Место: Памир. Лента.

Печальная находка на леднике Розмирович. Дело завершено! (Горный туризм)
Начало этой почти детективной истории положил Александр Грушин. В 2015 году группа, в составе которой он был, обнаружила на леднике Розмирович снаряжение и человеческие останки. Вернувшись домой, Александр опубликовал об этом пост http://www.risk.ru/blog/205791. Публикации об этом продолжались в течение пяти лет. Сейчас я постараюсь кратко описать развитие событий.

Панорамы вершин Центрального Тянь-Шаня и Памира (тянь-шань, вершины, коммунизма, победы, ленина, хан-тенгри, корженевской)
Подписал названия вершин на нескольких своих панорамах гор Центрального Тянь-Шаня и Памира.
На фотографиях всем известные семитысячники с разных сторон и другие, гораздо реже посещаемые, но не менее красивые вершины.
Если забраться повыше, далеко видать. Иногда на много десятков километров. И горные гиганты уже как на ладони :)

На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

Туристы «Янтаря» неофициально в рамках походов уже сделали в 1974г восхождение на пик Ленина и в 1978г на пик Коммунизма. Еще одна вершина-семитысячник притягивала их взор к себе. Вершина Корженевской - четвертая по высоте вершина Советского Союза (7105 м). Расположена она на северо-западном Памире, в северо-западном отроге хребта Академии наук.
Стремление было пройти красивый маршрут через памирские ледники и перевалы, и в конце маршрута подняться на вершину. Но все не так просто оказалось, как планировали. Памир притягивал к себе своей красотой, величавостью. Свою суровость и грозность он показал не сразу – дал время оценить опасность. Два года попыток. И в 1987 году двое участников все же поднялись на вершину Евгении Корженевской.

Не так давно прочитал на «Риске» ( https://www.risk.ru/blog/215345 ) о первом и последнем спуске на параплане Л.Мартынова с пика Коммунизма в 1991-м году, и меня как будто ударило током. «А ведь у меня есть фотокадры этого полёта, и не только полёта!». В июле-августе того года довелось мне стать участником программы «Три семитысячника СССР» в составе команды, персональный состав которой можно посмотреть на фотографиях в тексте. Раньше я считал, что ничего особенного, чем можно поделиться с читателями «Риска» об этом месяце, проведённом на Памире, нет. Но вот после прочитанного о последнем полёте (до распада СССР) и небольшой переоценке временем я оцифровал слайды того восхождения и рискну рассказать .

Группа 6B закончила маршрут. Прохождение сложнейшей реки Обихингоу совершить не удалось по причине паводкового уровня воды. Основная проблема заключалась в попытке совмещения первопрохождения небольшой речки Ярхыч с одним из "титанов" водного мира.

Владимир Безносов – горный турист, руководитель траверса пиков: Патриот – Россия – Коммунизма в 1973 году. (Горный туризм)
Владимир Безносов (03.03.1945 г. – 02.02.2010 г.). (Фото из архива В. Безносова)

Когда я начал искать сведения о туристах, ходивших на семитысячники до 1990 года, то наткнулся на публикацию Андрея Лебедева «Траверс Патриот – Россия – Коммунизма 1973, кто об этом знает?» от 19.10.2010 г. (http://www.risk.ru/blog/13333). В ней рассказывалось о беспрецедентном по тем временам траверсе упомянутых вершин тремя томскими студентами. Прочитав комментарии к посту, мне захотелось побольше узнать об этом траверсе и о его руководителе – Владимире Безносове, так как было много противоречий в описании, а фигура руководителя выглядела одиозной.

Женщины рожают за 9 месяцев, африканские слонихи за 22, мне потребовалось почти 3 года, чтобы разродиться этим постом. В этом я чем-то похож на альпийскую черную саламандру из отряда хвостатых земноводных, у которых беременность может длиться и более 3 лет (даже не предполагал, кто мои дальние предки!) Никак не складывались пазлы, ведь в его походах было несколько несчастных случаев. А недавно выяснил, что в одном из таких эпизодов участвовал Борис Абрамов (Aibolit) и пазлы сложились. Но обо всём по порядку.

И вновь про печальную находку на леднике Розмирович. (Горный туризм)
Я ещё раз повторяю прошлогодний пост https://www.risk.ru/blog/211721. Тогда на него никто не отозвался, и я надеюсь на нынешний год. В преддверии сезона, когда планы у туристов уже определились, хотел бы ещё раз задать вопрос аудитории о возможности завершения этого дела. Пока мои усилия через Федерацию туризма России успехом не увенчались, но знаю, что ходят и не зарегистрированные группы.

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Мусы Джалиля по северной стене. (пик ленина)
31.08.2017 с большим удовольствием сходили первопроход по северной стене пика Мусы Джалиля (4800м., согласно классификатору). Из базового лагеря Ачик-Таш Ak-Sai Travel уложились до вершины и обратно за десять с половиной часов. Маршрут очень понравился. В преддверии нового сезона выкладываю описание маршрута.

30 дней на Памире или как два горника пик Корженевской ходили. (Горный туризм, Фортамбек, пик Шапак, пик Гоголя)

Не совсем технический отчет о горном путешествии совсем не простой категории сложности.

«Вам не бывает страшно и одиноко в горах?
Нет, ведь со мной всегда мой Напарник!»
Из кинофильма «Северная стена Эйгера.»

Маршрут: кишлак Депшар – пер. Белькандоу (н/к, 3380) – р. Сугран – разведка ущелья Гулчатсу – связка траверс п. Гоголя (5440), пер. Бырс Сев., траверс п. Шапак (5720) (3А тур.) – лед. Шапак – лед. Фортамбек – лед. Вальтера – МАЛ «АльпНавруз» - п. Корженевской (7105, 3А тур., 5А альп.) – лед. Фортамбек – пер. Курайшапак (2А тур., 4650) – дол. Хадырша – трос через Муксу – «тропа золотоискателей» - ур. Ходжитоу – кишлак Депшар.
30 дней в горах
160 км с учетом радиалок и коэф. 1,2
Вес тушки участника минус 10 кг.
Количество выделенного адреналина – не поддалось измерению:)
Этот поход был пройден в двойке (м+ж), в автономном режиме за исключением пребывания в МАЛ, где мы воспользовались вертолетной заброской (и совсем чуть-чуть – гостеприимством Алишера:)).

ХОЖДЕНИЕ ПО МУМБНЯМ. Голодная шестерка вокруг пика Россия, 2017 год, Памир. (Горный туризм, таджикистан, новосибирск, турклуб нгу)

Хождение по мукам, хождение по мумбням, кто о чем... Развитие темы, с фотографиями и лирическими отступлениями, внутри поста. Нитка маршрута вышла такая:

к. Вань-Вань - р. Дараипоймазар - пер. Пулковский Траверс (3А, 4700, п/п) - лед. Мумбни - лед. Гармо - лед. Вавилова - пер. Вавилова (3Б, 5600, новый вариант спуска) - лед. Крутой - пер. Южный Цирк России (3А, 5400, п/п) - лед. МГУ - пер. Россия (3Б, 6200) - лед. Беляева - лед. Гармо - пер. Аводара (2А, 4950) - лед. Дорофеева - лед. Гандо - пер. Летавета (3А, 5000) - лед. Сугран - р. Сугран - пер. Белькандоу (н/к, 3400) - к. Кандоу

ПЕРЕКУР НА КОММУНИЗМЕ В 1984 ГОДУ. (Горный туризм)
Сразу хочу предупредить, что это не рассказ о походе, а статья для журнала «Спортивная медицина: наука и практика» и на Риск она попала совершенно случайно. «Правильным» туристам и альпинистам читать не рекомендуется, или хотя бы прикрывать ладонью глаза. Подобное чтиво обычно обозначается значком +60, и если не подтвердите свой возраст, то ваш компьютер будет заблокирован.

О влиянии курения на организм высотника, мы стали задумываться ещё в конце 70-х. В результате долгих дискуссий пришли к убеждению, что оно, безусловно, полезно. Вкратце теория выглядела так: у курильщиков альвеолы постепенно забиваются смолами и, чтобы обеспечить прожиточный минимум кислорода организму, его лёгкие должны разрастаться и их объём увеличиваться. Перед маршрутом нужно бросить курить, пропариться с десяток раз в бане, чтобы выбить из себя все шлаки, и вперёд с песней с ого-го какими лёгкими.

Вертолёт закадычный мой враг или первая примерка гроба на себя. (Горный туризм)Поляна Москвина.

В 86-ом опять потянуло в горы. Замучили приступы обонятельной ностальгии. Двумя годами раньше мы так смачно покурили на пике Коммунизма, что аромат «Дымка» в смеси с чистейшим горным воздухом при минимальном содержании кислорода, произвёл на меня неизгладимое впечатление и врезался в память. Как любитель вредных привычек, я не мог уже дольше мучиться, да и любопытство разбирало – а как оно будет на этот раз? Обзвонил друзей, собрал команду курильщиков. Решили, что идём на Корженеву и Коммунизма, а для акклимухи на пик Четырёх.

Ещё раз про находку на Розмирович (Горный туризм)
Фактически я повторяю прошлогодний пост https://www.risk.ru/blog/210828, который в то время может быть был преждевременным. Сейчас, в преддверии сезона, когда планы у туристов уже определились, хотел бы ещё раз задать вопрос аудитории о возможности завершения этого дела. Пока мои усилия через Федерацию туризма России успехом не завершились, но знаю, что ходят и не зарегистрированные группы.

1957 г. Восхождение на пик Сталина (7495 м.). Кто же всё-таки был там первым? (Альпинизм)
У тура на пике Сталина. 01.09.1957 г.

В 1957 году 10 альпинистов из экспедиции ДСО «Буревестник» под руководством Кирилла Кузьмина совершили восхождение на пик Сталина (7495 м.) с ледника Беляева через пики Куйбышева и Душанбе.

Более подробно об этом можно прочесть в книге К.К. Кузьмин гидроэнергетик-альпинист. Некоторые места в дневнике мне показались забавными, и я решил их здесь опубликовать, выделив жирным шрифтом. Мои комментарии написаны курсивом.