Люблю полистать интереснейший eveningsends.com, и частенько мне на глаза попадаются статьи в духе «полезные советы» («tips», что называется). Одна из них - статья под манящим названием Onsight Climbing Tips for Sport Climbers с советами для лазания онсайтов. Думаю, многие могут сказать, что таких советов, если поискать, полно на просторах интернета. Однако цель даже не столько в том, чтобы получить из них какую-то новую информацию, хотя, конечно же, на это статья первым делом и рассчитана, сколько вдохновить и заставить подумать о своем стиле лазания. Итак, несколько советов, парочка из них от Этана Прингла и Алекса Хоннольда, которые, будем надеяться, помогут вам улучшить свое лазание.

Пара слов об онсайтах (Скалолазание, скалолазание, советы)
Берта Мартин в Родеяр. Фото: Keith Ladzinski

В жизни каждого любителя гор рано или поздно наступает момент, когда он заводит себе питомца. Длинного, любимого, и, хотелось бы верить, надежного друга. Или подругу. Разноцветную такую.
При всей кажущейся простоте и обыденности этого компаньона есть ряд моментов по взаимоотношениям с ним, о которых нужно помнить.
Итак, советы по жизни в одном доме с веревкой.
Веревка. Несколько советов по совместному проживанию. (Альпинизм, динамика, статика)

Почести, преследования, смерть. Легенды русского альпинизма – Евгений и Виталий Абалаковы (риск 48, риск онсайт, публицистика, журнал, роберт штайнер, братья абалаковы, красноярск, горы)
Фото из книги «Лоренц Саладин – смерть на Хан-Тенгри»

Продолжаю выкладывать материалы нашего журнала. Эта статья Роберта Штайнера из журнала Berg опубликована в "РИСК онсайт" № 48 в 2010 году. Она будет интересна тем из вас, кто в то время еще не читал наш журнал!

"Спасательные работы на сложном горном рельефе в малой группе" (Альпинизм, спасательные работы в малой группе, фар, веденин)

Вышло в свет новое учебно-методическое издание Федерации альпинизма России.

В издании описаны рекомендованные ФАР и UIAA способы, технические приемы проведения ПСР в малой группе и методики их преподавания.

Памяти Даши и Маши (Альпинизм, стихи, маша хитрикова, даша яшина)

Мы сами выбираем свою гору,
Партнёра в связке, время и маршрут,
И верим лишь в надёжную опору,
И в то, что нас друзья не подведут.

Наш выбор, и не стоит возмущаться,
Да, мы всегда готовы в горы убежать,
Грустим, когда приходится спускаться,
И возвращаемся, чтоб снова уезжать.

А вот они ушли… да и остались
Там, где сомкнулись облака и льды.
Быть может они ангелами стали,
Чтоб уберечь кого-то от беды…

Ведь в ангелы берут, наверно, лучших,
Из тех, кто в жизни чаще улыбался.
Теперь, смотря вниз с облаков плывущих,
Они хранят всех тех, кто здесь остался,

Всех тех, кто раз за разом возвращается
В мир черно-белых красок и ветров,
В мир, где жизнь сильно упрощается,
Но лучше мира нет среди миров,

Мир гор... Кому-то стадион,
Кому-то храм, где можно помолиться,
Где тишина… как колокольный звон
По тем, кому не суждено спуститься…

Центральная Школа Инструкторов альпинизма. Безенги 2013 (учиться учиться учиться, мнение, выводы, отзывы, нефедов, цши)

Сразу после школы написал статью, стёр. Написал еще раз, стёр…
Оставшись в лагере, сходили после школы с Женей из Владивостока:
2Б Курсанты
4Б Миссес-тау
5А Урал из «теплого угла»
Пробил и пролез на скалах около лагеря красивую 27-метровую линию 7b к. сл.
Итого две недели послевкусия. После этого писалось подробно, с деталями.

Самый распространенный вопрос потребителя относительно солнцезащитных очков – «какова у них защита от ультрафиолета»? Популярность этого требования вызвана разными причинами – как общей опасностью УФ, так и историями про ухудшение зрения при пользовании некачественными солнцезащитными очками (автор читал в начале 90-х годов в «Аргументах и фактах» байку про сочинских таксистов, которые массово обращались к офтальмологам). И именно это свойство очков в свое время мы решили проверить, благо имелось подходящее оборудование.

Поначалу планировалось протестировать две пары солнцезащитных альпинистских очков, которые наша группа брала в собой на Кавказ в 2009 г. (Ушба), и третьи, велосипедные (Alpina Sibiria, Cebe SPOT 1500 MC и BBB BSG-21 Cruiser). Но потом к сравнению добавились несколько других очков разного назначения.

К сожалению, дело было отложено в долгий ящик, поэтому обсуждаемых моделей в продаже вы не найдете, но общие выводы останутся справедливыми.

Алексей Болотов погиб на Эвересте... (Альпинизм, горы, экспедиции, урубко, первопроход)

Подробностей очень мало.
Известно, что это случилось примерно на высоте 5600.
Как пишут в комментарии к предыдущему посту об экспедиции - обрыв перил справа от ледопада.
Соболезнования родным и близким. Чудовищная потеря....
Очень, очень горько.

Федерация альпинизма и скалолазания провела сегодня в ущ. Булоксу Ташкентской области Чемпионат Узбекистана по драйтулингу, посвященный светлой памяти Андрея Байназарова, погибшего и оставшегося на Победе.

Чемпионат Узбекистана по драйтулингу памяти Андрея Байназарова (Альпинизм)

Для тех, кто вяжет: Узлы Франца Бахмана. (Альпинизм, снаряжение, схваты, прусик.)

Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,

Напутствие начинающим руководителям.

Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.

Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.

По просьбе Alpinist и в радость другим любителям древностей, выкладываю альбомчик "Техника хождения по снегу, фирну и льду".
Первая страница утеряна, поэтому, год выпуска неизвестен. Выпущен Северокавказским Краевым Советом ОПТЭ.
Картинки хороши!

Альбом "Техника хождения по снегу, фирну и льду" (движение по снегу)

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)

Об износе веревок страховочными устройствами вскользь упоминалось в предыдущих частях цикла и их обсуждениях, однако, этот вопрос, пожалуй, достаточно интересен, чтобы остановиться на нем подробнее. Насколько мне известно, объективного сравнения разных устройств по этому критерию никогда и никем не проводилось, так что пришлось предпринять собственные испытания. Основной их целью была попытка наглядно показать зависимость интенсивности износа веревок от типа и состояния страховочно-спусковых устройств, и выяснить возможность снижения этого износа простыми и общедоступными методами.

Страшная история со счастливым концом (Альпинизм, zlokazova, aiguille du grand charmoz, nechaeva, prilepskaya, прилепская, нечаева, mont blanc, злоказова, chamonix, alps, шамони, монблан, альпы, альпинизм)

Раз-два, раз-два. Кошки оставляют на льду следы, едва различимые при свете фонарика. Вокруг темнотища, света от фонаря явно не достоточно. Слышу Маринкин голос: «Не тяни». Быстрее бы проскочить это место и следующее тоже... Всегда есть такие места, откуда хочется поскорее убраться.

Элементарные подтягивания. Рекорд за рекордом! (Альпинизм, outdoor-центр "трамонтана", tramontana.ru, скалолазный центр "трамонтана", tramontana pro team, tramontana boulder battle, tbb, #tbb2012)

После специально спланированного дня отдыха в Трамонтану пришел известный многим Алексей Целищев. Настрой у Лёхи был боевой! Тем более что за пару месяцев до этого он на тренировке в Скалолазном центре "Трамонтана" уже подтянулся 100 раз, правда на турнике... На это у него ушло не много не мало 50 минут! С трудом верится что в принципе можно провисеть столько времени на перекладине :)

Ювелирка в тему (Скалолазание, скальник, серебряный, френд)

Решила, наконец, изготовить вот такую обувку для скалолазов. Модель La Sportiva Testarossa

Автор: Николай Дроботенко.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

О лавине в Карпатах, неделю назад снесшей со склона двух человек, я узнал из теле- и интернет-новостей. Информация была скудной: «район села Пилипец»... «лавина»... «поиски продолжаются»... «нашли»... «один – жив, с переломами ног»... «второй – погиб». Но я отчётливо сознавал, что это – вершина айсберга.
Меня же интересовало всё – где, как, при каких обстоятельствах. Поэтому, выдержав паузу в пару дней, я позвонил своему давнему другу, одному из опытнейших спасателей Закарпатья, человеку с незаурядным альпинистским опытом в горах Кавказа, Памира и прочих, вплоть до Перуанских Анд – Жене Чизмару. У меня не было ни тени сомнения, что именно он будет брошен на поиск (поэтому я и выдержал паузу перед звонком – чтобы не отвлекать). Так оно и произошло. Теперь я представляю полную картину событий.