Сообщество «Энциклопедия Риска» / Лента

Экспедиции: Эльбрус и Эверест с Божуковым В.М., лето 2011: полетать на параплане в Приэльбрусье с севера , со стороны Пятигорска, Есентуки, Кисловодска. Восхождение. Трековая программа.
Видео 1.

Схема расположения учебных мест и скалолазных секторов а/л «Безенги». Фото с морены Безенгийского ледника.

Немного полезной информации едущим в а/л "Безенги".

В июне 2011 в альплагере были произведены работы по дополнительному оборудованию мест для скальных занятий (чистка от разного рода мусора, старых шлямбуров, пробивка новых станций и перепробивка, там где требовалось, старых станций и тд), сделаны описания существующих секторов, осуществлена пробивка новых скалолазных дорожек и тд. Результаты работы вот пожалуйста здесь:

«- Покажи каменный цветок.
- Показать-то, - говорит, - просто, да потом жалеть будешь.

4 января 2010 года в долине реки Хунза, что на севере пакистанского Кашмира, обрушилась гора. Это случилось само по себе – ни землетрясений, ни каких-либо иных катаклизмов не происходило в этот момент. Сошедший оползень похоронил целую деревню, убив около двадцати человек, засыпал Каракорумское шоссе и перекрыл реку Хунза.

Прибывающая вода довольно быстро поглотила еще несколько деревень, перерезала Пакистану единственную дорогу в Китай. В конце концов вместо полей, домов, шоссе и прочих творений человека образовалось озеро длиной более 16 километров и глубиной около 100 метров. Если перемычку прорвет, множество поселений ниже по течению реки будет уничтожено.

На осыпи

Пакистан: Бирюзовая смерть (Путешествия, каракорум, хунза, горы, природа, фото)

Шеститысячники Язгулемского хребта. (Альпинизм, язгулемский хребет, таблица вершин, шеститысячники памира)

В Язгулемском хребте оказалось так много шеститысячников, я так устал их обрабатывать!
В какой то момент понадобилась помощь коллективного мозга сообщества Риск.
И вот результат.

Луна над пиком Фиккера (6725). Вид с северо-востока, с ледника Витковского, справа - освещенный вечерним солнцем западный гребень вершины. Фото Ивана Жданова (2009).

К истории пиков Фиккера (6725) и Сов. Космонавтов (6150). (Альпинизм, пик советских космонавтов, пик фиккера, шеститысячники памира)

В работе над таблицами шеститысячников Памира приходится раскапывать данные о первом восхождении, верифицировать их по нескольким источникам и т.п. Работа эта очень кропотливая, но интересная. Это, как раз самое интересное при составлении таких таблиц.

И вот теперь мне понадобилась помощь сообщества Риск.

В давние времена был послан в мир сын небесного божества Гэсэр, чтобы бороться со злом. Жил он в горах, и восседал на троне – самой высокой из гор. Горы, где живут боги и герои, обитал Гэсэр и спят его окаменевшие воины, сейчас называются Саяны.

В горах Кингтау.

Немного экзотики. Шеститысячники хребта Кингтау. (Альпинизм, аксай, будунсельтау, шеститысячники памира, аксайбаш)

Виртуальный проект "Шеститысячники Памира" продолжает развиваться.
На этот раз речь пойдет о шеститысячниках хребта Кингтау. Наверно мало кто слышал о таком хребте. А между прочим - классные горы! В плане альпгеографии о них очень мало чего известно. Мне удалось выйти лишь на пару немецких экспедиций AACZ в 1997 и в 1998 гг. И еще некоторый след там оставил Клармонт Скрин.

Шеститысячники хребта Музкол (Альпинизм, шеститысячники памира, таблица вершин, хребет музкол)

Предлагаю вниманию читателей Риска мой следующий после "Шеститысячников Шахдаринского хребта" аналитический опус.

Речь теперь пойдет о шеститысячниках хребта Музкол. Приятно было поработать над этим материалом, в связи с развивающимся лыжным походом маёвских туристов под руководством Сергея Романенкова от пика Советских Офицеров (6322) в хребте Музкол к пику Революции (6940) в верховьях ледника Федченко.

Надеюсь, что этот материал окажется полезным киевским туристам из ТК Глобус летом 2011 г. (группа Богдана Савчинского) и многим другим фанатам Памира - туристам и альпинистам.

Экспедиция в Музкол 1940 г. Идентификация вершин и анализ ошибок. (Альпинизм, пик райковой, пик погребецкого, долина акбайтал)

Разобравшись с шеститысячниками Шахдаринского хребта, я было взялся за шеститысячники хребта Музкол, но наткнулся на такую проблему. Что за шеститысячники такие - пики Погребецкого и Райковой? Нет таких шеститысячников. Начал разбираться... Зачитался книжкой В.С. Яценко "В горах Памира", изданной сначала в 1945 г., а потом переизданной в 1950 г.

И получил интересный результат, который сначала решил оформить в Энциклопедии Риска под заголовком "Псевдошеститысячники хребта Музкол", а потом, думаю, спокойнее надо быть... :), и переименовал в "Вершины долины Акбайтал".

Шеститысячники Шахдаринского хребта. (Альпинизм, шеститысячники памира, таблица вершин, шахдаринский хребет)

Тут как-то провел аналитическую работу и составил в Энциклопедии Риска таблицу шеститысячников Шахдаринского хребта. Надеюсь, она пригодится тем, кто собирается на Юго-Западный Памир.

В результате анализа первоисточников с верификацией сведений по Google Earth и советским топографическим картам найдены некоторые ошибки в классификаторе. В конце работы прописаны пожелания по дополнениям и исправлениям.

В Мурманске достаточно достопримечательностей, но основной является ледокол «Ленин», посетить который стремятся все приезжающие сюда. Он был выведен из эксплуатации в 1989 году и остался в городе уже навсегда.

Плато Губайлык. Сюда планировал прийти Громбчевский, преодолев перевал Русский и ущелья 3-х притоков Юрункаша. Фото О. Чхетиани (2003).

Загадка перевала Русский. Вот где загибалась экспедиция Громбчевского. (Альпинизм, аксайчин, перевал русский, громбчевский, куньлунь, юрункаш)

Итак, мы знаем, что после отказа властей Индии принять экспедицию Громбчевского в Ладакхе, где он и его спутники могли бы переждать морозы зимы 1889-1890 г., Громбчевский попытался перевалить в бассейн реки Юрункаш и вдоль этой реки пробиться на север в населенные места близ Хотана. Мы знаем также, что этот гибельный путь ему подсказал Френсис Янгхазбенд [1 и 2].

"... В донесении к своему непосредственному начальнику полковнику Пэрри-Нисбету (Parry-Nisbet), британскому политическому резиденту в Кашмире, Янгхазбанд сообщал, что указал русскому "путь абсолютно лишенный всякого значения, из ниоткуда в никуда, проходящий по очень высокому плато и горам, без травы и топлива, и что движение по нему зимой будет сопряжено с большими трудностями и потерями в отряде". [1]

Лишь с нескольких попыток мне и Garmo удалось-таки полностью восстановить маршрут Громбчевского к реке Юрункаш.

Отдел исторических изысканий Риска сообщает новые данные по экспедиции Косиненко 1908 г. (Альпинизм, ледник федченко, ледник бивачный, памир)

Благодаря ИГРАН и, в первую очередь, Оксане Рототаевой, при большом участии Garmo удалось вытащить на свет интереснейшую статью Николая Ивановича Косиненко о конном путешествии по Памиру в 1908 г., опубликованную в 1915 г.

Общение с первоисточником позволило установить:

Странички истории. Проблема долины Шаксгам. (Альпинизм, каракорум, мэйсон, громбчевский, янгхазбенд, долина шаксгама)

Пока Том не уехал в Африку, спешу поделиться частью исторического обеспечения нашей экспедиции, и перед PPZ обещание выполнить.

Поэтому публикую перевод интереснейшего документа - выступления полковника Сэра Френсиса Янгхазбенда на заседании Королевского географического общества 8 февраля 1926 г.

Конечно же восхищает и проявленное им благородство, ведь за язык его никто не тянул.

Таким мог увидеть Косиненко пик Коммунизма (7495) в 1908 г. Фото И. Жданова из кармана правой морены ледника Бивачного в 2,2 км от его устья (2009).

Первая конная "шестерка" на Бадахшанском Памире. (Альпинизм, косиненко, ледник федченко, ледник бивачный)

Сегодня я побывал на Московском городском братском кладбище. Оно совсем недалеко от моего дома - 10 минут на велике. Здесь похоронен полковник Генерального штаба Николай Иванович Косиненко, который геройски погиб 31 января 1917 г. Вчера мне удалось сделать маленькое историческое открытие. Оказывается, что полковник генерального штаба и выдающийся исследователь Памира капитан Косиненко - один и тот же человек!

Изучая историю Памира, невольно обращаешь внимание на отсутствие каких-либо биографических сведений о капитане Косиненко. Этот офицер известен своим знаменитым конным походом 1908 г. по маршруту:

Ош - Гульча - перевал Талдык - Алайская долина - Дароут-Курган - перевал Терсагар - кишлак Алтын-Мазар - ледник Федченко - радиальный выход на ледник Бивачный до устья S-образного ледника с перевала Большой Фонтан - радиальный выход по леднику Федченко до перевала Кашалаяк - река Беляндкиик - перевал Тахтакорум (4555,1А) - река Танымас - радиальный выход на ледник Грумм-Гржимайло - селение Кудара - селение Савноб - селение Рошорв - река Язгулемдара - перевал Нижний Хурджин (4750,2А) - река Рокзоу - река Язгулем - перевал Гушхон (4407,1А) - река Ванч - перевал Сытарги (4488,1Б-2А) - река Обихингоу - перевал Гардани-Кафтар (3745,1А) - река Сурхоб - Алайская долина - Фергана.

Одно только перечисление этих названий ласкает слух фанатам Памира. А это всё было в 1908 году верхом на лошадях!

Дорога. Москва - Кашгар - Каракорум. (Альпинизм, каргалык, илик, мазар, китайский каракорум, маи)

К следующей части.
На главную страницу отчета.

Это рассказ о заезде - о самом начале нашей экспедиции 2010 г. в Китайский Каракорум. Надеюсь, что добавленные в этот текст незначительные детали окажутся полезными для путешественников и восходителей, которые решились посетить район великих вершин (К2, Броуд пик, Гашербрум, Хидден пик) с китайской стороны.