Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,

Напутствие начинающим руководителям.

Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.

Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.

Продолжая разбирать книги после встречи с букинистом, в книге Виктора Корзуна "Эльбрус" высмотрел советы восходителям на Эльбрус.

Практические советы восходящему на Эльбрус. Глас из 1938 г (Альпинизм)

Было интересно прочитать рекомендации, писаные в 1938 г.

В это воскресенье я не ходил на Староконный рынок за монозубом.
Во-первых, была одесская зима - сыро, промозгло, ветер гнал на город черно-серые тучи с серого Черного моря.

Книга издана в 1931 г. Все книги Н.Крыленко, после его расстрела в 1938 г., были изъяты из библиотек и уничтожены. Большая редкость.

Встреча с букинистом (литература об альпинизме, корзун, клементьев)

Организация переправы забросом веревки на целевой берег (Горный туризм, безопасность, переправа)

Иногда в походе возникает необходимость (или просто большое желание ) переправиться через неширокую реку, ни вброд, ни вплавь не преодолимую. Многие относятся к этому скептически . «Я столько раз ходил и ни разу не понадобилось» - часто такое слышал от людей действительно опытных.
Тем не менее опыт таких переправ существует и я считаю, что группе, идущей маршрут по мало освоенному району с проблемными переправами, полезно о нем знать.

Ски-альпинизм на Эльбрусе. Как это было... (Ски-тур, кубок россии по ски-альпинизму, терскол)
Наконец-то выдалось немного времени описать поподробнее Второй этап кубка России по ски-альпинизму и разобрать привезенные фотографии.
Хотя репортаж на "Звезде" уже вышел в эфир и результаты можно посмотреть на сайте мне остаётся поделиться впечатлениями и фотографиями.

Предлагаю вашему вниманию перевод статьи из свежего, февральского номера норвежского журнала "Альпинизм". Статья посвящена животрепещущей теме использования горелок внутри палаток.

Jarle Traa. Отравление угарным газом на Эвересте? (Альпинизм)

Для тех кому интересно. Сегодня поработали над полями северо-восточного склона Чегета, протрясли слоны.

Чегет. (Горные лыжи/Сноуборд, приэльбрусье)

С 6 по 11 мая в одном из самых красивых уголков России – Приэльбрусье пройдет V фестиваль зимних экстремальных видов спорта - «RED FOX ELBRUS RACE», организованный компанией «Red Fox» совместно с Федерацией Альпинизма России при поддержке МЧС России и правительства Республики Кабардино-Балкарии.

Red Fox Elbrus Race 2013 (Скайраннинг, скайранинг, эльбрус, снегоступы, скоростное восхождение)

Войтек Куртыка: по следам безнадежного романтика (Альпинизм)

Войтек Куртыка взошел «всего» на шесть восьмитысячников, правда стоит заметить, что «собирательный альпинизм» никогда его и не интересовал. Он прославился другими достижениями. Его прохождение западной стены Гашербрума IV в двойке с Робертом Шауэром в 1985 году по праву попало в золотой фонд всемирного альпинизма. Сегодня Войтек живет вне света софитов. От номинации на Золотой Ледоруб за «спортивные достижения» легендарный польский альпинист тоже вежливо отказался. А ведь, по мнению Рейнхольда Месснера, именно Куртыка задал современному гималайскому альпинизму его модерновый, легкий и блестящий стиль. В последнем номере журнала VERTICAL вышла замечательная статья про этого легендарного польского альпиниста.

Камера на шлеме Кристофера Карлссона (Kristoffer Carlsson) засняла момент, когда он оказался похоронен на глубине 1.5-2 метра в лавине на склоне в Вербье. А также счастливое спасение. Даже зная о "хэппи энде" смотреть страшновато.
Кристофер любезно разрешил мне показать это видео вам!

ДА ОБОЙДУТ ВСЕХ НАС ЛАВИНЫ… (Бэккантри/Фрирайд, лавинная школа, лагонаки, альпиндустрия)

Лавинная школа в Краснодаре появилась как общественная волонтерская инициатива в результате растущей популярности зимнего активного отдыха в горах Кубани и Адыгеи.

Доброго всем дня!
Хочу поднять вопрос на тему носков, которые используются Вами при восхождениях. Ранее этот вопрос поднимался, но толковых ответов, по-моему, так и не прозвучало, но не исключено, что я плохо искал.

Автор: Николай Дроботенко.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

О лавине в Карпатах, неделю назад снесшей со склона двух человек, я узнал из теле- и интернет-новостей. Информация была скудной: «район села Пилипец»... «лавина»... «поиски продолжаются»... «нашли»... «один – жив, с переломами ног»... «второй – погиб». Но я отчётливо сознавал, что это – вершина айсберга.
Меня же интересовало всё – где, как, при каких обстоятельствах. Поэтому, выдержав паузу в пару дней, я позвонил своему давнему другу, одному из опытнейших спасателей Закарпатья, человеку с незаурядным альпинистским опытом в горах Кавказа, Памира и прочих, вплоть до Перуанских Анд – Жене Чизмару. У меня не было ни тени сомнения, что именно он будет брошен на поиск (поэтому я и выдержал паузу перед звонком – чтобы не отвлекать). Так оно и произошло. Теперь я представляю полную картину событий.

СЧЕТ "ПАМЯТЬ"

Пишет ssh, 23.01.2013 16:55

СЧЕТ "ПАМЯТЬ" (Альпинизм, сбор пожертвований, пик ленина-1990)

Уважаемые друзья!

Как известно, с 2005-2006 г.г. на леднике под пиком Ленина на высотах 4500 - 4800 метров стали вытаивать останки жертв трагедии 1990 г. В 2009 г. альпинисты СПб провели экспедицию с целью сбора и захоронения фрагментов тел альпинистов. Но в 2010-2012 г. стали вытаивать новые фрагмент, и возникла необходимость продолжения работы по их сбору и захоронению…

Федерация альпинизма Санкт-Петербурга сообщает о том, что открыт счет для добровольных взносов и пожертвований для организации экcпедиции и работ по захоронению останков альпинистов, погибших на пике Ленина в 1990 г.

Шамони…. Как много в этом звуке для сердца альпинИста слилось, как много в нем отозвалось….

Приключения в Шамони или путешествие Туда и Обратно (Бэккантри/Фрирайд, альпинизм, альпы, aiguille du midi)

При упоминании Шамони сразу вспоминаются первовосходители на Монблан, подвиги Бонатти на Пти Дрю, фотки Гастона Ребюффа на скальной игле, развитая сеть хижин и канаток, крутые спасатели и все это вместе вырисовывает альпинистский рай.
Мечта побывать в этом раю стала облекаться в реальные очертания после вот этого поста на Риске, где Леонид приглашает к себе в гости составить компанию на восхождения.

Роман Морозов – это человек, который осенью сделал для меня два видеофильма – фильм про фестиваль на Лофотенах и просто творческий фильм «Зачарованный мир Марчеки».

Оксана Чекулаева довольно подробно рассказала о работе горных гидов, их учебе и всей "кухне". О недавно открывшейся программе обучения гидов в России по международной методике, о работе в Грузии в хели-компании и многом другом.

Про работу зимних гидов (Горные лыжи/Сноуборд, гиды, оксана чекулаева)

Как-то давно у меня завязался разговор с одним знакомым, который далек от всего, что связано с горами, хоть и занимается экстремальными видами спорта.

- Кем ты работаешь?

- Гидом.

- Ух ты, здорово! А куда ты водишь экскурсии?

После этого вопроса в моей голове случился коллапс, и я поняла, что даже если стану объяснять, чем отличается экскурсия от восхождения или спуска вне трасс, то вряд ли смогу ему объяснить, чем на самом деле я занимаюсь, и в чем заключается моя работа летом и особенно зимой. Ведь для большинства людей в нашей стране гиды мало чем отличаются от экскурсоводов или проводников. Полупроводников, шутим мы иногда между собой.

Статья целиком.

Дети на высоте. Брошюра UIAA c рекомендациями родителям и врачам. (Альпинизм, высота, горная болезнь)

Недавно я обнаружила на просторах интернета брошюру UIAA, в которой специальная комиссия дает рекомендации тем, кто намерен подниматься на высоту с детьми. В свете недавней жаркой дискуссии о поступке родителей, отправившихся в трекинг вокруг Аннапурны с грудным младенцем, мне кажется, полезно будет ознакомиться с этим документом.