Пишет Михаил Ситник, 25.10.2016 18:07

«Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели.»
Ильф и Петров «Двенадцать стульев»

Традиционное лазание. Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Анонс. (Скалолазание, школа трэда, безопасность в трэде, скалолазание, Горная школа Категория трудности им.А.М.Ставницера, ситник)
Фото © Tyler Roemer
Предистория
Если задать вопрос: «Что обеспечивает безопасность в трэде?» многие ответят: «Веревка, точки страховки, страхующий!» Так ли это? На https://www.youtube.com можно найти уйму примеров, когда и точки устанавливались вроде бы надежные, и страхующий не дремал, но при срыве точки одна за другою вылетали.

Часто, даже если точки промежуточной страховки выдержали, срыв в трэде опасен: при установке точек мы не всегда успеваем предположить возможную траекторию падения при срыве и оценить его последствия - опасные маятниковые падения, удары о выступы, полки и пр. Знаю много примеров, когда срыв без вырыва страховочной точки приводил к серьезным травмам, а иногда и гибели сорвавшегося.

Где же выход? Есть много предложений окрючить трэдовые маршруты анкерами. Но это уже не трэд, а игра в трэд на полуспортивных маршрутах. В Крыму особенно в девяностые - двухтысячные годы между сторонниками окрюковки маршрутов и приверженцами трэда активно велись боевые действия: шлямбурные войны.

Сторонники окрюковки первым из доводов приводят такой: «Современному альпинисту, живущему в условиях дефицита времени, некогда учится лазать. Но он хочет ходить сложные маршруты. Поэтому срывается. Но надежно страховаться ему также учиться некогда. Поэтому срывается опасно, с вырывом точек. Давайте ему поможем сохранить жизнь и здоровье: набьем в опасных местах анкеров!» «Старый баян», кто не в теме - ознакомьтесь с многочисленными комментариями спорящих.

Да, спортивные маршруты безопаснее традиционных. Но статья не об этом: она для тех, кто хочет лазать трэд. Поэтому окрюковка и споры вокруг неё – не наша тема!

Ряд сторонников трэда призывают не бояться срывов: срыв – рабочий момент. Страхуйся правильно, и бояться не чего. И в качестве примера приводят видео о работе Dave MacLeod над маршрутами восьмой к.сл.: срыв за срывом.

Но Дейв перед началом работы изучает маршрут на предмет возможностей страховки, расчищает щели, подбирает к ним страховочное снаряжение, располагает его на себе определенным способом и в определенной последовательности для возможности быстрой установки, и пр. Ну и «насос» - длительный afterwork!

Нас же на скалах чаще интересует прохождение традиционных мультипитчей, называемых у нас альпинистскими маршрутами. Для нас новых, т.е «на онсайт». Во время прохождения которых мы не всегда имеем возможность установить надежные точки страховки, просчитать возможную траекторию падения при срыве, просчитать все опасности. Поэтому для нас веревочная страховка - последний аргумент! Мы не должны срываться! Для этого мы должны лазать по скалам трэдом не просто хорошо, с запасом сил и техники, но еще и надежно.

А для этого нам, в первую очередь, необходимо знать основные причины срывов. Этой теме я хочу посвятить ряд статей. Причины для удобства изучения и анализа мы объединим в группы. Конечно, некоторые причины будут «пограничными»: претендующими быть сразу в двух группах. Это не беда, мы рассмотрим их с разных ракурсов.

И так:
Основные группы причин срывов лидера на скалах:

1. Лезущий (назовем его просто и по нашему- клаймер) оказался на участке, по сложности превышающем его возможности. От того, как такое могло произойти, зависят причины, входящие в эту группу.

2. Клаймер «забил» руки, а иногда – ноги (голени), и не может продолжить движение или удержаться на скале вообще. Конечно, отдалить этот момент можно и нужно, развивая общую и специальную выносливость. Но особенно важна здесь «специальная» техника лазания, позволяющая максимально долго нашим мышцам работать в аэробном режиме. «Забитые» руки или ноги - следствие наших неправильных действий, которые и будут рассмотрены в этой группе причин срывов.

3. Потеря равновесия во время лазания. Причин много- от нарушения координации из-за ослабления организма до нарушения клаймером законов равновесия неправильным расположением точек опоры. В этой группе будут рассмотрены различные способы поддержания равновесия при перестановке ног или перехвате зацепок руками в неравновесных положениях.

4. Потеря опоры рукою или ногою: от проскальзываний до отрыва «живых» зацепок или уступов.

5. Воздействие на клаймера внешних сил, сорвавших его со скалы: камнепадов, ветра, страховочной веревки…

6. Возникновение неконтролируемого страха, под воздействием которого клаймер срывается или принимает неправильное решение, приводящее к срыву.

В последующих статьях будут рассмотрены каждая из групп причин срывов, предложены технические и тактические приемы, позволяющие максимально уменьшить вероятность срывов.

Предлагаемый материал – «выжимки» из собственного богатого опыта автора, анализа срывов других клаймеров. Лекции по этой теме мы регулярно читаем в нашей Школе, поэтому остается их только изложить в письменном виде.

Большое и полезное дело, Михаил Александрович, спасибо!

"(назовём его просто и по нашему-клаймер)"

...Если можно, краткий ликбез для старпера. Что значит"'трад" и "мультипитч"?

Тред- традиционное лазание, в идеале без использования стационарных точек страховки. Т.е. страховка на своих, установленных в процессе лазания, съемных точках типа закладных элементов, крючьев.
Под мультипитчем тут понимается многоверевочный маршрут.

Михаил Саныч спасибо за Ваш труд и с нетерпением ждем новых статей, теперь всегда будет возможность освежить в памяти Ваши лекции!

Полностью согласен, с предыдущим оратором!!!

Михаил Александрович, спасибо! Ждем Ваши рекомендаций, с благодарностью примите пожелание долгих, светлых лет жизни Вашей Школе.

Итак:
Основные группы причин срывов лидера на скалах:
1. Непролез

Метод борьбы - тренироваться:)

Выскажу такое мнение, что в треде, как и в обычном скалолазание, чтобы хорошо лазить онсайт мултипитчи надо лазить много афтерворк одноверевочные маршруты (как это делает Dave).
А чтобы круто ставить точки, как это не странно, надо много лазить ИТО.
Самое худшее на мой взгляд, что может быть - это страх падения на свою страховку. Если на страховку на сложном рельефе нельзя сорваться, то непонятно зачем на нее тратить точки. Не отменяет того, что срыв - это не самоцель, но и приравнивать каждый срыв к НС точно не стоит.

Есть два пути:
1. Привыкать в трэде к срывам. Тогда можно лезть и на пределе своих возможностей. Но велика вероятность НС.
2. Лазать в трэде с "запасом прочности" в одну- полторы категории выше лазания на спортивных дорожках, осторожно и надежно. Без срывов.

Второй путь- наш, от советского альпинизма доставшийся. Его смысл- в большом объеме тренировок на скалах (на сборах мы "накручивали" с верхней страховкой 1 км в день, 6 км в неделю, 20 км в месяц). После такой работы тебе становится все равно: идешь ли ты с верхней страховкой, с нижней ли трэдом или вообще без страховки! Ты о страховке не думаешь, ты лезешь. Надежно и с запасом прочности.

Михаилу Ситнику.вопрос вам.а налазать такой обьем можно(1 км) -а сложность скалы какая?

Чтобы хорошо ставить точки надо много ставить точки :)

Михаил Александрович, спасибо Вам огромное за интереснейший и полезнейший курс треда от Зориных из Ставрополя!!! И спасибо,что теперь можно перечитать здесь и вспомнить ваши занятия.

Не срываться значит не рисковать. не рисковать и не побеждать трудность, и страх перед этой трудностью? тогда зачем всё это. Лазание трэд это "высший пилотаж" в альпоскалолазании прибалтывать на трэд людей еле еле ползающих с насосом 6с это большая ошибка. даже если они прошли десяток школ и курсов. только после огромного скалолазного опыта 15-20 лет лазания (не в зале) и уровнем лазания ОНСАЙТ! восьмёрок можно красиво "поиграться в трэд".
Если по теме.... надо много много много лазать и много много много раз срываться с разных положений на пробитых скалах, научиться управлять собой и своими действиями во время полёта .. чтоб закрыть "дверцу страха". Страх - главная причина всех скалолазно-трэдовых бед. все кто в теме об этом знают. Даже если у вас вагон сил и самая крутая снаряга страх скуёт движения отнимет способность соображать. дальше паника..с кем этого небыло.

Позволю себе не согласится. Так например в Англии лазают только трэд, спортивных дорожек нет вообще. Поэтому начинают ходить трэдом не " после огромного скалолазного опыта 15-20 лет лазания (не в зале) и уровнем лазания ОНСАЙТ! восьмёрок ", а изначально, с простых маршрутов.

О страхе- тут согласен. Этому будет посвящена 6-я группа причин и способов их недопущения.

Равен тор, Кинсли, Пик Дистрикт - там много спортивных дорожек, вы не правы.

Во многом с вами согласен.
Но, я лезу 6с онсайт, 7а с насоса. Самый кайф для меня, это лазить 6б трад. Радость от 6б трад сильнее и ярче ,чем от 7а с насоса. И вообще, Предел и Эверест у каждого свой. Говорить , что без уровня 8а соваться в трад нельзя, ПОИГРАТЬСЯ В ТРАД, это снобизм. Извините, но мне так кажется

На счёт огромного опыта и т.п. не согласен. Опыт измеряется не годами, а количеством маршрутов и разнообразием скал.

Любой человек за 1-2 года при должном подходе будет лазить 6а по шлямбурам. Научить его надёжно лазить 5а с запасом на скалах - вопрос недели. Потому что на скалах: а) ход маршрута очевиден, б) скала почищена от живья, в) чаще всего места для страховки в изобилии, г) спуск безопасен (дюльфер со шлябуров или пешком), на голову ничего не летает, погода не фактор опасности, одежды на себе не много и т.п. Поэтому, чтобы встрять на скалах нужно к этому стремиться. Другое дело в горах: заблудился на стене и пасочки.

я про "причины СРЫВА"..одна из причин страх перед предельной сложностью ...чтобы уметь с ним бороться недостаточно лазать по английски только трэд с нуля.. нужно пройти длинный тренировочный путь-безопасного ПРЕДЕЛЬНО СЛОЖНОГО лазания у кого-то он 15 лет у кого-то 5. у тех кто пытается форсировать этот путь оканчивается быстро. А про Англию не знаю я там не был. подозреваю что там свои "тонкости трэда"

" страх перед предельной сложностью..." - боятся не предельной сложности, а срыва из-за опасения не пролезть "Это", если "Это"- на пределе возможностей. Способ борьбы с этим один: иметь запас прочности. МакЛеод, чтобы лезть Rhapsody (Е11 7а) лезет 9а спортмаршруты, т.е. имеет запас прочности. Так же считает большинство скалолазов-трэдовиков: должен быть запас прочности, желательно в одну категорию.

Михаил Александрович, хотелось бы уточнить, что британская техническая шкала трудности не соотвествует фрацузской. 7а британское - это 8b+ во французской шкале, а 7b E11 - это 8с+, по крайней мере так говорит английская википедия и таблицы в книжках. Так что он таки не совсем разумный человек и лезет на пределе.

Мне кажется, это не в человеческой природе, лезть короткий скальный маршрут, зная что он на 1-1.5 категории ниже онсайта (если это не разминка-разлаз).

Когда дело заходит о длинных маршрутах (вертикальный километр), то страсти охладевают, потому что там трудность в поддержании высокой скорости на простом рельефе. Если там больше 2-3 верёвок уровня онсайта и нет "огородов", то по времени можно не уложиться в сутки с подходом-подъёмом-спуском.

Поздравляю Михаила Александровича с днем рождения, с очередным юбилеем! Желаю еще долгих лет активной жизни спортсмена и тренера. Сегодня школа Ситника М.А.одна из лучших в России, работает по наработкам СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА. Миша, так и держи, ты нужен очень многим людям, которые хотят заниматься АЛЬПИНИЗМОМ. Шамраевские Юрий и Надя.

Юра, Надя, спасибо!

Да, с днем рождения, Михаил Александрович!

Имхо: многим надо прежде понять разницу между скалолазанием и альпинизмом, а потом горячо обсуждать и спорить за такие статьи.

Сергей, спасибо!

"многим надо прежде понять разницу между скалолазанием и альпинизмом, а потом горячо обсуждать и спорить за такие статьи."

Вопрос терминов вообще очень важен. ИМХО также надо понять разницу между тредом на мультипитче и альпинизмом. Посколько тред - это все таки именно скалолазанье на своих точках страховки, со всеми присущими ему чисто скалолазными формальными ограничениями. Для треда характерны такие понятия, как онсайт, редпоинт, секонд-го, которые практически никогда не встречаются в альпинизме. И если говорить о треде, то ему как раз присуще и лазанье пределеных для себя категорий, и точная оценка траектории падения, и изучение маршрута (в том числе мултипитчевого) с верхней страховкой перед пролазом, и изучение оптимальных мест установки точек (а иногда и пометка их магнезией). Для альпинизма сдюльферять по маршруту с вершины и уж тем более понасасывать его с верхней - это нонсенс, граничащий с моветоном, а для треда просто рабочий момент подготовки к пролазу предельной категории.
Безусловно у альпинизма и треда есть существенные точки пересечения, но ИМХО занятия эти все-таки разные. И в данной статье речь ведется все-таки скорее не про тред, а про альпинизм в котором "веревочная страховка - последний аргумент! Мы не должны срываться! Для этого мы должны лазать по скалам трэдом не просто хорошо, с запасом сил и техники, но еще и надежно."

вот это и надо объяснять в клубах, а так же в аутдоор-сми независимым экстремалам, которые бездумно переносят скалолазные приемы и принципы в горовосхождения.

«Вопрос терминов вообще очень важен. ИМХО также надо понять разницу между тредом на мультипитче и альпинизмом.»

Деление на скалах маршрутов на альпинистские и скалолазные, а в сообществе на альпинистов и скалолазов - большое постсоветское заблуждение, мешающее нам развиваться разносторонне и гармонично. На скалах все скалолазы, где бы эти скалы не находились.

Хоть на восьмитысячнике (вспомним Катрин Дестриваль с её попытками пройти западную стену Макалу или Линн Хилл с Носом Элькапитана или её 4810- п Одесса) или за полярным кругом в Гренландии (Николас Фаврез и компания – «Золотой ледоруб» за прохождение серии «длинных» маршрутов трэдом в Гренландии), какой протяженности (от боулдеров 1,5 м до километровых стен) или в каком стиле (онсайт – 8а Буле на Шиптонспаер м-т «Магнезия и женщина), редпоинт (Курт Альберт ввел это понятие, «освобождая» лазанием ИТО-шные маршруты).

Все вышеназванные – выдающиеся скалолазы своего времени, они и многие другие не менее выдающиеся (В.Гюллих, С. Гловач, А.и Т. Хуберы, Д.Поттер и др) проходя длинные маршруты на Большие горы не делили эти маршруты на трэдовые и альпинистские: они просто их лезли. Трэдом. Т.е. в традиционном стиле - чисто и со своими точками страховки, создаваемыми в процессе лазания.

Клеймление членов сообщества как коров для определения принадлежности к стаду на альпинистов, скалолазов или горных туристов ограничивает наше развитие принятыми в данном стаде правилами игры. Не докажите вы гаишнику, сидя за рулем движущейся машины, что вы - пешеход! И мне не докажите, что лазая по скале – вы кто-то иной, а не скалолаз (альпинист например, или бухгалтер).

А к какой категории Вы отнесете, например, т.н. «альпинистские» маршруты Крыма? Я – к мультипитчам: трэдовым, ИТО-шным, комбинированным. Или Вы считаете, что они могут быть и трэдовыми и альпинистскими в зависимости от того, кто лезет: альпинист или скалолаз? А если человек занимается и горовосхождениями и скалолазанием?
Трэд, как и другие направления скалолазания, имеет много течений и поднаправлений. Так в боулдеринге сегодня различают одиннадцать течений и видов. В трэде их тоже не одно и не два. И трэд Д.МакЛеода в стиле афтеворк очень отличается от онсайт - трэда увлекающихся этим направлением. И подход к безопасности может быть разным. От экстремизма Д.МакЛеода до безопасного (сравнительно) трэда К.Альберта, С.Гловача, Н.Фавреза и др.

Все, рассматриваемое в данной статье и в будущих моих статьях по этой теме, касается традиционного лазания по скалам (трэда), с уклоном к безопасному трэду.

Переведите (объясните), пожалуйста, что значит "...6с онсайт", "7а с насоса"?

Перевожу. Он-сайт- "с листа", т.е с первой попытки, не имея о маршруте предварительной информации. "С насоса"- афтеворк или ред-поинт- не с первой попытки, после изучения маршрута и работы над ним. Еще есть флэш- с первой попытки, но имея о маршруте представление (напр- видел пролаз маршрута другими клаймерами или консультировался с пролезшими этот маршрут) Эти характеристики с указанием сложности маршрута - визитная карточка скалолаза, лучше всяких разрядов указывающая на его возможности на скалах.

Всё правильно, только вот здесь.. "С насоса"- афтеворк или ред-поинт- не с первой попытки, после изучения маршрута и работы над ним. надо пояснить этот процесс "автевока" и "рэдпойнта" у каждого он свой ктото делает это "по честному" выбирает свой предельеый маршрут и от тренировки к тренировки делает предельные перехваты срывается борет свой предел, ДЕЛАЕТ ЭТО С НИЗУ... многие клаймеры вешают верхнююстраховку и месяцами полируют один и тот же маршрут на набыченной (натянутой) верхней страховке после такого "автевока" маршрут проходится, но достижение сомнительное, почему понятно... рядом маршрут на две ступеньки ниже уже не лезется.

sitnik, спасибо.(thank you very much!)

Миша, с Днем рождения, с Юбилеем!!!!
Всегда с удовольствием читаю твои статьи!! Долгих тебе лет и огромных успехов в во всех твоих делах!!! Без таких монстров, как ты, давно бы уже все рухнуло.
С огромнейшим уважением, Татьяна.

Татьяна, спасибо, поздравлению очень рад!

Михаил поздравляю. Успехов в любимом деле. А годы, что годы главное душою не стареть.

Спасибо!

Показать комментарий

Мой самый глубокий срыв 20 м при первопроходе восточной стены 4810 п Одесса приняла самодельная закладека. При мне на Асане по Тимофееву 30 м летел мой напарник и друг мастер спорта А.Фенов. падение остановил самодельный питерский френд. Думаю на прекрасных офсетных закладках DMM или камалотах BD эффект был бы тем же.

Наибольшее влияние на прочность точки оказывает парода в которую она заложена. Поэтому лучше спросить:: какую пароду вы рекомендуете для сертифицированного снаряжения? Я бы выбрал гранит, желательно с небольшими кварцевыми прожилками (чисто для красоты):)

Только гранит, сертефицированный производителем сертифицированного снаряжения.

Крайняя инфа, ОНИ разрешили использовать якоря. Но это не точно )))

А что есть такая тема, что производители снаряжения работают по единной сертификации?

Ну вообще то да, в Европе это CE-EN и она в Европе обязательна, в Америке есть своя ANSI, ну и опять же UIAA.