание изменить эту ситуацию во многом определяет мое отношение к району.

КСП старого альплагеря

- Как давно ты занимаешься этим проектом и как сейчас оцениваешь результаты своей работы?
В первый раз я приехал в Дугобу в 2013 году и проработал инструктором восемь коротких смен. Думаю, в том сезоне были заложены основы осуществленного нами проекта, потому что без хорошего знания района в этом году я не смог бы сколь-нибудь эффективно заниматься систематизацией и составлением описаний. Помню, в междусменки я оставался один в лагере, перебирал отчеты первопроходцев, искал интересные маршруты самых разных категорий. К сожалению, отделения были сборные, без предлагерной подготовки, и не всегда получалось сходить с ними на дальние, интересные горы. Зато, в этом году уже не пришлось вникать в расположение массивов, ходить на самые популярные маршруты, потому что район был неплохо изучен. Мы с Антоном приехали и сразу начали ходить и составлять описания.

Алексей и Антон. Фото Артура Перевалова

Плюс, в прошлом году я приезжал в Дугобу для пробивки маршрутов. Мы и тогда видела это как средство популяризации, повышения привлекательности района. Но в том проекте было важно и другое. Мы нашли общий язык с Геной Узловым (один из немногих людей, которые не только любят Дугобу, но и готовы содействовать ее возрождению), нам стало понятно, что мы можем совместно работать и доверяем друг другу достаточно для того, чтобы браться за какие-то более серьезные проекты.

В результате, в этом году я решил посвятить весь сезон развитию альплагеря, было много подготовительной работы, начиная с ранней весны – мы созванивались, обсуждали детали предстоящих мероприятий. Сейчас еще заканчиваю работу по систематизации описаний района.
Работу свою я оцениваю очень неоднозначно. Хотелось сделать больше. Как обычно, планируя длительные выезды в горы, забыл, что через полтора месяца энтузиазма будет поменьше, чем во время двадцатидневного выезда. Два раза мы выбирались на Саук-Джайляу. С одной стороны, результат этих выходов очевиден: появилось хорошее описание интересного района с фотографиями. С другой, спортивные планы там не вполне состоялись, и уже хочется вернуться туда – доделать то, что изначально планировали.

Спуск с осенней попытки восхождения на Саук-Джайляу. Обходя разложенные грабли, вы лишаетесь возможности приобрести драгоценный опыт.

- Расскажи, в общем, чего удалось достичь в этом году?
Проект «Одинокие вершины Дугобы» был задуман в целях популяризации района, восстановления описаний по наиболее популярным маршрутам, подготовки материалов для издания путеводителя по району.

Особо стоит отметить, что в районе альплагеря пройдено несколько новых маршрутов:

1. Малый Замок. По левой части Западной стены, 3Б
2. Малый Замок. По правой части Западной стены, 4А
3. Пик Конструкторов. По Северному контрфорсу Восточного гребня, 3Б
4. Акташ. По ледовому галстуку Северной стены, 4Б
5. Узбекистан. По ледовому галстуку Северной стены, 5Б
6. Пик Конструкторов. По центру Южной стены, 5Б (Вариант маршрута Душарина, на 1/3 новый маршрут). Забиты шлямбура для спуска по стене.

Западная стена п. Малый Замок - маршруты пройдены весной, и уже очень популярны.

Конечно, много времени заняли вылазки на Саук-Джайляу. В первый раз это была полноценная экспедиция, во второй – своего рода горный поход в двойке. Составлено хорошее описание по этому сложному и отдаленному району, отфотографированы стены подковы. На наш взгляд, это тоже может способствовать развитию района Дугобы.

На вершине Малого Замка - с Артуром и Антоном

В целом, в этом сезоне мы серьезно поработали над тем, чтобы с красотами этого района легко мог ознакомиться любой желающий. Например, в первой половине октября я еще раз заехал в Дугобу с двумя основными задачами – довести до ума описания по району и еще раз неспешно пройтись по ущельям, чтобы пофотографировать. Да и в начале июля мы целую неделю просто ходили и снимали панорамы.

- Кто тебе помогает /помогал по ходу проекта (что там про вершины Дугобы?:)) – Одинокие вершины Дугобы?
Конечно, в первую очередь хочется поблагодарить за Гену Узлова – за помощь финансовую и, что может быть даже более важно, за эмоциональную поддержку. На самом деле, это ведь очень мотивирует – работать в команде с человеком, который относится к делу с не меньшим интересом, чем ты сам. А ведь он, в отличии от спортивного состава проекта, большую часть времени был занят на основной работе, при этом постоянно был в курсе происходящего и делал все от него зависящее для успеха мероприятия.
На первом этапе проекта, во время экспедиции на Саук-Джайляу, мы ходили в тройке с Серегой и Женей Глазуновыми. Я очень благодарен парням, что они согласились принять участие в выезде в незнакомый район, рискнув своим временем отказались в его пользу от акклиматизации в каком-то более освоенном и «понятном» районе.

Массив Саук-Джайляу. Вид из Базового лагеря

Кстати, если говорить о первой экспедиции, я считаю, что ты тоже многое сделала для успеха проекта. Во-первых, большая часть выезда прошла в хорошей позитивной атмосфере, так что я начал ходить в Дугобе так, как будто только что приехал в горы, со свежими силами и мотивацией. Во-вторых, твой пост про Саук-Джайляу. Помнится, первые недели в Дугобе я пытался взяться за отчет по экспедиции, разрываясь между ним и текущими задачами по описанию маршрутов. А тут ты опубликовала отчет – такое было облегчение… И потом еще – размещение моих материалов по району на сайте, по мере их написания. В лагере есть спутниковый интернет, но подключать безлимит с хорошей скоростью было бы слишком жирно (надеюсь, через пару лет загруженность лагеря позволит тянуть такую роскошь). В результате, мне приходилось передавать материалы с оказией в город, без возможности лично заняться публикацией. Если бы не ты, пришлось бы зафлудить бы Риск десятком постов подряд в октябре.

Фото Артура Перевалова

Думаю, в перспективе на популярности лагеря положительно скажется приезд Артура Перевалова, который профессионально отснял несколько панорам в окрестностях альплагеря и пупа Сельского, оставил нам Gopro, чтобы мы поснимали в более отдаленных районах.

Хочется поблагодарить человека, который составлял мне компанию на протяжении большей части проекта – Антона Кашевника. Мы вместе совершали восхождения, он помогал мне при составлении описаний на протяжении двух месяцев, и на протяжении всего этого времени сотрудничество было очень приятным и продуктивным. Я очень рад, что пригласил его принять участие в проекте.

Но не надо забывать, что мы начинали работать не с нуля. Нам уже не пришлось собирать отчеты первопроходцев- это было сделано несколько лет назад Лехой Романовым. Все собранные им описания так же присутствуют в каталоге по району. Кроме того, уже никто давно не пользуется картами из архивных описаний, потому что он составил очень наглядную схему по альпинистским маршрутам Дугобы.

- Все получается так, как ты хотел, или по ходу открылись какие-то новые стороны Дугобы, которые тебе ранее не были известны?
В целом, все прошло в соответствии с планами. Под Узбекистан, Саук-Джайляу и Южную стену п. Конструкторов я раньше не ходил, но эти стены оказались очень интересными и полностью оправдали мои ожидания.

- Как ты считаешь, сегодняшняя Дугоба – она для кого? Альпинисты какого уровня найдут себе здесь занятие по душе и только ли альпинисты?
Дугоба может быть интересна альпинистам самой различной квалификации. Новичкам и разрядникам я мог бы рекомендовать этот район, если они нацелены больше на скальные восхождения или не особенно возражают против длинных подходов к ледовым маршрутам. Хотя протяженность подходов в какой-то степени компенсируется тем, что база расположена близко к долине, там тепло и можно отдохнуть в комфортных условиях. Что же касается тех альпинистов, которые хотят ходить маршруты 5-6 категорий… Конечно, есть районы, в которых за пару недель можно запросто набегать несколько пятерок. Дугоба к ним не относится. Протяженные подходы с набитым стенным снаряжением рюкзаком, сами маршруты, отличающиеся приличным перепадом – в общем, сюда не стоит приезжать с настроем сходить как можно больше маршрутов за минимальное время. Однако, те люди, которые понимают, что альпинизм не ограничивается лазаньем по сложному рельефу, смогут найти здесь очень интересные объекты для своих восхождений.

Конечно, Дугоба интересна не только для альпинистов. Если я когда-нибудь решу заняться не особенно сложным горным туризмом, Дугоба – первый район, который мне захочется посетить. На сайте Dugoba.com есть хорошие описания нескольких простых треков, в район каждый год приезжает несколько групп туристов.

Пик Москвич

- Как ты оцениваешь потенциал района с точки зрения прохождения новых линий и оборудования учебных маршрутов?
На мой взгляд, для ответа на вопрос о возможности первопроходов в районе следует разделять ближайшие к лагерю ущелья и те, что лежат за перевалами. Рядом с лагерем можно пройти еще несколько скальных маршрутов на массивы Замков. С первопроходами на другие массивы приходится быть очень осторожным. Например, этим летом мы захотели пройти новый маршрут (четверку, скорее всего) на Северной стене пика Хамза. Сходили на разведку и поняли, что игра не стоит свеч, так как камнеопасность на первых веревках слишком велика. То же самое можно сказать и о старом маршруте на этой стене. Насколько я понял, первопроходцы сходили на него только с третьей попытки. В общем, если вы видите интересную непройденную линию в Дугобе, вполне вероятно, что в советское время альпинисты имели серьезные основания, чтобы туда не соваться.

Вид с вершины п. Сельского на ущелья Дугоба-Шигоу и Сурметаш.

Что же касается более отдаленных ущелий, то здесь потенциал для первопроходов очень большой. Только с ледника Дугоба можно пройти не меньше десятка ледовых и микстовых линий (причем, некоторые из них будут безопасны для летнего прохождения). На Южной стене пика Конструкторов можно проложить еще пару линий и находить новые варианты для прохождения трех старых маршрутов. К сожалению, этим летом мы не успели выбраться в ущелье Шаит, однако предполагаем, что и там есть что походить. Все эти районы находятся не далее, чем в одном дне подхода.

По поводу учебных маршрутов. Весной 2014 года мы пробили ближайшие к лагерю скальные массивы. Те, что подальше, в получасе ходьбы – к сожалению, не пользуются популярностью у участников альпмероприятий, поэтому пробивка новых маршрутов вряд ли окажется полезна для проведения скальных занятий и тренировок. Мне кажется, не стоит тратить время и силы на пробивку маршрута, если его пролазят хорошо если каждый год по разу. Но есть в Дугобе массивы, на которые можно проложить трэдовые маршруты, не задумываясь, будут ли они популярны. Например, массив стража, недалеко от погранпоста на въезде в ущелье.

Страж

- Говорят, в Дугобе сыпет (а где не сыпет?). Этот фактор имеет значение для развития района и как это можно «обойти»?
Да, район достаточно сыпучий. Однако, есть там несколько монолитных скальных массивов. Хотя мне лазание по местным разрушенным маршрутам начало даже нравиться. В июле лед надо ходить либо очень рано, либо лишь те немногие маршруты, над которыми нет скал. Зато уже с конца августа его можно ходить вполне безопасно.

Ленинградец, вид из-под склона п. 22 Олимпиады

- Как ты думаешь, при дальнейшей популяризации Дугобы соседний Арчеканыш тоже окажется в поле зрения альпинистов? Стоит ли ждать оттуда информации о новых первопрохождениях? Стоит ли игра свеч?
До верховий Арчеканыша из лагеря – полтора дня ходу. Мне кажется, для большинства альпинистов этого факта достаточно, чтобы перестать интересоваться районом. Быть может, в перспективе, первопрохождения станут более престижны, и ситуация изменится… Кстати, летом Антон предложил хорошую идею, как этой переоценке ценностей можно поспособствовать.

Утро на разливе Айлама

- Можно ли говорить о том, что с тех пор как началась популяризация Дугобу среди альпинистов, народа в альплагере прибавилось? Стали ли больше ездить?
Да, конечно. В сезонах 2013 и 2014 года в альплагерь обслуживал, по большей части, сборы УВК. В этом году в июле, когда УВК обычно отправляется на Ленина, в район приехало еще два больших сбора.

- Какие дальнейшие шаги по развитию Дугобы тебе кажутся логичными, и что ты бы хотел сделать дальше в первую очередь?
Для начала, конечно, стоит сделать гайд на основе собранных этим летом материалов ;-) В остальном, на мой взгляд, то, что можно было сделать по району малыми силами, уже сделано. Учебные скалы оборудованы, почти все близкие и интересные маршруты района описаны. Конечно, остались какие-то недоделки, но это все мелочи. Дальше имеет смысл открывать собственные смены альплагеря. Может быть, собирать из участников отделения для совершения восхождений в отдаленных районах.

- Планируешь ли ты дальше, в следующем сезоне развивать этот проект?
Я еще не определился с планами на следующий сезон. Одна из задумок (идея Антона, но я мог бы в этом поучаствовать) – сделать в Дугобе сборы, и из участников набрать желающих для совершения первопрохождений в отдаленных ущельях: в массиве Узбекистана и в верховьях Арчеканыша (подкова Космонавтов, ледник Егорова).

- А пока будем работать над путеводителем! Спасибо за интервью:))

На подходе к 5Б Узбекистан

Итак, старт презентациям дан!
Читаем, изучаем, задаем вопросы! :)))

Фото из архива Алексея Тюлюпо и Артура Перевалова

Хрустальный пик. СПИСОК НОМИНАНТОВ

Учредитель премии: Risk.ru

Генеральный спонсор премии: выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Восхождение года": Bergans of Norway

Партнер номинации "Outdoor-проект года":
компания Shelter и компания НПФ "БАСК"

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнеры:

Информационные партнеры:
Men's Health, Birdy Magazine, Федерация скалолазания России, Федерация спортивного туризма России, ROG