Сообщество «Исторических изысканий» / Лента

Несколько лет назад в American Alpine Journal мне попалась статья об английской экспедиции в горы Джунгарского алатау.
Шесть англичан и два казахских гида посетили Тышканский узел в Южном хребте Джунгарского Алатау.
Там они совершили около десятка восхождений.

Некоторым вершинам англичане дали свои названия. Другим оставили местные имена, но в очень забавном виде. Английскими буквами они попытались записать русские слова.

Вот первый пример:
Peak Kapacau
8295ft
N 44 o 30.446’ E 080o 06. 188’
Liam Hughes, Jamie Goodhart
4/08/09

Это, конечно же, вершина Карасай.
Географическая загадка (Альпинизм, джунгарский алатау, Тышкан, Куюды-Карасай, 2009, Jamie Goodhart)

По следам Богдановича и генерала Корнилова. Загадка перевала Старый Караташ (Горный туризм, турклуб маи, китайский памир, кашгарские горы)
Ф.1. На перевале Западный Караташ. Фото Андрея Жарова, 2011 г.

На Китайском Памире издревле известен перевал Караташ. Контрабандисты афганского опиума проходили через него со стороны озера Каракёль в долину Караташсу и покидали её через перевал Гыджекдаван, следуя в Игиз-Яр и далее на равнины Кашгарии /1/. С этим перевалом связаны имена двух российских исследователей.

Первый из них - Карл Иванович Богданович, знаменитый геолог, горный инженер и путешественник, совершивший в рамках "Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. под начальством М. В. Певцова" путешествие через перевал Караташ к подножию Музтаг-Аты (7546) около озера Каракёль.

Второй - это генерал Лавр Георгиевич Корнилов, известный каждому школьнику, прилежно изучавшему историю Октябрьской революции и Гражданской войны.

Раветвленный отрог Терскей-Алатау к северу от перевала Джууку почти не посещается горными туристами, однако, в перечне перевалов упоминаются три перевала в этом узле:

пер. Новотного 2Б, 4060 (р.Чон-Джергылчак - р.Киче-Джергылчак)

пер. 40 лет ВЛКСМ 1Б, 4020 (р.Ак-Терек - р.Киче-Джергылчак)

пер. Хребтовый 2А, 3890 (р.Сарыбулак - р.Киче-Джергылчак)

Ищу сведения о некоторых перевалах Терскей-Алатау (Горный туризм)

В краеведческом музее в Караколе есть небольшой стенд посвященной швейцарской путешественнице Элле Майяр https://en.wikipedia.org/wiki/Ella_Maillart.

В 1930-х годах она правдами и неправдами проникла в советский туркестан. Она много путешествовала по Средней Азии, пересекла Центральный Тянь-Шань.

О своих путешествиях она написала книгу Turkestan Solo и несколько других.

В музее мне удалось отснять одну фотографию с посвященного ей стенда.
Элла Майяр. Turkestan Solo (Горный туризм, тянь-шань, кокшаал-тоо)
Перевал Жаны-Арт в хребте Кокшаал-Тоо. Китайская граница.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Альпинисты, получившие разрешение выпускающего.

Все, что изложено ниже, есть производное от воздействия эндорфинов, выработанных гипофизом в связи с забавной покупкой на одесской барахолке. К альпинизму, и, тем паче к скалолазанию практически отношения не имеет. Тому, кто считает, что на РИСКе должны быть заметки только о суровых альпинистах и прекрасных горах, раскрывать пост не рекомендую, дабы не разочаровываться.

Дервиш Гиндукуша. Путевые дневники генерала Б. Л. Громбчевского (Путешествия, Центральная Азия, Большая игра, путешествия, Б. Л. Громбчевский)
В истории русского географического изучения Центральной Азии видное место принадлежит Брониславу Людвиговичу Громбчевскому (1855-1926). В течение пяти лет им были совершены три путешествия по Центральной Азии – в Южную Кашгарию (1885), на Памир и в Хунзу (1888), в Дарваз, на Памир, Раскем, Южную Кашгарию и Сарыкол (1889-1890).

К альпинизму отношения практически не имеет)

Работая над книгой об А.В.Блещунове изучил его Наградные листы и, в представлении А.В. к Медали "ЗА ОТВАГУ" увидел некоторое несоответствие с описанием подвига в наградном листе с рассказом самого А.В.
Медаль А.В. Блещунова "ЗА ОТВАГУ". (блещунов а.в.)

Понимая, что в книгу в полном объеме не войдут все собранные материалы, решил поместить этот рассказ на страницах РИСКа.

Схема и перечень перевалов Джунгарского Алатау (Горный туризм, джунгария, джунгарский алатау)

Пару лет занимаюсь сбором материалов по походам и восхождениям в Джунгарском Алатау. Недавно оформил кое-какой сайт со схемой района и перечнем перевалов. Стараюсь поддерживать в актуальном состоянии категории перевалов, информацию о состоянии дорог и мостов через реки.

В перечне стараюсь указывать первопроходцев перевалов, фотографии и ссылки на отчеты и описания. Также в перечень включены непройденные перевалы. На некоторые из них имеются фотографии.

В районе существует множество перевалов, которые последний раз проходили 25-30 лет назад. Почти все альпинистские маршруты не были повторены с 1963 года.

На днях отсканировал одну старенькую книжицу.

В Библиотеку альпиниста поступила, переданная Егором и Андреем Ставницерами, книга

"Алексей Ставницер. Начало. Восхождение. Вершина."

Алексей Ставницер (Альпинизм, одесса, тис)

Замечательная книга о прекрасном человеке.

Фотка просто для красоты:-)

Наумов Владимир Ермолаевич (наумов в.е.)

Фото Dream

Чего только не коллекционирует одесские собиратели...
В том числе и автографы.
Поскольку вся коллекционная братия знает, что я люблю вещички, связанные с альпинизмом, в воскресенье меня окликнул один из собирателей автографов.

Открыл подаренную мне вчера брошюрку Б.Кудинова "Учебные альпинистские лагери спортивных обществ профсоюзов"
1947 год. Новость - отменили карточки на хлеб....

Альплагеря профсоюзов 1947 г. (альпинистские лагеря)

Не умничания ради, а в качестве разгона:-))

Эверест, грубо говоря, имеет три грани (стены). Южную (Юго-Западную), Северную и Восточную (Кангчунгскую).

Эверест.  Восточная (Кангчунгская) стена. 1983 год. (Альпинизм, канчунгская стена)

После дневки с заметно потяжелевшими рюкзаками мы отправляемся в ущелье правого бокового притока р. Кёк-Сай чтобы как можно ближе подойти к перевалу Кёк-Сай Восточный 2Б.

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Цирк лед. №32

Сегодня нам предстоит подойти поближе под перевал 60 лет Октябрьской революции. Для этого необходимо из долины р. Туюктор подняться по ее правому притоку - р. Тогуйгук до ледника №128.

Забытый Терскей. Часть 2. (Горный туризм, западная часть, красных, конурулен, туманный, гадкий утенок, ледопад)