Новый маршрут на пик Звездный. Путешествие по Ергакам

Пишет Zhigalov Aleksandr, 29.08.2016 19:14

Давненько я не писал ни статей, ни отчетов. Последнее время все некогда. Постоянные дела, заботы, отговорки одним словом. А порой, вроде и сядешь писать, а писать то и не о чем вообще.

Интересная ситуация. Жизнь нам подкидывает различные трудности, препятствия. В такие моменты думаешь, ну почему именно я, что со мной-то не так?! А оказывается, вся суть этих проблем заключается в том, чтобы переключить тебя в другое русло, заставить резко сменить род деятельности, чтобы ты, обернувшись назад, посмотрел и трезво оценил, все ли правильно ты делал и делаешь? Насколько необходима тебе твоя деятельность и окружающим тебя людям. А главное, что же оставишь ты, в конечном счете, после себя…

Любые события не случайны. Это все большая «Теория Хаоса». Одно цепляется за другое, и так возникаем третье.
Так и этим летом, не поехав в разнообразные экспедиции, в зарубежные горные районы, я остался дома аккумулировать положительную энергию, запуская ее в нужное русло.
Горы, конечно же, никуда не делись. Наши Западные Саяны в хорошей доступности по отношению к нам. За лето несколько раз выбирались на хребет Борус (о нем хотелось бы написать отдельный пост). И финальным завершением это лета стала незабываемая поездка в Ергаки, о первой части которой подробно написала в своем посте моя Марго.
Вкратце расскажу о нашем путешествии.

Прошлогодний скоростной наш с Ритой поход оставил приятные, теплые воспоминания. Поэтому решение по проведению одной части отпуска было единогласным и непоколебимым!
Располагая бОльшим количеством времени увеличили и нитку предполагаемого маршрута, и сложность отдельных его участков, добавив во все это альпинистских амбиций.

Удалось воплотить в реальность, пожалуй все намеченные планы, кроме радеалки на водопады Богатырь и Грация, и возможного первопроходика на Параболу (Тонкого брата). Все исключительно из-за непогоды.
Итогом первой части путешествия стал пройденный нами маршрут за 4 дня:

День 1-ый, 6-ое августа: приезд из Красноярска ранним утром на тур-базу Тушканчикоз.Светлое (альп.лагерь Саянская Ветрикаль 2016-2) – Видовкаоз. Золотарноепер.Пикантный – простой двоечный первопроход на пик Гамма (справа от Пикантного) – оз.Цветные (ночевка).

День 1

День 2-ый, 7-ое августа: от Цветных озер прогулялись под СВ стену Звездного (вынесли оставленные нами с Коляном Матюшиным вещи, в зимней экспедиции 2015г)оз.ТеплоеСтрелка оз.Черное (ночевка).

День 2

День 3-ый, 8-ое августа: от оз.Черногопер.НКТоз.Сказка – оставили рюкзаки, сбегали в Каменный замок, вернулись к Сказке пер.Сказкаоз. Лазурноепер.Тайгиш-2оз. Художников (ночевка). День был длиииинный.

День 3

День 4-ый, 9-ое августа: от оз.Художниковоз.Горных духовпер.Птицаоз.Светлое (ночевка) непогода.
Итого посетили 9 красивейших озер, взяли 5 перевалов, один -1Б к.т.(тур.) и четыре - 1А к.т.(тур.), залезли один альпинистский первопроходик.
Почему я говорю именно первой части. Потому что Маргарита, оставив меня в альп.лагере со своими спортивными амбициями и друзьями-альпинистами, поехала на машине домой (в Хакасию) отдохнуть, и между делом сбегать на Борус с друзьями. А затем вернулась обратно ко мне, и за мной.
А пока она ездила домой, я сходил с отделением разрядников на Звездный Восточный, по гребневому маршруту 3А к.т.
И приступил к реализации очередного проекта, одного из намеченных первопроходов на пик Звездный.
м-т В.Балезина

К поездке в этот раз я готовился более серьезно и обдуманно. Напечатал много фотографий с вершинами и стенами, на которых до сих пор нет ни единого маршрута. Использовал это как раздаточный материал в альп.лагере для любителей новых линий, но как оказалось, таких у нас не много. Я бы даже сказал не нашлось никого, кто бы самостоятельно взял фото и пошел лезть П/П от 2А до 5Б кат.тр. Почему то всем нужны существующие маршруты, и обязательно в клетку, чтобы не было потом, прошло/не прошло, классифицировали/ раздели. Наверное и я таким же был… Забыл может быть просто…
Вообще из многочисленного выбора вариантов, взгляд мой пал на Западную стену Звездного, по которой проходит единственный маршрут моего тренера, Валерия Балезина, 1998 года.
Необходим был напарник для связки. Все высокие разрядники ушли к этому времени лезть шестерку Олега Хвостенко по СВ стене, а иногородние спортсмены уже второй день осаждали 5Б Александра Терентьева, по Ю стене.

Договорились с Ильей Пачуевым на эту интересную затею. Илья сравнительно недавно занимается альпинизмом, но уже показывает хорошие результаты. Ходит горы на 1-ый разряд. Говорит, это его вторая пятерка. Первая была на Белухе, по Аккемской стене Бутылка в двойке с Толей Покровским.

Так за разговором у костра и решили. В 4 утра выход.

Ночь была короткая, закрыл-открыл глаза, пора на гору. Ох уж эти ранние подъемы. С вечера определились, кто что берет, в итоге рюкзаки у обоих под завязку, не понятно, сколько там полезного груза, ну лучше наверняка, чем туда-сюда бегать/лазать.
Пробираемся через нескончаемые топи болот в сторону Южной стены Звездного, погода за все последнее время добавила еще больше сырости в известную многим дорогу к высшей точки Ергак. Где-то на горизонте уже мерцает расцвет. Идем, разговариваем. Незаметно появилась стена. На подходе к ней увидели парней из Новосибирска, вылезших из палатки, приготавливающихся к еще одному трудовому дню на маршрут Терентьева.
Подошли под маршрут Кант – 5А к.т., обошли его слева, по большой полки, вышли за ребро, и оказались уже на Западной стороне Звездного.

Не доходя до маршрута Балезина, 1998г, около 100м, вверх вправо уходят большие щели, камины, сильно заросшие кочками травы. Отсюда и начало маршрута. И судя по фотографии, рельеф этот проходит вверх, не кончаясь около 2/3 стены. Оставалось лишь одно неясное место, верхняя часть. Но на этот случай у нас был шлямбурный арсенал, и как хорошо, что он не понадобился. Удивительно, почему до сих пор никто не пролез настолько логичную и приятную линию?!
Быстро одели на себя все железо, оставили один из рюкзаков с грудой ненужных на стене вещей, и полезли к просыпающейся после короткой холодной ночи вершине. Начало работы на маршруте зафиксировали в 7:15.
В нижней части рельеф сильно заткнут травяными кочками, лезть можно свободно, если стоит сухая теплая погода. У нас же была влажная и сырая, поэтому приходилось прихватываться за точки, и местами подИТОшивать по нескольку метров. Затем стена начинает вставать и отбрасывать. Там же где-то есть участок с большими гудящим плитами. Они достаточно надежны, но их толщина и глухой звук заставляют слегка добавить адреналину в кровь и мондраж в конечности.
Еще немного лазания, и выход на серединную полку. Достаточно большую, чтобы можно было переночевать на ней в случае небыстрого прохождения маршрута. Где-то там же, на выходе к полке, Илюха оттачивал мастерство вынимания забитых мною наглухо в стену якорей, и перестаравшись, отломил клюв у одного из них. В итоге, этот сломанный, безклювый якорь мы забили возле станции на серединной полке, и повесили на него баночку из-под Витаминов С, с запиской, в качестве контрольного тура.
Новый маршрут на пик Звездный. Путешествие по Ергакам (Альпинизм, западный саян, ергаки, пик звёздный, западная стена, первопроход)Новый маршрут на пик Звездный. Путешествие по Ергакам (Альпинизм, западный саян, ергаки, пик звёздный, западная стена, первопроход)
Далее следовало приятное лазание, а затем большой наклонный серпообразный камин-бровь проходящий справа налево с всевозможными щелями и трещинами,. Переход в вертикальный внутренний угол, и одно из самых понравившихся мест на маршруте - вертикальный камин с двойной стенкой. Хочешь - лезь в широком распоре, хочешь - лезь в узком. А внутри щели и расщелины под камалоты любой величины, от 0,25 до 5-ки, а местами если хочешь, можно и якоря понабивать! То есть страховка в любом месте обеспечена надежная, трэд побеждает!
Выход из камина на большую удобную полку, там, кстати, тоже сложили тур из камней, чтобы следующим группам было приятней и надежней ориентироваться на маршруте. С полки видно ключевой участок маршрута Кант-5А. Если пролезть метров 8 вправо верх, то как раз попадаешь под шлямбура ключа Канта. Это так, на всякий случай, если вдруг кто не захочет работать маршрут до конца, есть возможность уйти на Кант, сделав комбинацию двух маршрутов, либо с целью закончить восхождение, дюльфернув по подготовленным спусковым станциям Канта.
А наш же маршрут продолжается от контрольного тура из камней прямо вверх. И вновь, трэдом по приятным расщелинам вверх около 30ти метров. Выход на полочку. На ней обнаружили два старых титановых швеллера с истлевшей замшелой петлей из веревки. Судя по всему чей-то дюльфер. Возможно, первопроходцев Канта, а может и не туда упиливших групп.
Далее тонкая нависающая стенка с щелью, а затем по расщелинам с заклиненными внутри нашлепками и гудящими тонкими плитами. Тоже местами подИТОшивая, подходим к основанию большого нависающего полу-камина, полу-расщелине, как сейчас модно говорить OFF-виду. В нижней части видно забит еще один титановый швеллер и на правой стенке забит старый ржавый клиновой шлямбур. Тоже все очень похоже на дюльфер.
Немного постояв, попихав камалоты 4-ки в глубину OFF-вида, и поняв, что ничего не выходит. Вздохнул, и с грустью достал любимый пробойничек 6мм, и началась маленькая «слесарня», которую ну очень не хотелось разводить на таком приятном маршруте. Но за неумением лазать такие крутые штуки, еще и без точек страховки, пришлось немножечко подырявить правую стенку расщелины. Около 9-ти дырочек по нависанию, и затем страхуясь двумя скайхуками, небольшими подлазами в горизонтальную щель, и выход по маленькой полочке вправо, а далее влево на большую полку, куда и выходит предпоследняя веревка Канта.
Отсюда уже по несложным четверочным скалам верх вправо около 10-ти метров на предвершинную полку Звездного. Справа уже видна первая спусковая станция Канта.
И еще около 40 метров почти пешком до вершины. И вот она, главная вершина хребта Ергаки! И ничего не изменилось на ней с зимнего восхождения по «Косинусойде» СВ стены с Коляном, разве только снега нет, и погода потеплее, и приятнее. А внизу белое безмолвие, облачность увеличивается, и только местами открываются окна с красивейшими видами!
Сделав несколько фотографий, поменяли записку в контрольном туре, зафиксировали время на вершине 16:00, вышли на связь с базовым лагерем. После отправились чуть пониже от вершины, там площадка побольше, устроили себе хороший обед с шикарными видами на всю округу. Немного перевели дух. Посчитали время работы на маршруте 8 ч 45 мин.
Затем не спеша дюльфернули в самый низ по Канту, и вернулись под начало нашего нового маршрута, забрали оставленные вещи и сложили у самого основания стены, в начале первой щели маршрута большой тур из камней, чтобы следующие группы с легкостью могли бы найти наш с Илюхой маршрут!
В лагерь вернулись довольные и счастливые. А через два дня после этого я сходил с двумя отделениями по очереди на Птицу по маршруту 2Б к.т.
Затем был здоровенный арбуз, принесенный Маргаритой и Никитой Ивановым снизу, и приятное завершение удавшегося в полном объеме летнего путешествия!
Некоторые технические данные новой линии маршрута:
Название - по правой части Западной стены
Категория трудности – скорее всего 5А, хорошая, рабочая
Протяженность - 325 м,
Перепад высоты - около 300 м,
Протяженность участков: 5 кат.сл. - 50 м, 6 кат.сл - 170
Средняя крутизна – 65’

Если иметь хорошую лазовую форму, можно большую часть маршрута пройти свободным лазанием, с минимальным использованием ИТО.

фото с первопрохода

Поездка в наши домашние, любимые горы удалась! Всем удачи и приезжайте к нам в Саяны! И спасибо нашим бессменным спонсорам: Компаниям RedFox, Венто, Организациям «Центр путешественников», «Академия зимних видов спорта».