Ликбез о радиосвязи (Туризм, радиосвязь, связь в outdoor)
Оглавление:

-Зачем они нужны?
-диапазоны частот. Что это такое и какой выбрать?
-субтоны, почему они не “подканалы”;
-дальность радиосвязи (мощность, антенна и рельеф);
-энергопотребление и вес. Важная для туристов тема;
-аксессуары. гарнитуры и ларингофоны;
-как общаться.

Еще немного об экзаменах в российской школе гидов! (Ски-тур, школа горных гидов, фар, горы, приэльбрусье, гидские экзамены, горные лыжи, фрирайд, ски-тур)
Фото Константина Диковского

Побуду Капитаном Очевидность и напомню, что лето заканчивается, а значит близится осенняя сессия для курсантов Школы гидов России. На этот раз экзамены будут сдавать гиды по альпинизму. Напомню, что лыжники сдавались весной.

На эту тему читателей "РИСК онсайт" ждет большой материал в следующем номере! А пока публикую выдержки из беседы с участниками весенних сборов: курсантом школы Максимом Беломестных, исполнительным директором Ассоциации горных гидов России Романом Брыком и Денисом Симавским. Говорили об учебе, экзаменах и ситуации в индустрии. А потом прокатились в вагончике канатки вместе с куратором российской школы гидов - преподавателем из Канады Китом Ридом - чтобы расспросить о том, как сдали экзамены наши курсанты.

Первые выпускники Национальной школы горных гидов (Альпинизм, школа горных гидов, фар, red fox, petzl, 7 вершин, zimberlan, gore-tex, альпиндустрия)
Фото: Константин Диковский

Известны имена первых четырех выпускников Школы горных гидов России. Звание лыжного гида получили Сергей Фурсов, Анна Ханкевич, Александр Маврин и Максим Ануфриков, сдавшие квалификационный экзамен с общей оценкой более 80 %.

"Я обычно плох, но, когда я хорош, я хорош дьявольски..."
Чарльз Буковски
I.N.D.I.A. (I'll Never Do It Again) Часть 1. Гора (Альпинизм)

C 20 сентября по 5 октября на территории АУСБ Безенги прошел очередной УТС «Спасение в горах». Уже 15ый по счету с 2007 года, когда была возрождена эта учебная программа, ранее существовавшая в СССР под названием "Спасательный отряд".
Как участник майских сборов, которые прошли с 10 по 24 мая 2014 в Безенги, хочу рассказать по возможности подробно и объективно, что же сегодня из себя представляет этот учебный курс. Информация в первую очередь предназначена тем, кто раздумывает, проходить ли обучение или нет.
"Жетон" глазами участника (Альпинизм, спасение в горах, безенги, катя коровина, спасение в горах, безенги, катя коровина, спасение в горах, безенги, катя коровина, спасение в горах, безенги, катя коровина)
На фото - Упаковка страдальца под дождем

"Спасательные работы на сложном горном рельефе в малой группе" (Альпинизм, спасательные работы в малой группе, фар, веденин)

Вышло в свет новое учебно-методическое издание Федерации альпинизма России.

В издании описаны рекомендованные ФАР и UIAA способы, технические приемы проведения ПСР в малой группе и методики их преподавания.

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)

Уже много лет на родине ски-экстрима в Альпах используется категорийная система toponeige rating, которая позволяет дать общую оценку сделанному спуску.

Параллельно с ней существуют Швейцарская и Американская системы с кучей ответвлений. У нас в СНГ бэккантри, ски-альпинизм, ски-экстрим только-только начинают набирать обороты и данный материал предназначен чтобы внести ясность и упорядочить кучу проделанных и будущих маршрутов.

Ведь в альпинизме, скалолазание существуют различные системы оценок. Так почему в ски-альпинизме есть такой громадный пробел?

Школа горных гидов России на Кавказе. Фото (Альпинизм, фар, meindl, gore-tex, red fox, petzl)

В период с 15 по 28 апреля 2014 года на Кавказе прошли очередные модули школы горных гидов. Школа проходила в Приэльбрусе, в поселке Терскол. Это было обусловлено сложностями с получением разрешений для выхода в пограничную зону. Однако и эту проблему в процессе обучения удалось разрешить, и курсанты смогли совершить несколько выходов в ущелье Адыл-Су.

Автор рекомендаций Дэйв Шелдон.

Людей, чьи партнёры тяжелее на 6 и более кг, обычно отрывает от земли во время задержания ими сорвавшегося лидера на спортивной трассе. Несмотря на то, что поначалу это приводит в замешательство, с ситуацией можно справиться с помощью некоторых простых мер предосторожности, обеспечивающих хорошее, мягкое и безопасное задержание сорвавшегося. Некоторые альпинисты рекомендуют пристёгивать лёгкого страхующего к точке страховки на земле, но это может привести к жёсткому падению лидера, с ударной нагрузкой. В большинстве случаев, при которых у страхующего есть небольшая свобода перемещения, снижается вероятность травмирования его и лидера, а также снижается сила, действующая на систему страховки.

Страховка более тяжёлого напарника на спортивной трассе (Альпинизм, спортивная трасса, тяжёлый страхуемый)

Три северные стены Лаваредо за один зимний день (Альпинизм, чима овест, чима гранде, комичи, чима пиккола, крутые, рекорды, тре чиме ди лаваредо, ули штек, доломиты, горы, зима)
Ueli Steck & Michi Wohlleben на вершине Чима-Гранде после прохождения маршрута Комичи. Фото из архива команды

Ули Штек и Михи Вольлебен 17 марта прошли три северные стены Тре Чиме ди Лаваредо по маршрутам Кассина, Комичи - Димаи и Иннеркофлера.

Давно хотела написать статью с личными рекомендациями тем, кто хочет подняться на Эльбрус, но все откладывала. И вот сподвиглась.

Эльбрус для «чайников» (Альпинизм, акклиматизация, red fox elbrus race, высотный порог)

27 вариантов применения корделета* в горах, и не только… (Альпинизм, технические приемы, учимся, риск 60, периодика, горы, риск онсайт, альпинизм)
Организация переноски корделетов

К сезону :) Материал из журнала "РИСК онсайт" № 60 подготовил Сергей Веденин. Фото Елены Дмитренко

От редакции:

Аутдор на острие технического прогресса. Производители «железа» придумали девайсы практически под каждую конкретную потребность: подъем, спуск, страховку, полиспаст. Одна беда – унести с собой все это многообразие невозможно, да часто и незачем.
Курсантов российской Школы гидов учат обходиться во время работы с клиентами минимумом технических средств. Мы уверены, что многим этот опыт окажется полезен.

Предисловие переводчика

Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

Берегите себя! Инструкция по самоспасению

Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

Итак, что теперь?

Базовые навыки самоспасения с пошаговой инструкцией (Альпинизм, самоспасение в двойке, подъём по верёвке, перенос страховки, пропускание узла)

Дюльфер по-австрийски. (Альпинизм, спуск по веревке, страховка, тактика)
Продолжая «чёс» австрийского альпинистского журнала «bergundsteigen», представляю перевод статьи Петера Платнера и Вальтера Вюртля из третьего номера за этот год, посвященной организации спусков при альпинистских восхождениях. Хотя некоторые предлагаемые авторами приемы могут кому-то показаться на первый взгляд и не вполне рациональными, опыт столь матерых гидов-инструкторов, «съевших на восхождениях не одну собаку», весьма интересен для ознакомления.

Как я учился в Швейцарской школе горных гидов. Личные впечатления.  Часть 1. (Альпинизм, школа горных гидов, швейцария, киргизия, kmga)

В августе 2010 и в апреле 2011 мне посчастливилось побывать на определенных этапах обучения гидов в Европе. Об этом мой рассказ.

Методика самоспасения

Эта техника, представленная в актуальном учебнике альпинизма "DAV ALPIN-LEHRPLAN 3", позволяет быстро и с применением минимума средств выбраться наружу из трещины на леднике или, в случае срыва на нависания на скалах, подняться наверх к самой верхней страховой точке перед срывом. Возвращаясь к технике выбирания из ледниковой трещины стоит заметить, что как минимум лидер связки, пересекающей разорванный или закрытый ледник, должен безупречно владеть этой техникой.

На Риске уже есть целый ряд статей посвященных «западному» взгляду на организацию станций страховки. Например, монументальный обзор Варианты организации станции страховки © или Сравнительный анализ приемов динамической страховки от технической комиссии итальянского альпийского клуба CCMT
Настоящая же статья является переводом статьи эксперта по безопасности немецкого альпийского союза DAV Криса Земмеля (Chris Semmel) доступной в оригинале тут . Этот источник, кстати, тоже недавно где-то упоминался.

UPD: чтобы прочесть вторую часть статьи кликай сюда
UPD2: полная pdf версия обеих частей доступна для скачивания

«Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альп. союза DAV (часть 1, Альпинизм, станция страховки, технические советы, безопасность, альпинизм)